Раннесредневековая этническая история балто-славянского ареала и новые данные популяционной генетики для ее изучения

slavgen 1Вопрос этнической истории племен и народов балто-славянского ареала в VI–X вв. все более подвергается чрезмерной идеологизации и политизации в целях построения очередных антинаучных исторических мифов. Однако, эти сомнительные построения рассыпаются при объективном анализе летописных и археологических материалов, и тем более при изучении новых данных популяционной генетики.

«Неудержимо сердце обливается кровью, когда читаешь сообщение местного жителя из Белоруссии...»: Западная Русь в восприятии консервативной интеллигенции (на примере публицистики по польскому вопросу В.В. Розанова)

Vasily RozanovИспользуя современную терминологию, территории нынешних Белоруссии и правобережной Украины были частью двух «идеальных отечеств». Западный край входил в «идеальное отечество» польского национализма, стремившегося к восстановлению Речи Посполитой в границах 1772 года. Представители русской националистической мысли с этим были категорически не согласны, считая эти территории неотъемлемой частью Русской земли, и апеллировали к факту вхождения этих земель в Древнерусское государство, а также к этническому, религиозному и культурному родству восточных славян.

Пинская генеральная конгрегация православного духовенства 1791 года как первый опыт враждебных действий Фанара в отношении Русской Православной Церкви

Pińsk 1На фоне непростых взаимоотношений между Московским и Константинопольским патриархатами в связи с легализацией украинских раскольников и созданием Православной Церкви Украины, часто можно столкнуться с мнением, что напряжение между двумя Поместными Церквами начало нарастать после русской революции. Между тем это совсем не так. Отношения с Царьградом непросто складывались уже у святого равноапостольного великого князя Владимира - крестителя Руси. И далее на протяжении последующих веков Вселенские патриархи значительно осложняли положение Русского Православия. Православие в Речи Посполитой  не было окончательно уничтожено лишь благодаря изъятию Киевской митрополии из состава Константинопольской патриархии и введению ее в 1686 году под омофор Московского патриарха.

Черная Русь в источниках XV-XVII вв.

scale 2400В исторических трудах последних двух столетий нередко можно встретить название Черная Русь по отношению к территории Верхнего Понеманья вокруг городов Гродно, Волковыска, Слонима и Новогрудка. Наряду с этим, всегда было достаточно исследователей, скептически относившихся к применению данного термина. Но вопрос о том, когда и почему он появился, интересовал как скептиков, так и тех, кто был убежден в обоснованности его применения.

“Осколки разбитого вдребезги”: историческое поражение имперского проекта

503ec586dНационализм это своеобразная форма политической археологии. Наблюдения показывают, что любая нация нуждается в подходящем и достойном прошлом. Некоторые причины такой потребности лежат на поверхности. Древнее и славное прошлое придает тому или иному сообществу необходимый авторитет, увеличивает его самоуважение и повышает значение в глазах соседей, и главное - оправдывает его участие в разрушении предшествующих государств и политических образований.

«Присвоение» истории или ее постижение? (Русская литуанистика XIX - начала XX века)

Flag of LithuaniaБогатейшая российская историография, посвященная изучению истории Литовско-Русского государства (Великого княжества Литовского и Русского), в последние десятилетия оказалась в эпицентре дискуссий, зачастую подвергаясь огульной критике. Ей не везло и в XX веке, в условиях советской действительности ее жестко критиковали с марксистско-ленинских позиций. Нет оснований считать эту ветвь исторического знания ни украинской, ни белорусской. Это именно российская историография, своего рода феномен, который сформировался в условиях Российской Империи.

«Чад полонизма и смрад герценизма»: «Вестник Западной России» против классовой революции и сословной реакции

Westnik Zapadnoj Rossii 1866Журнал Ксенофонта Антоновича Говорского «Вестник Юго-Западной и Западной России» вошел в историю русской общественной мысли как одиозно реакционный. Однако этот стереотипный образ нуждается в определенном пересмотре: в него не слишком укладывается ни весьма своеобразная защита православия с помощью ссылок на Вольтера, ни специфический характер антипольского дискурса, приобретавшего на страницах журнала не столько националистический, сколько антисословный характер.

«Польский вопрос» и правительственная политика на территории Белоруссии в первой половине XIX века

«Польского вопроса», возникший в результате разделов Речи Посполитой, влиял на правительственную политику, проводившуюся на белорусских землях в первой половине XIX века. Оставаясь неизменной в своей сущности, формы и методы этой политики менялись в зависимости от политической ситуации в белорусско-литовском регионе. Наиболее ярко «польский вопрос» проявился в сословной, законодательной, национально-религиозной политике и в области просвещения.

Русофил из Подкарпатской Руси в чехословацких эмигрантских институтах: политический портрет Павла Цибере (1940-1944)

pavle cИстория Подкарпатской Руси в XX веке является примером активных опытов этнокультурной инженерии в отношении коренного населения региона, именовавшего себя русинами. Русинский  политик Павел Цибере, входивший в состав чехословацкого правительства в эмиграции, последовательно отстаивал идею о принадлежности русинов к общерусскому культурно-цивилизационному пространству.

Этнокультурная природа восточнославянского населения Габсбургской империи в освещении газеты «Русская правда» (Черновцы, 1910-1913

Значительная часть восточнославянского населения империи Габсбургов считала себя частью общерусского культурного и цивилизационного единства. В конце XIX - начале XX века данные силы столкнулись с новым, но набирающим силу интеллектуальным конкурентом - украинским национальным движением.

К 300-летию Ништадтского мирного договора  в 1721 г. Рождение империи Всероссийской.

Karta 3.Severnaya voina  Русский путь к империи оказался трудным, жертвенным и сопровождался неудачами. Первый шаг России на пути к империи сорвался из-за скороспелого вступления в войну со Швецией. 19 ноября 1700 г. под Нарвой неискушённая рать из 27 тысяч солдат и стрельцов, полутора тысяч драгун и 6600 поместной конницы была разгромлена.

История и культура Галицкой Руси в оценках галицко-русских просветителей и национальных деятелей XIX века

Современная Восточная Галиция, которая в настоящее время традиционно и обоснованно считается символом и оплотом украинского национализма, приобрела подобный этнокультурный облик сравнительно недавно. В конце XIX - начале XX века украинская национальная самоидентификация далеко не полностью утвердилась среди коренного восточнославянского населения Галиции, которое традиционно именовало себя русинами.