ЗАПАДНАЯ РУСЬ

Рубеж Святой Руси в прошлом, настоящем и будущем

Святой Серафим Жировицкий. Земные дороги в Небесное Царство

В композиции иконы Собора новомучеников и исповедников Белорусских центральное место занимает преподобномученик Серафим Жировицкий. 15 июля нынешнего года исполнилось 115 лет со дня рождения святого. Точная дата его мученической смерти неизвестна, но случилось это в 1946 году, 70 лет назад, а днем памяти считается 6 сентября, день ареста. Архимандрит Серафим (Шахмуть) стал ключевой фигурой в деле возрождения церковной жизни на белорусских землях в годы Великой Отечественной войны.

Преподобномученик Серафим Жировицкий (в миру Роман Шахмуть) родился 15 июля 1901 г. в деревне Подлесье Ляховичского района в многодетной крестьянской семье Романа и Елены Шахмуть. Несмотря на крайнюю материальную нужду, Роман в 1915 г. сумел закончить Ляховичское 2-х классное народное училище. С детства его влекло к Церкви: он много и усердно молился ив 1916 г. поступил послушником в Минский Свято-Духов мужской монастырь. К сожалению, в Минске он прожил недолго. Ввиду военных действий и смерти отца, в 1917 г. он вынужден был возвратиться в Подлесье. В 1921 г., выдержав экзамен на звание псаломщика, юноша непродолжительное время служил при церкви Рождества Пресвятой Богородицы д. Велятичи Пинского уезда. В 1922 г., чувствуя в себе монашеское призвание, он прибыл в Жировицкий Свято-Успенский монастырь, где 1 апреля 1923 г. был пострижен в монахи с именем Серафим. Благодаря редким певческим способностям ему поручили клиросное послушание. Он был хорошим регентом и уставщиком.

В 1926 г. Серафима Шахмутя рукоположили во иеродиакона, в 1935 г. — во иеромонахи, после чего отправили на приход в д. Курашево Вельского уезда Белостокского воеводства (сейчас — территория Польши), где он прослужил до конца 1937 г. В это время о. Серафим занимался активной миссионерской деятельностью среди тех местных жителей, которые в 20-е годы были совращены в унию восточного обряда. Многие из них, благодаря знакомству с о. Серафимом, отличавшимся глубокой верой в Истину Православия и способностями проповедника, вновь возвратились в лоно Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви. Примечательно, что до сего времени память о преподобномученике Серафиме Шахмуте бережно сохраняется жителями д. Курашево, где он совершал свое служение Богу и людям во второй половине 30 х годов XX столетия. Еще живы люди, бывшие детьми и знавшие лично о. Серафима. Они вспоминают его проповеди, его доброе отношение к прихожанам, с которыми он готов был делиться последним. Рассказывают жители Курашево и про случаи исцелений по молитвам о. Серафима, и о его прозорливости. В частности, он предсказал и страшную войну, и то, что Курашево уцелеет — и немцы даже не вошли в деревню. Среди крестов, окружающих деревенскую церковь, есть памятник голубого цвета, внешне напоминающий аналой с крестом вверху и лежащее под ним открытое Евангелие. Надпись, выбитая ниже, гласит: «Архимандрит Серафим жил 50 лет. Ум. 51111946 г. Р. Р. Б. Роман Елена Григорий. Незабвенный пасты р. Курашевское Церковное Братство и проч. I XI 1949 г.» (орфография оригинала). Не так давно в деревне был установлен и памятник, изображающий о. Серафима. К сожалению, в Беларуси памятника святому пока нет.

В 1938 г. о. Серафим участвовал в крестных ходах с Жировицкой чудотворной иконой Божией Матери, которые проводились с целью защиты Православия от посягательств католиков, а также для сбора средств на ремонт монастыря. С иконой он побывал в Гродно, Бресте, Волковыске, Яблочине, Вельске, Пружанах и других местах. Повсюду икону встречали торжественно и многолюдно. Богослужения совершались не только в храмах, но и в частных домах. Вместе с о. Серафимом деятельное участие в этих крестных ходах принимал его близкий друг Григорий Кударенко, летом 1941 г. рукоположенный во иереи. Неся крест монашеского послушания, о. Серафим вел строго аскетическую жизнь. В Жировицах он одно время жил при Свято-Георгиевской кладбищенской церкви, которая никогда не отапливалась. И в холод, и в жару ходил в сапогах.

В 30-е гг. о. Серафим познакомился с опальным архиепископом Пантелеймоном (Рожновским), находившимся в Жировицком монастыре в ссылке за сопротивление, оказанное им провозглашенной в 1925 г. автокефалии Православной Церкви в Польше. Именно под влиянием владыки Пантелеймона о. Серафим постепенно сформировался как монах высокой духовной жизни. В конце 1939 г. митрополит возвел его в сан игумена, немного позже — в сан архимандрита. В августе 1941 г по благословению архиепископа Пантелеймона архимандрит Серафим (Шахмуть) и иерей Григорий Кударенко покинули Жировицкий Свято-Успенский монастырь и выехали в направлении Минска. Им было поручено заняться организацией церковно-приходской жизни там, где эта жизнь оказалась разрушенной в довоенный период. Стремясь охватить как можно больше населенных пунктов, миссионеры отправились в дорогу не на поезде, а на лошадях. Путь их был долог и очень труден. По дороге в Минск они посетили ряд селений Копыльского, Слуцкого и Узденского районов, где в недавнем прошлом действовали церкви, побывали в Копыле, Тимковичах, Семковичах, Романове, Воробьевичах, Лешне, Киевичах, Быстрице, Евангелевичах, Слуцке, Грозове, Греске, Трухановичах, Басловцах, Узде, Песочном, Семеновичах. В каждом из названных селений они собирали среди верующих прошения на имя владыки Пантелеймона с просьбой об открытии приходских церквей, везде совершали богослужения, осматривали сохранившиеся храмы, избирали строительные комитеты для их ремонта, крестили детей, отпевали умерших, неустанно проповедовали.

Архимандрит Серафим (Шахмуть) и иерей Григорий КударенкоПо прибытии в Минск архимандрит Серафим и о. Григорий непродолжительное время служили в Спасо-Преображенской церкви былого женского монастыря. Но уже в январе 1942 г. вновь отправились в путь, дальше в Восточную Белоруссию с той же целью миссионерской проповеди. На Вербное воскресенье они приехали в г. Сенно, где устроили первое богослужение. На нем присутствовало более 1000 молящихся. Там же было крещено свыше 200 детей, как, впрочем, и в ряде других мест, через которые лежал путь миссионеров. Накануне праздника Пасхи Серафим (Шахмуть) и Григорий Кударенко прибыли в Витебск и остановились в приходе Свято-Казанской церкви в Марковщине, где их также радостно приняли прихожане. В Витебске о. Серафимом была написана краткая корреспонденция, напечатанная в газете «Новый путь», в которой рассказывалось об открытии церквей, о том, что народ радуется этому, энергично очищает храмы от колхозного зерна, а новоиспеченные клубы и театры — в прошлом церкви — от мебели и мусора. Также подчеркивалось, что народ в открываемые церкви несет сохраненные у себя ризы, кресты, Евангелия, антиминсы и другие церковные принадлежности, помогает ремонтировать храмы, посещает их, горячо молится, крестит детей и просит отпеть ранее усопших отцов и матерей, которые были похоронены без напутствия и погребения. В той же корреспонденции говорилось, что церкви посещают даже молодежь и дети, и храмы в большие праздники переполнены до отказа. После Витебска Серафим Шахмуть и Григорий Кударенко направились в Оршу, по дороге остановившись в Богушевске, где многих крестили. Затем посетили Быхов, Жлобин, Могилев и другие города и веси Восточной Беларуси. Позже они остановились в Гомеле, сделав его центром своей проповеди, служили в Свято-Петро-Павловском кафедральном соборе, часто посещая окружные приходские храмы. Недалеко от Гомеля в Ченках проповедники открыли женский монастырь, собрав тридцать сестер, из которых выбрали игуменьей монахиню Поликсению. Архимандрит Серафим постриг в рясофор Манефу Скопичеву (канонизирована в 2011 г.). В сентябре 1943 г они выехали в Бобруйск и потом возвратились в Минск, завершив таким образом свою поездку.

Везде, где побывал о. Серафим, он собирал материалы о тех преследованиях, которым подвергалась Православная Церковь Беларуси в довоенные годы. В своих материалах он рассказывал о том, что ко времени посещения им Восточной Беларуси на всей ее территории не было ни одного епископа, нигде, за исключением Орши, не было ни одного открытого для богослужения храма. Действующий в Орше храм был обновленческим. Духовенство в большинстве своем было сослано, заточено в тюрьмы, а многие даже расстреляны. Церкви были превращены в клубы, театры, амбары и многие из них разрушены, почти все церковное имущество было разгромлено и уничтожено безбожниками. Далее говорилось, что люди радуются открытию церквей и что в Витебске при открытии Свято-Покровской церкви народ до того был тронут, что все зарыдали, и священники не могли служить, был временный перерыв. Подобное было и в Гомеле: также при отъезде миссионеров зарыдал весь народ. Архимандрит Серафим (Шахмуть) явился первым летописцем тех страданий, которые претерпели служители Церкви Православной в период большевистского террора. По горячим следам, основываясь на живых воспоминаниях очевидцев, он собирал материалы о гонениях, пережитых Церковью при власти коммунистов.

Во время путешествия проповедникам не раз приходилось бывать в затруднительные ситуациях, но им явно споспешествовал Промысел Божий, о чем свидетельствует следующий случай, рассказанный о. Серафимом. В одном из городов у него начался абсцесс в паховой области. Болезнь быстро прогрессировала и угрожала жизни миссионера. Немецкий врач, осмотрев больного и сочтя, вероятно, дело безнадежным, сказал, что ничем помочь не сможет. Отец Серафим настолько страдал, что даже на кровать взбирался с помощью табуретки. Однажды, когда он был в спальне, начался налет советской авиации. Григорий Кударенко хотел укрыться в подвале, но, поскольку о. Серафим не мог уже спуститься туда, не пожелал покинуть друга и остался в квартире в другой комнате. Вдруг о. Серафим услышал голос, повелевавший ему покинуть спальню. Повинуясь ему, архимандрит с трудом добрался до кухни. Тот же голос повелел позвать сюда и спутника. Когда о Григорий пришел на кухню, в дом где они находились, попала бомба. Один из осколков поранил архимандрита Серафима, вскрыв абсцесс. Через пробитое отверстие вытек весь гной, вскоре это место зажило, и о. Серафим стал совершенно здоров. Таким образом, по Промыслу Божию, фактически произошла операция без вмешательства человека.

Возвратившись в Минск, о. Серафим и о. Григорий стали служить в открытой ими Свято-Духовой церкви (ныне кафедральный собор). Открытие храма было торжественным. При храме был возрожден монастырь, для которого из исторического музея отобрали богослужебные книги. Отец Серафим имел пастырское попечение над больницами города, инвалидными домами и детскими приютами, неся всем слово утешения. В июне 1944 г. проповедники переехали в Гродно. Там они ходили по лазаретам, проповедовали, причащали раненых.

В Гродно 6 сентября их арестовали. Накануне они служили в церкви Гродненского монастыря Рождества Пресвятой Богородицы. Пять дней длился допрос на месте, затем арестованных перевезли в минскую тюрьму. Официально им предъявили обвинение в сотрудничестве с СД и прочих совершенно надуманных преступлениях. На самом деле они были арестованы за свою подвижническую миссионерскую деятельность в годы оккупации. На допросах осужденные держались мужественно, не скрывая от следователя своих взглядов. Отец Серафим на вопрос о том, что он говорил во время проповедей, когда ездил по Беларуси, прямо сказал, что часто обращался к народу примерно со следующими словами: «Россия была верующая. Верили наши предки: деды, прадеды, отцы, и теперь мы вновь заживем счастливо через веру. Нехорошо, что безбожники закрывали наши святыни, что ваши отцы и матери умирали без напутствия Святых Тайн и хоронились без священника, а дети росли некрещеные и не венчались». Одному Господу известно, что пришлось пережить на допросах арестованным, но они не признали ложных обвинений. Их продержали под следствием ровно 10 месяцев, так ничего и не добившись. Особым Совещанием при Народном Комиссариате Внутренних Дел СССР 7 июля 1945 г. обоим заключенным вынесли приговор о лишении свободы сроком на 5 лет с пребыванием в концлагере. Их отправили в лагеря Горьковской области. Там поместили в разных местах в 12 км друг от друга. Но им все-таки удавалось поддерживать между собою связь. О. Григорий знал о смерти о. Серафима и ее обстоятельствах. Менее чем через год после вынесения приговора архимандрит Серафим (Шахмуть) погиб, находясь в лагере. Официальная версия — от сердечной недостаточности. Однако существует и версия о том, что мученика привязали к грузовикам и разорвали. Известен и рассказ одного из духовных чад архимандрита Серафима о чуде, происшедшем с мучеником незадолго до кончины.

Икона Святого Серафима Жировицкого«Пасху 1946 г. о. Серафим встретил в концлагере. В этот день он радостно приветствовал своих собратьев по заключению: «Христос воскресе!..» Это вызвало ярость лагерного начальства, и в наказание его поместили в карцер, где он находился по пояс в воде. Исповедник уже не надеялся выйти оттуда живым, но его силы были укреплены явлением Божией Матери с великомученицами Варварой и Анастасией Узорешительницей. Пречистая Дева протянула ему букет цветов.

— Матерь Божия, этот букет завянет здесь!..
Тогда Она кротко благословила взять цветы вмч. Варваре...»

Священник Григорий Кударенко, отбыв срок заключения, вернулся в Жировицкий Свято-Успенский монастырь, принял монашеский постриг с именем Игнатий и мирно отошел ко Господу в 1984 г. в возрасте 89 лет в сане архимандрита. Незадолго до смерти он рассказал одному из своих духовных чад, что во время миссионерского путешествия в годы войны по Восточной Беларуси с о. Серафимом ими было открыто 74 храма.

Мученик архимандрит Серафим был канонизирован Белорусской Православной Церковью 12 декабря 1999 года как один из 23 новомучеников Минской Епархии. Его имя носит приход и братство в г. Гродно, храм в г. Слониме. Одной из святынь Жировичского монастыря считается икона преподобномученика Серафима.

Подготовлено Еленой Михаленко
Газета «Воскресение»

Августовский номер газеты в формате PDF.

Весь архив газеты «Воскресение».

Подписной индекс газеты «Воскресение» - 63337

 


 

Паломническая служба Свято-Елисаветинского монастыря предлагает

бесплатные (по желанию — за пожертвования)

Пешеходные экскурсии «Минск новомучеников»:


15 августа: Ко дню памяти священномученика
Димитрия Павского.

22 августа: Памяти священномучеников
Иоанна Воронца и Михаила Плышевского.

6 сентября: К 70-летию мученической смерти святого
Серафима Жировичского.

26 сентября: Памяти священномученика
Николая Васюковича.

Пешеходные экскурсии «Минск православный»:


25 августа: Ко дню празднования иконы Божией Матери «Минская».

22 сентября: К празднику Рождества Пресвятой Богородицы. Начало экскурсий в 18.00.

03 – 06 сентября к 70-летию со дня мученической кончины преподобномученика Серафима Жировичского организуется крестный ход на байдарках по реке Щара. Записаться и получить дополнительную информацию можно по тел.: + 375173353090, + 375172898806;
моб.:+ 375447278034, + 375443409049, + 375297258656.

 

Комментарии   

 
-17 # Пароменский Д.А. 16.08.2016 13:07
Несмотря на свою продажную бандера-фашистк ую сущность и некоторый агиографизм повествования, впечатлен рассказом Елены. После прочтения на память сразу пришел цикл программ Радзинского про Гитлера. Там в конце он упоминает Януша Корчака, говоря о том, что во времена всеобщего одичания и массового психоза, промыслом Божим всегда находится хотя бы один с ясной головой, кто несмотря ни на что говорит безумию – нет. Так и с подвижниками, которые во время войны снова начали говорить людям о Христе. Казалось бы, какой смысл? Один безбожный режим сменил другой, всеобщее озверение и культ силы, какая тут может быть проповедь любви и милосердия. Невозможно. И все-таки, и все-таки …
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+24 # Жэужык-пястун 16.08.2016 17:13
Автор множества националистичес ко-"литвинских" и русофобских комментов г-н Пароменский уж не знает, как ему пристроиться к нашему сайту. То с одного боку зайдет, то с другого - неславянские какие-то пронырливость и лицемерие. Вот о святых людях заговорил. А ведь именно такие вкрадчивые интеллигенты, как г-н Пароменский, авторы лживых теорий о древних украх или литвинах, и натравливают быдло жечь и убивать русских идеалистов на одесской площади Куликово поле, в которое они превратили целую страну.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
-29 # Пароменский Д.А. 16.08.2016 22:46
Да, я такой. И судя по свободе слова, которая пока предоставлена мне администрацией сайта "Западная Русь" (спасибо!) Вам ещё долго придётся терпеть мои пронырливость и лицемерие.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+29 # Юрий Аверьянов 17.08.2016 13:49
Добрый день. Как известно, демократия - это свобода плюс ответственность . Поэтому предлагаю Вам, пользуясь свободой слова, одновременно представиться редакции и читателям своим подлинным именем.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
-15 # Пароменский Д.А. 17.08.2016 14:26
Cобственно, мне нечего добавить, кроме того, что зовут меня Дмитрий Александрович.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+13 # Юрий Аверьянов 17.08.2016 17:41
Ну, будьте же мужчиной!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
-10 # Пароменский Д.А. 17.08.2016 17:52
Ну, ладно. Раз уж вам так хочется узнать мою тайну, скажу. Мое настоящее имя - Бонд, Джеймс Бонд.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+12 # Юрий Аверьянов 17.08.2016 19:21
А, так Вы женщина! Простите, тетенька.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
-20 # Пароменский Д.А. 17.08.2016 19:28
Вы так забавно психуете... Не злитесь, все еще наладится...
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+12 # Administrator 17.08.2016 19:32
Господа, может в частной переписке обсудите вопросы гендера и психологии? Этот в качестве предупреждения. ..
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+12 # Жэужык-пястун 17.08.2016 21:25
Так эта дама все боится нам представиться, вот Юрий и не может с ней обсудить что-нибудь в частной переписке. :-)
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+2 # Лазаренко Серьгий 17.08.2016 23:57
Тут Жевжик позволю не согласиться с Вами. Пароменкий надо отдать должное о ЦЕРЬКВИ гнусно некогда не отзывался и Святейший пишет с большой буквы и т.д. Мне даже кажется я с этим экземпляром знаком. В Минске при одном храме есть мовная суполка, так у них примерно такое сознание: они не против РОССИЯ, как и какой-нибудь Мозамбик, но не считают её родственной себе; РОССИЯ это нечто далёкое и о ней лучше не говорить; они почитают великоРУССКИХ святых (ну святые ведь не имеют национальности) ; в равной степени поругивают Польшу, Литву и хихиляндию; за свою местечковость дрожа держаться как Плюшкин за поломанную булавки; и главное мыслят построить мирно независимую от всех Белоруссию по примеру какой-нибудь Чехии. Как это сделать? Они и сами не знают. В общем не злостные ребята, если не трогать их, но глупые.
И почему все уже не в первый раз считают, что Пароменский это не настоящая фамилиё? Я что-то когда-то упустил?
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+10 # Жэужык-пястун 18.08.2016 00:12
Да что о нем говорить, просто почитайте его предыдущие комментарии к статьям на нашем сайте, если будет время.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
-18 # Пароменский Д.А. 18.08.2016 08:29
Хотел было начать, что поскольку я продажный польский шпион, бандера-фашист, а с вчерашнего дня еще и женщина …, но потом подумал: …., мы же взрослые люди, мир в тотальном кризисе, у нас у всех дети, которые будут жить в этом, не дай Бог, постапокалиптич еском мире, а мы тут в игрушки играемся … Короче, теперь только по делу. Серьгий, я не согласен с вашей оценкой беларуского проекта как «местечкового». Мы-то как раз имеем наглость претендовать на глобальность. На то, что вызовы, с которыми приходится сталкиваться Беларуси сегодня (как находящейся на границе разлома цивилизаций), через 15-20 лет придется столкнуться самым гомогенным и устойчивым обществам. Процессы глобализации очень скоро перемешают мир таким образом, что весь мир будет одна сплошная «беларусь», и к этому надо как-то готовиться. И в этой связи важнейшей ценностью является новое отношение ко всему Другому. Мы должны научиться воспринимать Другого (Христос, кстати, называл его - ближним) не как ад, не как Врага, а как источник нашей собственной динамики и энергетики, как ценность. Конечно, проще всего репрессировать и удалить часть своего собственного мозга, которая раздражает. Это понятное решение. Но это тупик. Конечно, мы сейчас понятия не имеем, каким образом достичь тех прекрасных целей, которые я тут нарисовал. Все что мы имеем сейчас, это опыт ошибок и неудач. Но ведь и преподобный Серафим, когда отправлялся в свое путешествие по оккупированным территориям, вряд ли тоже имел что-то, кроме веры в Бога и его Промысел.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+24 # Жэужык-пястун 18.08.2016 15:11
Привожу примеры, как троллил на нашем сайте «миротворец» Пароменский. Чтобы читатели, подзабывшие деяния этого персонажа, не обольщались его новым слащавым обличьем.
Свядомые игры в "особую русскость" у него оборачиваются банальной москвофобией на основе протухших польских баек: zapadrus.su/.../...
Польско-литовское ("литвинское") наследие пытается "белорусизирова ть": zapadrus.su/.../...
Пиарит на "Западной Руси" свядомую шарашкину контору:http://zapadrus.su/zaprus/istbl/1089-k-voprosu-o-kharaktere-vzaimootnoshenij-belorusskikh-natsionalistov-i-zapadnorusizma.html#comments
Пророчит скорое вступление Украины в ЕС и НАТО:http://zapadrus.su/ruszizn/984-krym-eto-pervyj-shag.html#comments
Типичная тактика свядомых – ляпнуть первую попавшуюся глупость, заболтать и увести разговор от важной темы 5http://zapadrus.su/partnery/ceas/ceas-2012/868-kontroliruemaya-istoricheskaya-pamyat-kak-problema-belorusskogo-natsiestroitelstva.html#comments
Впихивает повсюду фентезийный народец «литвины», выделяя их и неких «беларусинов» из общерусского тела православной цивилизации: zapadrus.su/.../...
Рыдает насчет «неистребимой и планомерной вековой политике насильственной русификации»: zapadrus.su/bibli/mify-russkogo-separatizma/839-russkie-i-rossiyane.html#comments
До сих пор трусливо прячется за маской «пароменского», повторяя: «А зовут меня просто - Бонд, Джеймс Бонд»: zapadrus.su/.../...
А его недавний коммент по Крестному ходу!: « Единство Украины от Львова до Донбаса! Тысячи людей и ни одного серьезного инцидента! Украина не перестаёт восхищать!»: zapadrus.su/.../...
И т.д. и т.п.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
-24 # Пароменский Д.А. 18.08.2016 15:58
Единственное, что показывает подборка моих ПОДЛИННЫХ высказываний, - это насколько последовательно , методично и настойчиво мое мышление и действия. Спасибо за это… А то я было напрягся, мало ли что можно было ляпнуть за несколько лет …
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+2 # Лазаренко Серьгий 19.08.2016 00:50
Точно представитель мовной суполки при одном их храмов Минска. Хорошие вы ребята, только бестолковые и ничего у вас не выйдет, но беды наделать можете.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
-17 # Пароменский Д.А. 19.08.2016 07:53
Я могу предположить, о какой суполке Вы говорите. Скорее всего она имеет отношение к одному из братств при минском Свято-Петро-Пав ловском соборе. При всем к ним уважении, я к ним не принадлежу. Я себя отношу к супольнасці "Лятучага ўніверсітэта", о уже чем упомянул предыдущий оратор в своем обзоре моих высказываний (спасибо!). ... А беду ... не надо делать. Она сама придет, если ничего не делать. Вы же видете, время безнадежно сорвалось с цепи и несется одному Богу известно куда.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+22 # Жэужык-пястун 19.08.2016 09:05
Вы недооцениваете способность некоторых людей надевать любые маски, которые потребуются.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+7 # Лазаренко Серьгий 19.08.2016 23:59
Да, имею такую глупость и напостоянку от неё страдаю. Хочется почему-то видеть хорошее даже в этом летучем голандце
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+19 # Жэужык-пястун 21.08.2016 09:36
Вот так мы и страдаем:
-сначала от излишней доверчивости,
-потом от чрезмерного благодушия по отношению к авторам легенд о древних украх, литивинах, беларусинах,
- а в конце концов мы потрясены, откуда взялось быдло, которое сжигает русских на Куликовом поле.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+11 # Лазаренко Серьгий 21.08.2016 18:41
Эт точно! Согласен!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+16 # Юрий Василевский 19.08.2016 16:06
Пароменский - пустышка. Не стоит даже копья ломать на этот "летяший унивэрсытэт".
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+19 # Лазаренко Серьгий 22.08.2016 22:21
Ознакомился тут с деятельностью "Летучего университета". Это не безобидные истоты, как я думал на Пароменского. Если помните "Волшебника изумрудного города", вот эти летучие герои суть "Летучие обезьяны", которых боялся даже Великий Гудвин, и которые раздебошат всё по приказу.
Остаётся на данное время загадкой у кого находится волшебная шапка вызывающая смерч из беснующихся приматов. У Элли, у злой волшебницы Бастинды или у самих "летучих обезьян"?
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
-19 # Пароменский Д.А. 23.08.2016 08:08
Мы очень опасны, возражений нет... Пиар - это, конечно, всё ... Но вот интересно было бы узнать, на основании каких данных Вы пришли к такому интересному умозаключению.. .
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+16 # Лазаренко Серьгий 24.08.2016 23:33
Не на данных, а результатах, которые видны после победы майдана.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+15 # Юрий Аверьянов 25.08.2016 17:18
Серьгий, Вы были правы насчет этого якобы белорусского «Летучего университета». Вот какие у него интересные корни: в ПНР существовал подпольный диссидентский антисоветский Летучий университет (1977-79). Организация была названа в честь подпольного польского Летучего университета (1885—1905), действовавшего на конспиративных квартирах, в его составе было много прощеных участников антирусского польского восстания. В 1905 г. его деятельность разрешили. История повторяется...
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+12 # Лазаренко Серьгий 25.08.2016 23:10
Всё летают летают и не налётаются. Лучше вместо боингов пускать к перелётам над окраиной такие университеты.

Посмотрите их сайт послушайте тех пыжащихся лекторов и всё становится ясно без предыстории - летучка головного мозга.

Наш Пароменский, в котором я зло ошибся посерёд их ещё хорошо пахнущий цветочек.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 

Добавить комментарий

Внимание! Комментарии принимаются только в корректной форме по существу и по теме статьи.


Защитный код
Обновить

Сейчас на сайте

Сейчас 153 гостей и один зарегистрированный пользователь на сайте

Присоединяйтесь в Вконтакте Присоединяйтесь в Facebook Присоединяйтесь в LiveJournal

Антология современной западнорусской поэзииБелорусы и украинцы – русский народ. Свидетельства  исторических источников

Отечественная война 1812 г. в истории БелоруссииЗападнорусский календарь