Итоговое заседание онлайн-конференции «Карпатские и галицкие русины. Вопросы национальной самоидентификации».


17 декабря 2014 года при прямой трансляция в интернет состоялось итоговое заседание международной научной онлайн-конференции «Карпатские и галицкие русины. Вопросы национально самоидентификации».

Прешовская газета «Русское Слово» (1924–1938)

Доклад кандидата исторических наук Михаила Юрьевича Дронова на международной научной онлайн-конференции «Карпатские и галицкие русины. Вопросы национальной самоидентификации», в котором рассмотрена история газеты «Русское Слово» (1924–1938), одного из печатных органов Прешовской греко-католической епархии, с позиции данного издания в вопросе этнонационациональной идентичности русинов, и трактовкам национально-языковой политики «Русского Слова» исследователями и публицистами последующих десятилетий.

Анатолий Сава. «Я русин»

Стихи русинского поэта Анатолия Савы, представленные им на международной научной онлайн-конференции «Карпатские и галицкие русины. Вопросы национальной самоидентификации». Конференция начала свою работу 11 декабря 2014 года публикацией анонса с программой, и продлится до 17 декабря 2014 года. 17 декабря в онлайн-режиме с 15.00 до 17.00 состоится заключительное заседание, во время которого ее участники обсудят предварительно выложенные доклады и ответят на вопросы, поступившие от посетителей сайта.

Память о Первой мировой войне в русинском микротопониме Калїкув


Перефразируя известное изречение о способности настоящего художника в капле воды увидеть девятый вал океанского шторма, зададимся вопросом, можно ли на примере одного слова осознать, увидеть, показать сущность значительного явления в нашем прошлом? В данном случае события столетней давности ‒ печальной памяти времена Первой мировой войны.

Терезин. Частично забытый концлагерь.

Книга  «Терезин и Телергоф»  знаменитого русского галичанина В.Р.Ваврика, схваченного по доносу прислужника венских властей Ивана Кецко, сельского писаря в Манаеве, Зборовского уезда, а также исследования других русских, украинских и австрийских ученых оставляют немного шансов что-нибудь добавить к картине геноцида в этих страшных концентрационных лагерях. Нам, однако, представляется целесообразным предоставить читателям информацию о подзабытом Терезине с иной – чехословацкой точки зрения.

От оплота русскости до фермы австро-венгерских янычар

Галиция, традиционно считающаяся сейчас бастионом украинского национализма, окончательно приобрела подобный имидж сравнительно недавно, лишь после геноцида галицких русофилов, развязанного австро-венгерскими властями в ходе Первой мировой войны. Еще в первой четверти XX века украинская самоидентификация далеко не полностью утвердилась в Галиции. По мнению исследователей, в это время «половина галицийского крестьянства не имела отчетливо выраженного национального самосознания в современном понимании и служила объектом борьбы «за души».

Польский «сарматизм» и «теория русинизма» князя К.К. Острожского

Доклад доктора филологических наук Любовь Викторовны Левшун на международной научной онлайн-конференции «Карпатские и галицкие русины. Вопросы национальной самоидентификации». Конференция начала свою работу 11 декабря 2014 года публикацией анонса с программой, и продлится до 17 декабря 2014 года. 17 декабря в онлайн-режиме с 15.00 до 17.00 состоится заключительное заседание, во время которого ее участники обсудят предварительно выложенные доклады и ответят на вопросы, поступившие от посетителей сайта.

Александр Духнович и Иван Раковский – поборники русского литературного языка.

Доклад Валерия Разгулова на международной научной онлайн-конференции «Карпатские и галицкие русины. Вопросы национальной самоидентификации». Конференция начала свою работу 11 декабря 2014 года публикацией анонса с программой, и продлится до 17 декабря 2014 года. 17 декабря в онлайн-режиме с 15.00 до 17.00 состоится заключительное заседание, во время которого ее участники обсудят предварительно выложенные доклады и ответят на вопросы, поступившие от посетителей сайта.

Старообрядцы и российская веротерпимость в XIX - начале XX в.

Съезд старообрядцев в Нижнем Новгороде. Конец XIX в.Основные государственные законы Российской империи утверждали «свободу веры» для всех неправославных народов, проживавших на её территории.  Все признаваемые законом религиозные организации империи получали статус «терпимых». «Раскольники», включая и сектантов, которые согласно православному вероучению подпадали под категорию «еретиков», рассматривались правительством в качестве «церковных мятежников», вышедших из повиновения архиереям Русской церкви. 

Положение Православия в Белоруссии в последней трети ХІХ – начале ХХ в.

Наиболее массовым и влиятельным вероисповеданием в Белоруссии в последней трети ХІХ – начале ХХ в. было православие. По данным Первой всеобщей переписи населения 1897 года численность православных верующих в пяти белорусских губерниях составляла 5 114,7 тыс. человек или 60,1 % от общей численности населения. По сравнению с 1864 годом она возросла более чем в 2 раза. Православное население преобладало во всех белорусских губерниях, кроме Виленской, где преимущество сохраняли католики.

А.И. Миловидов. Освобождение крестьян Северо-Западного края и поземельное устройство их при графе М. Н. Муравьеве.

 Одной из самых избитых тем в русофобской пропаганде литвинствующих белорусских националистов - это, перешедшие им по наследству от большевиков, утверждение, что Российская империя заперла белорусов в крепостной неволе, и, что мол, во времена «белорусского золотого века» (ВКЛ и Речи Посполитой), не было никакого крепостного права, а крестьяне то и делали, что возлежали на кисельных берегах своих молочных рек. Однако, имеется достаточно исторических документов, опровергающих эти мифы. Этому посвящена работа Александра Ивановича Миловидова «Освобождение крестьян Северо-Западного края и поземельное устройство их при графе М. Н. Муравьеве», в которой раскрываются принципы "польской системы землепользования", способствовавшей превращению белорусского крестьянства в одну из наиболее обездоленных социальных групп в Европе.

Мировая война и судьба человека: поворотное событие в жизни архивиста А.И. Миловидова

Читальный зал Виленской публичной библиотеки, в которой многие годы работал Александр Иванович Миловидов
В текущем году исполнилось 150 лет со дня рождения архивиста и археографа А.И. Миловидова (6.08.1864—18.12.1935). В течение пятнадцати лет (1901—1915) А.И. Миловидов состоял членом библиотечной комиссии при Виленской публичной библиотеке, директором Музея М.Н. Муравьева при этой же библиотеке. Большая часть его научной и публицистической деятельности была связана с изучением письменных памятников преимущественно истории Западной Руси.