ЗАПАДНАЯ РУСЬ

Рубеж Святой Руси в прошлом, настоящем и будущем

Е. Ф. Карский "Белорусы" ( в трех томах)

В конце девятнадцатого века в Петербурге, в среде студенческой молодёжи и интеллигенции - выходцев из Северо-Западного края стали все отчётливее вырисовываться идеи белорусского национализма. Во многом они опирались на выдуманные факты, были оторваны от действительной жизни белорусов, и потому в их идеях было много фантастики. Появление таких идей было закономерно в буржуазной среде разночинцев в период развивающегося капитализма. Во многом они стали возникать под польским влиянием, с оглядкой на появившийся ранее украинский национализм.
Во многом как ответ на это явление, стала этнографическая экспедиция по всем белорусским губерниям, предпринятая в 1903 году выдающимся филологом, стоящем на позициях западноруссизма, Евфимием Федоровичем Карским. По итогам экспедиции был издан главный труда учёного — полномасштабная научная работы «Белоруссы», заслужившая впоследствии название «энциклопедии белорусоведения».


Судьба этой книги не менее тяжелая, нежели его создателя, считавшего и доказавшего, что белорусы являются частью русского народа, но со своими особенностями в материальной культуре, и говорящими на белорусском наречии русского языка. При этом Евфимий Карский призывал бережно относиться к культуре и наречию белорусов, и ещё до революции составил программу изучения белорусского языка в школах. В советское время трёхтомник «Белорусы» практически не переиздавался. В тоже время, до сих пор этот труд часто используется его идеологическими противниками, с вырыванием цитат из общего контекста. Этот парадокс является следствием того, что не существует более серьёзного и авторитетного труда по белорусистике. При этом часто приводятся аргументы, что Карский частично пересмотрел в советские годы свои взгляды. Эти утверждения являются примером изуверства, поскольку, это были во многом вынужденные высказывания репрессированного большевиками академика.

Поэтому всем, кто интересуется проблемой национальной самоиндификации белорусов, следует начать с внимательного прочтения всех трёх томов книги «Белорусы».

Первое издание исследования Е. Карского “Белорусы” (7 выпусков в трех томах) датируется 1903-1922 гг. Книги издавались в Вильно, Варшаве, Москве. Во второй раз этот труд был издан в Москве в 1955-1956 гг.

В 2006 году издательство «Белорусская энциклопедия» выпустила книгу «Белорусы» небольшим тиражам в две тысячи экземпляров.
В предисловии этого издания говорится:
«Классическое произведение Евфимия Федоровича Карского «Белорусы» признано высшим достижением европейской славистики – энциклопедией белорусоведения. Когда-то это издание было настольной книгой каждого образованного человека, являлось энциклопедическим справочником по истории и духовному развитию белорусов. Не утратило оно и сегодня своей научной и мировозренческой актуальности. Это издание стало библиографической редкостью, поэтому недоступно массовому читателю».

Увы, в этом предисловии почему то не говорится, что книга переиздана не по первому оригинальному изданию, а, как отметил известный белорусский историк В. Скалабан, по поправленному второму, что вряд ли понравилось бы автору..

Труды Евфимия Федоровича Карского очевидно до сих пор мешают некоторым академическаим кругам в Белоруссии. История эта началась ещё с октябрьского переворота в России.

В 1917 г. Е. Карский приехал в Минск. Время было неспокойное, и, может быть, этим объяснялось желание ученого покинуть Петербург и вернуться в родные места.
В Минске его застала польская оккупация. Карский отказался от пенсии, которую ему назначили оккупационные власти, жил на гонорары за статьи, посвященные истории литературы и культуры и опубликованные в местной печати.
В декабре 1917 г. Е. Карский принимал участие во Всебелорусском съезде, который проходил в здании нынешнего Национального академического театра им. Я. Купалы, и был избран его почетным председателем. Участники съезда с почтением называли его “наш ученый белорус”, хотя большинство из них вряд ли могли оценить масштаб и значение его научных работ. В Минске Карский преподавал в педагогическом институте, возглавлял комиссию по созданию Белорусского государственного университета. Но он был чужим для советской власти. “Он не вписывался в их политику, — считает Виталь Скалабан. — Он не воспринимал политику белорусизации в том виде, в котором она проводилась, потому что он видел то, что было в Беларуси с 1917 по 1920 годы”.
Но были, очевидно, и другие причины. “Карский — почетный председатель Всебелорусского съезда, — говорит историк Андрей Киштымов. — Он академик, профессор, он мог претендовать на должность ректора Белорусского государственного университета, первого президента белорусской Академии наук, причем фигуры, равной ему, в мире ученых того времени в Беларуси не было. А зачем, например, Всеволоду Игнатовскому, ученому-историку новой советской генерации, ученому, заметим, много сделавшему для Беларуси, эта абсолютно невыгодная своими взглядами и весом в научном мире фигура, на фоне которой он несколько блекнет? Что говорить о других деятелях, безусловно, преданных зарождающейся белорусской науке, но не лишенных при этом обычных человеческих слабостей, которым Карский просто мешал?”.

В 1921 г. Евфимий Карский навсегда покинул Беларусь. Ему предлагали вернуться в Минск, но он отвечал отказом, мотивируя это тем, что в Беларуси ему трудно работать. В Ленинграде он возглавил Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого Академии наук — знаменитую Кунсткамеру. В должности директора он работал со 2 ноября 1921 г. по 2 октября 1930 г. 29 апреля 1931 г. Евфимий Федорович Карский умер и был похоронен в Ленинграде. Возможно, его кончину приблизили письма в руководящие органы партии из родной Беларуси, в том числе и авторства Игнатовского, раскрывающие “истинное лицо осколка царского режима”, и откровенная травля в прессе.

Книга Е.Ф. Карского «Белорусы» по прежнему является редкостью, и в восполнение этого прискорбного факта, проект «Западная Русь» размещает электронную версию трёх томов «Белорусы» в первой оригинальной редакции.

Белорусы. Т. I. Введение в изучение языка и народной словесности. Варшава, 1903.
Скачать в формате PDF (66 MГ)
Белорусы. Т. II. Язык белорусского племени. Варшава, 1908.
Скачать в формате PDF (85 MГ)

Белорусы. Т. III. Очерки словесности белорусского племени. 1. Народная поэзия. Москва, 1916.
Скачать в формате PDF (100 MГ)
Белорусы. Т. III. Очерки словесности белорусского племени. 2. Старая западнорусская литература. Петроград, 1921.
Скачать в формате PDF (13 MГ)

 

Добавить комментарий

Внимание! Комментарии принимаются только в корректной форме по существу и по теме статьи.


Защитный код
Обновить

Сейчас на сайте

Сейчас 413 гостей и один зарегистрированный пользователь на сайте