Свидетельства православных священников о преступлениях мятежной шляхты во время Польского восстания 1863 года на территории Северо-Западного края (Белой Руси), собранные и опубликованные в Литовских епархиальных ведомостях 1863. №№ 15, 17.
Свидетельства православных священников о преступлениях мятежной шляхты во время Польского восстания 1863 года на территории Северо-Западного края (Белой Руси), собранные и опубликованные в Литовских епархиальных ведомостях 1863. №№ 13, 14.
Свидетельства православных священников о преступлениях мятежной шляхты во время Польского восстания 1863 года на территории Северо-Западного края (Белой Руси), собранные и опубликованные в Литовских епархиальных ведомостях 1863. № 12.
Свидетельства православных священников о преступлениях мятежной шляхты во время Польского восстания 1863 года на территории Северо-Западного края (Белой Руси), собранные и опубликованные в Литовских епархиальных ведомостях 1863. № 11.
Свидетельства православных священников о преступлениях мятежной шляхты во время Польского восстания 1863 года на территории Северо-Западного края (Белой Руси), собранные и опубликованные в Литовских епархиальных ведомостях.
В м. Млиеве был униатский поп, Василий Гдышицкий, который всячески старался склонить православное население Млиева к унии. Но православные не только не склонились к унии, а решили скопом не допустить Гдышицкого к приходской церкви.
Исследование П.Н. Жуковича обстоятельств убийства «главного идеолога» униатства на белорусских землях И. Кунцевича, которого современники называли Душехватом за принуждение православных «продавать душу» в унию с Римом.
Всякий раз, когда возникает вопрос о причинах падения Польши, на первый план выдвигается вероисповедный вопрос, т. е. вопрос об отношении шляхетской Польши к православному населению.
Заметка «Галиция» в разделе «Славянские земли» в № 82 от 17 апреля 1859 г. сообщает о преследованиях русского слова со стороны властей Австро-Венгрии. Немцы и поляки препятствовали усвоению коренными русскими жителями Галичины и Угорской Руси не только общерусского литературного языка (в заметке он не вполне верно назван «великорусский»), но изгоняли даже привычный в течении многих веков церковно-славянский язык.
До завоевания русскими войсками Галичины (Галиции) мы мало, очень мало знали про эту страну, про живущий в ней народ. Между тем, она исконное русское достояние, часть великой Руси, и её народ—такой-же русский народ, как и мы, говорящий на том-же русском языке, на каком говорим и мы.
Воспользовавшись тем, что власть в Петербурге зашаталась, поляки объявили русскому народу в Холмщине, что православия больше нет и все должны принимать католичество. Народ не поверил: быть не может, чтобы вся Россия сделалась католической.