Отношение представителей белорусской православной общественности к «войне памятников» в Витебске.

Автор: Редакция "ЗР"

Икона Святого благоверного князя Александра НевскогоВесной 2016 г. в Витебске появились известия, что в этом году ко дню города (26 июня) наконец будет реализовано решение Витебского Горисполкома еще от 2009 года по установке памятника Св. Князю Александру Невскому.  Но не всем это известие пришлось по нраву. 8 июня 2016 г. сайт «Наша Нива» сообщил, что некий витебский блогер Андрей Кешенюк начал собирать подписи под обращением в Горисполком с требованием отказаться от установки памятника новгородскому князю Александру Невскому. Сразу же после этого пошла, подхваченная прозападными СМИ, пропагандистская волна с целью в очередной раз сорвать долгожданное событие. Кампания против установки памятника Александру Невскому носит откровенный политический характер, направленный как против православной белорусской общественности, почитающей святого князя, так и нацелена на подрыв строительства Союзного государства России и Беларуси и других интеграционных процессов на постсоветском пространстве.

К истории вопроса.
У жителей Витебска давно была идея установить памятники древнерусских святым – основательнице города княгине Ольге и князю Александру Невскому, женатому на дочери последнего витебского князя из династии Рюриковичей Брячислава Александре, и многократно отбивавшего набеги литовцев на русские земли, ослабленные после татаро-монгольского нашествия. В 2009 году инициатива была одобрена городскими властями. Памятник Александру Невскому планировалось открыть на площади Тысячелетия, возле Благовещенского храма в 2010 году и для него уже был возведен постамент. Однако, в связи с протестами со стороны белорусских националистических кругов, в 2010 году было принято компромиссное решение - установить в Витебске также памятник литовскому князю Ольгерду. С этого началась «война памятников» в Витебске, которая получила отголоски во многих белорусских городах. Установку памятника князю Ольгерду, чьи деяния с большой натяжкой можно положительно оценить, как для Витебска, так и для всех белорусских земель, не одобрила ни Церковь, ни широкая православная общественность. Тем не менее 27 июня 2014 году на Ратушной площади Витебска напротив Свято-Воскресенского храма был торжественно открыт памятник литовскому князю в виде конной статуи в доспехах (самый высокий памятник в РБ – 3,6 метра + постамент 2,8 метра). Рядом заработало кафе "Ольгерд" и Ратушная площадь стала центром протяжения и точкой сбора "линтвинствующих" националистов. Постамент же для памятника Александру Невскому все эти годы использовался как клумба, а вопрос с памятником княгине Ольге совсем сошел с повестки. Все же в 2015 году возобновились работы по установлению памятника Александру Невскому, но не как князю-полководцу, а в виде «толерантно-семейной пешей композиции» встречи князя со своей супругой и сыном на витебской земле. 

И вот сейчас, когда все готово к торжественному открытию памятника семейству православного святого даже в совершенно не воинственном виде, подобающем защитнику русских земель (в том числе белорусских), опять поднимается «протестная волна», традиционно поддерживаемая «Радио Свобода» и прочими «западными голосами» с расчетом надавить на власти «мнением масс»  и тем снова сорвать установку памятника.

Дабы не получилось однобокого освещения событий сайт «Западная Русь» обратился к отдельным представителям белорусской общественности, стоящих на позициях, базирующихся на преобладающей для большинства белорусов православной традиции, с просьбой высказать свое отношение к «войне памятников» не только в Витебске, но и в других белорусских городах. 

 


 

 

 

Вячеслав Бондаренко,
телеведущий, член Союза писателей Беларуси,
член Союза писателей России

лауреат Премии Президента Республики Беларусь
"За духовное возрождение".

 

С большой грустью приходится наблюдать, как в определенных кругах Беларуси набирает силу тихий ползучий фашизм, прикрывающийся самыми разными масками. И еще грустнее то, что фашизм бывает тихим только до определенного предела. Потом он становится громким, наглым, потом перед ним начинают пасовать, пытаются умиротворить, делают вид, что его нет, ну а потом - очередной Мюнхенский договор, очередные Прага и Польша...
В этом смысле война культурных влияний и смыслов, идущая сейчас в Беларуси, - первый бой с этим самым фашизмом. Стерпим на этот раз - стерпим и во все последующие. А загнанные в подполье проблемы имеют свойство однажды вспыхивать самым страшным огнем.
Все мы помним вой, который поднялся вокруг пьедестала памятника Пушкину и цитаты из "Клеветникам России". Тогда власти быстро пошли на попятный, "умиротворили" - убрали "не ту" цитату (сколько лет прошло с 1831-го, а Пушкин все еще колет глаза!..) Теперь Святой Благоверный Князь Александр Невский. Уже "умиротворили" - не в боевоем облачении, не на коне. В сугубо мирном виде, с семьей... Но нет. И это не то. В каком угодно виде - не то. Просто потому что не Ольгерд, не Кейстут, не Миндовг, не Витовт. Вот этих надо и с семьей, и на коне, и под конем...
Как бы им хотелось действовать в открытую! Просто посбрасывать в Свислочь, Двину и другие реки все, что не вписывается в их картину мира и с чем приходится мириться и делать вид, что и это тоже часть Беларуси... Но пока они еще опасаются, еще копят силы. Просто устраивают истерики каждый раз, когда видят у водителя автобуса российский флажок. И бегут в милицию с криками о том, что это оскорбляет их национальные чувства. Милиция терпеливо вытирает слезки истерикам и просит водителя автобуса убрать флажок. Как правило, тот щадит нервы истерика (или просто не хочется связываться с дураком - дороже обойдется) и убирает. Хотя почему, собственно? У нас свободная страна, какой хочу флажок, такой и повешу. А не нравится тебе - так выходи из моего автобуса и иди пешком. Демократия.
То же и с памятниками. Не нравится тебе памятник - иди возложи цветы к другому. А не истери, что памятник не тому кому надо. Хотя кому это я? Тому, кто хочет цеплять тросы на бронзовые шеи и потом радостно прыгать на лице поверженной статуи, что, видимо, резко улучшит судьбу страны и ее народа?..
...Только что вернулся из Таллина. Из того самого, где, по нашим представлениям, разгул национализма и шовинизма. Так вот, в Верхнем городе, прямо напротив парламентского дворца Тоомпеа гордо высится гигантский православный собор Святого Благоверного Князя Александра Невского. Перед ним - толпы восхищенных туристов. И красуется тот собор на бортах туристических автобусов "Tallinn Sightseeing" наравне с ратушей и церковью Олевисте. Видимо, потому что эстонцы, в отличие от некоторых белорусов, хорошо понимают, что православный мир и его ценности - неотъемлемая и достойная уважения часть их истории.
И кстати, у водителей этих автобусов я нередко видел российские флажки.
При виде которых эстонцы почему-то не падали в обморок от ненависти.

 

***

 

 

 

Всеволод Шимов,
кандидат политических наук,
доцент кафедры политологии БГУ.

 

 

 

Как мне кажется, само противопоставление фигур Ольгерда и Александра Невского совершенно искусственное, ведь, по большому счету, в тот период шла борьба за древнерусское наследство, и Литва выступала в качестве одного из потенциальных центров нового собирания земель. Естественно, никакой борьбы "белорусов" против "русских", как это пытаются выставить белорусские националисты, тогда быть не могло, - была обычная конкуренция феодальных центров, а Ольгерд и Александр Невский попросту представляли разные феодальные группировки, действовавшие на общем пространстве Литвы и Руси. Поэтому противопоставление "нашего" Ольгерда "их" Невскому или, наоборот, "нашего" Невского "их" Ольгерду выглядит совершенно неуместным, хотя вполне понятно, кому и зачем нужна вся эта политизация истории и сталкивание людей лбами из-за дел давно минувших дней. На мой взгляд, появление памятников и Ольгерду, и Александру Невскому на улицах Витебска - наиболее правильное и разумное решение, отражающее сложность и многомерность нашей истории. В масштабах Белоруссии князь Ольгерд - так или иначе достаточно значимая фигура, и появление посвященного ему памятника - вполне нормальное явление. Но и Александр Невский как русский князь и православный святой, к тому же, связанный с Витебском родственными узами - также "наша" фигура, отражающая общность Белоруссии с другими частями русского мира.

На памятнике 1000-летия России в Новгороде присутствует ряд фигур литовских князей, включая Ольгерда. Установку памятника Александру Невскому в Витебске можно считать своеобразным ответом. 

 

***

 

 

Яков Алексейчик,

известный белорусский журналист,
писатель.

 

 



  Всеми фибрами своей души поддерживаю возведение памятников святой княгине Ольге и святому князю Александру Невскому в Витебске. Полагаю, что появление в Витебске памятника язычнику Ольгерду, который вместе с братьями бандитствовал "на три стороны света", как метко пометил А.Мицкевич, в то время, как в Витебске нет памятника основательнице города княгине Ольге и самому прославленному зятю этого города князю Александру, является разновидностью морально-политического кретинизма властей Витебска. Они демонстрируют свою историческую неграмотность и произросшее на этой почве слабоволие. Они не понимают, что борьба ведется не только против русскости, но и против белорусскости, ибо белорусы появились на русской почве, в русском государстве (Российская Империя и СССР), а с исчезновением этой почвы исчезнет и белорусскость. Повторял и буду повторять что добавление "бел" сделано к корню "рус". Мы не белобалты, не белоляхи, а белоРУСЫ, которых всячески стремятся отвернуть от русских. Борьба вокруг памятников является частью этой политики, этих усилий.

Полагаю, надо хорошо сформулировать есть  веские аргументы.  Одним из таких аргументов как раз   то, что Ольгерд - это неграмотный язычник, один из вождей полудикого, не знающего письменности племени, живущего разбоем, а разбой для него был главным, если не единственным, способом получения "прибавочной стоимости", то есть средств к существованию. Следует на это нажимать, подобрать соответствующую фактуру.

И важнейшим аргументом в пользу установки памятника княгине Ольге и князю Александру Невскому есть их святость. Витебск основан Святой Ольгой, следует об этом помнить и   весьма настоятельно всем об этом напоминать. Ведь она стала христианкой почти за тридцать лет до крещения самой Руси. Говоря иными словами, она стала, образно говоря, матерью-приносительницей новой цивилизации для целого государства, целого народа (да и не одного), благодаря чему государство и общество стали отходить от языческой дикости.

Нужно обязательно помнить и о том, что одним из первых деяний княгини Ольги после крещения в Константинополе стало создание школ для русских детей, то есть насаждение грамотности, которая вскоре стала массовой, даже всеобщей,  что подтверждается берестяными грамотами, найденными не только в Новгороде, но и в Витебске, Полоцке. Академик Янин, который всю жизнь занимается поиском и изучением этих грамот, доказал, что в древнерусских городах уже в одиннадцатом, двенадцатом веках грамотность была всеобщей. Грамоту знали даже горожанки-женщины, а грамотность женщин в Европе давно считается главным показателем образованности всего общества. В это время в Европе даже короли "расписывались" маканием пальца в чернила. Вспомните, как женился Генрих Первый на дочери Ярослава Мудрого Анне. Можно вспомнить также, что грамотой в то время не всегда владели даже папы римские, например, папа Пий, который слал указания Витовту. А тут обычные горожанки знали письмо, ведь найдены даже любовные послания тех времен.

В том, что касается Александра Невского, то это тоже его святость. Мудрость и героизм у князя Александра тоже, но прежде всего его святость.  Возникает вопрос: с каким еще городом в Белоруссии связаны имена двух святых?

И наконец: борьба против памятников княгине Ольге и князя Александра лежит в русле борьбы за то, чтобы оставить белорусов без истории, без веры, чтобы превратить их в прозелитов, которыми можно манипулировать как заблагорассудится. Именно для этого историю настойчиво стараются переписать.

 

***

 


Александр Бендин,

доктор исторических наук,
Лауреат Макариевской премии,
присуждаемой Русской Церковью и Российской Академией наук

 

 

Попытка белорусских националистов сорвать создание памятника святому благоверному князю Александру Невскому в Витебске должна быть отвергнута. Достаточно уже того, что нахрапистые и горластые маргиналы, пользуясь попустительством городских властей, навязали городу конную статую литовского князя Ольгерда, по поводу лицезрения которой было устроено шутовское представление. Город украсился безвкусным монументальным «шедевром», выполненным в стиле белорусского националистического реализма. Территория старинного русского города оказалась «помеченной» примитивной, псевдогероической символикой, призванной стать объектом нового националистического культа.

Эта победа окрылила националистов и теперь они требуют новых уступок от властей Витебска. На этот раз нужно твердо сказать «Довольно!». Очередное националистическое притязание должно получить твердый государственный отпор. Необходимо с помощью организации массового общественного мнения убедить власти города довести дело до конца и установить памятник святому князю Александру и его супруге.

Однако останавливаться на этом не следует. Начавшаяся в Витебске «война памятников» выходит далеко за рамки локального общественного противостояния. Речь идет о гораздо большем: о давно назревшей необходимости организованного общественного сопротивления «ползучему» наступлению воинственного белорусского национализма. Нельзя забывать, что идейным и психологическим фундаментом этого национализма является русофобия. Поэтому нужно говорить о необходимости сопротивления русофобскому национализму, который является идейным источником гражданских смут и конфликтов. Опыт патологической украинской русофобии, выросшей из бандеровского национализма, говорит сам за себя. 

Особенность белорусской ситуации заключается в том, что националисты, будучи в жесткой оппозиции к действующему политическому режиму, оказывают на этот режим идеологическое воздействие. Если в сфере политического противостояния с националистами власть действует решительно и твердо, то в области противостояния идеологий белорусский режим далеко не столь категоричен. Отсюда и практика уступок, как культурных, так и идеологических.

Поэтому задачи организованного идейного сопротивления должно взять на себя интеллектуальное сообщество сторонников общерусского единства, способных дать осмысленный и убедительный ответ на идейный вызов белорусского национализма. С этим национализмом нельзя примириться, не утратив чувства человеческого достоинства. Возникает ситуация, когда по словам Дитриха Бонхёффера «внутренняя неуверенность, заигрывание с хамом, подлаживание под быдло ведет к собственному оподлению». Допустить этого нельзя. Примитивизм, лживость и нетерпимость националистической идеологии оскорбляют разум и возмущают совесть. Не будем же равнодушными и бессильными, начнем идейное сопротивление с Витебска!

 

***

 

 

 

Игорь Зеленковский,

Руководитель проекта "Западная Русь",
член Союза писателей России.

 

 

В развернувшейся в последние годы «войне памятников»  сейчас уже довольно четко прорисовывается  проявление особого вида политической борьбы, в ходе которой разновекторные в своей цивилизационной ориентации общественные силы сталкиваются на гуманитарных полях сражений. Это выражается и различной трактовке белорусской истории, и резко противоположном отношении к двум государственным языкам, и, конечно, в системном наступлении на основную нашу конфессию - Православие.  На официальном уровне эти противоречия всячески микшируются и не допускается выплёскивание их в "большую политику". Но надо признать, что борьба от этого не становится менее напряженной.

 На сегодня сложилась несколько парадоксальная ситуация.
По всем опросам подавляющее число белорусов являются носителями общерусской культуры, которые придерживаются православной традиции, разговаривают на русском языке и считают себя одной из трех ветвей русского народа. Ориентированные на «европейские ценности» националистические круги, так называемых «свядомых», имеют поддержку в обществе на уровне статистической погрешности. Тем не менее, ее представители, эксплуатируя заявленную еще в советские времена титульность белорусского языка и культуры, имеют сильные позиции в гуманитарной сфере и в «независимых» СМИ, в основном подпитываемых с Запада.  Большинство белорусского общества с традиционным самосознанием, будучи полностью уверенное в своем преобладании, все время весьма снисходительно и «толерантно» относилось к творчеству «свядомых», поскольку после 1994 года оно никак не влияло на общую ситуацию в стране и замыкалось в границах маргинального гетто.  Однако, в последние годы ситуация начала постепенно меняться. По мере развития демократических институтов и тенденции к плюрализму, малочисленные, но хорошо структурированные «свядомые» стали оказывать все большее влияние на принятие решений в области культуры и образования. Развернувшаяся «война памятников» как раз есть одно из проявлений попытки националистического реванша.

В этих целях широко используется уже хорошо обкатанная тактика.
Какой-то неравнодушный борец за «белорусскость» пишет по некому событию протест, например, на страницах газеты «Наша Нива». Этот протест сразу же транслируется на множестве зарубежных "белорусских" сайтах:  Еврорадио, Белсат, Хартия 97, "Радио Свобода" и прочих. Таким образом создается видимость массовости, и оказывается давление на чиновников, принимающие решение по данному вопросу. Под этим давлением начинают все чаще принимать решения непопулярные у «молчаливого», но однако лояльного к власти большинства. В последнее время эта тактика стала уже массовым явлением и приобрела черты информационного террора, когда по каждому поводу националистически озабоченное меньшинство стало навязывать свою волю всему обществу.

В истории с памятниками в Витебске мы наблюдаем всю эволюцию данного явления, которое стало уже подходить к опасной черте, когда противостояние в обществе может вырваться из гуманитарной области и пойти по украинскому пути. Впрочем, о своем желании перевести эту борьбу в политическую сферу особенно и не скрывают националистические круги. И полагаю, к этому надо отнестись со всей серьезностью.

 

Уважаемые посетители!
На сайте закрыта возможность регистрации пользователей и комментирования статей.
Но чтобы были видны комментарии под статьями прошлых лет оставлен модуль, отвечающий за функцию комментирования. Поскольку модуль сохранен, то Вы видите это сообщение.