ЗАПАДНАЯ РУСЬ

Рубеж Святой Руси в прошлом, настоящем и будущем

Небесное Отечество избравшие…

 

Год нынешний — 2017-й — обречен постоянно напоминать нам о трагических датах. 100 лет назад произошла революция, безвозвратно сломавшая судьбу России и иных стран, входивших в состав Империи. Пик большевистских репрессий пришелся на 1937 год. Двадцатилетие между печальными датами было наполнено человеческими трагедиями. Борьба с кулачеством, превратившаяся в уничтожение зажиточного крестьянства, с инакомыслящими, беспрецедентная травля духовенства и верующих. Многие жертвы сегодня прославлены как новомученики и исповедники. Еще больше тех, чьи имена остались безвестными. Их судьбы служат уроком для нас. 23 февраля праздновался день памяти двоих белорусских новомучеников — Петра Грудинского  и Валериана Новицкого.  Пожалуй, дата символична: предстоя у Божьего престола, они служат небесными защитниками нашего Отечества.

Священномученик Петр ГрудинскийХотя возрастом эти священники отличались, их объединяет и место происхождения — Минская губерния, и место заключения — Слуцкая тюрьма, и день вынесения приговора —  23 февраля 1930 года. Возможно, их даже похоронили вместе, потому что есть свидетельство от одного из палачей, как ему пришлось в тот день вести троих приговоренных к расстрелу в лес. Двое из них были священниками, и один из них точно был отец Валериан. Перед расстрелом священникам в очередной раз предложили отказаться от веры в Бога и от сана. После того как они отвергли это предложение, им приказали собственноручно вырыть себе могилу, а затем расстреляли. Промыслительным оказалось и то, что краткие жития этих двух святых объединяет одна очень характерная особенность — их переписка с женами накануне казни. Только вот письма жен священников очень отличаются…

Священномученик Петр родился в 1877 году в городе Глуске Минской губернии в семье крестьянина Феофила Грудинского. Петр Феофилович получил образование в городском училище и затем работал в волостном правлении и в страховом ведомстве. В 1905 году на губернском собрании он был избран депутатом от крестьян во 2-ю Государственную Думу. В 1921 году, в то время когда уже начались гонения на Православную Церковь, Петр Феофилович был рукоположен во священника и направлен в храм святителя Николая-Чудотворца в селе Тимковичи Копыльского района Минской области. Здесь он прослужил до своего ареста, снискав уважение и любовь прихожан. 13 января 1930 года ОГПУ арестовало отца Петра и он был заключен в тюрьму в городе Слуцке. Его обвиняли в том, что он «имел связь с бывшими чиновниками и через них проводил антисоветскую агитацию». В то время, когда священник был под арестом, безбожники-активисты в Тимковичах провели собрание, на котором постановили: «Ликвидировать наравне со всеми кулаками и попа Грудинского за его антисоветскую деятельность».

Супруга священника писала ему в тюрьму: «Прошу тебя... если ты жа леешь меня, откажись от своих ничего никому не дающих убеждений. Я тебя неоднократно просила об этом и раньше. За эти восемь лет, вспомни, сколько, чуть ли не ежедневно, было скандалов между нами на почве религии! Для тебя я кривила душой, надевала маску в силу привязанности к тебе. Теперь же нет уже сил, я устала терпеть из-за того, во что не верю. И я в последний раз спрашиваю тебя: кого ты предпочитаешь — меня ли, существующую, — своей, как ты говоришь, идее?! Если согласишься со мной, я поеду с тобой хоть на край света, не боясь нужды. Но при мысли продолжать быть попадьей я вся содрогаюсь — не могу. Ответь мне, как быть?» «Дорогая Ирочка, — писал из тюрьмы отец Петр в ответ на это письмо, — твое письмо ошарашило меня более ареста, и только сознание, что оно продиктовано горем и нуждою, несколько успокоило меня. Вот уже скоро двадцать четыре года, как мы живем вместе, и ты, родная, имела возможность убедиться, что я всегда старался быть честным и справедливым, что я никогда на сделки со своей совестью не шел. Ты хорошо знаешь, что я врагом советской власти никогда не был... и преступником себя ни в какой мере не считаю. Посему особенно беспокоиться нечего. Если же судьбе угодно послать мне испытание, то покориться ему так или иначе нужно. Я никогда не стеснял своей совести, — зачем же ты, пользуясь тяжелыми обстоятельствами, толкаешь меня на бесчестный поступок, зная мою религиозность, не напускную, а внутреннюю?! Отречься от веры во Христа, Который составляет смысл всей моей жизни, от Которого я видел столько благодеяний, и оставить Его в то время, когда я приближаюсь к могиле?! Я не могу, и не сделаю этого даже ради тебя, которую всегда любил и люблю. Дорогая моя, возьми себя в руки и не давай ходу черным мыслям... Пришли мне гребень, он в теплом подряснике. Сам я здоров, чувствую себя хорошо и только часто думаю про тебя, что тебе так трудно. Крепко обнимаю тебя, целую и молюсь, чтобы Господь подкрепил тебя, сохранил от зла».

Священномученик Валериан Новицкий родился в 1897 году в семье сельского священника Василия Новицкого. Во Святом Крещении мальчика нарекли именем Валериан, назвав в честь мученика, в далекой древности пострадавшего за веру Христову в Римской империи. Он рос в обычной обстановке, свойственной семье духовного звания: посещал церковь, прислуживал в ней отцу, пел в церковном хоре. Затем закончил Духовное училище, поступил в Минскую Ду- ховную семинарию, но закончить ее не смог: пришедшие к власти большевики семинарию закрыли. В 1923 году, после смерти отца, только что рукоположенный священник Валериан был назначен настоятелем Свято-Троицкой церкви села Телядовичи Копыльского района.

Односельчане отмечали, что отец Валериан отличался искренней добротой и был прекрасным проповедником. Своими трудами он вернул к вере много тех сельчан, которых смутила крас- ная пропаганда. Прошло семь лет, и 14 января 1930 года отец Валериан был арестован и отправлен в тюрьму го- рода Слуцка. Ему вменялось в вину то, что он высказывался против колхозов. Однако дело было не совсем так. Отец Валериан выступил против создания в соседней деревне антирелигиозных кружков, заявив, что не будет отпевать тех крестьян, которые ходят в эти кружки. В частности, отец Валериан был разгневан тем, что кружковцы разыгрывали антицерковные богохульные спектакли. В тюрьме отцу Валериану предложили отречься от сана, написав на этот счет заметку в газету. Взамен предлагалась жизнь и помощь в трудоустройстве... Как раз в это время, бросив все свои дела и троих детишек на попечение родственников, его супруга Доминика Игнатьевна приехала к нему в надежде на свидание. Свидание не разрешили. Томительно прождав несколько суток, Доминика через тюремную охрану получила кратенькую записку от мужа: «Диночка! Мне для сохранения жизни предложили отречься от Бога и священного сана. Я отказался. Как ты справишься с детишками?»

  сщмч. Валериан Новицкий пресвитер «Валечка! Не отрекайся ни от Бога, ни от священнического сана. Мне поможет Господь». Таков был ответ супруги-христианки. По свидетельствам жителей села, батюшка Валериан и матушка Доминика очень любили друг друга и свободное время проводили всегда вместе. Доминика знала, что если Валериан откажется от Христа, поменяет рясу священника на костюм городского служащего, их могут ждать многие годы счастливой совместной жизни... Но женщина, беззаветно любящая мужа, согласилась с тем, чтобы ее муж погиб, но не предал Господа. Она осталась одна с дочерьми Ниной, Ириной и сынишкой Евгением, добровольно пойдя на эту жертву ради сохранения ее мужем верности Христу и спасения души. Как описать, с какими чувствами она возвращалась к детям, точно зная, что вот-вот в самого родного человека выстрелит палач, что она оставляет мужа навсегда, надеясь на встречу с ним лишь в ином мире...

23 февраля 1930 года был подписан приговор: «расстрелять». Через несколько дней он был приведен в исполнение… Священномученики Петр Грудинский и Валериан Новицкий были прославлены в 2000 году Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви.

Подготовила Елена Михаленко.
Газета «Воскресение» № 3

Мартовский номер газеты в формате PDF.

Весь архив газеты «Воскресение».

Подписной индекс газеты «Воскресение» - 63337

 

Комментарии   

 
# Ю. Василевский 26.03.2017 21:24
Автор предлагает "оплакать борьбу с инакомыслящими" репрессированны ми в 1937? То есть Лёсиками, Ластовскими, Цвикевичами и прочими? Тогда вперёд и с песней в Куропаты к северинцам и дашкевичам...
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 

Добавить комментарий

Внимание! Комментарии принимаются только в корректной форме по существу и по теме статьи.


Защитный код
Обновить

Сейчас на сайте

Сейчас 173 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте