ЗАПАДНАЯ РУСЬ

Рубеж Святой Руси в прошлом, настоящем и будущем

История и Философия

«Умирать стоит только спасая других. Иначе обидно…» (А.Ф. Мейендорф)

Гибель российского госпитального судна Портюгаль94 года назад Московская городская дума постановила создать на Братском кладбище памятник в честь погибших на судне «Портюгаль». Для этого был объявлен всероссийский сбор пожертвований, сама дума ассигновала  на эту цель 25000 рублей. Это решение так и не была выполнено. У 85 человек, отдавших свои жизни, нет могилы, нет памятника сотворенного руками человека. Есть только память. Эта статья является попыткой эту память возродить.

Либералы на внутреннем фронте: вопрос о революции в постановке парламентской оппозиции в годы Первой мировой войны (1914 - февраль 1917 г.).

В историографии прочно укрепилось представление о нереволюционном (и даже контрреволюционном) характере русского либерального движения в период 1907 - 1917 гг. «Парламентская» деятельность в третьеиюньской Думе, веховское «самобичевание» и «священное единение» в начале мировой войны привели, казалось бы, к полному сознательному отказу от революционной тактики. Такой взгляд сформировался благодаря самим либеральным деятелям еще в ходе их активной политической деятельности и был закреплен в работах П.Н. Милюкова[1]. Его советские оппоненты (М.Н. Покровский и др.), по-иному оценивая политический вес либералов, вполне сходились с ним в том, что либеральная оппозиция противопоставляла себя революции.

Историческое значение политической системы императора Николая I: к новой точке зрения .

Император Николай I. Начало 1850-х гг.“Никто лучше, как он, не был создан для роли самодержца, его внушительная величественная красота, величавая осанка, строгая правильность олимпийского профиля, властный взгляд - все, кончая его улыбкой нисходящего Юпитера, все дышало в нем земным божеством, всемогущим повелителем. Все отражало в нем незыблемое убеждение в своем призвании”.

А.Ф.Тютчева

Деятельность и жизнь императора России Николая I были настолько масштабны, что ни его современники, ни потомки не сумели дать однозначной оценки, так и не решив до сих пор, кем же он был для России - злым гением или ангелом-хранителем?

Предложение атаки Царьграда

Вид Константинополя при вечернем освещении. 1846. И.К. АйвазовскийРусские проекты десанта на Босфор первой половины XIX века

Проект десантной экспедиции на Босфор впервые возник в России в ходе войны с Турцией 1806-1812 годов как средство принуждения султана к миру. 1 февраля 1807 года такой план был подан императору управляющим Морским министерством вице-адмиралом Павлом Васильевичем Чичаговым.

Русины в поисках идентичности

Карпатская осень. Холст, масло Андрей Коцка.

 

Этнокультурные процессы среди карпатских русинов, большая часть которых  в межвоенный период входила в состав Чехословакии, проходили под знаком противоборства нескольких идентификационных моделей. Главными представителями данных моделей были традиционалисты-русофилы, трактовавшие русинов как наиболее западную ветвь единого русского народа .

Этнокультурная вивисекция по-польски.

Операция «Висла»: как у русинов-лемков ампутировали Родину.

Русины-лемки являются самой западной частью карпатских русинов, относящихся к восточнославянской этноязыковой общности. Территория проживания карпатских русинов, занимавшая северные и южные склоны Карпатского хребта, глубоким клином вдавалась в западнославянскую этноязыковую область, отделяя поляков на севере от словаков на юге. Историческая родина русинов-лемков[1] - северные склоны Карпат в Западной Галиции, на востоке ограниченные верхним течением реки Сан, которая отделяет территории, населенные лемками, от украинцев Восточной Галиции.

Русины осколок Киевской Руси

Русины – четвёртый восточнославянский народ известный так же под именами: руснаки, угрорусины, угрорусы, карпатороссы, рутены, русины. На заре становления государственности восточных славян - Киевской Руси, земли русин населяли славяне: белые хорваты, а черные хорваты населяли Чехию и южную Польшу. Земля Русин с тех времён называется Закарпатская Русь. В составе Чехословакии её называли Подкарпатская Русь, а в составе Венгрии называлась Русская Крайна.

К вопросу о церковно-историческом значении личности кн. К.К. Острожского

Князь Константин Константинович ОстрожскийИмя Константина (Василия) Константиновича Острожского (1526-16081) глубоко почитается православными в белорусских, украинских и польских землях. Потомок Рюриковичей [7. – С.958] и князей туровских [2. – С.46]2, киевский воевода, князь К.К.Острожский – личность исторического масштаба, значение которой еще предстоит раскрыть будущим поколениям. Влияние деятельности Острожского не ограничивается 16 – началом 17 века. И сегодня в 21 веке, спустя почти пять столетий назад, нам предстоит раскрыть смысл осуществленного им подвига и с благодарностью взять несколько полезных уроков по осмыслению и формулированию ценностей церковно-культурной идентификации в сложных исторических обстоятельствах.

Гумбинненское сражение (20/7 августа 1914 года)

Восточная Пруссия. 1914.К исходу 19 августа 1-я русская армия генерала П.К. фон Ренненкампфа в ходе трехдневного наступления вышла к Гольдапу и Гумбиннену. На следующий день планировалась дневка, чтобы дать солдатам отдохнуть, а тыловикам наладить снабжение и связь, но у командующего 8-й немецкой армии М. фон Притвица на 20 августа были другие планы: опасаясь скорейшего вторжения 2-й русской армии, он решил разбить войска Ренненкампфа.

«И в низшем звании бывает герой»: подвиг Степана Новикова.

Гренадер Степан Новиков спасает Александра Суворова от удара турецкого ятагана.К 280 летию со дня рождения Александра Васильевича Суворова (13  ноября 1730)

1 октября 1912 года, в день 125-й годовщины победы русской армии на Кинбурнской косе, во всех полках русской армии был зачитан необычный приказ. В нем было сказано: «Увековечить имя гренадера Степана Новикова, зачислив его в списки первой роты 15-го пехотного Шлиссельбургского генерал-фельдмаршала князя Аникиты Репнина полка». Кем же был гренадер Степан Новиков и за что он удостоился такой чести?..

Октябрьский переворот. Анализ трагедии России в XX веке православным историком.

В ХХ веке русский народ и другие народы России, русские православные христиане и представители инославных вероисповеданий пережили собственную демографическую, социальную и нравственную Катастрофу, характер и последствия которой до сих пор неосознанны в российском обществе. В начале ХХ столетия авторы-составители статистического «Русского календаря на 1905 г. Алексея Суворина» проанализировали рост населения Российской империи в период с 1722 по 1900 годы. Они высказали предположение, в соответствии с которым, если «Россия ничего не потеряет и ничего не приобретет» по сравнению с ситуацией, сложившейся на 1900 год, то в 1910 году ее население составит 155 млн. (в реальности оказалось более 156,5 млн.), в 1930 году – 200 млн. (в реальности численность населения СССР составила 157,4 млн.), в 1985 году – 400 млн. человек (в 1990 численность населения СССР достигла лишь 290 млн.) [1].

Митрополит Иосиф ( Семашко ) - «С твёрдым убеждением и добрыми намерениями»

Митрополит Иосиф (Семашко)
Имя митрополита Иосифа (Семашко) тесно связано с воссоединением униатов и православных в 1839 году. Правда, личность эта по разным причинам известна лишь узкому кругу специалистов, что можно считать несправедливым, учитывая значимость этой исторической фигуры.
Сейчас необходимо вывести имя этого православного иерарха из забвения, и показать его заслуги перед Белоруссией, Украиной и всем  Русским Миром.

Православие в Западной Руси после заключения Брестской унии. 240 лет духовного угнетения русского народа Белой и Малой Руси.

Cв. Экзарх НикифорПосле завершения работы двух Брестских соборов - православного и униатского, участники которых взаимно предали друг друга анафеме, королю Сигизмунду III надлежало утвердить деяния одного из них. Разумеется, будучи активным устроителем дела Брестской унии, король принял сторону униатов и утвердил деяния их собора. Тем самым Сигизмунд признавал лишенными сана и преданными анафеме всех епископов и священнослужителей, оставшихся верными Православию. Король своим указом от 15 декабря 1596 г. призвал своих русских подданных не слушаться их и не иметь с ними общения, но признавать только перешедших в унию митрополита Михаила Рогозу и епископов-изменников.

Крымскую войну Россия не проиграла

3 июля 1853 года русские войска вступили на территорию Дунайских княжеств (Молдавия и Валахия), входивших тогда в состав Османской империи. Это стало прологом к Восточной (Крымской) войне, которая по размаху боевых действий и составу участников вполне может считаться мировой.

Русская имперская культура как интегративная реальность


Современные интеллектуалы любят мыслить глобальными конструкциями, если не цивилизациями, то империями. При этом мышление в категориях империи становится модным среди представителей не только тех стран, которые претендуют на имперскость своей территорией или военной мощью, но и тех, которые появились благодаря упадку и крушению имперских государственных образований. Например, некоторые стараются увидеть империю в современной Украине [8], даже белорусы пытаются доказать, что Полоцкое княжество имело черты империи [1, с. 4]. 

Что есть народ? Кто наши предки?

Что есть Народ (или, по-западному, Нация)?
Исконными связями (кровной и душевной) единая Семья, весьма обширная по численности и длительная по существованию.
А - кто суть наши предки? Смешноватые зипуны и кокошники на оперной сцене? Да нет же, это - бабушки наших матерей и дедушки-пра-прадедушки наших отцов. Это - и единит нас с ними неразрывно.

Сейчас на сайте

Сейчас 202 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте