Признаки «идеологической ловушки» белорусской государственности на примерах архитектуры и культурной жизни Минска

Игорь Зеленковский

 

В чем причина парадокса, когда в Республике Беларусь карт-бланш получают националистические круги, которые в общем не популярны в народе, да еще и враждебно настроены к теперешнему белорусскому режиму?

Западнорусизм и белорусское государство

Всеволод Шимов
Западнорусизм как региональная белорусская идеология получил развитие в 19 в. и был ориентирован на существование белорусских земель в рамках Российской империи. Западнорусы всегда были лояльными российскими подданными, идея белорусской независимости была им чужда. Более того, идею государственного суверенитета Белоруссии традиционно отстаивали националистические силы, ориентированные на отрыв от России и уничтожение исторической памяти о русском прошлом этих земель.

Белорусский коллаборационизм в годы Второй мировой войны и проблема фальсификации истории

Алексей БеляевПроблема сотрудничества населения оккупированных нацистами территорий с врагом в годы Второй мировой и Великой Отечественной войн до сих пор является полем для спекуляций и фальсификаций. В советской историографии эта тема освещена недостаточно, при этом данное явление трактовалось однозначно как предательство и с явно выраженным негативным эмоциональным оттенком. Западная историческая наука оперировала термином «коллаборационизм», при этом пытаясь избавить его от каких-либо эмоциональных коннотаций. В 90-е гг. постсоветская историография переняла эту традицию.

Представление о польском восстании 1863 – 1864 гг. и формирование образа врага

Александр ГронскийФормирование политических идей связано с представлениями о себе как о группе, выделяемой из иных групп. Для выделения существует достаточно много способов. Однако иногда происходят сбои в формировании идей, т.к. члены группы, на которых эти идеи направлены, не принимают их в силу собственных представлений, житейского опыта, исторической памяти и других факторов. Проблема выделения своей группы из остальных похожих групп строится на придании им негативных характеристик. Один из таких методов – закрепление за определённой группой образа врага.

Презентация в Минске монографии О.А. Фомичевой «А.С. Будилович. Деятельность в национальных регионах пореформенной Российской империи».

В прошедшую пятницу (16.01.2015) в Центре евразийских исследований Филиала Российского государственного социального университета в Минске состоялся международный научный круглый стол «Россия и славянские народы Восточной Европы в XIX - начале XX в.в.». Центральной темой круглого стола была презентация, вышедшей в 2014 году в издательстве «Алетейя» (Санкт-Петербург), монографии российского историка из РГГУ, кандидата исторических наук О.А. Фомичевой «А.С. Будилович. Деятельность в национальных регионах пореформенной Российской империи».

Поэт Пряшевской Руси Юлий Иванович Ставровский-Попрадов.

 Обновление от 16.01.2015

Редакция сайта решила обновить ранее опубликованную подборку материалов, сделанную Владиславом Гулевичем, о творчестве выдающегося писателя Карпатской Руси Юлия Ивановича Ставровского-Попрадова дополнительным материалом, поступившим от нашего читателя из Ужгорода Владимира Пардуса.  

Фальсификации как инструмент конструирования идентичности: галицко-русские деятели об украинском движении в Галиции в XIX в.


По справедливому мнению известного польского историка XIX в. Ю. Шуйского, фальшивая история неизбежно порождает фальшивую политику. Оснований для подобного вывода у Шуйского, изучавшего историю Польши и причины ее падения в XVIII в., было предостаточно. В свою очередь, фальшивая политика ведет к потрясениям, кровавым гражданским войнам и распаду государств, что ярко демонстрирует трагический пример нынешней Украины.

Некоторые спорные вопросы политической истории Полоцкого княжества в X—XIII вв.

 

Изложение истории современных государств России, Украины и Беларуси не может обминуть тот значимый период их общей истории, который называется периодом древнерусским или временем Киевской Руси. Тогда восточные славяне создали свое государство, ставшее выражением их народного единства.

Цивилизационные войны: наука, идеология и язык как оружие

Дмитрий Константинович Безнюк


В классической конфликтологии война рассматривается как такой вид конфликта, в котором стороны прибегают к вооруженному противостоянию и ущерб друг другу наносят с помощью вооруженных сил, диверсионных акций, террористических актов и т.п. В наш век ученые выделяют множество видов и форм войн и силовых противостояний, но один вид войны все больше и больше привлекает внимание исследователей – это цивилизационная война.

Ответ Издательского Совета Белорусский Экзархат МП на обращение о переиздания трудов академика Карского.

 На адрес координатора инициативы о переиздании трудов академика Карского И.Ф. Зеленковского пришло письмо от Издательского Совета Белорусский Экзархат Московского Патриархата с  ответом на коллективное обращение участников и гостей публичного круглого стола «Актуальность научного наследия Евфимия Карского»,прошедшего 16 октября 2014 года в помещении Минской областной библиотеки им. А.С.Пушкина.

Феномен чужебесия и предательства в российской истории и культуре (Cтатья I)

Русский хипстерВ XX-ом веке Россия пережила несколько революций (в 1905 – 1907, 1917 – 1920 и 1991 – 1993 гг.), которые нанесли тяжелейший удар по её общему развитию, привели к колоссальным человеческим жертвам и даже к частичному разрушению государства. Но ещё известный русский философ Г. Г. Шпет утверждал, что «Революция есть не только казуальное следствие и результат, но также осуществление замысла. Этот замысел выносила, лелеяла, сама себя на нём воспитывала наша интеллигенция XIX-го века…»