Западнорусизм и Болгария

Автор: Владислав Гулевич

Болгария, Шипкинский перевалПредставляем очередную статью Владислава Гулевича, написанную им под впечатлением пребывания в Болгарии, где он в течение двух недель находился в Габровском университете в составе Кировоградской областной общественной организации "Нашите хора" (предыдущая его заметка о книге Ивана Григоровича на болгарском языке). Город Габрово расположен на северном склоне хребта Стара Планина, у Шипкинского перевала. В Габрово, находившемся в ближнем тылу русской армии во время русского-турецкой войны 1877—1878 гг.  есть несколько памятников русским солдатам и офицерам, которые сражались при обороне Шипки и умерли в городе от ран. Среди защитников Шипки было много выходцев из Белоруссии о чем свидетельствуют памятники в Габрово.

Русско - польский вопрос.

Автор: Редакция ЗР

 

13 марта 2013 года на телеканале ТВЦ вышел очередной выпуск программы "Русский вопрос", второй блок которой «Всё тот же спор славян между собою» был посвящен российско-польским отношениям и польскому восстанию 1863 года. Автор и ведущий передачи - Константин Затулин.

Современная христианизация мусульман. Часть первая.

Автор: Зоран Милошевич

| Часть первая | Часть вторая |

«Мусульмане тихо оставляют ислам.
Это трагический секрет, о котором говорят шепотом
в исламском сообществе, а  мы этот шепот не слышим,
потому что оглушены криками о том, что ислам
является  религией с самым  быстрым  темпом роста»

Лара Хасон

О славянской и русской цивилизации. Часть вторая.

Автор: Всеволод Шимов

Часть первая

Классификация славянства

Ставшее хрестоматийным и, если разобраться, весьма сомнительное деление славян на южных, западных и восточных мало что объясняет во взаимоотношениях славянских народов. Предложенная С. Хатунцевым классификация также не может быть признана удовлетворительной, т.к. грешит религиозным детерминизмом и увязывает славянскую идентичность исключительно с православием.

О славянской и русской цивилизации. Часть первая.

Автор: Всеволод Шимов

Славянское братство – миф или реальность?

Вопрос о цивилизационном статусе славян и месте Руси/России в славянском сообществе не нов. Разброс мнений по этому поводу велик: от романтической панславистской веры в несокрушимое славянское единство до утверждений, что многие славянские народы не имеют друг с другом ничего общего, кроме языкового родства. Неодинаковы трактовки роли и места России в славянском мире. Россия является крупнейшим славянским государством, которое даже в современном усеченном виде превосходит по площади все остальные славянские государства, вместе взятые.

Патриарх Павел – ангел «Небесной Сербии».

Автор: Игорь Зеленковский

15 ноября исполняется три года со дня блаженной кончины Святейшего Патриарха Павла Сербского.

Патриарх Павел родился в 1914 году, когда началась Первая мировая война, в которой погибла половина мужского населения Сербии  - выжили в основном старики и дети.  Спустя 20 лет после окончания Первой мировой началась Вторая мировая, в которой из 6 миллионов сербов было убито свыше миллиона. Следом пришел коммунистический режим, проводивший под лозунгом интернационализма денационализацию сербов, когда все сербское, и прежде всего Православие жестко преследовалось.

Западнорусское наследие как политико-культурный ориентир для русских Литвы

Автор: Владислав Гулевич

Владислав ГулевичДуховно-политическое течение западнорусизма, согласно которому белорусский народ является самобытной и неотъемлемой частью русского народа, оставившее впечатляющий след в общерусской историографии, обретает ныне второе дыхание. Не в последнюю очередь связано это с тем, что курс на построение моноэтничного государства становится всё более осязаемым в политико-социальной жизни республик бывшего СССР, в т.ч. славянских.

«Кресы заходни» как геополитическая альтернатива «кресам всходним»

Автор: Владислав Гулевич

В 1860 г. польским публицистом Яном Захариасевичем впервые было введено в геополитический дискурс понятие «западных территорий» (kresy zachodniе), под которыми подразумевались польские земли, оказавшиеся после 1815 г. под властью Пруссии, а провозвестником «западной польской мысли» принято считать Яна Людвика Поплавского (1854 - 1908), который уже в конце ХІХ в. касался вопроса возвращения Польше отторгнутых на западе территорий. 

Асимметрия польско-русских отношений: исторические причины и современные проявления

Автор: Олег Неменский

Россия и Польша – страны, для которых отношения друг с другом – важнейшая сторона всей истории. Однако этим взаимоотношениям свойственна одна странная особенность – они очень несимметричны. Так или иначе, это свойство сводится к констатации: Россия для Польши значит несопоставимо больше, чем Польша для России. Такая ситуация сложилась издавна и воспринимается как самоочевидная в обеих странах. Но есть и другая асимметрия, замечаемая реже, – поляки в этих отношениях всегда активнее. Это проявляется и на международном уровне, это же можно заметить в любой сфере контактов, в том числе и на всевозможных круглых столах представителей двух народов. И дело не столько в инициативе, организации и проведении мероприятий, сколько в том, что тон, проблематику и нормы политкорректности польско-русских контактов задаёт именно польская сторона. Сам дискурс наших отношений традиционно формируют поляки, русские же лишь участвуют в нём.