Notice: Undefined index: componentType in /home/z/zapadrussu/public_html/templates/zr_11_09_17_ltf/component.php on line 12
А.В. Суворов как христианин

А.В. Суворов как христианин

Автор: Михаил Носко

Текст доклада Протоиерея Михаила Носко на международной научно-практической конференции, посвящённая 285-летию со дня рождения А.В. Суворова, прошедшей 27 ноября 2015г. в Кобринском военно-историческом музее им. А.В. Суворова.

 


Могила Суворова в Александро-Невской лавре в Санкт-ПетербургеСлавянскими народами всегда были особо любимы и почитаемы защитники Отечества – люди, которым выпадает на долю нести все  тяготы походов, подвергаться смертельным опасностям в битвах. Они своими ратными подвигами воплощали в жизнь заповедь Божию о том, что «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин.15,13). Молодое поколение воспитывалось на поучительном примере их жизни, деятельной, жертвенной любви, ревностного и самоотверженного служения вере и Отечеству.

Исключительное место среди таких защитников Родины по искреннему народному почитанию занимает Александр Васильевич Суворов – полководец, фельдмаршал, генералиссимус,  а самое главное - истинный православный христианин, исполненный веры в  Бога. Александр Васильевич Суворов родился 13 ноября 1730 года в семье русского дворянина, генерала Василия Ивановича Суворова. С детства он был болезненным ребенком, что вызывало у отца опасения, сможет ли он принести пользу в деле служения Отечеству. Однако в слабом теле уже с самого раннего детства начал проявлять сильный дух. Так, как Суворов потом будет муштровать своих подчиненных, он с детства муштровал самого себя. В любую погоду, легко одетый, он часами предавался  скачкам по полям и лугам, купался в ледяной воде, спал  по несколько часов в сутки, питался грубой и простой пищей. Удивительно, но желание быть солдатом, посвятить себя военной службе было у мальчика столь велико, что, когда отец говорил ему, что отдаст его на службу статскую, то он отвечал: «что лучше умрет, а не откажется от солдатской доли».

Обычно дворянские дети поступали в полк уже в офицерском звании, и Александр Суворов мог бы воспользоваться сложившейся практикой и пойти по обычному пути. Однако все в жизни этого человека было необычным. Он хотел быть именно рядовым и испытать на собственном опыте все трудности солдатской службы и подниматься по служебной лестнице не по протекциям, а по собственным заслугам.

Девять лет он прослужил в Семеновском полку в солдатском звании, что стало для него настоящей школой жизни. Умение       понимать солдат, любить их, говорить на их языке – эти качества впоследствии и предопределили все военные победы полководца Суворова. Солдатская наука давалась ему легко, и он быстро продвигался по служебной лестнице.

 А.В.Суворов всегда отличался высокой нравственностью: милосердие, благотворительность, правдолюбие, целомудрие были добродетелями, украшавшими его. Он начинал и заканчивал молитвой каждый свой день, строго соблюдал посты, хорошо знал чин церковной службы, читал и пел на клиросе за богослужением, сам строил храмы. Перед каждым сражением он молитвенно взывал к Богу о помощи. Хорошо знавший Евангелие и  заповеди Божии, Суворов, конечно же, помнил слова Спасителя: «Без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15: 5). Поэтому он постоянно призывал солдат: «Все начинайте с благословения Божия… Молись Богу: от Него победа!». Особенной торжественностью отличалось богослужение после победы. Каждую  свою победу и удачу полководец приписывал, прежде всего, Богу, поэтому спешил в церковь на благодарственный молебен. После боя в присутствии А.В.Суворова и всех офицеров совершались панихиды по погибшим воинам.

«Победа – враг войны» – один из самых сильных афоризмов А.В.Суворова. Верный путь к победе этот великий военный педагог усматривал в правильном воспитании и обучении войск, что делает возможным достижение суворовского идеала воина-победоносца – орудия Промысла Божия, носителя высшего государственного интереса, защитника чести русского имени, так как от личных качеств воина зачастую зависит не только исход сражения, но и само существование государств.

Великий полководец разработал особую военно-педагогическую систему, нацеленную на практическое обучение военному делу с одновременным развитием в солдатах доблестных чувств, лучших боевых и нравственных качеств: дисциплинированности, исполнительности, смелости, самообладания, энергии, упорства, человеколюбия, твердой уверенности в соответствии их действий правде Божией, что приводило к уверенности в победе, – качеств, которые, подкрепляемые благодатной помощью Божией, помогают нравственно и физически одолеть врага на поле боя. Суворовская система была основана на приоритете духовно-нравственных православных ценностей,  и направлена, прежде всего, на раскрытие и совершенствование в воинах тех высоких духовных свойств, которые сохраняются в душе каждого человека как образа Божия.

А.В.Суворов сам обучал воинов закону Божию и молитвам. Он воспитывал в офицерах и солдатах веру в Бога, любовь к православным властям и Отечеству, учил держаться правды Божией в самых сложных ситуациях, помогал своим подчиненным правильно ориентироваться в духовно-религиозных вопросах  и тем самым отвращаться от дурных проступков и служить не за страх, а за совесть. Он воспитывал воинов в покорности воле Божией и уповании на Бога. «Провидение забросило нас в облака… Знаешь ли ты трех сестер, которые перевели нас через горы?.. Они называются Вера, Надежда, Любовь – с ними Бог!» - говорил полководец. Он постоянно экзаменовал солдат, задавал им каверзные вопросы и ждал на них немедленного ответа, благодаря чему отрабатывалась быстрота мышления, необходимая как в бою, так и в повседневной жизни.

Неудивительно, что суворовские принципы ведения войны были тесно соединены с христианским человеколюбием. Стремление к совершенной победе над неприятелем полководец связывал, прежде всего, с необходимостью довести до полного завершения уже начавшуюся войну, действенно умиротворить упорно сражающегося противника и тем самым избежать дополнительных жертв. Говоря словами А.В.Суворова: "Всякое продолжение войны, особливо победы, просвещают побежденных". При этом полководец настаивал, что "победителю прилично великодушие". Ради достижения мира победитель должен не только сокрушить военную мощь неприятеля, но и «в поражениях сдающимся в полон давать пощаду», не меньше оружия «поражать противника человеколюбием», и во имя скорейшего умиротворения предать забвению все те удары, которые враг ранее наносил. А.В.Суворов говорил об этом так: "Вот моя тактика: отвага, мужество, проницательность, предусмотрительность, порядок, умеренность, устав, глазомер, быстрота, натиск, гуманность, умиротворение, забвение..."

А.В.Суворов считал, что в мирное время по отношению к человеку нельзя проявлять  никакого насилия, но на войне ради восстановления мира нужно действовать быстро и решительно. Поражая неприятеля на поле брани, фельдмаршал А.В.Суворов великодушно обращался с пленными и нередко под честное слово, что они не будут более участвовать в войне, отпускал  на свободу, выдавая охранные грамоты за своей подписью. Таковы были его принципы: "В стояниях и на походах мародеров не терпеть и наказывать оных жестоко, тотчас на месте.  ...  Не меньше оружия поражать противника человеколюбием. ... С пленными поступать человеколюбиво, стыдиться варварства". К примеру, в октябре 1794 г. суворовские войска подошли к Варшаве и предложили ей почетную капитуляцию. Повстанцы отказались, а после того, как А.В.Суворов штурмом овладел предместьем Варшавы – Прагой, бежали из города, бросив его на произвол судьбы. А судьба предстояла трагическая, так как, по сложившемуся европейскому обычаю того времени, город, отказавшийся от капитуляции и взятый штурмом, отдавался на разграбление войскам. А.В.Суворов пожалел Варшаву и не допустил разграбления, за что благодарные жители подарили полководцу золотую табакерку.

Между тем, вся жизнь А.В.Суворова была наполнена юродством. Например, когда императрица Екатерина II спросила полководца, не хочет ли он остаться в Петербурге при дворе, он весь съежился, сморщился и начал безудержно громогласно чихать, приговаривая: «Прости, будь милостива, матушка царица, никак не могу! Льстивка, лживка, лукавка! Воняет... душно... апхчи!». В другой раз, приехав на прием к императрице, он сначала сделал три земных поклона перед иконой Божией Матери, а потом только подошел к Государыне. Екатерина II после этого приема подарила А.В.Суворову соболью шубу, крытую зеленым бархатом. Спустя короткое время, он передарил эту шубу простому моряку. Если же к А.В.Суворову подопечные офицеры являлись щеголями, то он начинал при их появлении кричать что-то невразумительное, делал вид, что очень испугался, уползал в угол или прятался под стол и просил, чтобы как можно скорее убрали от него это «приведение».

В собственном имении по приказу полководца в Великий пост в горнице пол усыпали песком, ставили ели и сосны, а так же ящики с кормом и выпускали различных мелких птиц, которые жили там, как в саду. На Пасху, когда устанавливалась теплая погода, птичек выпускали на волю.

К подобным чудачеством можно отнести переправу через реку в ушате вместо лодки, обливание нерадивых и пьяных холодной водой, обучение лакеев французской грамматике и, наоборот, насмешки над дворянами, говорящими исключительно на иноземном наречии, бегство через окно от наскучивших гостей,  странность внешнего вида. Проявлением юродства были петуший крик и собачий лай вместо человечьей речи. Юродствуя и проявляя постоянство скромности и непритязательности, А.В.Суворов терпеть не мог ложного смирения. Своим юродством он обличал пороки современного общества и в особенности дворянского сословия. Между тем к простым солдатам он проявлял любовь и заботу, называя их «чудо-богатырями» и они чувствуя отцовскую любовь  отвечали своему фельдмаршалу беззаветной преданностью, выполняя его приказы совершали героические подвиги.

«Наука побеждать» - так была названа книга великого полководца. И свидетельством того, как он сам и его солдаты овладели этой наукой, стало взятие крепости Измаил и знаменитый переход через Альпы. Перед штурмом Измаила А.В.Суворов объезжал полки, беседовал с солдатами, и отдавал распоряжение: «Сегодня молиться, завтра — поститься, послезавтра — победа или смерть». Штурм Измаила был торжеством русского военного искусства. Крепость считалась неприступной. И прав был Александр Васильевич, когда говорил, что победу в таких битвах одерживает, прежде всего, сила духа, бесстрашие русских воинов. Главным доказательством этого служит то, что последнюю свою знаменитую Италийскую кампанию — переход через Альпы в 1799 году — А.В.Суворов совершил уже в семидесятилетнем возрасте. Много раз,  будучи раненым, он с тяжелейшими ранениями не покидал поля боя.

В воспоминаниях о военных успехах А.В.Суворова  неоднократно встречается  слово «прозорливость».  Очевидцы, участвовавшие вместе с ним в различных походах, с удивлением свидетельствовали, что полководец как будто бы заранее знал, как поступит неприятель, в каком месте и в какой момент он  перейдет в наступление или дрогнет и побежит. Прозорливость проявлялась и в том, что А.В.Суворов умел предсказывать будущую судьбу человека до мельчайших подробностей — так было с Кутузовым, с Денисом Давыдовым. Все мемуаристы единодушно признавали, что А.В. Суворов «совершенно вручал себя Промыслу Всевышнего» и потому незамедлительно получал помощь свыше в самых тяжелых обстоятельствах. Твердая вера в Бога, крепкая на Него надежда и  усердная молитва, сказывались в подъеме духа армии, в ее мужестве и героизме. А.В.Суворов был тверд в своей вере в Бога и в этом заключается источник его гениальности как полководца, который не проиграл ни одного сражения.

В конце жизни в планах А.В.Суворова было желание поступить иноком в Нилову Новгородскую пустынь. За несколько дней до смертельной болезни он писал: «Люблю моего ближнего, во всю жизнь не сделал никого несчастным, ни одного приговора на смертную казнь не подписал, ни одно насекомое не погибло от руки моей. Был мал, был велик, при приливе и отливе счастья уповал на Бога и был непоколебим, как и теперь».  Так же им был написан «Канон Спасителю и Господу нашему Иисусу Христу».

19 мая 1800 г.  Александр Васильевич Суворов, пройдя исповедь и приняв святое причастие,   скончался. Граф Рымникский, светлейший князь Италийский, граф Российской и Римской империй, генералиссимус российских морских и сухопутных  войск, кавалер многочисленных орденов и наград был похоронен в Александро-Невской лавре в г. Петербурге. На его надгробии написаны простые  и скромные слова: «Здесь лежит Суворов».

Протоиерей Михаил Носко
кандидат богословия, настоятель
Свято-Александро-Невского собора г. Пружаны

 

Библиография:

  1. Вахабов С. Суворов-христианин.
    http://www.voskres.ru/army/spirit/suvorov.htm
  2. Гончаров А. Слово и дело православного полководца Александра Суворова.
    http://stal-nevsky.ru/?p=6561
  3. Гумеров А., свящ. Можно ли говорить о святости А.Суворова за его военные победы, и возможна ли его канонизация? http://www.pravoslavie.ru/6579.html
  4. Ильяшенко А., прот. Александр Суворов «Помилуй Бог, мы русские!»
    http://www.pravmir.ru/aleksandr-suvorov-pomiluj-bog-my-russkie/
  5. Морозов Д. Великий полководец.
    http://knsuvorov.ru/materials/prav_articles.html
  6. Петров М. Генералиссимус А. В. Суворов и Православие.
    http://maxpark.com/community/43/content/838932
  7. Половинкин А.И. Православная духовная культура. М.2003. С.350.
  8. Трещенок Я.И. История Беларуси. Досоветский период. Ч.1. Могилев. 2004. С.294.