Элементы расизма в идеологии украинских националистов

Автор: Владислав Гулевич

Первiсна людина (Homo Ukropithecus) Из портфолио сетевых партизанКогда речь заходит об идеологии агрессивного украинства, очень мало внимания почему-то уделяется расистским элементам этой идеологии. А между тем именно свойственный радикальному украинству расизм – то самое «родимое пятно», которое своим безобразием сводит на нет попытки украинствующих субъектов предстать перед публикой в миловидном обличье. И речь идёт не о маргинальных организациях, а о партиях и объединениях, которые находятся как минимум на вторых и третьих ролях в праворадикальном движении и выступающих в качестве союзников более крупных политических сил националистического толка.

 

На Западной Украине футболками с надписью «Дякую, тобі, Боже, що я не москаль» («Благодарю тебя, Господи, что я не москаль») никого не удивишь. В последнее время такие футболки стали появляться в русскоязычных регионах Украины. Но футболками дело не ограничивается. Многие украинские партии принялись ныне тиражировать книжицу «Московство» некоего Павла Штепы, кубанского украинца, члена ОУН, эмигрировавшего в Канаду. Данный злобно-расистский опус в независимой Украине переиздавался как минимум трижды – в 1997, 2003 и 2008 гг.

«Еще в доисторические времена в северо-восточный уголок Европы приблудился из Азии этот маленький угро-финский народец. Необозримые леса на топких почвах отгородили тот народец от всего мира так, что он отстал от культурного развития человечества на много веков», - читаем в книге П. Штепы. Далее автор заводит порядком поднадоевшую песню о расовой неполноценности московитов, их умственной убогости и варварстве, отказывая русским в славянском происхождении и называя их «угро-финским народцем», что, в свою очередь, отдаёт ещё и плохо скрываемым презрением к представителям финно-угорских народов.

Если до объявления украинского суверенитета как о самом П. Штепе, так и о его книжице никто не знал, то теперь с ней можно ознакомиться на страницах многих националистических партий и их СМИ, за что некоторые из них удостоились похвалы высокопоставленных украинских политиков. К примеру, донецкая редакция «Отчизны/?тчизни» трижды удостаивалась сочувственно-благодарственных писем от президента Виктора Ющенко. Согласитесь, не в каждой стране подобные расистские эскапады получают поддержку высоких сановников.

К тому же у П.Штепы сегодня на Украине появились последователи. Так, совсем недавно в Киевском национальном университете имени Тараса Шевченко увидело свет новое учебное пособие «История украинского права» (Історія українського права: Посібн. / І.А.Безклубий, І.С. Гриценко, О.О.Шевченко та ін.; К.: Грамота, 2010. – 336 с.), авторы которого недалеко ушли от оуновца Штепы утверждая, что «русский язык формировался в тесной связи с языками угро-финских народов. В отличие от литературного языка, он является очень убогим, и нехватка лексикона компенсируется нецензурной лексикой. В то же время украинский язык в любом селе, не зацепленном русификацией, поражает своим богатством и красотою». Да и сами «украинцы в корне отличаются от русских в генетическом, антропологическом, языковом, культурно-бытовом и духовном вопросах».

Эти «труды» университетских ученых мужей с юридического факультета, исповедующих и сегодня расистские идеи агрессивного украинства, очень точно перекликаются со знаменитыми «Десятью заповедями украинца» другого юриста - Николая Михновского, известного деятеля украинства начала ХХ в. Их тоже любят цитировать украинские националисты. Приведу лишь некоторые выдержки:

«Украина для украинцев! Так гони же отовсюду с Украины чужаков-гнобителей»;

«Всегда и везде пользуйся украинским языком. Пусть ни жена твоя, ни дети твои не поганят твоего жилища языком чужаков-гнобителей»;

«Все люди твои братья, но москали, ляхи и жиды — враги нашего народа»;

«Не бери себе жены из чужих, иначе твои дети будут тебе врагами».

Сегодня имя Н. Михновского вновь извлекли из пыльных сундуков. На его примере подрастающее поколение украинцев учат «родину любить» так, как любил её Михновский, а заодно и ненавидеть тех, кого ненавидел Михновский. В Харькове на стене Харьковской инженерно – педагогической академии в его честь установили мемориальную доску. Текст на доске гласит: «Михновский Николай Иванович (1873 – 1924) – выдающийся юрист и общественный деятель, выступал здесь в 1900 г. с программным докладом “Самостийна Украина”, где впервые обосновал концепцию и принципы создания независимой украинской державы». Высказываются планы переименовать одну из харьковских улиц в улицу Михновского и открыть ему памятник. Кроме того, мемориальная доска, увековечивающая память о Михновском, открыта в Львове, а в родном селе Михновского в Киевской области центральная улица носит его имя. Одновременно с этим ряд националистических партий Киева выступают с инициативой переименования в честь Михновского одной из киевских улиц. В 2008 г. имя Михновского выдвигалось на номинацию «Великие украинцы» на центральном телеканале «Интер», а современная украинская историография называет его «Апостолом украинской государственности». С полным правом можно было бы добавить, что и «украинского расизма».

«Будьте агрессорами и захватчиками, прежде чем сможете стать властителями и обладателями ... Общечеловеческая правда не существует». Это уже цитата из трудов другого «правильного» украинца - Дмитрия Донцова, идеолога интегрального украинского национализма. Виктор Полищук, украинский историк, родившийся на Волыни от отца-украинца и матери-польки, переехавший сначала в Польшу, а потом в Канаду и посвятивший годы изучению украинского национализма, в т.ч. в толковании Донцова, призывал обратить внимание на кастовый расизм последнего. У Донцова нация поделена на касты. Высшая каста – своеобразный националистический орден, меньшинство, управляющее массой. В статье «Дух нашего времени» Донцов называл эту массу, а точнее, обзывал, «упряжным скотом, который шёл, куда ему указано». Меньшинство наделялось у главного идеолога украинского шовинизма правом осуществлять «творческое насилие» над тупой и ничего не соображающей массой: «Мировоззрение вместо партийных параграфов; вера вместо знания; непогрешимость, а также исключительность вместо компромиссов; культ личности и активного меньшинства вместо подчинения “воле народа”; суровость как в отношении себя, так и к другим вместо человечности… Не является пороком предводителя, если порою он будет вынужден спустить гнилую кровь... чтобы заставить разбушевавшуюся стихию смиренно склонить голову...»

Сегодня наследие Донцова на Украине не забыто. Созданный несколько лет назад Научно-идеологический центр им. Д. Донцова (НИЦ) со штаб-квартирой в Дрогобыче и филиалом в Мелитополе занимается как раз популяризацией его идейного наследия, известного своим расовым радикализмом. Более того, с некоторых пор руководители НИЦ посещают Приднестровье, где проживает около 200 000 этнических украинцев. Сотрудники НИЦ проводят встречи с учителями украинского языка и литературы приднестровских школ, а также выступают с открытыми лекциями перед студентами-украинцами приднестровских вузов. Характерно, что мероприятия проходили в Украинском доме при посольстве Украины в Тирасполе при содействии украинского дипломатического корпуса в Приднестровской Молдавской Республике. НИЦ сотрудничает с некоторыми украинскими издательствами, согласившимися переиздавать «труды» Донцова целыми сериями. Из его книг русский человек может узнать, что все русские – недостойная раса, пришедшая на цивилизованную и культурную Украину откуда-то из дикой азиатчины, и которая понимает только язык грубой силы.

Молодым украинским расистам есть с кого брать пример. Ведь главные персонажи украинской идеи – Бандера, Шухевич – открыто проповедовали идеи радикального национализма и расистской ненависти к неукраинцам. Расизм составляет немалую часть политической риторики партии «Патриот Украины», чей лозунг «Nация превыше всего!» (именно с латинской буквой “N”) очень напоминает речёвки немецких нацистов. Для пущего сходства с гитлеровцами «патриоты Украины» называют себя украинскими социал-националистами. «Патриот Украины» занимается распространением «Дневников Тёрнера» - апокалиптической антиутопии Уильяма Пирса - соратника Джорджа Рокуэлла, основателя Американской нацистской партии, ставшей культовой среди расистов в США, в которой рассказывается о страшном будущем Америки, разодранной расовыми конфликтами. Кстати, многие известные американские террористы (например, Тимоти Маквей) на суде указывали на эту книгу как на источник вдохновения. Тем не менее в США она никогда не запрещалась, хотя и не издавалась крупными тиражами.

Теперь те же лозунги выдвигают украинские националисты из «Патриота Украины». Иногда в общественном транспорте попадаются их агитационные наклейки с лозунгом: «Біла людина – Велика Україна» («Белый человек – Великая Украина»). На наклейке изображена улыбчивая белая женщина и такой же жизнерадостный белый младенец. Идёт и уличная пропаганда. Заборные надписи, выполненные «правильными» патриотами, призывают небелых граждан покинуть Украину: «Мавпи! Геть до дому!» («Обезьяны! Домой!»), «Ми не фашисти! Ми – патріоти!» («Мы не фашисты! Мы – патриоты!»)

Перед телекамерами украинские ультраправые любят рядиться в «европейские одежды», рассуждать о принадлежности Украины к Европе, рассказывать о любви к демократическим ценностям, ЕС и НАТО и называть Львов «украинским Пьемонтом». Не хотят они только вспоминать, что в этом «Пьемонте» ксенофобия возведена в ранг национальной политики, а многие идеологи украинствующего расизма были выходцами из Львова или прилежащих областей. Радикальное крыло украинского политикума представлено как раз такими «пьемонтцами». Их озабоченность национальными вопросами принимает гипертрофированные размеры, ибо о чём ещё может беспрестанно рассуждать расист, как не о национальном вопросе? Достаточно упомянуть одиозную мадам Фарион.

Артур Шопенгауэр ещё в XIX в. критически рассмотрел сей политический казус: «Самая дешёвая гордость - национальная. Кто обладает крупными личными достоинствами, тот, постоянно наблюдая свою нацию, прежде всего, подмечает ее недостатки и стремится устранить их. Но убогий человек, не имеющий ничего, чем мог бы гордиться, хватается за единственно возможное и гордится своей нацией; он готов с умилением защищать все её недостатки и глупости - тем самым, приумножая их...» Но что радикальному украинству Шопенгауэр? Ведь он же не украинец.

Владислав Гулевич

Уважаемые посетители!
На сайте закрыта возможность регистрации пользователей и комментирования статей.
Но чтобы были видны комментарии под статьями прошлых лет оставлен модуль, отвечающий за функцию комментирования. Поскольку модуль сохранен, то Вы видите это сообщение.