Греко-католическая церковь в пределах Российской империи в первой трети XIX в.: проблемы и перспективы. (часть третья - заключительная)

Униатская Церковь. Музей белорусской деревянной архитектуры в Строчице.

| Первая часть | Вторая часть |  Третья часть |

Наименее латинизированное приходское духовенство, как единственная надежда унии на сохранение, оказавшись после 1809 г. без иерархического лидера, по определению не имело шансов противостоять существующим угрозам. Для этого у него не было ни должного уровня видения проблем церкви, ни организационных возможностей, ни влияния в высших сферах власти, ни финансовых средств.

Была ли Беларусь колонией?

Французы в 1812 году, пленённые партизанами. Прянишников (1874)Отдельные белорусские историки прозападной ориентации навязали сегодня, казалось бы, абсурдную и неуместную в годовщину двухсотлетия вторжения Великой армии Наполеона в Россию тему дискуссии: «Была ли для белорусов война 1812 года Отечественной»? Понятно, что многие из них, так или иначе, лично заинтересованы в том, чтобы максимально отдалить белорусов от общерусской истории, и  тем поставить под вопрос, активизировавшийся интеграционной процесс на постсоветском пространстве. 

Непокоренный Минск. 4 января 1942 года.

Мемориал на месте концлагеря «Масюковщина»-”Штaлаг-352” в Минске.4 января 2012 года исполнилось 70 лет со дня героической попытки жителей города Минска и военнопленных из располагавшихся в нем концлагерей поднять восстание против фашистских захватчиков.

22 июня 1941 года фашистская Германия напала на Советский Союз. Свой главный удар немецко-фашистские войска обрушили на Прибалтийский и Западный военные округа. Уже 25 июня немецкий 39-й мотокорпус вышел на подступы к Минску.

К биографии Д.В. Скрынченко (1874-1947) – педагога, публициста и общественного деятеля

Дмитрий Васильевич Скрынченко (Минск, начало ХХ века)С именем Дмитрия Васильевича Скрынченко я впервые встретился в ходе работы над монографией о М.О. Кояловиче и истории Православной Церкви на Гродненщине. Уже тогда через знакомство с рядом его печатных трудов, а также деятельностью на первом фланге общественно-политической жизни Беларуси начала ХХ века, Д.В. Скрынченко представлялся мне весьма заметной и колоритной фигурой отечественной истории.

Полоцкий церковный собор: теоретические предпосылки воссоединения (часть первая)

Иосиф (Семашко Иосиф Иосифович), митрополит Литовский и Виленский.

(Часть вторая)

Защитники унии называют ее ликвидацию преступлением русского самодержавия. Само собой разумеющимся считается, что митрополит Иосиф не имел и не мог иметь глубоких обоснований своих действий, кроме «официального» русского патриотизма и корыстных симпатий к «казенному» Православию. К сожалению, до настоящего времени этот вопрос серьезно не рассматривался. Историки выпускают из вида теоретические предпосылки, на которые опирался Литовский митрополит в своей деятельности по подготовке воссоединения, и их происхождение. Между тем, они весьма интересны.

Киевская Русь – колыбель русской цивилизации.

Золотые ворота в КиевеВ последнее время вновь поднят вопрос об истоках белорусской государственности в связи с объявлением в 2011 году Минкультуры Белоруссии конкурса на создание памятника литовскому князю - Миндовгу как основателю ВКЛ и одному из родоначальников белорусской государственности. Проект «Западная Русь» считает, что традиция белорусской государственности имеет гораздо более древние корни и более цивилизованных родоначальников нежели языческий вождь одного из литовских племен.

Крещение Руси: огнем и мечом?

Памятник тысячелетию крещения Руси в Новгороде

Стараясь дискредитировать Русскую Церковь, воинствующие безбожники 30-х годов прошлого столетия выдумали лозунг, что Русь была крещена «огнем и мечом». С того времени в нашем обществе циркулирует мысль, что христианство у нас было насаждено насильственно с применением крутых мер. Мысль эту особо любят повторять не только атеисты, но и представители неоязычества.