Лев Криштапович: «Какой дорогой идти белорусу»

Автор: Лев Криштапович

Оргкомитет конференции памяти Игоря Вацлововича Оржеховского «Западнорусизм: прошлое и настоящее» предложил Льву Евстафьевичу Криштаповичу вынести на обсуждение в качестве доклада заключение его книги «Беларусь как русская святыня». Первые четыре главы этой книги ранее были опубликованы на сайте «Западная Русь». В начале 2012 года эта книга,  уже в новой редакции, вышла из печати  издательства «Бонем».

В настоящее время вопрос о важности развития культуры нашего народа ни у кого не вызывает сомнений. В формальном смысле это бесспорно. Спорное начинается тогда, когда речь заходит о содержании национального развития.

«Нам надо закончить выработку белорусской идеи», – заявляют «национально-сознательные» историки, филологи и философы в Беларуси. Звучит, несомненно, патриотично. Но как обстоит дело с научностью? Парадокс состоит в том, что наша «национально-сознательная» интеллигенция абсолютно не понимает той проблемы, которую она взялась трактовать. Поясним.

 

Что такое идея в философско-историческом смысле? Идея – это «теоретический и практический разум» народа. Ни государственность, ни национальные особенности ничего еще не говорят об идее в философско-историческом плане. Государств, наций может быть много, а идея, их объединяющая и оживотворяющая, – одна. Это прекрасно объяснил крупнейший английский философ нашего времени А.Тойнби. В частности, он отмечал:

«Действующие силы истории не являются национальными, но проистекают из более общих причин. Взятые в частном национальном проявлении, они не могут быть правильно поняты, и поэтому их должно рассматривать только в масштабах всего общества. Таким образом, английская история не прояснится до тех пор, пока она не будет рассмотрена в сопоставлении с историями других национальных государств, входивших в более широкое сообщество, каждый из членов которого реагировал специфическим образом на происходящее»[1]. Это широкое сообщество, в которое входила Англия, он называет «Западом», «западным миром» или «западным обществом». По Тойнби, нет ни английской, ни французской, ни немецкой идеи, а есть общая для всех этих государств и наций западная идея. Методологически неверно отождествлять идею с государственностью, национальностью.

Историю белорусского народа можно понять, когда она будет рассмотрена в контексте более широкого сообщества. Что Беларусь не входила в ареал «западного мира» – это общеисторический факт. А. Тойнби пространственные границы «западного общества» очерчивает Западной Европой, включая в нее США и Канаду. Беларусь же входила и входит в более широкое сообщество, которое мы имеем все основания обозначить понятием «русская идея». Реальное пространственное и временное поле, на котором протекала жизнь белоруса, всегда было русским. «Белорусы во многом больше русские, чем великороссы. Можно сказать, что суть «белорусскости» – это общерусский патриотизм. Беларусь на сегодня – это освобожденная территория исторической России».[2]

Идея – синоним цивилизации. Смешно говорить о польской или белорусской цивилизации, если даже крупнейшие мыслители Западной Европы не считают нужным вести речь об отдельной французской или английской цивилизации. Но никто не сомневается, что наряду с «западным миром» существует отличный от него русский мир.

Фундаментальное влияние русской цивилизации на формирование белорусского национального характера – документально-источниковедческий и философско-исторический факт. В связи с этим важное значение имеет выяснение характерных признаков русской цивилизации, которые одновременно являются сущностными определениями национального самосознания белорусского народа. Перечислим их.

С точки зрения исторической, русская цивилизация представляет собой особый тип цивилизации, неразрывно связывающей тысячелетнюю традицию Киевской Руси с настоящим временем.

С точки зрения мировоззренческой, русская цивилизация является выразителем культурной и нравственной традиции, основополагающие ценности которой лучше всего назвать ценностями трудового человека.

С точки зрения национальной, русская цивилизация есть многоаспектная этническая общность, в основе которой лежит национальное ядро белорусов, великороссов и украинцев.

С точки зрения экономической, русская цивилизация есть самобытный хозяйственный организм, принципиально отличающийся по законам своей жизнедеятельности от западной модели свободного предпринимательства.

С точки зрения геополитической, русская цивилизация есть стержень и главная опора евразийского континентального блока, интересы которого противостоят агрессивным установкам западной цивилизации или так называемого Атлантического Большого Пространства[3].

Сущность русской цивилизации не в ее особой святости[4], а в трудовом принципе человеческой жизни. В этом принципиальное отличие русской цивилизации от западной. Недаром современный американский мультимиллионер Бенджамин Сорэз в своей известной книге «7 ступеней свободы. Как избежать крысиной гонки в Америке» (1994) признается, что «в мире свободного предпринимательства нет людей, есть только продавцы и покупатели». «Таким образом, абсолютно бесспорным является положение о том, что белорусский народ с самого начала своей истории формировался как органическая часть славяно-православной, или иначе, славяно-русской цивилизационной общности. Беларусь, безусловно, принадлежит к славяно-православной цивилизации»[5].

Упорное насаждение в нашем Отечестве западных идеалов, уже дискредитировавших себя на Белой Руси и Украине в ХVI – XVIII веках, кроме недоумения и тревоги, ничего хорошего на русской земле вызвать не может. Вспомним, пожалуй, достаточно показательную деталь: конюшню в Успенском соборе Московского Кремля в 1812 году.

Из множества факторов цивилизационной агрессии Запада следует отметить распространение западного утилитаризма и воинствующего антихристианства на весь мир (США здесь в авангарде), которые имеют своей целью создание мамонистского общества и формирование человека-манипулятора.

Русская модель развития единственно возможная для нашего Отечества – Беларуси, России, Украины, для славянства вообще. Без всеобщего радикального изменения всех сфер общественной и личной жизни в общерусском цивилизационном русле борьба с «нетрадиционными религиозными течениями» и с «деструктивными вероучениями и тоталитарными сектами» будет бесплодной.

Западом ведется тотальная информационно-психологическая война против общерусского мировоззрения нашего народа. Изнутри православную церковь пытаются подорвать внедрением экуменических, модернистских, еретических и раскольнических воззрений. Извне довлеют оккультно-мистические и психомагические формы воздействия на сознание человека. По результатам своим, к примеру, методы современного психоанализа и психотерапии, внедряемые даже во внутрицерковный обиход и настойчиво популяризируемые современными «богословами», ничем не отличаются от оккультно-мистических. И те, и другие – все они базируются на откровенном антихристианстве.

Поэтому необходимо подлинное восстановление истинной духовности, ибо дестабилизация общественно-политической жизни напрямую зависит от нестабильности в сфере духовной.

Все усилия ученых в конечных итогах своих будут бесплодны и бессмысленны до тех пор, пока из поля зрения их выпадают фундаментальные вопросы цивилизационной самоидентификации нашего народа. «Веками родство русских, украинцев и белорусов почиталось святыней. В его основе лежали общность происхождения, близость языков, места проживания, характера и исторических судеб».[6]

Белорус, как и великоросс, и украинец, по своей теоретической и практической жизни является русским человеком, а Беларусь, как Россия и Украина, составляет часть единой общерусской цивилизации. «Белорус, великоросс и украинец по своему миросозерцанию, практической жизни и культуре относится к особому культурно-историческому типу – славянской православной цивилизации».[7]

Таким образом, рассуждения «национально-сознательной» интеллигенции о некоей автономной белорусской идее на практике оказывают плохую услугу белорусскому народу и белорусской государственности. Националистический миф о белорусской идее ведет к смене пространственно-временных и духовно-нравственных ориентиров нашего народа, к отрыву Беларуси от своих общерусских корней. Только следуя общерусским путем, может плодотворно развиваться белорусская национальность и белорусская государственность.

 

 


[1] Тойнби А. Постижение истории. – М., 1991. – С. 25-26.

[2] Лебедев С.В., Стельмашук Г.В. Белорусский феномен. – СПб., 2006. – С. 7-8.

[3] Зюганов Г.А. За горизонтом. – М., 1995. – С. 71.

[4] Именно такая точка зрения приводится в книге Олега Платонова «Русская цивилизация» (М., 1995), которая является идеологической основой определенной части патриотического движения в России. Следует отметить, что эта точка зрения весьма поверхностна, а также наносит большой вред национальному самосознанию наших братских народов (белорусов, великороссов и украинцев), поскольку она совершенно необоснованно идеализирует архаику и видит идеал русской цивилизации только в прошлом.

[5] Мельник В.А. Цивилизационные основания идеологии белорусского государства. – Минск, 2005. – С. 25.

[6] Молчанов А.И. Россия, Украина и Беларусь от Н.Хрущева до «Беловежской пущи». – СПб., 2006. – Т. 1. – С. 23.

[7] Молчанов А.И. Россия, Украина и Беларусь от Н.Хрущева до «Беловежской пущи». – СПб., 2006. – Т. 3. – С. 403.

 

Лев Криштапович

 

Все материалы конференции «Западнорусизм: прошлое и настоящее»

 

 

 

 

У Вас недостаточно прав для добавления комментариев. Вам необходимо зарегистрироваться.