Notice: Undefined index: componentType in /home/z/zapadrussu/public_html/templates/zr_11_09_17_ltf/component.php on line 12
Политика деполонизации в отношении польского землевладения на Правобережной Украине (1861-1883 гг.)

Политика деполонизации в отношении польского землевладения на Правобережной Украине (1861-1883 гг.)

Автор: Андрей Крыськов

266788 600

После буржуазных реформ 60-70-х гг. XIX в. капитализм начал быстро развиваться во всех сферах общественного производства, в том числе и в сельском хозяйстве Правобережной Украины, состоящей из Волынской, Киевской и Подольской губерний. Движение помещичьего землевладения в этом регионе пореформенного периода известно преимущественно по материалам и исследованиям, посвящённым концу XIX - началу XX в. Меньше известно о начальном этапе земельной мобилизации, решающую роль в котором сыграла государственная политика уничтожения польского землевладения. Выяснение этого вопроса является важным, поскольку после отмены крепостного права основным показателем достатка дворянства стала земельная собственность.

Вопрос дворянского землевладения данного периода на Правобережье Украины не был предметом комплексного исследования, хотя отдельные аспекты проблемы нашли своё отображение в ряде монографий и статей1. Однако анализ помещичьего землевладения именно этого периода составляет значительный исследовательский интерес, ведь именно тогда оно стало заложником правительственной политики русификации, а экономические факторы отошли на второй план.

Как известно, в результате второго (1793 г.) и третьего (1795 г.) разделов Речи Посполитой Правобережная Украина отошла к Российской Империи. Польское меньшинство, составляя менее 10 % населения региона, тем не менее, сохраняло черты закрытой, корпоративной общины, занимало ключевые позиции в экономической, политической и культурной жизни края. Кроме того, позиции польского меньшинства усиливались тем, что здесь до 1840-х гг. действовали отдельные положения Литовских уставов, Конституции Королевства Польского, польский язык оставался доминирующим в общении, дело- и судопроизводстве, бюрократический аппарат Правобережной Украины состоял в основном из польских дворян, привилегиями пользовались польское образование и Римско-католическая церковь.

Ещё при Екатерине II началось наступление на польское землевладение, хотя польские магнаты и не были обойдены «монаршей милостью». За период 1793-1795 гг. часть государственных и конфискованных земель в Брацлавской, Волынской и Подольской губерниях были отданы генералам Кутузову, Маркову, Ферзену. Большие земельные владения получили Безбородко, Морков, Новосильцев, Репнин; 65 высокопоставленным лицам было подарено 79 550 крестьян2.17 декабря 1795 г. племянницам князя Потёмкина графиням Браницкой и Скав-ронской в Подольской губернии «на вечные времена» были подарены секвестрованные местечко Черче и 17 сёл с населением в 3736 крестьян мужского пола3. 18 августа 1795 г. графу Моркову было отдано «на вечное и потомственное владение, со всеми землями и угодьями» секвестрованное староство Летичевское без уездного города Летичев4. Также Моркову было подарено в Каменецком уезде 10 сёл (1548 крестьян мужского пола). В Ушицком уезде было подарено действительному тайному советнику С. Стрекилову 7 сёл, в которых проживало 2204 крестьянина мужского пола, генерал-майору В. Теременеву -13 сёл с 1541 крестьянином мужского пола и т.д.5 Новые чины и звания получили польские дворяне Сангушки, Потоцкие, Ржевусские, Браницкие и др. На Правобережную Украину было распространено действие Жалованной грамоты дворянству6.

После вступления на престол Александра I практика дарения государственных имений дворянству продолжалась. Согласно данным по Ольгопольскому, Ямпольскому и Балтскому уездам Подольской губернии, на 1805 г. российским помещикам было здесь подарено 213 996 десятин земли7. По данным Подольской казённой палаты, в Каменецком уезде 11 российским дворянам было подарено до 1805 г. 66 сё л и 1 местечко с 12 242 крепостными мужского пола8.

Для периода до Польского восстания 1863-1864 гг. в действиях царского правительства на Правобережной Украине довольно чётко прослеживаются три тенденции: 1) ко всем лояльным подданным, которые арендовали государственные имения, продолжали применяться традиционные местные правовые нормы применительно к аренде; 2) из поземельных правоотношений изымались противники российского самодержавия (особенно ярко это проявилось после Польского восстания 1830-1831 гг., когда сотни тысяч представителей польской шляхты были деклассированны, а десятки польских имений были конфискованы и секвестрованы); 3) происходило последовательное проникновение российского законодательства в местные правовые традиции с лоббированием прав на землю российских дворян.

В ответ на Польское восстание 1863-1864 гг. правительство империи, с нарушением основных положений реформы 19 февраля 1861 г., провело 30 июля 1863 г. на Правобережной Украине региональную земельную реформу. Усилилось государственное вмешательство в естественный процесе мобилизации помещичьих земель. Были изданы указы, которые, во-первых, лишали польских помещиков, принимавших участие в восстании, права на владение имениями, во-вторых, запрещали польским дворянам покупать землю и, в-третьих, вынуждали политически неблагонадёжных дворян-поляков в течение двух лет распродать свои имения. В то же время русским и украинским дворянам предоставлялись льготы для приобретения земель. Всё это способствовало сокращению удельного веса польского землевладения и увеличению площади земель украинских и русских дворян.

5 марта 1864 г. вступили в действие правила о льготах для покупателей польских имений при продаже их с торгов9. И если в 1864 г. из 2202 заложенных в кредитных учреждениях имений Правобережной Украины было продано только одно, то уже в 1865 г. на продажу было выставлено: в Киевской губернии - 8, в Подольской - 26 и в Волынской - 17. Однако покупок было мало - в Волынской губернии купили 4 и в Подольской 710. Потенциальных покупателей отпугивало существование в имениях сервитутов и чересполосицы. К тому же 15 % имений региона были коллокационными, т.е. находились в одновременной собственности у нескольких помещиков11. Русским и украинским помещикам, имевшим право на покупку, не хватало для этого средств. «Если бы кто-нибудь спросил, что так тревожит в эту минуту, то мы бы, не медля, ответили: отсутствие денег, сплошное безденежье, капиталов абсолютно нет, продажи имений с аукционов остаются без покупателей», - писал украинский помещик Подольской губернии в конце 1860-х гг.12 Политика взяла верх над экономикой. В 1868 г. известный экономист Ю.Э. Янсон отмечал на этот счёт: «Реформа сделала лёгким переход земель из рук безденежных владельцев в руки людей с деньгами, людей коммерческих. Нигде, по-видимому, не произошёл бы этот переход так быстро и в таких больших размерах, как в Юго-Западном крае, если бы тамошние капиталы допускались к покупке земель; но они к покупке земель не допускаются, ибо находятся в руках евреев»13.

В ноябре 1864 г. покупателям непольской и нееврейской национальности при наличии разрешения генерал-губернатора было предоставлено право на правительственную ссуду при покупке польских имений на Правобережной Украине. Закон 10 декабря 1865 г. запретил полякам покупать земельную собственность и обязал их продать с торгов конфискованные и секвестрованные имения14. Это значительно ускорило рост здесь русского землевладения. Так, за период 1865-1869 гг. русские и украинские помещики при содействии правительства приобрели 1007 имений, за 1870-1876 гг. - 632 имения, за 1876-1881 гг. - 808 имений. Таким образом, за 15 лет поляки на Правобережной Украине потеряли 2271 имение (1 613 тыс. десятин земли)15. Кроме того, богатые землевладельцы из России покупали имения у поляков и без помощи правительства. Например, П.М. Балашев через своих агентов приобрёл большое Шпиковское имение у польского помещика Свейковского. На имении был долг в 900 тыс. р Балашев скупил все кредитные обязательства Свейковского и вынудил его продать имение за 450 тыс. р16. После покупки Шпиковского имения (6617 десятин) Балашев приобрёл за 1866-1872 гг. имения у помещиков Домбровского (2715 десятин) и Собанского (2316 десятин)17. Следовательно, на начало 1870-х гг. Балашев стал владельцем 12 047 десятин земли в Подольской губернии.

По политическим соображениям правительство Российской Империи для обеспечения преимущества русского землевладения на Правобережной Украине пошло на продажу государственной земельной собственности на льготных условиях лицам, которые либо здесь служили, либо их поселение в регионе было признано целесообразным для усиления российского присутствия. На условиях льготной инструкции от 23 июля 1865 г. на Правобережной Украине было продано с беспроцентной рассрочкой выплат на 20-37 лет 355 имений (143 788 десятин). Средняя стоимость десятины при продаже составляла 18,90 р, тогда как по оценкам банков стоимость десятины была 43,55 р18. Кроме того, в начале 1864 г. Министерство государственного имущества продало на льготных условиях в Баптском уезде Подольской губернии группе отставных высших офицеров около 30 тыс. десятин земли по цене от 9 до 15 р за десятину с рассрочкой на 36 лет и освобождением от уплаты на первые 6 лет19.

Привлекает внимание и тот факт, что мобилизация земельной собственности происходила и незаконными путями. Это касается евреев, которые в эти годы стали основными арендаторами польских помещичьих имений, а фактически - полными их владельцами. Об этом генерал-губернатору сообщат подольский губернатор в 1870 г. Он указывал на то, что во время восстания 1863-1864 гг. помещики-поляки тайно проводили сбор средств в своей среде для поддержки повстанцев, многие из них стали должниками евреев-кредиторов. Когда же кредиторы начали требовать уплату долга, помещики-поляки были вынуждены отдавать имения им в длительную аренду, даже предоставляя арендаторам права вотчинника20.

Таким образом, мобилизация помещичьей земли в первые пореформенные десятилетия носила, главным образом, внутрисостовный характер. Будучи наибольшим продавцом на земельном рынке, дворянство в то же время выступало и основным покупателем, покупая земли больше, чем все другие состояния. Об этом свидетельствуют данные табл. I21.

Таблица 1. Оборот дворянского землевладения в процентах к 1862 г.

pic 11

В табл. 2~ показано поэтапное сокращение польского землевладения в пользу русского и украинского.

Таблица 2 Соотношение польского и русского землевладения на Правобережной Украине в 1863-1880 гг.

pic12

Таким образом, в исследуемый период в центре процесса мобилизации земельной собственности был, с одной стороны, переход помещичьих земель от польских к русским и украинским дворянам (с 1865 по 1881 г. польское землевладение уменьшилось с 5947 тыс. десятин до 3962 тыс. десятин), с другой - последующая концентрация земель в руках крупных владельцев. Русское и украинское дворянство в полной мере воспользовалось льготами со стороны правительства империи в процессе земельной мобилизации на Правобережной Украине в первые пореформенные десятилетия. В 1880-х гг., по мере развития земельного кредита в регионе, польское землевладение, особенно крупное, стало более устойчивым.

Крыськов, Андрей Анатольевич
 кандидат исторических наук,

доцент кафедры украиноведения и философии
Тернопольского государственного технического университета
.
Научный сборник "Поляки в России: история и современность" 2007 г. Краснодар.

---------------------

1 Анфимов AM. Крупное помещичье хозяйство Европейской России (конец XIX - началоXX века). М., 1969; Гуржій І. О. Україна в системі всеросійського ринку 60-90-х років XIX ст. Київ, 1968; Записка о землевладении в Юго-Западном крае / Сост. PL Рудченко. Киев, 1882; Корелин А.П. Дворянство в пореформенной России. 1861-1904. М., 1979; Лещенко M.HV Мамалига А.І. Аграрно-капіталістична еволюція поміщицьких господарств Подільської губернії в 1861-1900 рр. // Український історичний журнал. 1976. № 9. С. 81-92; Павлюк В.В. Магнатерія Волині в умовах розвитку ринкових відносин у другій половині XIX ст. // Український історичний журнал. 2000. № 1. С. 102-108.

2 Русский архив. 1873. Кн. 3. С. 2302-2315.

3 К-ПГГА. Ф. 227. Оп. 1. Д. 17. Л. 5.

4 Там же. Д. 92. Л. 455об.

5 Там же. Д. 537. Л. 9.

6 Смолій В.А. Возз'єднання Правобережної України з українськими землями в складі Російської імперії // Український історичний журнал. 1974. № 8. С. 61.

7 К-ПГГА. Ф. 227. Он. 1. Д. 537. Л. 23об. - 27.

8 Там же. Л. 9об. - 10.

9  ПСЗ. 2-е собрание. Т. 39. № 40656.

10 Записка о землевладении в Юго-Западном крае... С. 96.

11 Шульгін М. Дворянське та селянське землекористування в Росії та на Україні. Харків, '1927. С. 52.

12 Цит. по: Слабченко М.Є. Матеріяли до економічно-соціяльної історії України XIX ст. Київ, 1927. Т. 2. С. 14.

13 Янсон Ю.Э. Влияние реформы 1861 г. на сельское хозяйство и хлебную торговлю в Юго-Западных губерниях // Труды РІмператорского ВЭО. СПб., 1868. Т. 4. С. 267.

14 ПСЗ. 2-е собрание. Т. 40. № 42759.

15 Записка о землевладении в Юго-Западном крае... С. 97-98.

16 Мамалыга А.И. Капиталистическая эволюция помещичьих и крестьянских хозяйств Подольской губернии в пореформенный период (1861-1900 гг.): Дис. ... канд. ист. наук. Каменец-Подольский/ 1978. С. 77.

17 Фридрих И.Ф. Обзор лесного хозяйства в Рахно-Шпиковском имении Его Превосходительства Николая Петровича Балашева. Немиров, 1896. С. 3.

18 Записка о землевладении в Юго-Западном крае... С. 99.

19 Мамалыга А.И. Капиталистическая эволюция помещичьих и крестьянских хозяйств... С. 76.

20 Центральный государственный исторический архив Украины в г. Киеве. Ф. 442. Оп. 50. Д. 369. Л. 3.

21 Корелин А.П. Дворянство в пореформенной России... С. 56.