Галицкая Русь прежде и ныне (Глава I)

Автор: Автор неизвестен. Редакция К. Я. Грота

К.Я. ГротПредставляем вниманию читателей на наш взгляд важную и актуальную книгу «Галицкая Русь прежде и ныне. Исторический очерк и взгляд на современное состояние очевидца» неизвестного автора из Галицкой Руси, вышедшую в 1907 году в С. Петербурге под общей редакцией выдающегося российского филолога-слависта Константина Яковлевича Грота (1853 — 1934).  Среди узких специалистов эта книга хорошо известна и ее можно приобрести в книжных интернет-магазинах в формате PDF. Однако, учитывая современное состояние дел на Украине, а также утверждения отдельных политиков, что все проблемы там начались с Галиции, и что галичан надо мол поскорее «сбагрить» назад поляком, венграм или даже австрийцам, считаем, что с данной книгой необходимо ознакомиться широкому кругу общественности. Эта книга, изданная за 10 лет до Октябрьского переворота, является, пожалуй, одним из последних объективных источников по истории Галицкой Руси (не считая некоторых работ, вышедших после 1991 г.), в которой не присутствуют большевистские идеологические штампы и фальсификации, преследовавших цель украинизации русского населения Малороссии по польско-австрийским лекалам, что и привело в конечном итоге к современной «Руине».

Книга будет выкладываться по главам в текстовом формате с переводом на современную орфографию и группироваться в специальном разделе.

 


 

Изданіе Общества ревнителей русскаго историческаго просвѣщенія
ВЪ ПАМЯТЬ
Императора Александра III.
На средства фонда имени графа П. С. Строганова и И. П. Хрущова.

 

Галицкая Русь

ПРЕЖДЕ И НЫНѢ.

Историческій очеркъ и взглядъ на современное состояніе
очевидца

 

 

С. -ПЕТЕРБУРГЪ.

1907.

 


ОГЛАВЛЕНІЕ.

I.  Очерк истории Галицкой Руси до присоединения её к Австрии.

II. Взгляд австрийского правительства и поляков на русский вопрос в Галиции в продолжение XIX века.

III.   Борьба русских галичан с поляками за свое существование (1900—1906).

IV.  Внутреннее состояние Галицкой Руси
   V.  Последний год
   VI.  Общий вывод. Значение Галицкой Руси для русского мира

 


 Оригинал книги в формате PDF (7.3 Мбайт)


 

 

 

Вступление редактора К.Я. Грота.

Русское общество, к сожалению, не может похвалиться сколько-нибудь отчетливым знанием и пониманием как истории, так и современных условий, и обстановки жизни той свыше трехмиллионной части русского народа, которая, политически давно оторванная от своего племенного ствола, обречена жить и бороться за свои национальные права под тяжким гнетом чуждых ей стихий и столь нуждается хотя-бы в нравственной дружественной поддержке великой и независимой братской России.

Издавая настоящий очерк недавнего прошлого и современного состояния Галицкой Руси, составленный уроженцем Галиции, историком и знатоком галицко-русских отношений, Общество ревнителей русского исторического просвещения в память Императора Александра III идет на встречу духовным интересам и запросам той русской читающей публики, которая не может быть равнодушной к судьбам наших обездоленных зарубежных братьев.

 

Галицкая Русь прежде и ныне.
Исторический очерк и взгляд на современное состояние очевидца.

 

Глава I

Очерк истории Галицкой Руси до присоединения к Австрии.

1. Начало борьбы Польши и Руси из-за Галицкой Руси. 2. Галицкое княжество в правление рода Ростиславичей. 3. Потомство Романовичей и их стремление собрать южнорусские земли. 4. Польша захватывает Галицко-русское княжество в 1340 году. 5. Борьба за православную веру: Ставропигия и Минявский скит. 6. Связь Руси Галицкой и Московской. 5. Печальный исход религиозной борьбы для Галицкой Руси.

«Галицкий Осмомысле Ярославе!
Высоко седиши на своим златокованном столе,
 Подпер горы угорские 
Своими железными полки,
Заступив Королеви путь.
Затворив Дунаю ворота
Меча бремены чрез облаки 
Суды ряды до Дуная».

 




ак возвеличил русский певец «Слова о полку Игореве» галицкого князя Ярослава Осмомысла. Галицко-русское княжество было тогда уже образовано. Но до, этой поры территория нынешней Восточной Галиции, спокон века населенная русским племенем, в самом начале исторической жизни Польши и Руси была предметом их взаимной борьбы. Борьбой из-за земли Галицкой началась кровавая драма, разыгравшаяся между двумя славянскими народами, польским и русским, и затем продолжалась целые столетия.

В 981 году Владимир В отнял у Польши червенские города: Червень, Перемышль и др.

В 1018 г. Болеслав Храбрый воспользовался междоусобиями в роде Киевских великих князей и снова присоединил эти города к Польше.

В 1031 г. вновь овладел ими Ярослав Мудрый.

В 1070 г. города эти перешли на короткое время под власть Польши при Болеславе Смелом.

После столетней борьбы впервые образовались здесь около 1087 г. три княжества: Перемышльское, Теребовльское и Звенигородское под владением Ростиславичей, внуков Ярослава I: Рюрика, Володаря и Василька, с столицей в Перемышле. Съезд русских князей в Любече в 1097 г. признал за ними право на эту землю. Володимирко Володаревич соединил три княжества в одно и около 1134 г. избрал Галич своей столицей. Ярослав Осмомысл придал этому княжеству большое значение. С пресечением в 1198 г. рода Ростиславичей на галицкий престол вступил Роман Мстиславич, князь владимиро-волынский, родоначальник Романовичей. При князьях этого рода Галицкое княжество достигло наибольшего могущества и территориального развития; кроме того, оно обнаружило стремление к собранию южнорусских земель в одно целое. Уже под властью Романа объединились княжества Галицкое, Владимиро-волынское и даже Киев. После неурядиц, какие наступили по смерти Романа Мстиславича (он погиб в борьбе с Польшей под Завихвостом в 1205 г.), дальнейшее собирание южнорусских земель принял на себя сын его Даниил с 1236 г., снова соединив под своею властью княжества Галицкое, Владимиро-волынское и Киев. И нападение татар не помешали ему в исполнении этой великой исторической задачи. Чтобы получить помощь против татар, Даниил заключает церковную унию с Римом. В 1253 г., он был коронован в Дрогичине Галицко-волынским королем. Когда надежда его на получение помощи не оправдалась, Даниил уничтожил унию и собственными силами то воевал с татарами, то был их союзником и участвовал в их набегах на Польшу.

Из наследников его Юрий I в 1305 г. принял титул «короля всей Малой Руси». К 1324 г. род Романовичей вымер и престол Галицкий перешел под власть Болеслава Тройденовича (Юрия II) из князей Мазовецких, а со смертью его в 1340 г. Галицкое княжество не только не выполнило возложенной на него историей задачи и роли собирателя русской земли, но даже само потеряло свою самостоятельность.

Еще при Ростиславичах становилось ясным, что Польша, хотя и разбитая на отдельные княжества, уже лелеяла мысль относительно завоевания Галицкой земли. Когда последний из Ростиславичей Владимир II галицкими боярами был изгнан в 1188 г.. Казимир II оказал содействие Роману Мстиславичу при занятии галицкого престола и таким образом приобрел политическое влияние на это княжество. Но Польша встретила нового соперника в лице Угорского короля, который хотя и сулил свою помощь Владимиру II, однако посадил на галицкий престол своего сына Коломана (1188 г.).

Когда Роман Мстиславич погиб в войне с Польшей и оставил после себя малолетних сыновей Даниила и Василька, искателями галицкого трона снова выступили король Угорский Андрей II и кн. польский Лешек; Андрей II даже принял в 1206 г. титул «rex Galiciae et Lodomeriae" Это соперничество Польши и Венгрии привело к Спишскому трактату 1214 г., в силу которого Галицкий престол получил сын Угорского короля Андрей, вступивший в брак с польской княгиней, дочерью Лешка, Саломеей. Когда в 1840 г. скончался Болеслав Тройденович (Юрий II), Польша не забыла о своих притязаниях на Галицкое-русское княжество, тем более, что тогда она была уже соединена почти в одно целое Владиславом Локетком.

Казимир ІІІ оружием занял это русское княжество, но после короткого правления Владислава Опольскаго (1372 — 1379) и Угорских бургграфов, (в 1387 г.) оно было окончательно присоединено к Польше Ядвигой, королевой польской, и при ней осталось целые четыре столетия до первого раздела Польши в 1772. году. Вся жизнь Галицкой Руси под польским владычеством сосредоточивается в ожесточенной борьбе за православную веру.

Еще в эпоху самостоятельности Галицкого княжества католицизм стал распространяться в нем главным образом чрез миссионеров, а в XIII в. пропаганда латинской церкви значительно усилилась трудами двух миссионерских орденов: доминиканцев и францисканцев. Польские доминиканцы, изгнанные из Киева в 1233 г., в 1238 году основали свой монастырь в Галиче. Францисканцы прибыли около 1241 г. в Перемышль и деятельность их в продолжение ХІV в. в Червонной Руси усиливается до того, что они составляют к 1345 г. особое самостоятельное викариатство (ѵiсаriа Russiа), обнимавшее Львов, Городок, Галич, Коломыю и Снятин.

Католицизм со временем все более и более вкоренялся в Галицкой Руси, а когда Казимир В. в 1340 г., занял эту землю, то признал своей первейшей задачею распространение и упрочение католицизма посредством церковной организации. При нем возникли латинские епископские кафедры в Перемышле, Володимире и Холме, около же 1367 г. был поставлен для Галича особый латинский архиепископ, кафедра которого позже (в 1412 г. при, Владиславе Ягайле) была перенесена во Львов.

По пути, указанному Казимиром В., пошли его преемники, короли польские, политику которых поглощала одна мысль: привлечь русских галичан в лоно католицизма посредством ли латинизации, или, по крайней мере, посредством церковной унии. О введении унии в русских землях, принадлежащих к Польше и Литве, ходатайствовали Ягайло и Витовт на Констанцком соборе, но безуспешно; флорентийская уния 1439 г. утратила свое значение: русские земли, а с ними и Галицкая Русь остались при православии.

Чтобы прервать религиозную связь её с Московскою Русью, Казимир В. в 1371 г. выхлопотал у Константинопольского патриарха учреждение в Галиче православной митрополии. Впоследствии при Казимире Ягелончике в 1458 г. была основана отдельная от Московской православная митрополия в Киеве, в которой присоединена и Галицкая Русь.

В ХVI в. и преимущественно во второй его половине, когда в Польше настала после реформационного движения эпоха католической реакции и католицизм окончательно водворился, перемена религиозных отношений в Польше сильно отразилась на Галицкой Руси. Крайний фанатизм охватил польских католиков, а ненависть их обрушилась, главным образом, против русских «схизматиков». И началась борьба за православную веру, борьба тяжелая прежде всего для Галицкой Руси, так как из русских земель она была всего далее выдвинута на запад и очень рано подвержена сильному напору латинской пропаганды.

Крайнею нетерпимостью к православной вере отличался в XVI в. в особенности львовский римско-католический архиепископ Ян Суликовский, который своим ксендзам и польской шляхте приказывал принуждать русских в Галичине праздновать только рим. -католические, но никак не православные праздники. 24 декабря 1583 г., когда жители города Львова ночью собрались в своих церквах, чтобы праздновать Рождество Христово, брат архиепископа Войтех Суликовский отправился во главе вооруженных, католиков львовского римск. -катол. капитула и уличной черни в русские церкви и силою выгонял из них молящихся на улицу, затворял все церкви и запечатывал их двери.

С провозглашением в 1596 г. брестской унии началась новая, еще большая борьба, ибо этой унии Галицкая Русь не приняла.

Печальную долю русских Галичан в период после Брестской унии отчасти раскрывает нам протест, какой в 1598 г. внесло львовское русское православное братство в львовские городские акты и который повторили послы его, отправленные на польский сейм в Варшаву. В этом протесте, между прочим, было сказано, что русских священников сажают в заключение, запирают церкви, из рук священников вырывают Св. Тайны и бросают на землю, не допускают русских к ремеслам, а тех, которые уже были записаны в цехи, насилием, денежною пенею и телесным наказаниям принуждают ходить в латинские костелы и пр.

Все, что делалось в южной Руси в смысле преследования православия, как напр., превращение православных церквей в униатские церкви или латинские костелы, аренда церквей евреями, запрещение праздновать русские праздники и т. д., все это имело место и в Галицкой Руси. Но к чести её надо заметить, что веру своих предков она хранила не с меньшим, если не с большим мужеством и постоянством, нежели Западная Русь.

В Галицкой Руси в ХVІ в. образовалось львовско-ставропигиальное церковное братство, которое принимало близкое участие во всех крупных церковно-исторических событиях того времени и в первой половине ХVІІ в. своею деятельностью достигает кульминационного пункта, так что взоры всех южно-руссов были обращены на братство, как на твердую опору и защиту против иноверцев.

Деятельность львовской Ставропигии, существующей до сих пор, была весьма широка: дела милосердия и человеколюбия (больница, странноприимница и пр.), школа, учрежденная в 1586 г. и снискавшая себе большую славу, типография (1587), печатавшая церковно-богослужебные книги, множество которых расходилось далеко по Южной Руси, —вот область, в которой неутомимо действовала Ставропигия.

Для поддержания православия возник в 1612 г. в Галицкой Руси «Манявский Скит», основатель которого схимник Иов приобрел такую славу в Южной Руси, что даже был призван в Киево-Печерскую лавру для восстановления в ней упавшего духа подвижничества и строгой монастырской жизни. Манявский монастырь мало-помалу разросся, вокруг него стали возникать меньшие монастыри — «скитики» (как в Угорниках, Толмачике и Коломые) и долго оставался опорою православной веры.

В полемической религиозной литературе в ХVІІ в. русские галичане принимали живое участие, как напр. Юрий из Рогатина, автор «Перестрогаю, Копыстенский, автор «Палинодии» и, в особенности, Иоанн Вишенский, уроженец Судовой Вишни (вблизи Львова), Афонский монах, который своими жгучими посланиями укреплял Русь в сознании правой веры и истинного христианства. Галицко-русские епископы, как львовский Гедеон Балабан и перемышльский Михаил Копыстенский с большою частью подчинённого им духовенства, в продолжение многих лет сопротивлялись принятию унии, и только в силу соглашения, проведённого королем Владиславом IV в 1633 г. между униатами и православными, епархии Львовская, Премышльская, Луцкая и новоучрежденная могилевская стали принадлежать православным, прочие же униатам.

В этой борьбе за православную веру Галицкая Русь нередко получала значительную поддержку Московской Руси. Так, когда львовское ставропигиальное братство начало строить новую церковь, царь московский Феодор Иванович приказал отпустить для этой цели богатую милостыню. В 1676 г. татары, под начальством Ибрагима-паши напали на Червонную Русь, разграбили монастырь «Манявский Скит» и церкви, монастырские же постройки сожгли. Оставшиеся монахи решили возобновить обитель. Но так как в то время не стало уже в Галичине православных вельмож, то иноки постановили просить московского царя о помощи. Получив от польского короля паспорт в Москву, монахи были одарены там не только деньгами, церковными ризами и богослужебными книгами, но даже сукном на рясы. Царь же Феодор Алексеевич подарил им от себя оправленную в серебро частицу св. Креста, а письмом от 19 Июля 1684 г. он определил для них на вечные времена из казны по 300 рублей, выплачиваемых каждые пять лет.

Но векового стеснения в религиозной области Галицкая Русь не была в состоянии выдержать победоносно. Галицкая русская аристократия, проникнутая польскими идеями и видя открытый для неё доступ к высшим должностям, по закрытый для православных и униатов, начинает, особенно в начале XVII в., переходит массами в латинство и, вслед за тем, отчуждаться от русского народа. Когда же часть южнорусских земель, а именно заднепровская украйна с Киевом во второй половине ХѴІI в. отошла к Москве, сила сопротивления галицко-русского населения была сломлена и Галицкая Русь окончательно принимает унию. В 1692 г. в унию перешел епископ перемышльский Иннокентий Винницкий, в 1700 г. епископ львовской Иосиф Шумлянский и в 1708 г. Ставропигия. В 1772 г., при переходе Галицкой Руси под власть Австрии, она уже была вся униатской; лишь «Скит Манявский» еще держался православной веры, но императором Иосифом II 1 Июля 1785 г. он был закрыт, а имения его переданы буковинскому религиозному фонду. 11 Июля 1806 г. австрийское правительство учредило во Львове митрополию (первым митрополитом был Антоний Ангелович). Связь Галицкой Руси с прочим русским миром была разорвана и в религиозном отношении.

Галицкая Русь, обессиленная в борьбе за православную веру, переходить под скипетр Габсбургов, чтоб с 1772 г. начать новую многострадальную жизнь. Русские галичане с 1340 г. не знали, что значит жить самостоятельно и не могли идти по пути, какой требовали их народное сознание и история. После четырех веков польского владычества разоренные материально, они были деморализованы вековой борьбой: многих из представителей своего народа они потеряли; когда-то довольно многочисленное галицкое боярство ополячилось; осталась лишь масса простонародья с своим малообразованным духовенством во главе. Жалкое состояние галицко-русского населения наглядно изображают нам слова львовского оффициала Левинскаго, который так писал в 1773 г.: «Я уже совершенно сжился с мыслью, что Русь скорее погибнет, чем что-нибудь из неё выйдет. Очень жаль, что мы учились; так, как если бы мы, подобно нашим отцам, ничего не знали, то не чувствовали бы тех кривд, какие терпим без вины. А не только наше унижение, но и подводы и панщина, какую отбывали наши отцы, не были бы так тягостны, как теперешняя недоля. А если бы надоели нам панщина и подводы, то, будучи православными мужиками, мы легко бы нашли покровительство в Москве, и наверно бы нашли его там скорее, чем теперь в Риме. Жаль, что конфедератам не посчастливилось. Они бы нас вырезали и успокоились бы, а то теперь нас бьют, бьют и не могут убить» 1)!

Б таком состоянии перешли русские Галичане под власть Австрии. Не маловажным являлся вопрос о том, как будет относиться австрийское правительство к этой порабощенной, безжизненной, апатичной и малодушной массе галицко-русского простонародья. К несчастью, и в Австрии галицкие русские не нашли соответственных условий для развития своих духовных и материальных сил. Вместо борьбы религиозной их ожидала борьба за свою народность, —борьба тяжелая, в которой, в продолжение целого столетия, им приходилось отстаивать свое национальное достояние и охранять заветы и святыни своих предков.

Особенность, которая кладет резкую печать на судьбу Австро-Венгрии, в отличие от других европейских государств, заключается в том, что состав её образуют самые различные народности. Вековой процесс созидания нынешней Австрийской империи состоял в том, что уже готовые народности и государства входили—преимущественно под давлением внешних событий — под власть Габсбургов с своей отдельной историей, с своим особым историческим житьем и традицией, с своими отдельными учреждениями. То был союз отдельных государств и областей, соединенных лишь одною связью—династией Габсбургов, так что для них долгое время даже не было общего названия (лишь «Erblander des Erzhauses Habsburg» и пр.). Впервые в ХVIII в. при Марии Терезии и Иосифе II появляется стремление столь различные части, как Приальпийские области, Чехию и Венгрию теснее соединить в одно целое, и этот исторический процесс с конца XVIII в. продолжается весь ХIХ век.

Со времени присоединения Галиции в 1772 г. Австро-Венгрия прожила три главных периода развития:

1)    1772—1848: Централизации, абсолютизма и германизации.

2)    1848—1867: Переходного времени от абсолютизма к конституционной монархии.

3)    Конституционной жизни, продолжающейся с 1867 г. по настоящее время.

Взглянем же, как отразилась политика австрийского правительства по отношению к русской народности в Галиции в течение этих трех отдельных этапов развития нынешней Австро-Венгерской монархии.

 


 

 

1) Галичанин, 1862. (Опубликовал А. С. Петрушевич).

 

Продолжение

Все главы книги

 

Уважаемые посетители!
На сайте закрыта возможность регистрации пользователей и комментирования статей.
Но чтобы были видны комментарии под статьями прошлых лет оставлен модуль, отвечающий за функцию комментирования. Поскольку модуль сохранен, то Вы видите это сообщение.