«Сборник статей по истории Беларуси» - феерия невежества и мифотворчества

Случилось мне наткнуться в некой он-лайн библиотеке на работу под названием «Сборник статей по истории Беларуси» авторства Вадима Ростова. Поскольку история Беларуси меня всегда интересовала, я начал читать…

Сказать, что прочитанное меня удивило – значит выразиться слишком мягко.  Да, я наткнулся на определенно революционную работу.

Кадеты: к вопросу о политической природе непримиримой либеральной оппозиции в России.

1. Социальная база конституционно-демократической партии, монопольно владевшей определенным сегментом политического спектра, определялась не сословной принадлежностью, а скорее интеллектуальным складом. В условиях поляризованной, внутренне расколотой политической культуры Российской империи основной опорой к.-д. являлась традиционно оппозиционно настроенная демократическая интеллигенция радикально-либерального толка; протестное поведение было отличительной чертой ее политического участия.

Чехословакия и западнорусский вопрос

 

Роль Праги в подавлении культурных запросов западнорусского населения в публикациях современных авторов освещена недостаточно. Думается, связано это, в первую очередь, с неактуальностью в данный момент темы чехословацко-западнорусских отношений, а также с тем, что в наши дни Западная Русь является объектом приложения активных усилий со стороны Польши, как наследницы Речи Посполитой, а не Чехии, как наследницы чехословацкого государства.

Русская политическая общественность последних лет Империи о вере и Церкви.

Общее состояние российского общества после преодоления непосредственных последствий революции 1905-1907 гг. можно охарактеризовать двумя главными тенденциями. Во-первых, происходило ощутимое оживление общественной жизни: с 1909 г. начался быстрый экономический подъем; нараставший политический кризис вплоть до 1916 г. оставался верхушечным и не создавал революционной ситуации; присутствовало общее, по сравнению с предыдущим временем, падение интереса к политике; на смену политическим поискам постепенно приходил идеал жизненной активности, быстро росло увлечение разнообразными техническими новшествами и спортом, происходило значительное падение уровня самоубийств; неокантианство в философии и акмеизм в поэзии призывали к «оздоровлению» интеллекта и эстетического чувства, увлечение оккультизмом, гностицизмом и «неохристианством» постепенно переставало быть ультра-модным и сменялось интересом части интеллигенции к православию.

Историческая память белорусов о польском восстании 1863 года в свете борьбы символов и понятий национальной самоидентификации.

 

Доклад руководителя проекта «Западная Русь» Игоря Фёдоровича Зеленковского на состоявшейся 20 января 2013 г.  конференции «Польское шляхетское восстание 1863 г. Взгляд на события 150 лет спустя».

Вспоминая о событиях польского восстания 1863 года, крайне важно сравнить отношение белорусов к ним тогда и сегодня. Судя по историческим  документам,  150 лет  назад у разных слоев населения белорусских губерний было диаметрально противоположное отношение к восстанию.

Польские легионеры, Гаити и Западная Русь

В связи с шумными мероприятиями, посвящёнными 150-летней годовщине Январского восстания 1863 г., которые проводятся не только в Польше, но и в Белоруссии, Литве и на Украине, стоило бы осветить малоизвестный эпизод из истории польского легионерского движения.

«За нашу и вашу свободу!» - этот лозунг польских повстанцев впервые прозвучал в 1795 г., когда шляхта пыталась привлечь на свою сторону малороссийское и белорусское крестьянство. Затем он превратился в постоянный девиз польского повстанческого движения, и даже больше того, использовался как идеологема для расширения культурно-политического влияния Польши на сопредельные территории.

"За Святую Русь мы не пощадим ни живота, ни достояния нашего"!

В годовщину 150-летия польского шляхетского восстания, когда многие белорусские и зарубежные СМИ переполнены дубликатами далекого от оригинала «письма из-под виселицы» Викентия Калиновского, редакция портала «Западная Русь» видит необходимость в публикации ряда писем от жителей белорусских губерний Российской империи, адресованных императору Александру II в 1863 году. Эта публикация озаглавлена цитатой из письма крестьян Могилевской губернии Горецкого уезда Горецкого сельского общества: «За святую Русь мы не пощадим ни живота, ни достояния нашего».

Потери 1863 г. по польским и русским сведениям (на примере отдельных боёв)

Публикациядоклада кандидата исторических наук Александра Дмитриевича Гронского в качестве его заочного участия в состоявшейся 20 января 2013 г.  конференции «Польское шляхетское восстание 1863 г. Взгляд на события 150 лет спустя».

Несмотря на то, что польскому восстанию 1863 – 1864 гг. посвящена не одна книга, оно имеет ещё множество белых пятен. В первую очередь эти белые пятна связаны с излишней мифологизацией восстания. В нём заинтересованные лица видели не только выступление польской шляхты за восстановление своего государства, но и нагружали его иными смыслами, далёкими от реальных мотивов повстанцев и даже противоречащими им.

Восстание 1863 г. и правопорядок в западной части Российской империи.

 

Доклад кандидата исторических наук, доцента кафедры кафедры теории и истории государства и права БрГУ (Брест) Александра Александровича Загорного на состоявшейся 20 января 2013 г.  конференции «Польское шляхетское восстание 1863 г. Взгляд на события 150 лет спустя».

 

Была ли русская автокефалия XV века незаконной?

 

В апреле 2012 года известный в Белоруссии общественный деятель Олег Трусов, борющийся с любым проявлением русскости в белорусах, резко выступил на «Радио Свобода» по поводу прошедшей перед этим конференции по западнорусизму. В выступлении Олега Трусова было два основных утверждения. Первое, что белорусы не имеют никакой связи с остальным русским народом и с удовлетворением констатировал, что, якобы, отличия от русских у белорусов за последнее время значительно выросли (явно, что он пиарился). Это сопровождалось потоком ненависти к Русской Православной Церкви (можно послушать в аудиозаписи на «Радио Свобода»). О. Трусов вещал, что Русская Православная Церковь неканоническая и самозванка, незаконно провозгласившая в XV веке автокефалию.

Список русских солдат и офицеров, погибших в период подавления польского восстания 1863 – 1864 гг. в пределах Северо-Западного края Российской империи

Фамилии погибших солдат и офицеров, восстанавливавших законность в Северо-Западном крае в 1863 – 1864 гг., были выбиты на 7 мраморных досках, расположенных в Александро-Невской часовне, заложенной в Вильне в 1863 г. Н.М. Муравьёвым и освящённой в 1865 г. уже при преемнике Муравьёва – генерал-губернаторе К.П. фон Кауфмане. Часовня находилась в сквере на Георгиевском проспекте, поэтому иногда её называют Георгиевской. Часовня до нашего времени не сохранилась, «благодарные» потомки разрушили её в 1918 или 1919 г. Позже, в 1928 г. на её месте сделали фонтан, который так и не был запущен.

Суров, но справедлив?

В этом году исполняется 150 лет польскому восстанию 1863 года. Однако до сих пор единой оценки этого события в белорусской историографии не существует. Нет и единого мнения о роли такой фигуры в нашей истории как Михаил Николаевич Муравьев, руководитель подавления этого выступления. Так кто он был — вешатель или спаситель белорусов от ассимиляции? На эту тему рассуждает кандидат исторических наук, доцент, главный редактор журнала «Беларуская думка» Вадим Францевич Гигин.