ЗАПАДНАЯ РУСЬ

Рубеж Святой Руси в прошлом, настоящем и будущем

Верному сыну Галицкой Руси

Семен Максимович Карпяк25 декабря 2015 умер русский галичанин, сын последнего львовского талергофца Максима Ивановича Карпяка, воспитанник горлицкой Русской бурсы и львовской ставропигиальной бурсы, уроженец лемковского села Климковка (ныне Польша) Семен Максимович Карпяк. Участник львовского антифашистского подполья - помогал разведчикам из отряда Медведева Степану Петровичу Пастухову и Михаилу Пантелеевичу Кобеляцкому. О его роли (и некоторых других воспитанников русофильской бурсы Ставропигии) можно немного прочесть в книге разведчика Б. Харитонова "На исходе ночи".

Родился в передовой лемковской семье, в селе Климковка Горлицкого повета, через несколько лет после выхода отца из концлагеря Талергоф, по некоторым сведениям, дата рождения - 15 февраля 1920 года. Отец был по специальности портным, по-видимому, став первым в роду, порвавшим с земледелием.

 Портным Максим Иванович стал после нескольких лет обучения портновскому делу у еврея в соседнем селе Лосье, которое было знаменито своими традициями нефтепереработки и торговли продукцией из нее далеко за пределами Лемковщины. На почти 100% крестьянской Лемковщине быть портным — означало получать хороший доход и не голодать, иметь какой-то достаток. По воспоминаниям Семена Максимовича, у его отца заказывал себе священнические одеяния даже отец поэта Богдана-Игоря Антонича.

Мама же Семена Максимовича - Татьяна запомнилась селянам тем, что, пройдя по настоянию мужа курсы для домохозяек в Кракове, стала одной из первых на Лемковщине выращивать помидоры, цветную капусту и ряд других доселе неизвестных лемкам сельскохозяйственных культур, побуждая и земляков к их использованию и распространению. Кроме того, она охотно участвовала в театральной самодеятельности в Климковке, организуемой читальней Общества им. Михаила Качковского.

Своему старшему сыну Семену Максима Ивановича хотел дать хорошее образование. Первые несколько лет Семен учился в родном селе и 1 год в соседнем польском селе Ропа. После этого он продолжает обучение в районном центре Горлицы, оказавшись таким образом в горлицкой Русской бурсе, превратившейся тогда в кузницу будущих кадров для всей Лемковщины. По окончании школы в Горлицах отец был вынужден отправить сына во Львов, отдав в бурсу Ставропигийского института. В Горлицах настроенное шовинистически руководство гимназии не хотело принимать русинов. Во Львове же, как в большом городе, русинам было проще поступить в гимназию. В львовской, в бурсе Ставропигии воспитателями и наставниками Семена Карпяка стали Юлиан Дзямба и будущий создатель бойковского словаря филолог Михаил Осипович Онышкевич, воспитывавшие своих подопечных в духе русского патриотизма. Так, бурсаки пели на праздничных мероприятиях "Боже, царя храни", "Пора, пора за Русь Святую" и "Молись, кунак". 

 Как обитатель комплекса Ставропигии, Семен вместе с другими бурсаками познакомился с такими видными галицко-русскими деятелями старшего поколения как Василий Ваврик, Антон Гулла, Куспись, и другие. Можно сказать, Семену повезло — в отличие от печального известного общежития «Академический дом», где воспитанники превращались в террористов бандеровского направления, в бурсе Ставропигии царила совсем другая атмосфера — русофильские деятели стремились воспитать людей, которые могли бы принести пользу своему народу трудом, на мирном поприще. И многим товарищам Семена Карпяка по Ставропигийской бурсе удалось в будущем прославить свое имя. Так, Роман Ваврик стал известным в послевоенной Польше гинекологом, автором ряда научных работ, Ярослав Кузик стал заместителем министра торговли УССР, позднее полпредом СССР в Монголии; лемко Дмитрий Перун занял высокие посты в ЦК ПОРП, работал по линии СЭВ; другой лемко, уроженец села Бортного, земляк знаменитого композитора Бортнянского — брат директора бурсы Василий Дзямба тоже стал участником львовского подполья, помогая советским разведчикам, в послевоенные годы защитил диссертацию, став кандидатом экономических наук; Петр Брыч стал первым секретарем Жидачевского райкома Львовской области.

В турпоходе. Лемко Семен Карпяк в гуцульском костюме.На совместных галицко-русских празднованиях Семен познакомился и с бурсаками другой львовской русской бурсы — Русского Народного Дома. И среди них оказались достойные люди — можно вспомнить, например, будущего академика в области математики Парасюка и заведующего кафедрой патологической анатомии Ивано-Франковского мединститута Николая Шеремета. Еще будучи бурсаком Ставропигии принял участие в политической борьбе за народные интересы, — участвовал в манифестации по поводу удаления из Сквиртного на запад Польши местного учителя, лемка Николая Сильвестровича Юрковского и замены его учителем-поляком, не знавшим лемковского. Если бы власти узнали об участии Семена в манифестации, то ему грозило бы исключение из гимназии.

Но не только учебой и идеями жили бурсаки — как и все парни того времени, они очень любили футбол. И Семен вместе с другими бурсаками не пропускал ни одного матча любимой команды — львовского русского футбольного клуба «Святогор», билеты на матчи которого бурсакам покупала госпожа Крыницкая — мать одного из бурсаков. Надо заметить, что основную массу футболистов этой команды составляли русские галичане или как еще их называли — москвофилы, хотя сами они себя так не называли. Были среди игроков и потомки эмигрантов. Да и сами бурсаки при возможности играли в футбол. Стиль игры одного из бурсаков — Владимира Панчака — Семен сравнивал со стилем Месси… Кто знает, не погибни он на фронтах войны, может, заимела бы Галичина и вместе с ней Советский Союз славное футбольное имя…

Начало мировой войны застало Семена на каникулах в родном селе на западной Лемковщине. Боев поблизости не было — польские солдаты и жандармы в их местности бежали от наступающих немцев без всякого сопротивления. Воссоединение Руси, объединение ее разрозненных частей становилось реальностью. Лемки ожидали, что и их родная Лемковина станет частью Советского Союза, радостным ожиданием этого события жила и семья Максима Ивановича Карпяка. Но время шло и становилось ясно, что надежды напрасны. СССР и Германия заключили договор об обмене населением — галицкие и буковинские немцы ехали в Германию, а лемки и закерзонские украинцы могли на добровольной основе поехать в СССР. В семье Карпяков разногласий не было — мама решительно сказала — «Едем в Росйу». Мечтали поселиться на Волге — увидеть эту великую русскую реку. Увидев такое решение уважаемого односелянина, его примеру последовали и другие климковчане. Так в самом начале 1940 года Семен с родными оказывается в СССР, но не Волге, а гораздо ближе — на Тернопольщине. Не решилась Советская власть пускать лемков за пределы старой границы.

Два поколения борцов за единство Руси. Справа - отец Максим Иванович, узник ТалергофаПосле оккупации Польши Германией, в начале 1940 года семья переехала в СССР, оказавшись в галицком селе Поплавы, что на Тернопольщине. Немало пришлось лемкам-переселенцам после гитлеровской оккупации… Но это было позднее, а осенью 1940 Семен вернулся во Львов — продолжать учебу. Тут же и вступил в комсомол. Не совсем понятно, насколько добровольным был этот поступок, однако комсомольский билет он сохранил, хотя это чуть не стоило ему жизни. По доносу своего товарища, уже вступившего в украинскую полицию, он оказался в подвале полиции и чудом спасся — оттуда всех узников вывозили расстреливать в Лысиничский лес, в сторону Винников. Но случаются и чудеса — его спас полицай-схидняк, отправив за водой, когда он и благополучно сбежал.

Приход советских разведчиков из отряда Медведева в оккупированный Львов в 1944 году Семен воспринял радостно и охотно откликнулся на призыв помочь им. Помощь была разной — обеспечивал их питанием — так как работал начальником продмага, давал кров и собирал развединформацию. Видел и легендарного разведчика Николая Кузнецова в его недолгое пребывание во Львове, возле Оперного театра. Возможно, Семен Карпяк был одним из тех, чья информация помогла Кузнецову ликвидировать вице-губернатора Галиции Бауэра и Шнайдера. Ведь у самого Кузнецова времени на сбор информации не было и приходилось пользоваться сведениями, собранными Карпяком, братьями Дзямбами, братьями Панчаками, Виктором Межбой и другими патриотами.

Участвуя в операции советских партизан по нападению на охраняемую немцами и украинскими полицаями станцию с эшелонами, Семен Карпяк лишился глаза — в глаз попал осколок от гранаты. После войны Семен Карпяк много где работал: и в торговле, и воспитателем в детдоме, заслужив любовь своих воспитанников, где приходилось нелегко и доводилось сталкиваться с преступностью в среде вчерашних беспризорников. Но в итоге остановился на швейной промышленности, став инженером-технологом и проработав долгие годы на львовском «Маяке». С 1935 года проживая во Львове, никогда не забывал Семен о родной Лемковщине, благодаря чему познакомился со многими известными лемками — бывшим командиром партизанского отряда Михаилом Донским (Цапом); партизанским командиром и журналистом Дмитрием Лабиком; разведчиком и журналистом Петром Когутовым (Когутом), географом Трофимом Шевчиком, который, перебравшись во Львов с Лемковщины после войны, даже жил первое время у Карпяка. Продолжилось знакомство с Романом Соболевским.

Обсуждали тогда с друзьями план создания лемковского словаря, распределив между собой фронт работ; Семену Максимовичу доверили сбор лемковских слов, означающих разные части телеги (воза). И, хотя работа была проделана немалая, но, к сожалению, задуманный словарь так и не был опубликован. Встречался во Львове и с лемками из Америки — родственником Цисляком, приехавшим повидаться с односельчанами во Львов. В 1972 Семен похоронил своего отца на Лычаковском кладбище, под Талергофским памятником, который до этого был по сути кенотафом. В 1970-е годы оказалось полезным знание польского языка и хорошие отношение с поляками — так, встретив в Польше в городе Рыпине знакомого поляка, узнал от него о православном кладбище в окрестностях Рыпина и лемках, живущих рядом.

 Следует отметить, что несмотря на обиды, чинимые польским правительством лемкам и остальным галичанам, русофилы не одобряли бандеровской политики геноцида по отношению к полякам, и являлись сторонниками нахождения взаимопонимания между славянами. 1980-е годы принесли много нового — польскими властями было затоплено родное село Семена Максимовича, став Климковским водохранилищем, погибла при этом уникальная 5-купольная климковская церковь. Также на берегах Ропы у затопленного села снимались и многие кадры фильма «Огнем и мечом». В последние годы существования СССР советские власти дали разрешение на создание лемковского общества во Львове. Семен стал его членом и кассиром Шевченковской районной организации. Впрочем, недолго он пробыл в этой организации — смотреть на проникновение украинских националистических веяний, духа нетерпимости и постепенную бандеризацию этой организации у него не было ни сил, ни желания. И не одному Карпяку пришлось покинуть эту организацию…

А впереди был распад Союза.

Тяжело переживал Семен Максимович события второго майдана, сказав однажды в телефонном разговоре: «Евросоюз в скором будущем развалится. Я старый, до этого не доживу, а Вы еще увидите». Семен Максимович прожил долгую, интересную жизнь, не лишенную, конечно, испытаний, не дожив до своего 96-летия 1,5 месяца. Вечная память сознательному русскому человеку и честному работнику на народной ниве! Земля ему пухом!

Станислав Смирнов

 

Комментарии   

 
+6 # Ю. Василевский 29.12.2015 22:38
Земля пухом! Достойно прожил жизнь человек.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+6 # Лазаренко Серьгий 29.12.2015 22:49
Вечная память! И вечная слава!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+1 # Серёга Петрович 20.01.2016 01:23
Так называемые "украинцы" глазами записанного в "украинцы" (Андрей Ваджра)
5 января, 7:29

"...Да, действительно, по всем критериям украинского национализма я являюсь стопроцентным «украинцем» (в отличие, кстати говоря, от прошлых и нынешних вождей украинства). Мои предки из покон веков жили на той территории, которую сейчас называют «Украина». Они – кровь и соль этой земли. Поэтому не случайно в паспортах всех моих родственников (до бабушек и дедушек), в графе «национальность » стояло «украинец». В моём советском паспорте также фигурировало данное слово. Кого если не таких как я записывать в "украинцы"?

Но делает ли всё перечисленное меня «украинцем»?

Смешной вопрос. Конечно же – нет. Я НЕ «УКРАИНЕЦ» И «УКРАИНЦЕМ» НИКОГДА НЕ БЫЛ! Почему?..

Более того, считаю украинство – формой психического расстройства, некой разновидностью бешенства, ведущего к омерзительным преступлениям. Я это утверждаю, потому что родился и вырос на Западной Украине, а потом долгие годы жил в Киеве и видел, как зарождалось, формировалось и развивалось украинство на протяжении этих 25 лет «нэзалэжности».

При этом я подчёркиваю, что речь идёт не об отдельных индивидах, а о массовом нравственно-пси хологическом явлении, охватывающем весьма значительное количество индивидов, называющих себя «украинцами»...

В данном случае я хочу объяснить, почему ВСЁ УКРАИНСТВО это – мерзость, и почему я к этой мерзости не имею никакого отношения.

Буду предельно краток. Изложу тезисно. За каждым тезисом – объёмный, системный анализ последних 10 лет...

2. «Украинцы» это – идентичность. Идентичность это – представление человека о самом себе, то, что он о себе думает и то, каким он себя считает, иначе говоря – его «Я».

Если «народ» это – социокультурный феномен объективной реальности, основанный на коллективной судьбе, культуре, языке и ментальности, то для идентичности не требуется связь с объективной реальностью. Идентичность по своей сути самодостаточный психологический феномен, зависящий от психологических и умственных особенностей индивида, а так же внешней, информационно-и деологической среды, в которой он находится.

Именно поэтому каждый из нас может иметь ЛЮБУЮ идентичность...

4. Индивиды с украинской идентичностью для меня что-то вроде свихнувшихся идиотов из «Белого братства», а их сектантский фанатизм, паранойя, умственный паралич, тупая стадная агрессия, стремление к разрушению и вырождению вызывают у меня сильнейшее отвращение. Для меня это – сумасшедшие, которым технологично организовали «сдвиг по фазе» для того чтобы использовать в качестве пушечного мяса.

5. Не бывает плохих и хороших «украинцев». Точно так же, как не бывает разных сортов дерьма. Тот, кто принял украинскую идентичность, принял идеологию, ценности, цели, мифологемы, образ мышления, поведения и пр. прелести украинства. Поэтому тот, кто считает себя «украинцем» обладает набором стандартных свойств и качеств, присущих секте украинствующих, он в этом стандартен. Он должен соответствовать выбранной идентичности. Поэтому та мерзость, которую мы сейчас наблюдаем в мыслях и действиях «украинцев» это мерзость, в одинаковой мере присуща всем, кто считает себя «украинцем».
Психически нормальный человек сознательно идентифицироват ь себя в качестве «украинца» не будет. «Украинец» это – стыд и позор. (Многие до сих пор идентифицируют себя с «украинцами» лишь по привычке, но придёт время, когда им придётся совершить сознательный выбор, со всеми вытекающими из этого для них последствиями.)..."
andreyvadjra.livejournal.com/

А теперь - от себя:

Серёга Петрович 05.01.2014 18:25

«…НИКОГДА из украинства не выйдет ничего доброго, ибо оно– порождение духовно-душевно го выверта, мутации, комплекса неполноценности и связанной с ним адовой злобой. В сущности украинство– это порождение всех возможных пороков души, а в развитии своём– выдающееся воплощение психологической и, следовательно, политической гнусности. От него нужно срочно отказываться, во избежание пролития БОЛЬШОЙ КРОВИ. Ибо укронацизм, законное дитя украинства, хочет крови, и прежде всего– русской и НИКОГДА ею не насытится…»

УКРАИНСТВО –
порождено греховной мерзостью; владеет душевными калеками; порождает духовных уродов!

Украинству ещё на капут!
Быть за это тяжёлой борьбе;
И поэтому много месяцев тут
Видим – русские души в огне!

Часть из них укропрахом пошла
И теперь их нельзя воскресить,
Другой части – поддержка нужна,
Их – возможно понять и простить.

Ведь у многих нет личной вины,
Но – отравлены с малых ногтей:
Ум и чувства их ядом полны,
Души – в шрамах от страшных плетей.

Сатана держит плети в руках,
Украинством зовутся те плети,
Сатана сеет ложь, сеет боль, сеет страх:
Вожделеет по русской он смерти!

А наш долг – украину УБИТЬ!
Она – зло, порождённое Злом!
А наш долг – Русь Святую любить…
Как же с этим нам всем повезло!!!

«Никакого русско-украинск ого братства быть не может. Всякий русский, «отрёкшийся от русской народности» и воспринявший доктрину украинства - может быть мне братом не лучше, чем Каин». (Кунгуров)

УКРАИНСТВУ, как порождению ДЪЯВОЛЬСКОЙ лжи, – КАПУТ!!!
ru.wikipedia.org/.../...
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 

Добавить комментарий

Внимание! Комментарии принимаются только в корректной форме по существу и по теме статьи.


Защитный код
Обновить

Сейчас на сайте

Сейчас 236 гостей и один зарегистрированный пользователь на сайте

Присоединяйтесь в Вконтакте Присоединяйтесь в Facebook Присоединяйтесь в LiveJournal

Антология современной западнорусской поэзииБелорусы и украинцы – русский народ. Свидетельства  исторических источников

Отечественная война 1812 г. в истории БелоруссииЗападнорусский календарь