А. С. Кибинь. «От Ятвязи до Литвы».

9.28.16Предлагаем вниманию наших читателей книгу «От Ятвязи до Литвы. Русское пограничье с ятвягами и литвой в Х-ХIII веках». В книге рассматриваются процессы славянизации, христианизации и становления политической структуры в регионе, история русских княжеств Понеманья до установления в них власти литовских князей. То есть вопросы ставшие актуальными в современном белорусском обществе в процессе становления белорусской государственности.

Решение Холмского вопроса: дискурсивные практики в Российской империи начала ХХ в.

holmВ 1912 г. в восточной части Люблинской и Седлецкой губерний - в Холмско-Подляшском Забужье - была создана новая Холмская губерния. Рассматриваемая как часть русской «коренной» территории губерния была выделена из Варшавского генерал-губернаторства и подчинена непосредственно министру внутренних дел. Проект административного выделения Холмско-Подляшского региона со смешанным польским и восточнославянским (русинским / малороссийским / украинским) населением из состава польских губерний неоднократно обсуждался с 1860-х гг.

Польская агитационная «hutarka» 1863 г. и ее оценка Я. И. Н. Бодуэном де Куртенэ

crivdapicПричиной постепенного упадка революции (польское восстание 1863 г.) было равнодушие крестьян», «при равнодушии крестьян гибель восстания была неминуема. Прекрасно понимая это, его организаторы попытались напрямую обратиться к простому народу, в том числе и говорившему не на польском языке. По большому счету, обращения «не оказали своего действия, в том числе и на белорусов, даже католиков.

Воспитание сельских учителей в Виленском учебном округе в 1860-1870-х годах

sevinars1s Одним из результатов образовательной реформы 1860-х годов было формирование кадров сельских учителей. Во время разработки этой реформы в Виленском учебном округе была поставлена цель не приглашать учителей из Великороссии, а подготовить их на месте, учредив специальные семинарии. Выпускники учительских семинарий должны были оставаться внутри крестьянского сословия, сохранять связи со своими народными «корнями» и способствовать приобщению белорусского крестьянства к современным знаниям.

Александр Невский и Литва: военно-политические отношения Северо-Восточной Руси и Литвы в 30-60 гг.ХIII в.

nevskiГрабительские походы литовских князей на земли Северо-Западной Руси конца XII — начала XIII в. были естественным этапом становления Литовского государства. Еще зимой 6691 (1183/84) г. литовцы бились со псковичами, сделав им «много» «зла». С осени 1198 г. начинаются частые литовские набеги на Новгородскую землю. В 1200, 1210,1217 гг. литовцы снова вторгаются в Новгородские пределы и совершают грабительские набеги, убегая от идущих им навстречу новгородцев. В период с 20-40 гг. XIII в источники отмечают не менее 10 походов прибалтийских дружин на территории, контролируемые суздальскими князьями.

Миграции населения Южной и Западной Руси в XI-XIII вв.(по данным топонимики)

12 historyНа территории современных России, Украины, Белоруссии, Польши, Молдавии и Румынии есть немало городов и сел с одинаковыми или похожими названиями. Наиболее правдоподобное объяснение этого явления заключается в том, что города Северо-Восточной (Московской) Руси, возникшие позднее городов Руси Западной и Южной, были основаны переселенцами с юга и запада.

«Склавины», «анты» и первоначальное языковое деление славянства

slide 9Славян принято разделять на три ветви: южную, западную и восточную, но первые письменные известия о славянах определенно указывают на существование только двух славянских народов: собственно «склавинов» и «антов». Ряд важных морфологических и лексических изоглосс подтверждают, что ранние славяне в диалектном отношении делились на две языковых ветви границей между которыми была Карпатская горная дуга. Это подтверждает и сопоставление племенного состава древних славян с диалектным делением современных славянских народов.

Икона «Собор новомучеников и исповедников Церкви русской»

sobjr novomucПоследнее время мы отмечаем, что все еще есть непонимание отдельными гражданами, далекими от Церкви, значения памяти о религиозных гонениях и жертвах, понесённых нашим народом в отстаивании своей духовной традиции. Слышатся голоса, что мол нельзя изображать на иконах сюжеты красного террора, поскольку это «расстраивает чувства» людей с левыми взглядами, и даже появились призывы к "церковному начальству" разобраться с фактом наличий таких икон. В связи с этим редакция сайта «Западная Русь» решила разместить материал, посвященный иконе «Собор новомучеников и исповедников Церкви русской».

Миссионерская деятельность епископов Иринея (Чирича) и Серафима (Иоановича) на Подкарпатской Руси (1927-1930 гг.)

Bishop Irenaeus ĆirićПравославное движение на землях населенных русинами/украинцами проявилось в начале XX века. Венгерские власти считали это явление проявлением панславизма, преследовали население. После развала Австро-Венгрии территория современной Закарпатской области в 1919 г. вошла в состав Чехословацкой республики на правах автономии. Православные приходы, которые возникли на Подкарпатской Руси, вошли в состав Сербской православной церкви и управлялись епископами-делегатами.

Раннесредневековая этническая история балто-славянского ареала и новые данные популяционной генетики для ее изучения

slavgen 1Вопрос этнической истории племен и народов балто-славянского ареала в VI–X вв. все более подвергается чрезмерной идеологизации и политизации в целях построения очередных антинаучных исторических мифов. Однако, эти сомнительные построения рассыпаются при объективном анализе летописных и археологических материалов, и тем более при изучении новых данных популяционной генетики.

«Неудержимо сердце обливается кровью, когда читаешь сообщение местного жителя из Белоруссии...»: Западная Русь в восприятии консервативной интеллигенции (на примере публицистики по польскому вопросу В.В. Розанова)

Vasily RozanovИспользуя современную терминологию, территории нынешних Белоруссии и правобережной Украины были частью двух «идеальных отечеств». Западный край входил в «идеальное отечество» польского национализма, стремившегося к восстановлению Речи Посполитой в границах 1772 года. Представители русской националистической мысли с этим были категорически не согласны, считая эти территории неотъемлемой частью Русской земли, и апеллировали к факту вхождения этих земель в Древнерусское государство, а также к этническому, религиозному и культурному родству восточных славян.

Пинская генеральная конгрегация православного духовенства 1791 года как первый опыт враждебных действий Фанара в отношении Русской Православной Церкви

Pińsk 1На фоне непростых взаимоотношений между Московским и Константинопольским патриархатами в связи с легализацией украинских раскольников и созданием Православной Церкви Украины, часто можно столкнуться с мнением, что напряжение между двумя Поместными Церквами начало нарастать после русской революции. Между тем это совсем не так. Отношения с Царьградом непросто складывались уже у святого равноапостольного великого князя Владимира - крестителя Руси. И далее на протяжении последующих веков Вселенские патриархи значительно осложняли положение Русского Православия. Православие в Речи Посполитой  не было окончательно уничтожено лишь благодаря изъятию Киевской митрополии из состава Константинопольской патриархии и введению ее в 1686 году под омофор Московского патриарха.