Митинг, посвященный 100-летию БНР в Минске
К событиям периода революций 1917 г. и последовавшей за ними Гражданской войны различные политические силы относятся по-разному. Естественно, что наиболее непримиримые противники, стоящие на противоположных позициях, - это коммунисты и монархисты (но последние существуют не во всех республиках бывшего СССР). По поводу событий Гражданской войны спорят не только вышеназванные силы, но еще и националисты, для которых «парад суверенитетов», произошедший после Октябрьской революции, дает повод говорить о зарождении или восстановлении (если миф о собственном древнем государстве существует) собственной национальной государственности. Однако, помимо перечисленных политических сил, существуют и другие, которые также определяют свое отношение к событиям 1917 г. и последовавшей за ними Гражданской войны. В частности, представляется интересным проследить, как оценивают революцию и попытку объявить в 1918 г. Белорусскую народную республику (БНР) современные белорусские либералы. 1
При изучении взглядов современных белорусских либералов сначала необходимо выявить, кто таковыми является на политическом поле государства. Оказалось, что это представляет определенную проблему. Так, в 2013 г. в Минске в «Либеральном клубе» прошла панельная дискуссия, которая подняла вопрос «что значит “быть либералом” и как не запутаться в терминах?» Директор по исследованиям «Либерального клуба» Е. Прейгерман указал на то, что «по поводу либерализма у населения и даже у экспертного сообщества в головах сложилась настоящая каша. Причем это не только наша проблема». Даже на Западе в разных странах либералами называют разные силы1. Такая ситуация, по мнению Прейгермана, произошла по причине того, что сама терминология либерализма достаточно запутана, а также есть люди, которые проводят «намеренные действия по дискредитации и очернению либеральных идей».
Другие эксперты указали на то, что проблемы с бытованием либерализма наблюдаются как в России, так и на Западе, где уже существуют сложности с демократией, происходит эрозия свободы2 3. В Белоруссии есть силы, которые называют себя либералами и которые определяются как либералы другими участниками политического процесса. Однако нужно заметить, что не все политические эксперты могут говорить о либерализме той или иной партии однозначно. Иногда мнения расходятся по причине того, что либерал определяется по разным критериям.
Учитывая полемику по поводу того, кто же такие либералы и что же такое либерализм, выделим две белорусских политических силы - Либерально-демократическую (ЛДП) и Объединенную гражданскую (ОГП) партии. Поскольку в названии первой упоминается либерализм, а лидера Объединенной гражданской партии А.В. Лебедько журналисты называют либералом4. Его бывший заместитель Я.Ч. Романчук, в 2011г. вышедший из партии, был назван представителем либеральной мысли5. Причем, ЛДП рассматривается иногда как пропрезидентская сила, а иногда как конструктивная оппозиция. ОГП однозначно относится к оппозиции. Взгляды на революцию 1917 г. и объявление Белорусской народной республики представителей именно этих политических сил мы будем рассматривать.
У белорусских либерал-демократов существует свое отношение к Февральской революции 1917 г. Это отношение в ноябре 2016 г. высказал заместитель председателя партии О. Гайдукевич, который заявил, что «период с февраля по октябрь 1917 г. очень важен для построения белорусского государства. В эти считанные месяцы начались необратимые процессы в политической жизни белорусов. Такого никогда не было ранее. Создание собственной страны стало не мечтой, а реальностью. На пути оказалось ещё множество барьеров, пролилось много крови, но февраль 1917-го дал старт»6. Так же Гайдукевич напомнил, что в 2017 г. исполнилось 100 лет «со дня заявления белорусов о стремлении построить собственную государственность. В апреле 1917 года наши предки заявили, что белорусы имеют национально-политические интересы и готовы их отстаивать. Соответствующий документ подписал председатель Белорусского национального комитета Роман Скирмунт»7.
Таким образом, по мнению либерал-демократов, именно Февральская революция начинает отсчет построения белорусской государственности. Однако однозначно положительная оценка февральским событиям не дается. Тем не менее, любая критика Февральской революции отсутствует.
Октябрьская революция получила в заявлениях партийных функционеров гораздо более частое звучание. Так, в 2007 г. лидер партии С. Гайдукевич (отец О. Гайдукевича) заявил, что «такого праздника, как день Октябрьской революции, для него, равно как и для подавляющего большинства белорусов, не существует», поскольку коммунистический период оказался «тупиковой веткой развития», но есть люди, которые этого не замечают. Но самый главный белорусский либерал-демократ выступил против отмены 7 ноября как государственного праздника Белоруссии8. Позже сын основателя партии и одновременно его заместитель О. Гайдукевич от имени всей партии высказался однозначно против празднования 7 ноября: «Либерально-демократическая партия призывает отменить празднование Октябрьской революции по причине её губительного, разрушительного характера. Скажем честно, люди якобы рады 7-му ноября, но только лишь из-за выходного. Смысловой нагрузки сам праздник давно не несёт [...]»9. Понимая, что с отменой празднования 7 ноября люди лишаются выходного, О. Гайдукевич предлагает «выбрать другую дату, действительно созидательную для народа Беларуси».
Также О. Гайдукевич указывает, что, с правовой точки зрения, события октября 1917 г. являются государственным переворотом и первым шагом к «кровопролитной Гражданской войне». Рабочие не получили обещанных большевиками заводов, а крестьяне - земли, большевики «учинили красный террор, сдали интересы России на международной арене, выйдя из Первой мировой войны на унизительных условиях», «умыли народы кровью, опустошили души, так надругались над культурно-духовным наследием. Строили “новый мир”, ломали и крушили». Также большевикам ставится в вину разделение Белоруссии по Рижскому мирному договору 1921 г., когда западная часть нынешней Белоруссии вошла в состав Польши. Сама же революция была названа «зловещим Октябрем». «Одним словом, развалили все, что могли», - подытожил О. Гайдукевич10. Чтобы еще рельефно показать, почему современные белорусы должны негативно относиться к Октябрьской революции, Гайдукевич заявил: «Надо помнить, что сразу после Октябрьских событий большевистские лидеры не признавали белорусов как нацию»11. На самом деле, лидеры большевиков признавали белорусов как нацию, хотя среди руководителей рангами пониже были и те, кто не видел отличий великорусов и белорусов.
Либеральные демократы нашли достаточно изящное объяснение тому, почему к Октябрьской революции нужно относиться отрицательно. Они сравнили ее с цветными революциями на постсоветском пространстве. «Нельзя продолжать дальше культивировать ложные идеалы Октября 1917 года, - утверждает О. Гайдукевич, -Вот чему учат коммунисты? Не нравится власть, считаешь ее слабой, несправедливой - твори революцию!? Во многом коммунисты виноваты, что на постсоветском пространстве так модны революции». Более того, О. Гайдукевич указывает, что «с одной стороны революцию культивируют, а с другой стороны говорят, что другие революции плохие»12. Правда, Февральская революция такого негативного сравнения с цветными революциями не получила. Для белорусских либерал-демократов революция есть явление разрушительное, а не созидательное, поэтому «ЛДПБ призывает молодежь Беларуси ни в коем случае не брать пример с Октября 1917 года. Из-за этих дурацких революций страдает сам народ. Самим приходится останавливаться в развитии и восстанавливать все с нуля. И это еще полбеды, ведь завод, деревню, даже город можно возродить, а жизнь человеческую не вернуть»13.
Также партия высказывалась и по поводу объявления в 1918 г. БНР. О. Гайдукевич уверен, что «неудавшаяся попытка осуществить проект Белорусской Народной Республики повлекла за собой создание Советской Беларуси. БНР, как политический фактор, сыграл в пользу признания большевиками государственных прав белорусов»14, а партия воспринимает образование БНР положительно, но требует освободиться от мифов, которые сложились вокруг этого события. Политик отвечает на вопрос, почему объявленная в 1918 г. белорусская государственность так и осталась на уровне декларации. Признавая, что БНР была объявлена «с лучшими стремлениями», О. Гайдукевич, тем не менее, однозначно требует убрать из перечня национальных героев создателей БНР, которые не смогли осуществить реальный государственный проект по причине того, что они были «дилетантами и любителями» и именно это «дилетантство и любительство сгубило Белорусскую Весну». О. Гайдукевич считает, что только небольшая группа в правительстве БНР, которая ориентировалась на Р. Скирмунта, могла бы реализовать белорусскую государственность, но в результате внутреннего конфликта в правительстве Скирмунт потерял влияние15. В самом деле, вряд ли Скирмунт мог что-нибудь сделать для становления белорусской государственности. Ведь БНР была проектом без будущего.
О. Гайдукевич для положительной оценки БНР использует уже устоявшийся в белорусском дискурсе штамп о том, что объявление БНР вынудило большевиков создать БССР, которая, якобы, была противовесом «буржуазной» государственности. В частности, он пишет: «Можно говорить, что БССР - контраргумент БНР. В любом случае был запущен маховик строительства белорусской государственности. В сложных, неоднозначных условиях. Как известно, неординарные времена требуют неординарных поступков»16. Однако, если анализировать источники, можно сделать вывод, что большевики были готовы создать белорусскую государственность практически сразу после Октябрьской революции. Поэтому объявление БНР не играло никакой роли в появлении БССР. Так, нарком по делам национальностей И. Сталин заявлял: «Все равно большевики организуют Союз республик, и в нем Белоруссия займет место самостоятельного советского государства»17.
Белорусские провластные либералы не против, чтобы 25 марта праздновалось как принятие декларации о независимости БНР в 1918 г. Но этот день, как и 7 ноября, не должен быть государственным праздником. Так, О. Гайдукевич заявил: «25 марта - большое историческое событие, и если коммунисты имеют право праздновать день рождения Ленина и день Октябрьской революции, то и другие граждане имеют законное право праздновать день образования БНР»18.
Оппозиционные либералы также высказывались по вопросам революции и создания БНР. Но какие-то рассуждения, посвященные конкретно Февральской революции оппозиционных либералов, видимо, мало интересуют. Они чаще всего обращают внимание на Октябрьскую революцию. В частности, на сайте Объединенной гражданской партии М. Пастухов попытался рассмотреть, как оценивалась бы Октябрьская революция «с позиции действовавшего в царской России законодательства». Он дает однозначный ответ: «Незаконный захват государственной власти путем использования вооруженной силы». Также он попытался применить к юридической оценке Октябрьской революции современные белорусские законы. Последнее должно лишний раз подтвердить, что действия большевиков в октябре 1917 г. незаконны с современной точки зрения. Но интересно то, что у Пастухова, как и у многих людей, видимо, путаются Октябрьская и Февральская революции, ведь, чтобы оценить большевиков в октябре 1917 г., нужно помнить, что «царской России» уже не существовало несколько месяцев. Встает вопрос: действовали ли в октябре 1917 г. имперские законы, чтобы именно по ним можно было оценивать большевистскую революцию? Далее Пастухов указывает, что после революции начались негативные процессы: «“Красный террор”, высылка и бегство богатых людей и интеллигенции, гражданская война, экспроприация ценностей, раскулачивание крестьянства, набирающие обороты политические репрессии». Пастухов напоминает, что, помимо всем известного сталинского террора, был еще и ленинский, но при иллюстрации репрессивной политики большевиков, все равно используются именно цифры периода сталинских репрессий.
Пастухов заявляет, что днем примирения 7 ноября стать не может, т.к. примиряться - значит прощать палачей, которые прощения не заслуживают, поэтому необходимо признать эту дату Днем всенародной скорби и памяти жертв советских репрессий (что предлагала оппозиция), а также «днем покаяния перед убитыми и замученными властью». «Пришло время отказаться от советского прошлого, его памятников, учения, дел. Пора начинать новую жизнь», -призывает Пастухов19.
Проблемы с подменой Февральской революции Октябрьской существуют не только у Пастухова. Так, В. Корбалевич пишет: «[...] главный тренд нынешней российской политики - великодержавная идея величия России, возрождение имперской идеологии. А Октябрьская революция разрушила великую империю»1. Но империю разрушила не Октябрьская, а Февральская революция. Октябрьская революция разрушила Российскую республику.
Достаточно резко о событиях 1917 г. отзывается член ОГП кинорежиссер Ю. Хащеватский, который весной 2014 г., объясняя события на востоке Украины, заявил, «что в Украине сейчас действует та же самая гопота, которая действовала в 1917 г. в России». При этом он добавил: «А в Беларуси эта гопота у власти почти 20 лет»20 21. Но проблема в том, что, если воспринимать майдан-2014 как революцию, тогда на востоке Украины случилась контрреволюция, и проводить аналогии надо не с «гопотой», которая штурмовала Зимний дворец, а со стихийными антибольшевистскими выступлениями крестьян или рабочих в провинции.
Провозглашение Белоруской народной республики для либеральной оппозиции, так же, как и для провластных либералов, событие достаточно значимое, хотя для оппозиции провозглашение БНР намного более весомое явление. Ведь именно оппозиция в день объявление независимости БНР проводит ежегодные шествия, получившие название День воли.
В 2015 г. в Могилеве члены ОГП решили возложить цветы к мемориалу борцам за советскую власть. Этот шаг был преднамеренным, чтобы показать, что реальная власть в данный момент находится не у местных советов, и за советы надо бороться. Тем не менее, выступавшие говорили и про БНР. Как указал сайт ОГП «Выступавшие отметили, что прошло 97 лет, а лозунг “Мы - не часть царской России” продолжает быть актуальным и сейчас. Была высказана уверенность, что у нас в стране есть здоровые силы, что мы не часть царской России с названием Белоруссия, мы суверенная Республика Беларусь, нам дороги европейские ценности, и наша страна в скором будущем станет европейским государством»22. Выступавшие, видимо, не слишком понимали, что «царская Россия» прекратила свое существование в начале марта 1917 г., а независимость БНР была объявлена в конце марта 1918 г., т.е. между «царской Россией» и объявлением БНР прошло более года.
В мае 2016 г. рядом оппозиционных сил, в том числе и либералов, была подписана «Декларация в поддержку независимости Беларуси», в которой указывалось: «Республика Беларусь стала правопреемницей не только и не столько Белорусской Советской Социалистической Республики, входившей в состав СССР, сколько Белорусской Народной Республики (БНР), которая была провозглашена 25 марта 1918 года. [...] БНР просуществовала всего несколько месяцев как декларация намерения белорусского народа построить свое независимое государство. Это стремление белорусов было задушено большевиками, создававшими советское государство, а по сути - возрождающими Российскую империю в более жестокой, тоталитарной форме»23. О преемственности современного белорусского государства, в первую очередь, от БНР, а не от БССР вряд ли можно говорить серьезно, ведь с идеей преемственности от БНР была согласна в основном оппозиция. Официальная власть даже в краткий период отсутствия поста президента, если и транслировала идею преемственности от БНР, то не слишком заметно, а с середины 90-х гг. XX в., вести преемственность от БНР продолжала лишь оппозиция. Так что эти заявления стоит признать лишь мнением небольшой группы лиц. В реальности после Декларации о государственном суверенитете Белоруссии 27 июля 1990 г. и придания 25 августа 1991 г. этой Декларации статуса конституционного закона никто не пытался создать некое подобие БНР, в целом всех устраивал республиканский механизм (но без КПСС), который действовал при СССР.
Мифология, сложившаяся вокруг БНР, продолжает транслироваться и сегодня. Так, сайт ОГП перепечатал статью о праздновании Дня воли. Причем, название статьи достаточно амбициозное -«Белорусы праздную день воли»24. Однако оппозиция любит говорить от имени всех, но сама имеет не такую большую поддержку, что постоянно фиксируют опросы негосударственных социологических служб. Более корректно было бы говорить, что не белорусы, а именно оппозиция празднует День воли. Под белорусами все же стоит понимать большинство, которое День воли воспринимает лишь как акцию оппозиции. В статье говорится, что «правительство БНР приложило немало усилий для организации национальных институтов» - объявлялся государственный статус белорусского языка, открывались школы, культурно-образовательные общества и театры, издательства, выходили белорусские газеты, велась работа по открытию университета. Часть этих инициатив, безусловно, была создана стараниями правительства БНР, но, другая часть была создана ранее без участия правительства БНР и на немецкие деньги. В частности, именно немцы открыли белорусскую учительскую семинарию и создали белорусские военизированные формирования (оказавшиеся абсолютно небоеспособными)25.
Также в заслугу БНР ставится то, что местные власти «сумели создать силы, которые на протяжении десятилетия вели партизанскую борьбу с коммунистами». В этом случае, видимо, имеется в виду организация «Зеленый дуб», которая выступала с лозунгами независимости Белоруссии, но поддерживалась и направлялась польской разведкой. Более того, в качестве борьбы, которая приняла «угрожающую для советской власти форму» упоминается попытка оказания в 1920 г. белорусскими националистами в Слуцке вооружённого сопротивления наступающей Красной армии. Однако в реальности после нескольких боев белорусские войска попросту ушли на территорию Польши. Помимо всего, еще одной «угрозой» для советской власти оппозиция считает «широкую поддержку белорусами похода генерала Булак-Балаховича на Полесье». Если учитывать, что на Полесье отряды Булак-Балаховича кроме массовых еврейских погромов ничем не прославились, становится странным, почему это выдается за сопротивление белорусов советской власти. По мнению авторов публикации, «независимость нашей страны признал ряд европейских государств». Перечень государств в тексте закономерно отсутствует, потому что на самом деле ни одна страна БНР не признала, хотя со стороны БНР попытки добиться признания были. В тексте также присутствует стандартная для белорусского дискурса идея о том, что, если бы не БНР, тогда бы большевики не провозгласили бы БССР.
Тем не менее, несмотря на явные странности в понимании того, как происходили события в 1917-1918 гг., беспричинном обвинении «царской России» в тех событиях, которые произошли после её исчезновения, лидер ОГП А. Лебедько, говоря о дате очередной годовщины объявления независимости БНР, сказал: «День Воли -это праздник пока еще не всей страны, пока еще не подавляющего большинства граждан Беларуси, но это праздник умных, образованных, талантливых, перспективных, думающих белорусов»26. Получается, что нестыковки в хронологии и незнание исторических фактов это и есть признак «образованных и думающих» людей, или всё же это праздник тех, кто верит в сформированный националистами миф о первой белорусской республике?
В целом, отношение как провластных, так и оппозиционных белорусских либералов к событиям 1917-1918 гг. практически ничем не отличается. О Февральской революции говорится вскользь. Октябрьская революция оценивается однозначно негативно. Попытка объявить белорусскую государственность в 1918 г. на оккупированной немцами территории воспринимается в принципе положительно провластными либералами и сугубо положительно их оппозиционными коллегами. Однако оппозиционные либералы чаще, чем провластные оперируют политическими мифами об угрозе, которую несла «царская Россия», используя ее образ даже в тех случаях, когда речь идет о событиях после Февральской революции.
Александр Дмитриевич Гронский.
Ведущий научный сотрудник Центра постсоветских исследований
Национального исследовательского института мировой экономики и международных отношений
Российской академии наук. Кандидат исторических наук, доцент.
«Муромцевские чтения». Труды II (2014-2017). Орел:
Орловский государственный университет имени
И.С. Тургенева; Издатель Александр Воробьёв, Издатель-
ский Дом «ОРЛИК», 2018.
--------------
1 Гронский Александр Дмитриевич - кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Центра постсоветских исследований Национального исследовательского института мировой экономики и международных отношений им. Е. М. Примакова Российской академии наук.
2 Корф В. Определимся с понятиями в белорусской политике: что значит «быть либералом» и как не запутаться в терминах? // Либеральный клуб. URL: http://liberalclub.biz (дата обращения: 15.08.2017)
3 Там же.
4 Макаркин А. Белорусская оппозиция перед президентскими выборами // Политком.ги. Информационный сайт политических комментариев. URL: http://politcom.ru/10667.html (дата обращения: 12.07.2017).
5 Корф В. Указ. соч.
6 Гайдукевич О. Вчера и сегодня. Октябрь 1917-го в белорусском контексте // Naviny.by. Белорусские новости. URL: http://naviny.by/article/20161106/1478420267-oleg-gaydukevich-vchera-i-segodnya-oktyabr-1917-go-v-belorusskom (дата обращения: 15.07.2017).
7 Независимость - факел, освещающий путь народа // Либерально-демократическая партия Беларуси. Официальный сайт. URL: http://ldp.by/ru/informatsiya/nezavisimost-fakel-osveshhayushhij-put-naroda/ (дата обращения: 15.07.2017).
8 Спасюк Е., Рахлей М. 7 ноября - выходной день календаря // TUT.by. Белорусский портал. URL: https://news.tut.by/society/97596.html (дата обращения: 12.07.2017).
9 Гайдукевич О. Вчера и сегодня.
10 Там же.
11 Там же.
12 Там же.
13 Там же.
14 Там же.
15 ГайдукевічА. Дзень Волі. Ад БНР да Незалежнай Беларускай Дзяржавы // Naviny.by. Белорусские новости. [Электронный ресурс] // URL: http://naviny.by/rubrics/opinion/2015/03/24/ic_articles_410_188532 (дата обращения: 13.07.2017))
16 Гайдукевич О. Вчера и сегодня.
17 Цит. по: Гигин В. Могла ли состояться БССР в 1917 г.? // Беларуская думка. 2009. № 12. С. 64.
18 Олег Гайдукевич призвал задерживать еще больше // Чиновники.инфо. База данных белорусских чиновников [Электронный ресурс] // URL: https://chinovniki.info (дата обращения: 14.07.2017).
19 Пастухов М. 7 ноября - черный день календаря // Объединенная гражданская партия. Официальный сайт [Электронный ресурс] //URL: http://www.ucpb.org/news/society/pastukhov-7-noyabrya-chernyj-den-kalendarya (дата обращения: 13.07.2017)
20 Карбалевіч В. Імпэрскі рэнэсанс // Объединенная гражданская партия. Официальный сайт [Электронный ресурс] // URL: http://www.ucpb.org/news/world/imperski-renesans (дата обращения: 13.07.2017)
21 Хащеватский Ю. Мы можем защитить Беларусь от российской гопоты // Объединенная гражданская партия. Официальный сайт [Электронный ресурс] //URL: http://www.ucpb.org/news/society/khashchevatskij-my-mozhem-zashchitit-belarus-ot-rossijskoj-gopoty (дата обращения: 13.07.2017)
22 Мы - не часть царской России // Объединенная гражданская партия. Официальный сайт. [Электронный ресурс] // URL: http://www.ucpb.org/news/partynews/my-ne-chast-tsarskoj-rossii(дата обращения: 13.07.2017)
23 Лидеры оппозиции подписали Декларацию в поддержку независимости Беларуси // Объединенная гражданская партия. Официальный сайт. [Электронный ресурс] // URL: http://www.ucpb.org/news/politics/lidery-oppozitsii-podpisali-deklaratsiyu-v-podderzhku-nezavisimosti-belarusi (дата обращения: 13.07.2017)
24 Беларусь! святкуюць Дзень Волі // Объединенная гражданская партия. Официальный сайт. [Электронный ресурс] // URL: http://www.ucpb.org/news/society/belarusy-svyatkuyuts-dzen-voli (дата обращения: 13.07.2017)
25 Западные окраины Российской империи М.: Новое литературное обозрение, 2006. С. 415, 418.
26 Лебедько: «День Воли - это праздник думающих белорусов // Объединенная гражданская партия. Официальный сайт. [Электронный ресурс] //: URLhttp://www.ucpb.org/news/society/lebedko-den-voli-eto-prazdnik-dumayushchikh-belorusov (дата обращения: 13.07.2017)