Научная конференция «Войны и идентичности в Восточной Европе в XIX –XXI в.»

Автор: Игорь Зеленковский

28 апреля текущего года в Центре евразийских исследований филиала РГСУ в г. Минске состоялась международная научная конференция «Войны и идентичности в Восточной Европе в XIX –XXI в.». К концу 2013 года планируется выход сборника с материалами конференции. В силу этого, для посетителей сайта пока подготовлены аудиозаписи всех выступлений, но после издания сборника будут выложены также и тексты докладов, которые, как правило, из-за регламента времени, по объему значительно превосходят сами выступления на подобных мероприятиях.

Проблема «национальной идеи», и соответственно национальной идентичности уже много лет является одной из самых обсуждаемых в постсоветских государствах. И если в странах Прибалтики, Закавказья и Средней Азии после распада СССР этот вопрос для титульных народов не вызвал особых затруднений поскольку еще Советская власть установила границы новым нациям, и всячески помогала их формированию, то на Украине, в Республике Беларусь и в Российской Федерации до сих пор не найдена, удовлетворяющая все слои общества, стратегия развития, или так называемая, «национальная идея», в основе которой лежит национальная идентичность. Это связано с тем, что для Компартии Советского Союза не хватило семи десятилетий чтобы окончательно демонтировать русский православный этнос, живший и боровшийся за свои традиции на протяжении тысячи лет, и «русский вопрос», как один из главных, остался в наследство политическим классам и Российской Федерации, и Республики Беларусь, и Украины.

Российская Федерация так и не решается назвать русских, составляющих 80% ее населения, государствообразующим народом, и во многом продолжает советскую политику «нациобилдинга». На Украине невозможно игнорировать, большинство населения сохраняющего русскую самоидентификацию. В Республике Беларусь в самом ее названии присутствует корень «Русь», со всеми вытекающими из этого проявлениями «русскости» у белорусов. И как не будет стараться например самый крайний украинский или белорусский националист в борьбе с самим собой, но он полностью сможет избавиться от своей русскости, только после того, как перестанет говорить на украинском или белорусском языке (языках русского корня), откажется от православия и даже униатства в пользу католичества, протестантства или мусульманства, и покинет свою землю, потому что земля, на которой он живет – русская, и пронизана свидетельствами русской истории и традиции. Россия – это не только Российская Федерация. Это чистая условность, что РФ в 1991 году объявила только себя правоприемницей России. Историческая Россия, как неустанно повторяет Патриарх Кирилл, это вся Святая Русь - Россия, Украина и Беларусь.

От вопроса идентичности не сможет сейчас уйти Украина, решившая выбрать путь интеграции с ЕС. Функционеры из Брюсселя потребуют от украинцев отказаться от ценностей русской православной цивилизации, поскольку они не совместимы с либерал-социализмом западноевропейского разлива, который ничем не лучше ленинско-сталинского социализма советского периода. Невозможно также успешно решить все вопросы создания Евразийского Союза если Российская Федерация и Республика Беларусь не будут в первую очередь строить свое Союзное государство, наполняя его идеей развития Русской православной цивилизации, как станового хребта Евразии, а все ресурсы направят на формальное экономическое объединение постсоветского пространства, единственным идейным обоснованием которого будет гумилевщина в трактовке Дугина и его "казахских коллег".

Известно, что вопрос национальной самоидентификации актуализируется в годы социальных потрясений, и особенно во время войн, когда всему обществу становится очевидно разделение противоборствующих сил, требующее от каждого бескомпромиссного выбора. Этому вопросу идентификации восточноевропейских народов в условиях войны и была посвящена конференция в Центре евразийских исследований.

 

  • Выступление кандидата исторических наук, доцента Института теологии БГУ А.Ю.Бендина. "ВОССТАНИЕ 1863 Г. И РОССИЙСКО-ПОЛЬСКИЙ СПОР ОБ ИДЕНТИЧНОСТИ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО КРАЯ"

    Выступление кандидата исторических наук, заместителя заведующего Центром евразийских исследований филиала РГСУ в г. Минске, доцента кафедры гуманитарных дисциплин БГУИР А.Д. Гронского.
    "ОБРАЗ К. КАЛИНОВСКОГО В БЕЛОРУССКОЙ КОЛЛАБОРАЦИОНИСТСКОЙ И СОВЕТСКОЙ ПРОПАГАНДЕ ВРЕМЕН ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ".

     

    Выступление преподавателя кафедры уголовного права филиала РГСУ в г. Минске К.Ю. Аверьянова. «Польское восстание 1863 г. и идентичность шляхты .северо-Западного края Российской империи». Выступление доктора исторических наук, заведующего Центром евразийских исследований филиала РГСУ в г. Минске, профессора кафедры гражданского права и процесса филиала РГСУ в г. Минске К.В. Шевченко.
    "ПРОТЕКТОРАТ БОГЕМИЯ И МОРАВИЯ КАК ЛАБОРАТОРИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ЭКСПЕРИМЕНТОВ НАЦИСТКОЙ ГЕРМАНИИ В 1939-1945 ГГ."

    Выступление кандидата исторических наук, доцента кафедры социальных наук Военной Академии Республики Беларусь А.А. Киселева.
    "ПРОБЛЕМА ИДЕНТИЧНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В ПУБЛИЦИСТИКЕ Ю. МАЦКЕВИЧА".

    Выступление младшего научного сотрудника Института Славяноведения Российской Академии Наук, научного сотрудника Центра украинистики и белорустики Московского государственого университета М.Ю. Дронова.
    "ВЛИЯНИЕ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ НА ПРОЦЕССЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОНАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ РУСИНОВ УГОРСКОЙ РУСИ".

    Выступление младшего научного сотрудника Института Славяноведения Российской Академии Наук, С.М. Слоистого.
    "ИДЕНТИЧНОСТЬ ПОЛЯКОВ, ЧЕХОВ И СЛОВАКОВ В СОВЕТСКОМ ПЛЕНУ (1941-1945 ГГ.)".

     

     

     

    Уважаемые посетители!
    На сайте закрыта возможность регистрации пользователей и комментирования статей.
    Но чтобы были видны комментарии под статьями прошлых лет оставлен модуль, отвечающий за функцию комментирования. Поскольку модуль сохранен, то Вы видите это сообщение.