Вспоминая дату начала Польского похода РККА 1939 года

Автор: Игорь Зеленковский

 Сегодня, 17 сентября 2013 года исполняется 74 года начала «Польского похода Рабоче-крестьянской Красной армии». В результате этой военной операции, последовавшей после нападения Германии на Польшу  1 сентября 1939 года, и возникшей угрозы оккупации немцами земель населенных белорусами и украинцами, войска Советского Союза заняли территорию Западной Украины и Белоруссии, которые вошли в состав УССР и БССР. Таким образом, в 1939 году была восстановлена целостность территории проживания  белорусов и почти полностью украинцев. Западная граница Советского Союза практически совпала с «линией Керзона», предложенной Антантой в 1920 году как восточной границы Польши после окончания Первой мировой войны.  Эти события имели огромное значение , как для стратегических целей Советского Союза в его подготовке, к надвигавшейся мировой войне, ставшей для нас Великой Отечественной войной, так и для собирания русских земель, утраченных в результате падения Российской империи после Октябрьского переворота 1917 года.  Линия разделения между Красной армией и войсками Вермахта,  установленная в 1939  г.,  после небольших изменений в пользу Польши по результатам Тегеранской конференции в 1943 г., Ялтинской конференции 1945 г. и советско-польского договора от 16 августа 1945 г.  стала советско-польской границей, а в последующем западной границей Республики Беларусь и Украины. 

В советской историографии «Польский поход РККА» еще назывался «Освободительным походом Красной армии». После развала СССР появились другие трактовки тех событий как в Республике Беларусь и на Украине, так и в Российской Федерации.  Были выдвинуты вполне обоснованные аргументы, что трудно называть «освободительным» поход, расширивший границы большевистского террора, от которого страдали, прежде всего,  сами русские, жившие в стране, в которой вплоть до начала Великой Отечественной войны не прекращалось гражданское противостояние коммунизму, и во многом ставшего причиной массового коллаборационизма во время Великой Отечественной войны. Ведь не все власовцы были трусами, но перед лицом смерти не каждому  удавалось сделать правильный выбор, поскольку «Сталин и социалистическая Родина» не могли заменить «Веру и Отчество», за которые всегда шло в бой русское воинство.  В свою очередь, в последние годы националистические круги в Белоруссии и на Украине усиливают антироссийскую пропаганду, трактуя те события как очередной акт распространения порабощения украинцев и белорусов Россией. Эти настроения националистов подогреваются западными спонсорами, заинтересованными в дальнейшем расколе Русского мира, и вовлечения Украины и Белоруссии в свою орбиту. Особенно в пересмотре тех событий и искажении истории в свою пользу сейчас заинтересована Польша, которая не может успокоиться от фантомных болей и воспоминаний о былых «Усходних кресах»(так в Польше называют Западную Русь, бывшей ее  колонией во времена Речи Посполитой и в межвоеннный период).

Как попытку польского реванша, а вернее, идущего за ним очередного Drang nach Osten нового «Европейского рейха» в лице ЕС и НАТО, можно объяснить все эти «карты поляка», «Восточные партнерства», «партнёрства с НАТО ради мира», «ассоциации с ЕС» и «прочая, прочая». Увы, но видимо поэтому официальные круги на Украине и отчасти в Белоруссии стараются умалчивать или  не оценивать положительно итоги Польского похода РККА .
Известный в Белоруссии публицист, редактор журнала «Беларуская думка»  Вадим Гигин по этому поводу в своем блоге задается вопросом: «… почему так мало внимания уделяется увековечиванию памяти героической борьбы белорусского народа против польской оккупации? Что, боимся разозлить западного соседа? Так ведь Варшава ничего не боится <…>  где памятник воссоединению Беларуси?» <http://www.belta.by/ru/blogs?art_ID=96&auth_ID=16>.

 Последние пару лет в Белоруссии в результате многочисленных просьб общественности об учреждении национального праздника «День воссоединения Беларуси» и установки памятника посвящённого этому событию, вопрос было сдвинулся. Но, все равно эта дата не в «топе новостей», по сравнению с чествованием памяти польского террориста Константина Калиновского, которому недавно на фасаде «Дворца борьбы» в Минске водрузили памятную доску с барельефным бюстом и надписью:  « … в честь Кастуся Калиновского (1838-1864), белорусского революционера-демократа руководителя национально-освободительного восстания 1863-1864 гг. против самодержавия в Белоруссии и Литве» (в оригинале на белорусском). Как удивительно эта надпись перекликается с заключением из Института истории НАН Беларуси, в отказе Мингорисполкома в восстановлении памятника Александру II: «Восстановление памятника Александру II может стать демонстрацией символизма российского самодержавия на белорусских землях».  Это ли не пример ползучей польской культурной (пока) колонизации в программе возвращения «Усходних кресов», наряду с многочисленными новоделами шляхетских замков, спектаклем «Пане Коханку», оперой «Князь Витовт» и прочими игрищами на театральных подмостках .

Возвращаясь к памятной дате начала Польского похода РККА,  для нас сегодня главное понимать, что «гражданская война» с большевизмом давно закончилась, особенно после развала Советского Союза.  Коммунистическая утопия постепенно уходит в прошлое, оставляя только временные, и надо сказать, уродливые островки на постсоветском пространстве, которые постепенно, по мере построения гражданского общества, растают, в силу своей экономической несостоятельности и абсурдности «идеологий», поскольку, как говорил современный выдающийся ученый западнорусист  Игорь Оржеховский: «Идея» — это более широкое, более емкое понятие по сравнению с государственностью или национальностью».    События Польского похода РККА 1939 года надо оценивать с цивилизационной точки зрения. И тогда мы увидим только положительные стороны присоединения к СССР Западной Украины и Белоруссии, ибо самая большая ценность для народа – это его единство. Со всеми остальными невзгодами единый народ справится быстрее, нежели врозь. Давая оценку  событиям 1939 года, надо также обратиться к свидетельствам современников. Тогда мы увидим, что за исключением прогерманских «бандерствующих» групп, православное население Западной Украины и Белоруссии в подавляющем большинстве,  Красную Армию встречало как свою русскую освободительную. И даже увидев, что Красная армия пришла «не с коврижками», все равно для народа польский гнет был тяжелее, поскольку идеологический террор большевизма невозможно поставить рядом с национальным угнетением.  Окончательно все сомнения в ценности единства пропали под оккупацией в годы Великой Отечественной войны. Празднование даты освобождения Западной Белоруссии и Украины тем более важно сегодня как напоминание, что только единый Русский мир может быть по-настоящему суверенным. Дата воссоединения украинских и белорусских земель в 1939 году должна напоминать, что Белоруссия, Россия и Украина для своего процветания должны не разбегаться по «восточным партнерствам и ассоциациям», а восстанавливать политико-экономические связи и воссоздавать былое единство, основанное на ценностях Русской цивилизации.  

Игорь Зеленковский

 

Публикации прошлых лет на тему  "Освободительного похода Красной армии 1939 года"

У Вас недостаточно прав для добавления комментариев. Вам необходимо зарегистрироваться.