А.С. Будилович. Современный мадьяризм в перспективах угро-славянской истории и жизни

pervaya voyna 2 32

Русский филолог профессор Варшавского университета А.С. Будилович (1846-1908) в своем исследовании говорит о  большой славянском факторе в  истории Венгрии и указывает на современный процесс его стирания через мадьяризацию страны, которая несет славянам и прежде всего русским огромные проблемы в будущем.

А.С. Будилович.Червонорусская эмиграция

rusinАнализируя явление масштабной червонорусской (русинской) эмиграции из родных земель в конце 19 - начале 20 веков, русский филолог профессор Варшавского университета А.С. Будилович (1846-1908) видит ее причину в национальном гнете со стороны поляков и мадьяров.

Приложение к статье «Константин Васильевич Харлампович (1870-1932): жизнь историка на переломе эпох».

image022После публикации статьи о Константине Васильевиче Харламповиче ее автор профессор Минской духовной академии В.А.Теплова прислала в реакцию ряд фотографий, которые войдут в иллюстративный ряд будущей книги о Харламповиче, над которой сейчас работает Валентина Анатольевна. С согласия Валентины Анатольевны Тепловой мы размещаем эти иллюстрации отдельным приложением к ее статье.

И.Г. Наумович как общественный, политический и религиозный деятель Галичины второй половины XIX века

Iwan Naumowycz16 августа день памяти Иоанна Григорьевича Наумовича (1826-1891) - одного из наиболее ярких деятелей галицко-русского движения в Восточной Галиции во второй половине ХIX века. В связи с этим размещаем статью доктора исторических наук Нины Михайловны Пашаевой (1926 — 2013), опубликованную в 12 номере Исторического вестника за  2001 год.

А.В. Копыстянский и его деятельность в России в годы гражданской войны, 1918-1920 гг.

23366Среди национальных движений славянских народов Восточной Европы путь галицкого русофильства и поддерживавшей его интеллектуальной традиции был довольно тернистым. Зародившись в начале XIX в. и представляя собой характерный для Европы того времени рост национального самосознания, русофильство находилось во враждебном окружении и испытывало прежде всего неприязнь поляков и венгров-соседей по «лоскутной» Габсбургской монархии.  Русофилы твердо стояи на позиции, согласно которым рассматривали Россию как центр политического тяготения, а себя - в качестве неотъемлемой части русской культурной ойкумены. 

В. Р. Ваврик. Карпатороссы в Корниловском походе и Добровольческой армии

Vavrik VОчерк истории Карпаторусского добровольческого отряда в составе Белой армии на юге России, составленный галицко–русским публицистом, историком и поэтом В. Р. Вавриком, бывшим командиром этого отряда и непосредственным участником описываемых событий, является ценным вкладом в историю освободительного движения всего карпаторусского племени, доказывая лишний раз, что карпатороссы всегда мыслили себя едиными со всем остальным русским народом. 

К.В.Харлампович. Западнорусские церковные братства и их просветительная деятельность в конце XVI и в начале XVII вв.

7012102Представляем текст выступления историка  Константина Васильевича Харламповича  10 января 1898 г. перед защитой его диссертации «Западнорусские православные школы XVI и начала XVII в., отношение их к инославным, религиозное обучение в них и заслуги их в деле защиты православной веры и церкви».

Западнорусский календарь – АВГУСТ

Представляем августовский выпуск "Западнорусского календаря" с информацией о датах жизни выдающихся ученых и политических деятелей Западной Руси (Украины и Белоруссии), стоявших на позициях западнорусизма и единства трёх ветвей русского народа.

 

Государствообразующие предания о Крещении Руси как источник народного просвещения

den kr rusiНарод не может полноценно существовать без государственности как способа самозащиты и осуществления своей веры и своей воли. Народообразующие предания обязательно становятся и государствообразующими. Таким преданием закрепленным и в летописных источниках для русского народа (россиян, белорусов и украинцев) является история о Крещении Руси. Именно после крещения восточнославянские племена обрели полноценную государственность и стали историческим русским народом.

М. Ф. Глушкевич. Взгляд на прошлое и будущее Прикарпатской Руси в связи с великой войной.

glushkevichПосле второго занятия русской армией Восточной Галиции и Буковины в результате Брусиловского прорыва известный карпаторусский общественный деятель, писатель и поэт М. Ф. Глушкевич написал и издал в Ростове-на-Дону брошюру «Взгляд на прошлое и будущее Прикарпатской Руси в связи с великой войной». В брошюре говорится о значении присоединения Галичины к России. Рассуждая о задачах Великой войны, автор подчеркивает, что объединение всех частей русского народа является одной из главных целей войны. И сейчас, когда в борьбе с украинством уже на поле боя, решается судьба России, особенно актуальны мысли, высказанные сто лет назад галицко-русскими политиками и интеллектуалами.

В.Р. Ваврик. Мариан Феофилович Глушкевич. Биографический очерк.

vavrВ июле мы отмечаем день рождения карпаторусского писателя, поэта и общественного деятеля Мариана Феофиловича Глушкевича и, в связи с этим добавляем новые материалы о его жизни и творчестве. На этот раз размещаем биографию Глушкевича написанную его другом соратником Василием Романовичем Вавриком (1889-1970).

Константин Васильевич Харлампович (1870-1932): жизнь историка на переломе эпох

18 июля западнорусская общественность отмечает день рождения Константина Васильевича Харламповича - историка церкви, богослова, принадлежавшего к «западнорусской» исторической школе. Константин Васильевич Харлампович родился 18 июля 1870, с. Рогачи, Брестский уезд, Гродненская губерния, Российская империя (ныне территория Польши), умер 21 марта 1932, в Киеве. Являлся Лауреатом Уваровской премии, Член-корреспондентом Петербургской Академии Наук с 1916 года, академиком Украинской Академии Наук с 1919 года, из которой исключен в 1928 году за контрреволюционные взгляды.