Из истории формирования официальной статистики жертв войны

 

По вопросу статистики жертв Великой Отечественной войны существует масса литературы, и, может быть, у кого-то создаётся впечатление, что она достаточно исследована. Да, действительно, литературы много, но и остаётся немало вопросов и сомнений. Слишком много здесь неясного, спорного и явно недостоверного.

«Украинский (малороссийский) диалект» «российского языка» в трудах М.В. Ломоносова.

Как мы знаем, становление некоторых важных отраслей отечественной науки в XVIII веке произошло во многом благодаря трудам великого учёного и просветителя Михаила Васильевича Ломоносова. Наравне с естественными науками он внёс большой вклад в научное языкознание и в развитие русского литературного языка.

Рецензия К.В. Шевченко на книгу А.Ю. Бендина «Проблемы веротерпимости в Северо-Западном крае Российской империи (1863-1914 гг.)»

Серьезный вклад в решение вопроса о роли конфессионального фактора в этнокультурных процессах на территории Северо-Западного края Российской империи в 1863-1914 гг. вносит фундаментальное монографическое исследование минского историка А. Ю. Бендина, посвященное сложной и малоисследованной теме, которую сам автор определяет, как «историю веротерпимости». Свой тематический выбор автор объясняет необходимостью изучения вопросов, остающихся без должного внимания со стороны исследователей конфессиональной истории и государственно-конфессиональной политики Российской империи. По мнению автора, это происходит потому, что у каждого из указанных направлений уже сложился свой определенный объект исследования, своя методология и свой круг источников.

Книга А.Ю. Бендина "Проблемы веротерпимости в Северо-Западном крае Российской империи. 1863-1914 гг." и, в качестве вступления, первая глава его докторской диссертации (Чаcть I)


В фундаментальной монографии, изданной Белорусским государственным университетом в
2011 году, А.Ю. Бендин впервые в белорусской историографии представляет историческое исследование, в котором на концептуальном уровне осмысливается феномен имперской веротерпимости в Северо-Западном крае как совокупность взаимоотношений религиозного законодательства, религиозной политики и межрелигиозных отношений, развивающихся поэтапно, под воздействием политических и религиозных причин общероссийского и регионального характера.

Памяти Олеся Бузины

 

На холодный асфальт покатились горячие красные капли
Прожигая собою пространство до самых заветных глубин.
Жертвой страшной войны в ритуальном кровавом спектакле
Пал бесстрашный герой – одинокий боец-паладин.

День славянской письменности и культуры

Кирилл и Мефодий

 

24 мая во многих славянских странах прошли торжества, посвященные славянским просветителям святым равноапостольным братьям Кириллу и Мефодию, создавшим глаголицу и перевившим Библию на славянский язык. Празднования Дня славянской письменности в этом году отмечено значимыми юбилеями - 1200-летие рождения (815 г.) и 1130 лет преставления (+6 апреля 885) одного из святых братьев Мефодия.

«Шевченка» или «Шевченко»? О грамотном русском склонении малороссийских фамилий с окончанием на -ко.

Большинство русских людей вследствие почти векового воздействия государственного образования и СМИ воспринимает как норму русского литературного языка несклоняемость малорусских фамилий, оканчивающихся на –ко. Что в именительном падеже, например, «Шевченко», что в родительном или дательном - «Шевченко» - всё едино.

Акция протеста «Против насильственной украинизации Южной Руси», организованная газетой «Киевлянин» в 1917 году.

Киевское население чтит исторические традиции и не забыло, что Киев—колыбель Руси. И даже по признанию самих украинцев Киев - „русский остров среди украинского моря". Кроме того, значительная часть киевского населения, и притом коренного местного, а не пришлого, относится с нескрываемым недоверием к украинцам, видя в них искусственных разрушителей единства русского племени и тайных сторонников Австрии.

Особенности погребального церковного певческого обряда в Столинском районе Брестской области

Деревня Велемичи. Храм во имя Св. прор. Илии – 1881 г. (пример церкви-муравьевки, которые в большом количестве строились в селах Северо-Западного края для укрепления православия и образования сети приходских школ).
Белорусская певческая культура православной традиции представляет собой неиссякаемый источник вариаций музыкально-поэтического толкования библейской образности и учения Церкви. Большое значение для атрибуции стилевой особенности белорусской певческой культуры православного типа имеет анализ интерпретации погребального обряда в различных регионах Республики Беларусь.

Православие в период разъединения Руси (XIII– XV вв.)

икона Виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия
Начавшийся в XII — середине XIII века процесс политического разъединения Руси изменил геополитическое положение восточнославянских земель. Уже к середине XIII в. северо-восточная Русь оказалась в вассальной зависимости от Орды; в XIV — начале XV вв. Полоцкая, Турово-Пинская, Витебская, Смоленская, земли Черной Руси, Северская земля, Волынь, Подолия и Киев — в составе Великого княжества Литовского. Червоная Русь в 1339-40 гг была присоединена к Польше. Судьба земель, составлявших наследие великого князя Киевского Владимира, сложилась неодинаково.

Становление литургического пения православной церкви в западнобелорусских сельских приходах в конце ХIХ – начале ХХ вв.

Церковь Св. Александра Невского в Сокулке Белостокское волеводтсво, Польша.
В 1596 г. в Речи Посполитой между православной и католической конфессиями была заключена уния (Брестская уния), после чего в униатских храмах началось постепенное изменение православного богослужебного обряда. Ко времени включения белорусских земель в состав Северо-Западного края Российской империи в западнобелорусских сельских приходах господствовала практика униатского богослужения, которая сильно отличалась от богослужебной практики Русской Православной Церкви.Начиная со второй половины 1820-х годов богослужебный язык западнобелорусской богослужебной практики приводился в соответствие с великорусской редакцией.