Значение Церкви в просвещении народа

 На протяжении веков, особенно после уничтожения карпаторусского дворянства и мещанства долголетним гнетом иноплеменников, когда остались лишь земледельцы и духовенство, и когда духовенство стало единственным двигателем национальной жизни своего обедневшего народа, нельзя было рассматривать общественную жизнь без церкви, без церковной жизни, без церковных людей. Словом, церковь являлась оплотом и культурной, и общественной жизни нашего народа. Все. что творилось на культурно-просветительном поприще, творилось посредственно и непосредственно русской церковью.

«Было чувство, будто мы оставлены на произвол судьбы»: учреждения российского общества красного креста при 1-й армии в августе 1914 г.

Николай II среди раненых офицерского лазарета Красного Креста, врачей и сестер милосердия. 21 ноября 1914 года. Тула, дворянское депутатское собрание (ГАТО. Ф. 3097. Оп. 3. Д. 38)События Восточно-Прусской операции 1914 г. и боевой путь 1-й армии генерала П. К. фон Ренненкампфа в частности достаточно хорошо изучены в отечественной историографии, однако отдельные лакуны существуют до сих пор. Так, практически не известна деятельность Российского общества Красного Креста (РОКК), которое в годы Первой мировой войны играло ключевую роль среди прочих общественных организаций, призванных содействовать армии.

Пряшевцы в Америке

Протоирей Андрей С. ШлепецкийНачало переселения пряшевцев в Америку датируется 1880 годом. Оно было вынуждено тяжелыми условиями жизни и невыносимым гнетом со стороны властвовавших иноплеменников. Об этом переселении писал уже в 1861 году известный карпаторусский деятель А. И. Добрянский, который уже тогда требовал права переселения для карпаторусского народа. Видя нужду своего народа, А. И. Добрянский серьезно интересовался делом переселения и, чтобы познакомиться с условиями жизни в Америке, он послал туда для изучения положения особого посла, одного из своих селян.

Об искусстве Пряшевщины


Изящная литература, живопись русских карпатцев в двадцатом столетии ведет борьбу между двумя началами: то тянется она к широким далям мировых достижений, то к родным горам, верхам, поточкам, селам, горным пастбищам, к родному небосклону. Между прочим, родная жизнь почему-то начинает играть второстепенную роль. Под нашими руками погибают наши, нам дорогие ценности, а наш взыскательный ум все бросается за абстракциями, теориями и иссушается ими.

Нереализованный проект генерал-губернаторства Восточной Пруссии (1914 г.)

Русская кавалерия на марше. Восточная Пруссия. 1914 г.В начале Первой мировой войны, стремясь захватить стратегическую инициативу, русское командование планировало силами Северо-Западного фронта генерала Я. Г. Жилинского разгромить 8-ю немецкую армию, занять Восточную Пруссию и тем самым выйти на оперативный простор. Первые институты управления на занятой территории, структурировавшие взаимоотношения с оставшимся населением, выстраивались по мере наступления. Так, в городах обычно из числа местных жителей назначался временный губернатор, нередко налагались контрибуции и брались заложники для обеспечения лояльности населения.

Народная культура населения Пряшевщины.

Материальная и духовная культура народа Пряшевщины до сих пор не исследована и не описана. Местные писатели, занимавшиеся этнографией своего народа, касались лишь известных сторон народной жизни: народного календаря, некоторых поверий, свадебного обряда и т. п. (Юрий Жаткович, Ставровекий - Попрадов, Анатолий Кралицкий, Иван Сливка - Сильвай). Все они являлись в указанной области любителями-самоучками, наблюдавшими жизнь сельского народа в ее наиболее выпуклых проявлениях, будучи сами жителями сел (большею частью священниками).

Ни эллина, ни иудея, ни варвара...Христианство и народная культура

Ко времени крещения Руси христианская культура приобрела развитый и, вместе с тем, сложный вид. Православие сохранило библейское предание с нормами и понятиями древних евреев, восприняло язык философии греческой образованности, правовую и организационную систему поздней Римской империи, развитые формы византийской архитектуры и искусства, богослужебную традицию, сложившуюся в славянских странах, прежде всего, в Болгарии.

Православные священники в русской императорской армии в годы Первой мировой войны

Православная служба перед боем во время Первой мировой войныПервая мировая была встречена в российском обществе небывалым патриотическим подъемом. Уже в августе 1914 г. в публичном пространстве доминирующей стала ее интерпретация как «народной», а различные общественные группы стремились продемонстрировать собственный вклад в будущую победу. Православная церковь не осталась в стороне. В символическом пространстве того времени ей отводилась роль помощника сражающейся армии.

Галицкая Русь во второй половине XIX в. в творчестве галицко-русского мыслителя и общественного деятеля И. Наумовича

  Иоанн Григорьевич Наумович (1826-1891) – один из наиболее ярких и в то же время незаслуженно забытых деятелей галицко-русского движения в Восточной Галиции во второй половине ХIX века. Будучи греко-католическим священником, позже перешедшим в православие и по политическим мотивам эмигрировавшим из Австро-Венгрии в Россию, И. Наумович проявил себя как энергичный и бескомпромиссный защитник прав галицко-русского крестьянства; как идеолог и зачинатель «обрядового» движения в греко-католической церкви, направленного на защиту восточного обряда от латинизации; а также как талантливый организатор и будитель галицко-русского народа.

Духовно-политические связи российских конфессиональных групп с европейскими странами во второй половине XIX в.

Российская империя являлась многоконфессиональной страной. По переписи 1897 г. в России проживали представители многих конфессий. Согласно законодательству империи, все религии, исповедуемые её населением, делились на три категории «первенствующая и господствующая». Государственной религией признавалась «…Христианская Православная Кафолическая Восточного исповедания». Все остальные вероисповедания в империи, подразделялись на остальные две категории «признанные терпимые» вероисповедания или «дозволенные» и «вредные непризнанные» или «недозволенные».

Международная научно-практической конференция: «Россия и славянские народы Восточной Европы в XIX -ХХ веках».

 

10 апреля 2016 г. в Центре евразийских исследований Филиала Российского государственного социального университета в г. Минске состоялась Международная научно-практической конференция: «Россия и славянские народы Восточной Европы в XIX -ХХ веках».