Notice: Undefined index: componentType in /home/z/zapadrussu/public_html/templates/zr_11_09_17_ltf/component.php on line 12
Акция протеста «Против насильственной украинизации Южной Руси», организованная газетой «Киевлянин» в 1917 году.

Акция протеста «Против насильственной украинизации Южной Руси», организованная газетой «Киевлянин» в 1917 году.

Автор: Редакция "ЗР"

 

Газета Киевлянин, 18.07.1917. Шульгин. Против украинизации. Постановление Временного Правительства «об образовании Генерального Секретариата в качестве высшего органа управления краевыми делами на Украине» фактически является созданием в Российской Державе особой области, с присвоением ей имени Украины. Это же постановление обозначает, что население этой области будет в государственных актах именоваться украинцами, а язык, которым говорит население, украинским. Одним росчерком пера временное Правительство решило вопрос необычайной важности в жизни каждого гражданина Юга России.

Люди, которые еще вчера считали себя русскими, которые всеми силами боролись за существование Руси, которые проливали кров за русскую землю, решением Временного Правительства перечислены из русских в украинцы, причем Правительство не спросило этих людей об их желаниях и не дало возможности им выразить свое отношение к этому важнейшему для человека вопросу, вопросу принадлежности к той или иной национальности. В этом постановлении Временного Правительства нельзя не видеть акта величайшего пренебрежения правителей к правам управляемых. Решение таких вопросов, как зачисление свыше тридцати миллионов народа в ту или иную национальность, может принадлежать только Учредительному Собранию, которое выслушает действительных представителей этих миллионов людей, представителей, выбранных ими при помощи правильных, закономерных, охраняемых всей мощью государственной власти выборов.

Временное Правительство пошло по иному пути. Оно взяло на себя смелость самому решить, как вопрос самоопределения народа, населяющего Южную Россию, так и вопрос о территории новой области, созидаемой для этого народа. Временное Правительство, в составе пятнадцати министров, из которых подавляющее большинство имеет весьма отдалённое представление о южнорусских делах, в течение одного или двух заседаний решит вопрос какая губерния входит в состав созидаемой Украины, и какая останется на долю остальной России. Временное Правительство, не спрашивая желаний населения, будет сортировать его на украинцев и русских, руководствуясь никому неведомыми соображениями.

Временное Правительство сделало это как раз в то время, когда недавним актом оно назначило Учредительное Собрание через три месяца. Неужели из уважения ко всему населению России, в высшей степени заинтересованному в этом вопросе, Временное Правительство не могло выждать трех месяцев, которые оставались до Учредительного Собрания.

Учредив „Генеральный Секретариат Украины", Временное Правительство, в своей декларации утешает Малороссию утверждением, что вопрос национально-политического устройства Украины должен быть решен в Учредительном Собрании. Временное Правительство, очевидно, не сознает, что признание наименования - Украина, определение её территории и распространение на эту территорию власти Украинского Секретариата и являются самыми важными вопросами национально - политического устройства Южной России.

Временное Правительство взяло на себя смелость разрешения того спора, который давно ведет между собой культурное население южной России. Не входя в существо этого спора, нельзя не отметить, что подавляющее большинство грамотного населении Южной Руси в качестве литературного языка предпочитает русский язык. Это явствует из того факта, что украинские издания пользуются сравнительно малым распространением.

Не подлежит никакому сомнению, что значительная часть сознательного южнорусского населения определенно называет себя малороссами, т. е. русскими малой Руси, горячо привязано к этому русскому имени — и более того, —гордится им, считая, что оно преемственно связует его с величественной эпохой древней Киевской Руси. Это население будет в высшей степени оскорблено зачислением его в украинцы.

Особенно сильна антиукраинская тенденция как раз в самом сердце предполагаемой Украины — в Киеве. Киевское население чтит исторические традиции и не забыло, что Киев—колыбель Руси. И даже по признанию самих украинцев Киев - „русский остров среди украинского моря". Кроме того, значительная часть киевского населения, и притом коренного местного, а не пришлого, относится с нескрываемым недоверием к украинцам, видя в них искусственных разрушителей единства русского племени и тайных сторонников Австрии.

Что касается несознательного населения, крестьянских масс, то отношение их к вопросам национального самоопределения не выяснено. Последнее время, среди крестьян, как будто стал проявляться интерес к украинству, но насколько это движение серьезно, а не является следствием обещаний и запугиваний, могли бы показать только свободные и сознательные выборы в Учредительное Собрание.

При этих условиях акт правительства, вручившего всю власть генеральному секретариату, рекомендованному украинской Радой, и этим разрешившего спор в пользу одной из борющихся сторон, является ничем не оправдываемым актом правительственного своеволия и неуважения к правам народа.

Освятив домогательства Рады, правительство не пожелало принять в соображение даже и того обстоятельства, что авторитетность этой Рады и соответствие проводимых ею взглядов действительным желаниям населения могут быть подвергнуты величайшим сомнениям. Если члены Государственной Думы заинтересованных губерний не были признаны правительством способными выразить волю населения, очевидно, вследствие недостаточности демократического закона 3 июня, то тем менее, можно в этом вопросе положиться на суждение людей, избранных неизвестно как, вне всякого закона и контроля, каковыми являются члены того собрания, которое поделили между собой правление Рады.

16 июля, так называемой, Малой Радой принято "положение о Генеральном Секретариате" — что является попыткой найти юридические формы для намеченного украинцами пути. Во имя справедливости, во имя прав населения на свободу национального самоопределения, во имя блага как всей России, так и нашего родного края нахожу своевременным громко протестовать против акта насильственной украинизации Южной Руси, на наших глазах совершаемого правительством. Заявляю, что, будучи одним из лиц, вручивших этому правительству власть от лица населения, я никогда не предполагал, что Временное Правительство, по почину Государственной Думы возникшее, позволит себе разрешать вековые вопросы Русской Державы.

Всех лиц, разделяющих изложенные мысли, прошу присоединиться к этому протесту.

В. Шульгин.

От редакции „КИЕВЛЯНИНА".

Если Вы желаете присоединить свой голос, а также голоса Ваших единомышленников к протесту Члена Государственной Думы Василия Витальевича Шульгина, напечатанному в № 170 „Киевлянина" от 18 Июля 1917 г., не откажите сложить лист, наклеить марку и опустить в почтовый ящик. Вернее, послать заказной бандеролью. Не подписывайте, если Вы уже присоединили свой голос письмами в редакцию "Киевлянина".

Присоединяемся:

 


 

Историческая справка - к акции присоединилось около 15 тысяч киевлян, а также ряд высших учебных заведений, общественных организаций и воинских частей. Однако, эта акция не успела набрать полную силу из-за того, что протестные листы были изъяты во время обыска в редакции «Киевлянина» Комитетом охраны революции в Киеве.

Василий Витальевич ШульгинАкция протеста «Против насильственной украинизации» была организована главным редактором газеты «Киевлянин», депутатом Государственной Думы Василием Витальевичем Шульгиным, и была частью стратегии «Внепартийного блока русских избирателей во главе с Шульгиным» во период выборов в Учредительной собрание, состоявшихся уже после Октябрьского переворота 26—28 ноября 1917 года. В это сложное время, когда власть в Киеве переходила из рук в руки, и типографию «Киевлянина» поочередно реквизировали то Центральная Рада, то большевики, Блок Шульгина смог по Киеву получить второй результат — за него проголосовало 36 268 человек (за социалистов всех оттенков — 25,6%, Блок Шульгина - 20,5 % голосов, за большевиков — 16,8%).

«Киевлянин» — частная газета, издававшаяся в Киеве с 1 июля 1864 по 3 декабря 1919 г. Газета была одной из самых влиятельных в Юго-Западном крае и одной из лучших провинциальных газет во всей Российской империи. Основателем газеты и первым главным редактором «Киевлянина» был профессор Киевского университета Св. Владимира, историк В. Я. Шульгин, затем газету последовательно возглавляли Дмитрий Иванович Пихно и сын основателя Василий Витальевич Шульгин. «Киевлянин» был в числе немногих газет, которые постоянно читал Николай II.  После Октябрьского переворота и в годы Гражданской войны «Киевлянин» выходил с перерывами на время, когда в Киеве устанавливалась власть Центральной Украинской Рады, немецкой оккупационной администрации и большевиков, но оставалась самой популярной газетой на Юге России – последние ее номера достигали тиража в 70 тысяч. Последний номер вышел 3 декабря 1919 года после оставления Киева Добровольческой армией. Издание газеты было возобновлено в Киеве в конце 1990-х годов, но в 2005 году, после «оранжевой революции», было снова прекращено.

 


 

Сегодня преобладает мнение, что образование украинского государства является в основном заслугой большевиков. Но, как видно из приведенного документа, украинский сепаратизм «узаконило» Временное правительство, которое, как и Украинскую Раду в 1917 году, никто не избирал, и все они были самоназначенцами.  И действительно, большевики только завершили, начатое еще российской либеральной интеллигенцией и украинскими сепаратистами дело по претворению в жизнь польско-австрийских планов по развалу России.  Однако, если бы не большевистские методы тотального террора, все эти планы канули бы в лету, поскольку никогда не поддерживались народом.

В тоже время следует помнить, что именно из либеральной среды выскочил бес большевизма, породивший затем на окраинах национал-коммунистов, трансформировавшихся в современных украинских и белорусских националистов.  По большому счету, большевизм и не имеет отношения к социализму, а есть проявление крайней формы психоза либеральной российской интеллигенции, который только использовал идеи справедливости, заложенные еще в христианстве.  И то, что на Украине уничтожаются памятники Ленину, так это - поедание своих родителей, поскольку бесам без нужды традиция и память.  

До сих пор проблемы русской интеллигенции (в том числе украинской и белорусской)  заключаются в оторванности многих ее представителей от реальности и неспособности к позитивной деятельности. Хорошей иллюстрацией этому могут быть последние «рефлексии» белорусской писательницы Светланы Алексиевич: «А у нас ведь ничего из прошлого по-настоящему не продумано, не отрефлексировано — ни сталинские лагеря, ни война, ни партизанство… В такой ситуации Беларусь может спастись, только повернувшись в сторону Европы. Я человек русской культуры, я очень люблю ее, люблю русскую литературу. Но сегодня во всем этом главенствует мрак и слепота, в которые погрузился русский народ. Если бы он прозрел, то в этом было бы наше спасение. Если же этого не произойдет, то, думаю, мы можем спастись, только повернувшись в сторону Европы».   Отбросив пропагандистские штампы о «продажности», следует отметить, что Светлана Алексиевич, как и многие из ее круга зачастую совершенно искренне так думает и говорит. Точно так же сто лет назад российская интеллигенция, искренне желая блага своему народу, подвела его к красной Голгофе. Так же сегодня украинская интеллигенция сначала вдохновляла майдан, а потом сама же оказалась в мусорных баках люстрации. 

И тот же автор «протеста против насильственной украинизации», и лидер русских монархистов Василий Шульгин являл собой самый яркий пример русских интеллигентов-романтиков, которые из благих побуждений мостили дорогу в ад.  Трудно найти более противоречивую фигуру в русской истории чем он. Лидер монархистов и консерваторов в Государственной Думе Василий Шульгин лично привез Николаю II манифеста об отречении от трона, а потом принял активное участие в уговорах Великого князя Михаила Александровича не принимать престол. И вовсе не восставший народ, а «главный монархист» стал одним из основных виновников падении династии Романовых, и последующего прихода большевиков.

Василий Шульгин всегда выступал против украинского сепаратизма, но даже в «протесте против украинизации» обнаруживаются противоречия.  Он критикует Временное правительство, которое образовало Генеральный Секретариат управления краевыми делами на Украине из «избранных неизвестно как, вне всякого закона и контроля, каковыми являются члены того собрания, которое поделили между собой правление Рады», и там же признается, что само Временное правительство никем не избрано, а в назначении его министров он сам же принял участие. В добавок, если обратиться к составу этой сомнительной Рады, то там обнаружим его племянника Александра Яковлевича Шульгина, который был одним из лидеров украинских сепаратистов, ставший в последствии первым главой внешнеполитического ведомства независимой Украины и главой украинской делегации на первой ассамблее Лиги Наций в Женеве в 1920 году, а в 1929—1939 гг. руководивший Главной украинской эмигрантской радой. В широко известной книге «Украинствующие и мы», изданной в 1939 году в Белграде, Василий Шульгин как раз вступает в заочную полемику со своим племянником. Вообще, чтобы разобраться в истории падения Российской империи имеет смысл почитать биографические книги о Василии Шульгине, поскольку все его противоречивые поступки и полная приключений судьба является одним из лучших портретов русского интеллигента-романтика независимо от нюансов - консерватор кто-либо из них или либерал. Всегда русский интеллигент был в оппозиции, всегда был подвержен влиянию извне, всегда был готов решительно бороться за высшие смыслы и счастье народа, но только такое - как он интеллигент, а не народ, это счастье видел. В результате революции, перевороты, майданы, нескончаемое дробление Русской земли, гражданские войны и разруха.