ЗАПАДНАЯ РУСЬ

Рубеж Святой Руси в прошлом, настоящем и будущем

Иван Панас. «Академик Е.Ф. Карский»

Предлагаемая вниманию читателей статья галицко-русского деятеля Ивана Панаса о научной деятельности академика Е.Ф. Карского была напечатана вскоре после смерти выдающегося ученого на страницах издававшейся в Париже русской эмигрантской газеты "Россия и славянство" в номере от 4 июля 1931 года. Данная статья, выходящая по содержанию за рамки обычного некролога и представляющая собой обзор многолетней научной работы и заслуг академика Карского, к сожалению, оказалась неучтенной даже в наиболее полных библиографиях ученого.

«Владимир Антонович и Антон Будилович» (из «Свое-житьевых записок» Б. Дедицкого)


В «Свое-житьевых записках» Богдан Дедицкий и Антон Будилович осуждают старания группы национально-демократической интеллигенции по введению украинского и белорусского "фонетических" языков с заимствованиями из польского и вытеснением коренной русской лексики искусственными словами. Они считают это злом, которое причиняет вред народному просвещению и внедряет в общество опасные идеи этносепаратизма. Увы, время полностью подтвердило их опасения.

А.В. Соловьев. Византийское имя России

Поход Олега на Царьград. Миниатюра из Радзивиловской летописи.

В русском языке X IX и X X вв. наблюдается несогласованность между именем страны «Россия» и именем народа «русский». Это несоответствие часто удивляет иностранцев, поскольку в их языках его не замечается: они пользуются и для нашей страны и для народа именами образованными от одного корня — по большей части с гласной у (от основы р у с - ) или, в венгерском и польском, от основы на о (рос-).

А.В. Соловьев. Великая, Малая и Белая Русь

 

Работа выдающегося русского православного историка А. В. Соловьева, опубликованная в 1947 году в журнале «Вопросы истории», где подробно рассматривается происхождение названий частей Русской земли, и из которой следует, что Россия и русский народ - это единое понятие, а деление на Великую, Малую и Белую, в общем,  чисто книжные географические понятия, с многократно менявшимися границами.

Политические записки графа Муравьева императору Александру II

Поджог православной церкви в Белоруссии мятежниками во время польского восстания 1863 года. Гравюра из французского журнала Le monde illustre, 1863 г.В цикле, посвященном деятельности графа Михаила Муравьева-Виленского в годы польско-шляхетского мятежа 1863 года, который кроме Царства Польского развернулся на территории современных Литвы, Белоруссии и части Украины, продолжаем публиковать документы касаемые  мер предпринятых Муравьевым по подавлению этого восстания, и последующего проведения реформ преобразовавших жизнь крестьянства. Сегодня, когда развернулись драматические события в Киеве, эти политические записки Муравьева особенно актуальны, поскольку на Украине, да и в Белоруссии,  действуют те же силы что и 150 лет назад, нацеленные на разрушение Русской православной цивилизации.

Белорусские современники о графе Михаиле Муравьеве-Виленском.

Памятник графу Михаилу Муравьеву-Виленскому в Вильно. Установлен 8 ноября 1898 года на добровольные пожертвования граждан. Наряду с памятником Екатерине II демонтирован в 1915 году при отступления русских войск во время Первой мировой войны. Но если бы его не демонтировали, то «революционеры» все равно взорвали бы его в первую очередь, как поступили с Александро-Невскую часовней в Вильно, поставленной в память русским воинам, погибшим во время польского мятежа 1863 года, и уничтоженной в 1918 году . На сегодня в старинном русском городе Вильно (Вильнюс) практически не осталось русских следов, как нигде не существует и памятника Михаилу Мурвьеву.
В рукописном отделе Института русской литературы (ИРЛИ) в Санкт-Петербурге  хранится редакционный портфель журнала «Русская старина», в котором отложились материалы, направленные к редактору журнала М.И. Семевскому в память о М.Н. Муравьеве. Среди них письмо виленского священника Иоанна Бермана  письмо П.А. Синицина,а также неизвестного автора, содержащих оценку деятельности Муравьева в литовско-белорусских губерниях.

Bceпoддaннейший отчет графа М. Н. Муравьева по управлению Северо-Западным краем.


Представляем отчет графа Михаила Муравьева-Виленского, поданный им в 1865 году императору Александру II, после удовлетворения его просьбы об отставки по состоянию здоровья с должности Виленского генерал-губернатора и наместника всего Северо-Западного края, с объективным изложением  положения в белорусских губерниях до и после польского мятежа 1863 года.  

Граф Михаил Николаевич Муравьев. Записки его о мятеже в Северозападной России в 1863-1864 гг.

 

Представляем полный сборник записок графа Михаила Муравьева-Виленского, о мятеже в Северозападной России в 1863-1864 гг., составленный проектом «Западная Русь» по номерам журнала «Русская старина» в память о выдающемся российском государственном деятеле,  так много сделавшего для освобождения белорусов от польско-католического  гнета и претворившего в жизнь реформы императора Александра II.

Ю.А. Яворский «Национальное самосознание карпатороссов на рубеже XVIII-XIX веков» (Ужгород. 1929 г.)

 

Публикуем текст приветственного выступления Юлиана Яворского в 1929 году в Праге по случаю семидесятилетнего юбилея карпато-русского писателя и общественного деятеля Eвмeния Сабова, в котором  говорится о национальном самосознании карпатороссов.

Л. Я. Луцык. «Идеология русскаго студенчества и задачи русскаго студента — меньшиньственника» (Львов 1932 г.)

Эта брошюра написана галицко-русским публицистом Л. Я. Луцыком. Об авторе ничего неизвестно. Возможно, он был родственником православного деятеля Иеронима Яковлевича Луцыка (1861-1935) или писателя Владимира Федоровича Луцыка (1859-1909).

Иерноим Яковлевич и Владимир Федорович были активными деятелями галицко-русской жизни (последний находился под влиянием русского поэта А. В. Кольцова). О В. Ф. Луцыке упоминает галицко-русский писатель Василий Романович Ваврик, бывший узник сразу двух австрийских концлагерей, Талергофа и Терезина, в своей книге «Краткий очерк галицко-русской письменности».

Сборник материалов конференции: «Крещение Руси в судьбах народов Беларуси, России и Украины: выбор цивилизационного пути»


Памятуя об исключительной важности Крещения Руси  для стран канонической ответственности Русской Православной Церкви, призвать руководство тех страна, где такое решение еще не принято, придать Дню Крещения Руси статус государственного праздника, а где возможно – и выходного дня.

Священный Синод. 27.07.2013  Журнал № 95

Сейчас на сайте

Сейчас 122 гостей и 3 зарегистрированных пользователей на сайте

Присоединяйтесь в Вконтакте Присоединяйтесь в Facebook Присоединяйтесь в LiveJournal

Антология современной западнорусской поэзииБелорусы и украинцы – русский народ. Свидетельства  исторических источников

Отечественная война 1812 г. в истории БелоруссииЗападнорусский календарь