ЗАПАДНАЯ РУСЬ

Рубеж Святой Руси в прошлом, настоящем и будущем

История и философия

Реальная роль великого российского полководца Александра Васильевича Суворова в истории белорусской государственности

Акция арт-группы «Партизан» проведенная в марте 2015 г..  На памятнике А.В. Суворову у входа в парк им. А.В.Суворова в Кобрине была установлена табличка с надписью: «Я - русский оккупант». «Я участвовал только в захватнических войнах. Я сжигал белорусские села, а их жителей обращал в рабство. Мои руки — в крови ваших предков».    

  Эта тема из тех, что, по-видимому, надолго перешла из научной, исторической плоскости в актуальное пропагандистско-политическое пространство. «Позор сегодняшней власти, что именем карателя Суворова в нашей стране по-прежнему называются десятки улиц ... Придет время, когда Костюшко будет официально считаться нашим национальным героем,» – такими  словами известный в современной Беларуси писатель и историк В. Орлов приветствовал участников торжеств по случаю 264-й годовщины со дня рождения Тадеуша Костюшко.

Имя в истории

Дом А.В.Суворова в Кобрине. Фото 1945 г.В 1991 г. произошел распад общего государства, Советского Союза, и новые государства активно взялись за написание своей национальной истории. На многочисленные пропагандистские «страшилки» с завидным постоянством клюют молодые люди, мало знакомые с историей, но у которых уже со школьной скамьи активно формируется образ врага в лице Суворова.  Вот с такими проявлениями приходится постоянно сталкиваться работникам Кобринского музея в повседневной работе.

Православная Церковь и выборы в Государственную думу (по материалам газеты «Наша нива» за 1907 г.)

Редакция газеты «Наша нива» активно освещала работу Государственной думы Российской империи, также активно и очень подробно газетой освещались выборы в Думу. Авторы газеты достаточно четко определили свою позицию, они поддерживали оппозиционные лозунги и стремились пропагандировать их среди читателей. Использовалась для этого и риторика, связанная с конфессиональными вопросами.

Лидская антисоветская молодежная организация (1951 г.): реконструкция мифа. (Часть II)

Лида.Улица Труханова (б. Железнодорожная). Снимок начала 1960-х годов
Изучение вышеупомянутого дела осуществлялось весьма обстоятельно, с учетом, естественно, и тех вопросов, которые возникали при первом же прочтении статьи О. Широкой. Последнее позволило избежать ненужных повторов, цитирования обширного материала и вместе с тем сосредоточиться на тех недостатках и просчетах, которые были допущены в публикации на страницах «Нашага Слова».

Лидская антисоветская молодежная организация (1951 г.): реконструкция мифа. (Часть I)

Улица Советская. Лида. 50-е годы XX века.В статье кандидата исторических наук, заведующиго кафедрой истории славянских государств Гродненского государственного университета Валерия Николаевича Черепицы анализируется феномен создания мифа о якобы существовавшей в 1951 г. в г. Лиде Гродненской области БССР т. н. Лидской молодежной антисоветской организации. Также анализируются реальные провокации в отношении видного советского белорусского политического деятеля С. О. Притыцкого.

Семен Гаврилович Зорич в исторической судьбе Белой Руси

Семён Гаврилович Зорич
Зоричи – знаменитый сербский род, оставивший заметный след в истории России и Белой Руси. У истоков его стоит русский офицер Максим Федорович Зорич, не имевший своих детей и поэтому усыновивший племянника - сына сестры, происходившего по отцу из сербского рода Наранжич. Получив разрешение дать мальчику свою фамилию, Максим записал 9-летнего приемного сына в Сербский гусарский полк в Славяносербии. Этим ребёнком был Семён (Симеон) Гаврилович Зорич (1743-1799) – воин российской армии, позже один из фаворитов императрицы Екатерины II.

П. А. Столыпин и Ватикан

 

В межгосударственных отношениях России и Ватикана, как в фокусе, отразился обширный спектр государственно-церковных, межцерковных и межэтнических проблем различного уровня, от Римской курии, МИД и МВД Российской империи до римско-католических и православных приходов в Западной России (Литве, Белоруссии и части Малороссии) и Царстве Польском.

Минская полиция накануне февральской революции

 Городовые на улицах МинскаПреддверье Февральской революции для Российской Империи было осложнено Первой мировой войной. Особенно ярко это проявилось в прифронтовых губерниях, в том числе и в белорусских. Близость фронта накладывала на действия полиции и жандармерии свой отпечаток. Блюстители порядка следили не только за поведением гражданского населения, но и за деятельностью противника. Так, минская полиция наблюдала за немецкими аэропланами над городом и за противодействием им российской позиционной артиллерии.

О Войшелке, как фактическом основателе Великого княжества Литовского

Миниатюра «Войшелк основывает монастырь» 

Не может быть сомнения, что преодоление контрпродуктивного «линейного» подхода в изучении одного из важнейших этапов истории Беларуси для начала потребует хотя бы попытки по-новому взглянуть на сложившуюся в Понемонье второй половины XIII в., то есть, практически, на самом рубеже эпох, – Средневековья и Возрождения, когда происходило становление Великого княжества Литовского, Русского, Жемойтского.

 

Мировая война и судьба человека: поворотное событие в жизни архивиста А.И. Миловидова

Читальный зал Виленской публичной библиотеки, в которой многие годы работал Александр Иванович Миловидов
В текущем году исполнилось 150 лет со дня рождения архивиста и археографа А.И. Миловидова (6.08.1864—18.12.1935). В течение пятнадцати лет (1901—1915) А.И. Миловидов состоял членом библиотечной комиссии при Виленской публичной библиотеке, директором Музея М.Н. Муравьева при этой же библиотеке. Большая часть его научной и публицистической деятельности была связана с изучением письменных памятников преимущественно истории Западной Руси.

Неоязычество как фактор формирования альтернативных национальных идентичностей в современной Белоруссии

Ромбический знак плодородия, выражающий в неоязычестве основную националистиче-скую идею «кровь и почва», и который, наряду с коловратом (вариация свастики), осо-бенно популярен и часто бывает элементом дизайна символики многих националистиче-ских и неязыческих организаций и сайтов.Особенно интересной представляется попытка создать новую альтернативную идентичность на основе белорусского неоязычества. Этот проект достаточно амбициозен, поскольку в идеале он стремиться создать такую идентичность белорусов, в которой бы не было место для белорусского дискурса. Этот дискурс должен быть постепенно заменён представлениями о литвинах или кривичах, или ятвягах или ещё кем-то, но лишь бы не белорусах, в названии которых явно угадывается корень «рус», подчёркивающий культурную и духовную связь, т.е. то, что называют цивилизационным единством, с Россией.

Варшава и белорусский вопрос – век ХХ

Белорусский вопрос во второй Речи Посполитой, как историки часто называют возродившуюся в 1918 году Польшу, возник под громкие заявления польских политиков о том, что на самом деле такого вопроса не существует. Сами же “польские роды” были довольно сложными. Перед Первой мировой войной появилось несколько проектов восстановления польского государства. Одним из них предполагалось объединить польские земли под эгидой русского царя. Другим был проект немецкого кайзера, но немцы на сей счет высказывались весьма туманно.

Западнорусизм в мире идентичностей межславянского пограничья. Историографические наблюдения


Западнорусизм служит не только предметом исследовательского внимания, но и по сей день важным фактором развития самой науки. Обращение к трактовкам общественно резонансной проблематики западнорусизма позволяет уяснить контекст, неоднородность и траекторию развития белорусской исторической науки.

«Белорусская национальная идея» в свете исторической критики. (Часть II)

Косарь-литвин.Илья Репин, 1897, имение в Здравнево под Витебском (фрагмент).


Нация это не только реально существующее социальное образование, это категория динамичная, своего рода «проекция» сложного политического развития. Для Белоруссии сейчас важно не скатиться к строительству этнической нации, к чему так усердно призывают всевозможные «свядомые». Мы не должны повторить украинский опыт национальной ненависти, разделения и истерии.

«Белорусская национальная идея» в свете исторической критики. (Часть I)

"Белорус"- портрет Сидора Шаврова. Илья Репин, 1892, имение в Здравнево под Витебском (фрагмент).


В последнее время часть национально озабоченных белорусских историков, включая и сочинителей политических доносов на «западнорусов», испытывают острый творческий зуд. Всем им непременно хочется взять в руки стило, наморщить многодумное чело и сочинить ни больше не меньше как «белорусскую национальную идею». Дабы не угасить вспыхнувшего порыва, и дум высокое стремленье не было стреножено тупым бюрократическим равнодушием, предлагаются различные завиральные проекты.

О сущности конфликта "белорусские националисты vs. западнорусисты"

В продолжение дискуссии, вызванной статьёй А.Ю.Бендина «Белорусские националисты и «западнорусизм»: опыт взаимоотношений», вслед за отзывом на неё Дмитрия Куницкого, в которой представлена консервативно-религиозная (с элементами сталинизма) точка зрения  на белорусский национализм, предлагаем вниманию наших читателей статью Кирилла Аверьянова, в которой он рассматривает вопросы, поднятые А.Ю. Бендиным, с противоположной Д. Куницкому позиции, выражая взгляды одного из направлений современного русского национализма, которое огульно критикует все советское прошлое. Следует отметить, что проект «Западная Русь» стоит на умеренно-центристских позициях, которые  представлены в том числе и в работах Александра Бендина.

Сейчас на сайте

Сейчас 148 гостей и один зарегистрированный пользователь на сайте

Присоединяйтесь в Вконтакте Присоединяйтесь в Facebook Присоединяйтесь в LiveJournal

Антология современной западнорусской поэзииБелорусы и украинцы – русский народ. Свидетельства  исторических источников

Отечественная война 1812 г. в истории БелоруссииЗападнорусский календарь