ЗАПАДНАЯ РУСЬ

Рубеж Святой Руси в прошлом, настоящем и будущем

Книга Льва Криштаповича «Беларусь как русская святыня» - редакционное послесловие

На сайте научно-просветительского проекта «Западная Русь» в течение двух месяцев по частям публиковались главы из книги Льва Криштаповича «Беларусь как русская святыня».

Последнюю пятую главу «Строительство общерусской цивилизации» этой, несомненно, значимой для белорусской общественности книги, принято решение на сайте не размещать, поскольку она в недалеком будущем должны выйти из печати. В последней главе Лев Криштапович излагает свое видение на будущее как Белоруссии, так и всей Русской цивилизации, к которой принадлежат белорусы. Заканчивая публикации глав из книги Льва Криштаповича «Беларусь как русская святыня», редакция считает необходимым сделать некоторые замечания в виде послесловия на опубликованное, и одновременно как анонс к книге, которая  появится на книжных полках.

После октябрьской революции 1917 года  Ленин-Троцкий-Сталин устроили над белорусской ветвью русского народа, как они выражались,  "великий социальный эксперимент», намереваясь лишить белорусов их исконного права быть русскими. Для этого в советское время была изобретена  лжетеория о самопроизвольном разделении русского народа в позднем средневековье. Тем самым большевики "подогнали" историю под свои сомнительные идеологические конструкции. Этим продолжают заниматься и многие современные белорусские историки.

К сожалению в целом объективная и интересная работа Л.Е. Криштаповича не смогла-таки  избавиться от этих "родимых пятен" советской идеологии . Лежит на работе Л.Е. Криштаповича и налет постсоветских идеологических изобретений. В частности, это проявляется когда автор, описывая средневековую историю, использует название «Беларусь», с соединительным «а» (было введено в конце 1990-х годов под давлением русофобствующих националистов), что противоречит как русскому правописанию, так и  имевшей место истории. Названия Белая Русь и Белоруссия закрепились за большинством нынешних белорусских земель только к 18 веку. До этого же эти территории, в том числе и во времена их нахождения в составе Речи Посполитой,  носили название Русь. Вплоть до середины двадцатых годов двадцатого века православные белорусы называли себя русскими. Поэтому корректно говорить о предках современных белорусов до 18 века как о русских, а далее как  о белорусах, но части русского народа. Современное политическое название государства Республика Беларусь (Беларусь), относится только к истории начиная с 1991 года.

Помимо этого автор использует и противоречащее историческим фактам, но устоявшиеся в советской историографии утверждение, что белорусский народ отделился от русского еще в 16 веке.  Однако если один народ волею исторических судеб оказывается в разных государственных образованиях (например, те же курды), то это еще не значит разделения самого народа в национальном смысле. Зачастую этнические границы не совпадают с национально-государственными. Попытки же искусственного создания  нового этноса в границах некоего государства, часто оказываются губительным для  самого этого  государства, поскольку ведут в область построения  политических химер.  И поэтому важно  помнить гражданский и научный завет Е.Ф. Карского: «Следует всегда исходить из фактов, а не подгонять факты к предвзятой теории. Здесь очень возможны всякие злоупотребления».

На Руси за ее долгую историю не единожды  существовало  несколько государств, между которыми шло соревнование, в том числе, и за   более эффективную модель устройства. И это не страшно, если русские государства осознают себя частями Русской земли (Русской цивилизации) и стремятся к тесному многогранному союзу.

Редакция выражает признательность и благодарность Льву Криштаповича, за его книгу, которая  является началом принципиального и честного разговора на страницах сайта «Западная Русь» по выработке современного самосознания белорусов - как части русской цивилизации. В ходе этой дискуссии возможно будут найдены новые и правильные определения современной белорусской государственности, и ее месте в Русском и Славянском мире, без влияния советизма и большевизма и с большим привлечением наследия западнорусизма.

Редакция ЗР

Добавить комментарий

Внимание! Комментарии принимаются только в корректной форме по существу и по теме статьи.


Защитный код
Обновить

Сейчас на сайте

Сейчас 103 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте