ЗАПАДНАЯ РУСЬ

Рубеж Святой Руси в прошлом, настоящем и будущем

Церковная уния и наше время

Свято-Духовая церковь. Кафедральный собор в Минске Белорусской Православной Церкви Московского Патриархата.Восьмая часть четвертой главы (Брестская  церковная уния: прошлое и настоящее) книги Л. Е. Криштаповича «Беларусь как русская святыня».

Сегодня, когда много говорится о необходимости развития национального самосознания белорусского народа, как никогда актуально звучат антиуниатские идеи «Апокрисиса» Христофора Филалета. Опираясь на историософию Христофора Филалета, не составит труда отыскать искомые понятия, которые не только выдвигались белорусским просветителем XVI века в качестве основополагающих элементов культуры нашего народа, но которые и сегодня реально функционируют в современной белорусской культуре. Вот эти понятия: братскость, общерусскость, светскость.

 

Братскость, или общинность – это понятие выстрадано нашим народом в ходе своей многострадальной и в то же время прогрессивной многовековой истории. Принцип братскости получает свое окончательное оформление на рубеже ХVI – XVII веков, когда на территории Беларуси учреждается широкая сеть православных братств. Братскость национального самосознания указывает на решающего субъекта, творца национальной культуры. Человек труда, труженик – вот с кем в первую очередь ассоциируется понятие братскости.

Сегодня можно видеть ту опасность, когда развитие национального самосознания белорусского народа связывают не с трудящимся человеком, а с так называемыми приватизаторами. Фактически в настоящее время пропагандируется не идеал труда, а культ мамоны. Национальное самосознание, основанное на золотом идоле, на частной собственности, не объединяет людей, а разъединяет их. Не случайно современные скаргианцы так усиленно предлагают белорусскому народу вхождение в «общеевропейский дом»,т.е. своеобразную унию нашего времени, потому что нет иного пути для разрушения нашего общества, кроме как превращения людей в жалких слуг западного капитала. Покровительствовать мамоне и в то же время фарисейски разглагольствовать о национальной культуре– значит смотреть на эту культуру сквозь иезуитские очки Петра Скарги и Сигизмунда III. Такое понимание национальной культуры антинародно и антинационально.

Обшерусскось, или народность. Это понятие окончательно сложилось в то же время, что и понятие братскости в противовес иноземному немецко-латинскому и католическо-иезуитскому принципу общественного устройства. Посмотрим через призму понятия общерусскости на проблему развития белорусского национального самосознания. Не секрет, что в нашем обществе существуют латинизированные группы наподобие иезуитских коллегий ХVI – XVII веков, которые под флагом возрождения национальной культуры контрабандой проводят идею недоверия ко всему русскому и православному, с одной стороны, а с другой – фактически реанимируют средневековые взгляды Петра Скарги, занимаются безудержной апологией той части западной культуры, которая как раз характеризуется своим антируссизмом. Разве, вбивая клин между родственными по языку, территории, образу жизни народами (белорусским и русским), правомерно вести речь о подлинном развитии Беларуси? Нет. Вот почему, когда идет речь о возрождении белорусской национальной культуры, всегда следует сверять свои мысли с идеями нашего белорусского мыслителя, который под национальным развитием понимал не введение униатства, а проповедь общерусскости и братскости, потому что это были истины, в которых нуждались наши народы.

Архимандрит Сергей Гаек (польск. Jan Sergiusz Gajek) Родился 8 февраля 1949 в Польше в католической семье. Греко-католический священник. Поляк по национальности, но называет себя - белорусом по убеждениям ??? Несмотря на разрыв Брестской унии в Белоруссии еще в 1839 году, в начале 1990-х годов в Белоруссии начала функциоинировать грекокатолическая церковь. В 1994 году папа Иоанн Павел II назначил Сергея Гаека апостольским визитатором для грекокатоликов Белоруссии.Светскоcть или секуляризованность. Это понятие также органично входит в концепцию «Апокрисиса» о развитии белорусского народа. Православные братства были пронизаны не узкоцерковным представлением, а широкими национально-культурными и цивилизационными взглядами. В известном смысле можно утверждать, что православные братства закладывали основы светского мировоззрения белорусского общества, освобождая его от диктата церковных начальников. Вообще, религиозный характер сознания не содержит в себе необходимой связи с понятием национальности. Дело в том, что любая религия обращается не к человеку определенной национальности, а к человеку определенной конфессии. Для церкви важен не национальный, а конфессиональный признак. В этом историческая ограниченность религиозного сознания. Вот почему светскость национального самосознания – это его важнейший, атрибутивный признак.

Сегодняшняя социально-политическая и духовно-культурная ситуация в Беларуси во многом напоминает, разумеется, понимая историческую относительность подобной аналогии, время Брестской церковной унии. В этом аспекте совсем неумно выглядит попытка «национально-сознательных» литераторов (этих современных скаргианцев, в частности, Рыгора Бородулина) связать возрождение белорусской культуры с такой формой «национальной церкви» как униатство[1]. Куда бы ни шло еще православие, которое в Беларуси в определенное время, начиная от возникновения Великого княжества Литовского и кончая примерно второй половиной XIX века, играло прогрессивную роль в деле защиты национального развития белорусского народа. Но выдавать униатство в качестве национальной религии белорусов – значит становиться на точку зрения какой хотите идеи, но только не белорусской. «Национально-сознательная» интеллигенция и прозападные партии не прочь разыграть в своей антинародной игре не только политическую, но и религиозную карту. Современные скаргианцы, выставляющие ярого противника русской православной веры униата Иосафата Кунцевича великим святым Беларуси, а униатство национальной религией белорусов, заботятся на самом деле не о возрождении белорусской национальной культуры, а ставят своей целью осуществить латинофикацию и западнизацию общественного сознания, что неминуемо приведет к денационализации нашего народа. Вместо действительного свободомыслия и светского мировоззрения белорусскому народу навязываются клерикальные рецепты иезуита Петра Скарги и религиозное насилие униата Иосафата Кунцевича, ведущие к национальной и гражданской конфронтации в белорусском обществе. Подобная антинациональная политика чревата огромными социальными потрясениями в государстве и в конечном итоге, лишает белорусский народ подлинной перспективы национального развития.

 


[1] Міжнародны Кангрэс у абарону дэмакратыі і культуры. / Посттаталітарнае грамадства: асоба і нацыя». – Мн., 1994. – С. 6.

Лев Криштапович

 

Продолжение

Перейти к содержанию всей  книги

Добавить комментарий

Внимание! Комментарии принимаются только в корректной форме по существу и по теме статьи.


Защитный код
Обновить

Сейчас на сайте

Сейчас 129 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте