ЗАПАДНАЯ РУСЬ

Рубеж Святой Руси в прошлом, настоящем и будущем

История и Философия

Русинская идентичность (на примере участия галичан в Гражданской войне)

1-й курень 6-й бригады Галицкой армии, выведенной по Зятковским соглашениям в тыл Добровольческой армии, 17 ноября 1919 года.

 

В ноябре 1918 г. была провозглашена Западно-Украинская Народная Республика (ЗУНР). Началось формирование ее вооруженных сил. Несмотря на нехватку военных кадров (более 100 тыс. военнослужащих-русинов продолжали находиться в плену в Италии), была создана украинская галицкая армия. Вытесненная поляками со своей территории, она стала одним из участников гражданской войны в России. 

«Освобождение от чешского ярма»: культурно-национальная политика Венгрии в Закарпатье в 1939-1944 гг.

Закарпатский регион и его восточнославянское население имеет сложную и неоднозначную как политическую, так и этнокультурную историю. Особенно богатым на различные формы поиска собственной идентичности у карпатских русинов стал ХХ век. Если в рамках Чехословакии, в составе которой регион находился в межвоенный период, русины имели достаточно широкую свободу в сфере культуры и национальной деятельности, то во время вхождения Закарпатья в состав Венгрии в 1939-1944 гг. положение представителей трех основных направлений (украинофильского и русофильского) изменилось.

Религиозные войны в Речи Посполитой. К вопросу о последствиях брестской унии 1596 года.

Убийство униатами преподобномученика  Афанасия Брестского (Филипповича)
Первая четверть XVII в. в истории Речи Посполитой была наполнена религиознообщественными конфликтами, порожденными Брестской унией 1595-1596 гг. и поставившими под вопрос режим религиозной терпимости. Перипетии этой борьбы неоднократно привлекали внимание исследователей. Однако в меньшей степени изучен вопрос, насколько весомой в этих конфликтах была роль именно религиозных мотивов, т. е. самого факта нарушения Брестской унией «равновесия» в отношениях католиков и православных. Он приобретает особенно драматический характер в связи с тем, что в XVI в. католицизм и православие более или менее мирно уживались в Речи Посполитой, давая всей Европе пример взаимопонимания и добрососедства католиков и «схизматиков»

Державное противостояние Крымского ханства и Княжества (Царства) всея Руси в XV-XVI вв.

Действия государственной машины, нацеленной  на централизм, военную оборону или экспансию и  укрепление  внутренних устоев (этатизм) -  можно определить как державность.  Основными носителями  державного  (государственного) сознания  как правило, являются главы государств -  самодержцы,  императоры, короли, ханы,  султаны, президенты.  Государственное (державное) состояние духа  бывает свойственно  чиновному аппарату, военным сословиям  и оно может охватывать  разные  слои населения.

К вопросу о структуре русской армии в битве при Орше

Русские воины начала 16 века (рисунок Игоря Дзыся)Увеличение интереса к военной истории Средневековья привело к появлению в последние годы целого ряда исследовательских работ, посвященных вопросу организации русской армии в XV-XVI вв. В частности, методика определения численности русской армии XVI в. была предложена А. Н. Лобиным. Проделанный анализ позволяет убедительно говорить о значительном преувеличении масштабов этого сражения в польской и современной белорусской историографии. Для русской стороны это была достаточно рядовая битва, которая, правда, неожиданно повлекла за собой несоизмеримые для подобных столкновений потери и надолго сохранилась в памяти современников и потомков.

Русские в гражданских войнах на Украине (XX—XXI вв.)

Изучение отношения русских к становлению украинской государственности необычайно важно, поскольку затрагивает основы очень непростых современных контактов между нашими государствами. Данное исследование является попыткой сравнительного анализа мироощущения русских на Украине во время гражданских войн начала XX и начала XXI вв. Поскольку на момент написания статьи противостояние не закончилось, автор ограничивает нижнюю хронологическую границу анализа сентябрём-октябрём 2014 г.

Убивали за название «русский».

Казалось бы, на тему геноцида галицко-русского населения в годы Первой мировой войны известно столько, что ничего нового найти уже нельзя. Но каждый раз история этого края раскрывает какую-нибудь новую страницу. Участие турецкой армии в массовых казнях галицко-русского населения – одна из таких страниц, которую мы откроем в дни визита (22-23.05.2016) нынешнего украинского президента в «дружественную» ему Турцию. 

Традиция дней русской культуры на Пряшевщине (20–40-е гг. хх ст.)

Идея празднования Дня русской культуры зародилась в среде послереволюционной российской эмиграции, болезненно ностальгировавшей по утраченной родине. Первый День русской культуры был проведен в 1924 г. в Эстонии. Весть о мероприятии быстро облетела все русское зарубежье. Поэтому еще в том же 1924 г. в Праге под эгидой Русского педагогического бюро состоялось совещание, постановившее попытаться организовать международные празднества такого типа во всех регионах, где проживают выходцы из России.

«Было чувство, будто мы оставлены на произвол судьбы»: учреждения российского общества красного креста при 1-й армии в августе 1914 г.

Николай II среди раненых офицерского лазарета Красного Креста, врачей и сестер милосердия. 21 ноября 1914 года. Тула, дворянское депутатское собрание (ГАТО. Ф. 3097. Оп. 3. Д. 38)События Восточно-Прусской операции 1914 г. и боевой путь 1-й армии генерала П. К. фон Ренненкампфа в частности достаточно хорошо изучены в отечественной историографии, однако отдельные лакуны существуют до сих пор. Так, практически не известна деятельность Российского общества Красного Креста (РОКК), которое в годы Первой мировой войны играло ключевую роль среди прочих общественных организаций, призванных содействовать армии.

Нереализованный проект генерал-губернаторства Восточной Пруссии (1914 г.)

Русская кавалерия на марше. Восточная Пруссия. 1914 г.В начале Первой мировой войны, стремясь захватить стратегическую инициативу, русское командование планировало силами Северо-Западного фронта генерала Я. Г. Жилинского разгромить 8-ю немецкую армию, занять Восточную Пруссию и тем самым выйти на оперативный простор. Первые институты управления на занятой территории, структурировавшие взаимоотношения с оставшимся населением, выстраивались по мере наступления. Так, в городах обычно из числа местных жителей назначался временный губернатор, нередко налагались контрибуции и брались заложники для обеспечения лояльности населения.

Православные священники в русской императорской армии в годы Первой мировой войны

Православная служба перед боем во время Первой мировой войныПервая мировая была встречена в российском обществе небывалым патриотическим подъемом. Уже в августе 1914 г. в публичном пространстве доминирующей стала ее интерпретация как «народной», а различные общественные группы стремились продемонстрировать собственный вклад в будущую победу. Православная церковь не осталась в стороне. В символическом пространстве того времени ей отводилась роль помощника сражающейся армии.

Черниговский губернатор князь С. П. Голицын и крестьянская реформа 1861 г. в Черниговской губернии.

Сергей Павлович ГолицынКнязь Сергей Павлович Голицын (1815-1888) не принадлежит к числу широко известных российских администраторов второй половины XIX века. На фоне знаменитых деятелей эпохи «Великих реформ» императора Александра II его имя выглядит практически незаметным. А между тем, его вклад в разработку крестьянской реформы 1861 года в качестве члена Редакционных комиссий был весьма значительным. После принятия знаменитого Манифеста и «Положений» 19 февраля князь Голицын по решению Императора возглавил Черниговскую губернию, где ему на практике предстояло проводить в жизнь положения крестьянской реформы.

Практика применения российского указа 17 апреля 1905 г. о веротерпимости в Холмской Руси.

После воссоединения в 1875 г. греко-униатов  Холмской Руси с Православной церковью, церковные и светские власти столкнулись с массовым протестом «упорствующих» униатов. Обер-прокурор святейшего Синода К.П. Победоносцев во всеподданнейшем  отчете за 1898 г. отмечал, что: «Со времени воссоединения, многие из бывших греко-униатов Холмско-Варшавской епархии, проживающих преимущественно в приходах, пограничных со сплошным католическим населением, стали заявлять о своем нежелании оставаться православными, отказывались ходить в православные храмы и исполнять духовные требы у православных священников”.

Имя страны «Россия» («Rossia») на западно-европейских картах XIV-XVI веков.

Разные варианты именования нашей страны, имеющей изначальное название Русь, на протяжении столетий употреблялись в средневековых европейских источниках. Греки с середины X в. и поныне называют наше Отечество словом Ρωσία, в латинской традиции Русь с XI в. получила названия Russia, реже Ruthenia. Вариант названия Russia (подобно греческому Ρωσία), образован согласно идущей от античности греко-римской традиции прибавлением к основе, в данном случае, Rus(s), суффикса -ia.

Полководческое искусство А.В.Суворова в русско-турецких войнах 1768 – 1774 и 1787 – 1791 годов


О полководческом таланте генералиссимуса российских сухопутных и морских сил Александра Васильевича Суворова можно сказать одной чеканной фразой: «Не проиграл ни одного из 60 проведенных сражений, большинство из которых были выиграны при численном превосходстве противника».

Император Николай II на станции Вилейка 23 декабря 1915 года.

Государь Император Николай II приветсвует своих офицеров. 1915 г.

 

В конце декабря 1915 года, накануне Рождества, Верховный главнокомандующий русской армии император Николай II провел ряд смотров войск армий Западного фронта.

Сейчас на сайте

Сейчас 116 гостей и 2 зарегистрированных пользователей на сайте

Присоединяйтесь в Вконтакте Присоединяйтесь в Facebook Присоединяйтесь в LiveJournal

Антология современной западнорусской поэзииБелорусы и украинцы – русский народ. Свидетельства  исторических источников

Отечественная война 1812 г. в истории БелоруссииЗападнорусский календарь