Notice: Undefined index: componentType in /home/z/zapadrussu/public_html/templates/zr_11_09_17_ltf/component.php on line 12
Сибирские поляки в современном польском медиадискурсе

Сибирские поляки в современном польском медиадискурсе

Автор: Рафал Чахор / Татьяна Гончарова

151

Римско-Католический Костел Святого Иосифа, Тюмень

В связи с современными процессами миграции, политической и экономической интеграции, диаспоры играют все большую роль в общественной жизни стран мира. Они зачастую играют роль звена, связывающего старую и новую родину. Как правило, особый интерес представляют национальные диаспоры, положение которых находится во внимании государственных властей исторической Родины и проживающих в ней соотечественников. В современном мире средства массовой информации являются главным источником информации о мире и текущей общественной ситуации в отдельных странах.

Количество поляков, проживающих на территории Польши, составляет 37,4 миллиона человек, что равняется 97% общего количества жителей страны [Wyniki Narodowego Spisu Powszechnego Ludności i Mieszkań, 2011]. За рубежом Польши по максимальным оценкам живет до 21 миллиона поляков и лиц польского происхождения [Polonia w liczbach]. Главные места проживания поляков вне Польши находятся в Чикаго, где живет более 1,5 миллиона человек, и в Рурском регионе Германии, около 700 тысяч [Atlas polskiej obecności za granicą].

Современная география поляков за рубежом является следствием разновременных миграционных потоков, носящих политический и экономический характер. Во-первых, связано с добровольной эмиграции, вызванной экономическими факторами, которая имела место уже в конце XIX века и касалась выездов в США, Бразилию, Францию или Россию, в том числе и Сибирь. Во-вторых, касается принудительных переселений, осуществляемых царскими властями России, а затем властями Советского Союза в период Второй мировой войны на территорию сегодняшней России, Казахстана, Узбекистана. В-третьих, является результатом изменений государственной границы Польши в 1945 году, вследствие чего восточные воеводства Польши отошли к Белорусской и Украинской ССР, а часть польского населения не была переселена. Поляков и лиц польского происхождения, постоянно проживающих за границей, принято называть «Полонией» [А. Runge, J. Runge, 2008, s. 243]. Иногда в данную категорию не включают лиц польского происхождения, проживающих на территории сегодняшних Литвы, Беларуси и Украины, так как за границей Польши они оказались, не покидая своего места проживания.

Две последние волны эмиграции из Польши имели место в 1980-х годах, когда в Польше было введено военное положение, главным направлением эмигрантов была тогда Западная Европа, США, Австралия и ЮАР; и после вступления Польши в ЕС в 2004 году, года большое количество польских граждан выехало главным образом в Великобританию и Ирландию.

Дела Полонии и попечительства над ней находятся в сфере компетенций Министерства иностранных дел Польши, Сената - верхней палаты польского парламента и постоянной комиссии Сейма. Для польской диаспоры ведет вещание государственный телеканал «ТВ Полония».

В общественном сознании, как и в практике функционирования учреждений, занимающихся делами Полонии, особое место занимает польская диаспора, проживающая на территории бывшего СССР. Данный факт обусловлен исторически: большинство людей польского происхождения попало туда вследствие ссылок, подвергалось репрессиям, кроме того находилось в сложной экономической обстановке. Проявлением особой заботы государственных властей Польши о людях польского происхождения, проживающих в республиках бывшего СССР, является введение «Карты поляка». Целью выдачи данного документа является «укрепление связей, соединяющих поляков на Востоке с Родиной, и поддержка их стараний в сохранении польского языка и культивирований национальной традиции, а также выполнение моральных обязательств Польши перед поляками, проживающими в постсоветских республиках» [Dz. U. 2007].

В современной России можно говорить о двух разных группах людей польского происхождения. К первой группе можно отнести потомков поляков, которые оказались в Российской империи (либо СССР) в результате принудительных депортаций. Вторую группу составляют потомки добровольных переселенцев, которые участвовали в процессе освоения Сибири. Согласно данным переписи населения, проведенной в 2010 году количество поляков в России составляло 47 тысячи [Итоги Всероссийской переписи...]. Очагами польской диаспоры являются Москва, Санкт-Петербург, Калининградская область и разные административно-территориальные единицы Сибири.

Вопросы, связанные с историей поляков и лиц польского происхождения в Сибири, являются предметом многочисленных научных исследований по исторической [Kuczyński 2007], антропологической [Nowicka, Głowacka-Grajper, 2003] и языковедческой [Mitręga-Ulitina, 2015] тематике. По этой теме также публикуются мемуары и репортажи [Soska, 2004]. Особое внимание исследователи уделяют жителям деревни Вершина, находящейся в Иркутской области, которая была основана эмигрантами из Домбровского угольного бассейна и западной Малой Польши в начале XX столетия. Наталья Галеткина рассматривала взаимоотношения жителей этой деревни с властями и иркутским консульством Республики Польша [Галеткина, 2011]. В последние годы, главным образом благодаря томскому историку польского происхождения Василию Ханевичу, все более известной становится деревня Белосток Томской области, основанная переселенцами из Гродненской губернии.

Образ польской диаспоры в Сибири в польских средствах массовой информации польскими исследователями почти не изучается. Единственной работой на польском языке, в которой затрагивается вопрос о восприятии поляков, проживающих в Сибири, в польских СМИ является статья Михала Глушковски [Głuszkowski, 2009]. Среди российских публикаций по схожей тематике стоит упомянуть статью Татьяны Гончаровой, которая проанализировала образ польской диаспоры Сибири по материалам журнала «Новая Польша» [Гончарова, 2014]. Однако хотелось бы обратить внимание на характер этого журнала. Данное издание публикуется исключительно на русском языке и почти недоступно польским читателям. Таким образом, обращение к польскоязычной прессе для изучения образа сибирских поляков делает данное исследование актуальным.

Предметом анализа настоящей статьи является образ сибирских поляков в современном польском медиадискурсе. Материалом для исследования послужили публицистические статьи, опубликованные на польском языке в ежедневных и еженедельных газетах, Интернет-ресурсах (электронных газетах, живых журналах).

Необходимо подчеркнуть, что проблема современного развития поляков в Сибири в польских средствах массовой информации практически не освещается.

Среди опубликованных в последние годы статей преобладают публикации, касающиеся истории ссылок и переселений. Единственным исключением, пожалуй, является деревня Вершина Иркутской области. Особая история и сохранение польских элементов культуры и языка в этой деревне способствуют тому, что регион становится объектом интереса не только польских ученых, но также журналистов, путешественников и туристов. Публикации, репортажи в прессе и Интернете, посвященные жителям этой деревни преоабладают среди полоний-ной тематики. Многолетняя деятельность полонийных организаций в таких сибирских центрах, как Томск, Барнаул, Иркутск, на фоне польской диаспоры, проживающей в Вершине, представляется более «стандартной» и менее привлекательной для читателей.

Необходимо обратить внимание на то, что сибирская полония вписывается в миф „Кресов”, восточной окраины довоенной Польши, культурного пограничья. Кресы воспринимаются поляками как место, где произошел цивилизационный успех поляков, а затем их трагическая гибель. С Кресами связан ряд стереотипов, касающихся проживающих там поляков.

Исследователь Михал Глушковски несколько лет назад опубликовал статью, в которой обратил внимание на то, что Вершина в польских СМИ воспринимается сквозь призму двух стереотипов [Głuszkowski, 2009]. Рассмотрим подробнее, как в публицистических текстах на польском языке, посвященных полякам Сибири, проявлются эти два стереотипа.

Первый стереотип, о котором пишет М. Глушковски, -восприятие сибирской Полонии как идеальной общины, оторванной от Польши, и пережившей разные трудности, но сумевшей сохранить приверженность к польскому языку, культуре и высоким ценностям. В данном случае происходит идеализация людей и пространства. Это главным образом идеализация «чистой польскости», ценность которой заключается в герметичности, стойкости к воздействию внешних факторов, в уважении и сохранении памяти о стране предков.

Чаще всего в проанализированных статьях жители Сибири предстают как потомки царских и сталинских репрессий. Но существует и ряд других статей, в которых неоднократно подчеркивается малоизвестный факт, что многие сибирские поляки - потомки не ссыльных, а добровольных эмигрантов начала XX века. «Сто лет назад она [Сибирь - прим, авторов] была для многих семей заветной землей, надеждой на лучшую жизнь» [Szymczyk],

У большинства авторов Сибирь ассоциируется с тайгой и морозами. Иногда картина Сибири значительно преувеличена: так, например, в одной статье говорится о том, что «с октября улицы Томска скованы толстым льдом. Мороз достигает 35 градусов» [Szymczyk],

Сложные климатические условия Сибири и трагическая судьба лиц польского происхождения главным образом влияют на картину идеальной общины, лишенной многих проблем современного постиндустриального общества: «путешествие в поисках поляков в Сибири - это путешествие во времени и пространстве» [Sybiracy... ].

Специфические природные условия Сибири рассматриваются как фактор, влияющий на аутентичность и моральность населения:

Вершина - здесь Польша до предела настоящая. Семь тысяч километров от любимых родных мест не надо притворяться. Жизнь здесь твердая [Wierszyna...].

С тяжелым бытом повседневной сибирской жизни контрастирует гармония и спокойствие ее жителей:

Женщины носят воду из колодца, мужчины кормят домашних животных, кто-то пилит дерево, где-то седой дым идет из трубы... Жизнь пульсирует со всей силой. Идиллическая и необыкновенная, картина, обаятельная в своем примитивизме и странной простоте [Koperski].

В сравнении с другими российскими населенными пунктами Вершина, по мнению некоторых авторов, значительно выделяется своей чистотой, аккуратностью и красотой.

Повседневная жизнь здесь такая же как в любой другой деревне. Бывают соседские конфликты (...) Вершина однако отличается в другом плане: она намного более ухоженная (...) Дома и заборы покрашены, у колодцев стоят журавли для поднимания воды, по деревне кружат телеги знакомой формы. Такой картины в России больше нигде не увидишь, но где-то в районе Олъкуша, конечно, да [Wierszyna].

Подчеркивается также особое гостеприимство и доброжелательность польских жителей Сибири [W głąb Syberii].

В публикациях, посвященных истории поляков в больших сибирских городах, как Томск или Иркутск, главным образом затрагивается вопрос об их роли в развитии экономики и науки. В случае Томска упоминается в частности о деятельности врача Флорентина Ожешко, исследователей Яна Черского и Бенедикта Дибовского [Tomsk i Polacy]. Современные публицисты ищут тем самым подтверждения цивилизационных, организаторских и исследовательских успехов поляков, которые были достигнуты независимо от обстоятельств.

Неотъемлемым элементом образа сибирских поляков является их приверженность к католической церкви, что вписывается в стереотип поляка-католика. Подчеркивается, что традиционно в трудные исторические моменты поляки утешения искали в религии. Старания о сохранении национальной идентичности были тесно связаны со стараниями о возобновлении деятельности костелов, в которых работали бы священники из Польши. Для представителей старших поколений религиозная деятельность определенным способом компенсирует отсутствие знаний о современной Польши и современного литературного польского языка.

Есть и такие, которым никогда в жизни не было дано выехать за пределы деревни, а сейчас у них нет ни здоровья, ни смелости. На слова, что о них помним и молимся перед остробрамской иконой Божией Матери и Иисуса Милосердного, у людей текут слезы. Сибирь - это воистину открытая книга терпения и веры [Stańczyk].

Драматические судьбы сибирских поляков и трудности их повседневной жизни иногда являются предметом рефлексий и призывов к оказанию помощи. Ученый из города Белосток, Адам Доброньски, комментируя историю сибирской одноименной местности, риторически спрашивает о формах и масштабах помощи, оказываемой Польшей сибирским полякам:

Насколько их трагедия стала инспирацией для действий польских бывших ссыльных, ветеранов и репрессированных? Могли бы власти большого Белостока установить контакты с младшим и меньшим „братом” и оказать ему поддержку? [Dobroński],

Миф о «чистой польскости» неоднократно связывался с мифом о дикой, чистой Сибири. Польский актер Матеуш Да-менцки перед поездкой в Сибирь говорил, что «едет за правдой. Уверен, что люди не знают понятия „кинозвезда”, не притворяются, и у них хорошие сердца» [Bednarska].

С идеальной картиной Сибири и проживающих там поляков контрастирует неоднократное удивление журналистов, что эти люди не хотят эмигрировать в Польшу. Приводятся слова представителей Полонии: «если наши предки не вернулись, то и мы не должны. Кроме того, мы у себя» [Rożek], Данный факт обычно объясняется в рамках стереотипа о цивилизационном успехе поляков в Сибири: «они очень хорошо приспособились к сибирской реальности. В Вершине работает польская школа, костел и дом культуры» [Szczególne miejsce na mapie Rosji...]. В данном случае успех отождествляется не с условиями быта и материальной стороной жизни, а с нематериальными ценностями, сохранением польской культуры и католицизма.

Особое внимание обращается с статьях и на то, что все жители Вершины в совершенстве владеют польским языком. Это, безусловно, является преувеличением:

Вершина - это особый случай во всем мире, что-то в виде колонии, так как на сегодня это единственная местность за границей Польши, где все жители говорят по-польски [Koperski],

В деревне все знают язык предков и пользуются им повседневно. Возникает впечатление, что это польский анклав в самой середине Сибири. Интересно, что если в Польше язык постоянно эволюционирует, в Вершине он почти идентичный с малополъским говором, на котором говорили первые переселенцы привезенные сюда царем [Radzikowska].

Сибиряки польского происхождения, как правило, ограничиваются желанием подтвердить свою польскую идентичность: «Мы тоже из Вильно, фамилия Пилевич, а наша фамилия Мазюки, встречаются там еще такие фамилии?» [Stańczyk], На вопрос, как живется полякам в Томске, В. Ханевич отвечает: «Наверное бывает с этим по-разному, но не надо за нас беспокоиться. Не беспокоиться, но помнить» [Dobroński],

Некоторые авторы отмечают, что визиты гостей из Польши в Сибирь, особенно в Вершину, становятся такими частыми, что не вызывают у местных жителей никакого удивления, а иногда воспринимаются неодобрительно как нарушающих привычный образ жизни. Формируемый средствами массовой коммуникации образ Сибири и людей польского происхождения как бедных или даже нищих, влияет на то, что гости из Польши занимают патерналистские позиции и декларируют материальную помощь или работу в стране предков. Путешественник Ромуальд Коперски несколько лет подряд организует медицинские обследования и сбор очков для сибирской Полонии. Пресс-релизы по поводу данного мероприятия укрепляют образ сибирских поляков как пожилых и бедных людей, которые ждут какой-либо помощи из Польши: «прибываем в польские места в сибирской глубинке, к людям, у которых зачастую нет доступа к специализированной медицинской помощи, и мы несем им настоящую помощь» [„Okulary dla Syberii” 2015].

Второй стереотип - восприятие Сибири как места мученичества поляков, ссылок, репрессий и казни, организованных царскими и особенно советскими властями. В медиадискурсе формируется негативный образ места проживания поляков в Сибири. Это „страна смерти”, место ссылок и казни поляков.

Если в случае Вершины формируется картина сплоченной общины, которая благодаря польской идентичности преодолела трудности судьбы и выжила, то нарратив, касающийся Белостока и Полозово, находящихся в Томской области, является картиной трагедии сталинской эпохи. В статьях, посвященных Белостоку, встречаемые намного реже, чем про Вершину, главным образом рассматривается проблему репрессий второй половины 30-х годов XX века. В это время большая часть мужского населения была расстреляна.

Аресты начались 13 августа 1937 года (...) Самое плохое только должно было наступить; в январе и феврале 1938 года в деревню набегали „ команды смерти ”. Задержанных гнали в Кривошеино, потом по замерзшей реке „ как скот ” в Колпашево. После допросов вернулись немногочисленные, о других слух пропал [Dobroński].

Представленные в польских СМИ сведения о поляках из Полозово обобщены, чаще всего в них говорится о массовых сталинских репрессиях:

Деревня Полозово была одной из многих местностей, заселенных польскими эмигрантами конца XIX и начала XX века. В начале 1938 года НКВД провело массовые арестования мужчин. Итого задержано, а затем расстреляно, как минимум 33 человека [Pomnik ku czci Polaków na Syberii].

Авторы обычно подробно описывают обстоятельства арестов, вымышленные обвинения, отмечают несправедливость советской власти: «Тяжело воздержаться от рефлексии, что советские „реабилитации”, много лет спустя казни, являются всего лишь обычной манипуляцией людьми, а не доказательством справедливости» [Szubarczyk]. Одновременно не затрагивается вопрос современного состояния польской диаспоры в Томской области, в том числе в Белостоке.

Подведем итоги. Контент-анализ собранного материала позволил сформулировать тезис о стереотипном и довольно одностороннем представлении о поляках и лицах польского происхождения, проживающих в Сибири, у жителей Польши. Объясняя причины данной ситуации, надо подчеркнуть, что связь с польской культурой, языком и католицизмом характерна главным образом для представителей старшего поколения. Молодые люди теряют связь с родиной предков, потому что современная Польша не является для них привлекательной. Можно предположить, что в ближайшие десятилетия публикации в средствах массовой коммуникации о сибирской Полонии будут всего лишь публикациями о безвозвратно ушедшем прошлом.

Чахор Рафал
доктор политических наук, профессор.
Декан факультета общественных наук Университета Яна Выжиковского (Польковице, Польша).

Гончарова Татьяна Александровна
кандидат исторических наук, доцент.
Доцент кафедры всеобщей истории Томского государственного педагогического университета (Томск, Россия).

Ежегодник Русско-польского института 1 (9) 2016. Wrocław 2016. Стр. 13-25

 

 

Библиография

  • Галеткина Н.Г., Соотечественники в сибирской деревне: взгляд из Польши, Известия Алтайского государственного университета, 2011, №4/1.
  • Гончарова Т.А., Образ польской диаспоры Сибири в современных польских СМИ (по материалам издания «Новая Польша»), „Вестник ТГПУ” 2014, tom 10 (151), s. 134-139.
  • Итоги Всероссийской переписи населения 2010 года в отношении демографических и социально-экономических характеристик отдельных национальностей, <www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis-2010/croc/results2.html>
  • Atlas polskiej obecności za granicą, <http://msz.gov.pl/pl/polityka_zagra-niczna/polonia/atlas_polskiej_obecnosci_w_swiecie/>
  • Bednarska M„ Człowiek honora. Wywiad z Mateuszem Damięckim, „Twój Styl” 2009, nr 3.
  • Głuszkowski M„ Relacje mieszkańców Wierszyny - polskiej wsi na Syberii -z ich dawną ojczyzną, „Wrocławskie Studia Wschodnie” 2009, nr 13. Dobroński A.C., Wioska Białystok jest na Syberii. Warto o tym pamiętać i pomagać, <http://www.poranny.pl/obserwator/art/5258322,wioska-bialystok-jest-na-syberii-warto-o-tym-pamietac-i-pomagac,id,t.html> Dobroński A.C., Muzeum Historii Politycznych Represji „Więzienie Śledcze
  • NKWD”, <www.poranny.pl/album-bialostocki/art/5527622,muze-um-historii-politycznych-represji-wiezienie-sledcze-nkwd,id,t.html> Dz. U. 2007, nr 180, poz. 1280, Ustawa z dn. 7.09.2007 r. O Karcie Polaka,<http://isap.sejm.gov.pl/DetailsServlet?id=WDU20071801280>
  • Koperski R., Wierszyna - polska enklawa na Syberii, <http://www.dzien-nik.com/publicystyka/artykul/wierszyna-polska-enklawa-na-syberii>
  • Koperski R., Wcale nam tu nie żal waszego bogactwa, <http://podro-ze.onet.pl/wcale-nam-tu-nie-zal-waszego-bogactwa/htqbd>
  • Kuczyński A., Syberia. 400 lat polskiej diaspory. Zesłania, martyrologia i sukces cywilizacyjny Polaków, Krzeszowice 2007.
  • Mitręga-Ulitina S., Język polski mieszkańców wsi Wierszyna na Syberii, Lubin 2015.
  • Nowicka E., Głowacka-Grajper M. (red.), Wierszyna z bliska i z oddali, Warszawa 2003.
  • Polonia w liczbach, <http://liveweb.archive.org/web/20160306041430/-http://archiwum.wspolnotapolska.org.pl/?id=pwkoOO>
  • Pomnik ku czci Polaków na Syberii, <https://www.wprost.pl/kraj/48508/Po-mnik-ku-czci-Polakow-na-Syberii. html>
  • Radzikowska M., Kawałek Polski w głuchej tajdze, <http://www.peron4.pl/-rosja-wierszyna-kawalek-polski-w-gluchej-tajdze/>
  • Rożek T., Polska na Syberii, <http://gosc.pl/doc/1411114.Polska-na-Sybe-rii/2>
  • „Okulary dla Syberii” 2015: Polonia na Syberii widzi wyraźniej, <www.na-tional-geographic.pl/aktualnosci/okulary-dla-syberii-2015-polonia-na-syberii-widzi-wyrazniej>
  • Runge A., Runge J., Słownik pojęć z geografii społeczno-ekonomicznej, Katowice 2008, s. 243.
  • Soska Z.M., Zapiski syberyjskie. Pamiętnik nauczyciela-katechety, Lubin-Milejów 2004.
  • Stańczyk D., Tomsk i... Białystok, <http://pl.delfi.lt/kultura/kultura/ks-da-riusz-stanczyk-tomsk-i-bialystok.d?id=65380776>
  • Sybiracy... jak dziś żyjąPolacy na Syberii, <http://www2.polskieradio.pl/blo-gi/sybiracy/wpis/default. aspx?page= 191 &id= 187205#com>
  • Szczególne miejsce na mapie Rosji. Polska wieś na Syberii, <http://wiado-mosci.onet.pl/swiat/szczegolne-miejsce-na-mapie-rosji-polska-wies-na-syberii/lmc32h>
  • SzubarczykP., Zagłada polskiej wsiBiałystok, <www.naszdzicnnik.pl/mvsl/-7090,zaglada-polskiej-wsi-bialystok.html >
  • Szymczyk T., Kto pamięta dziś o Polakach w krainie szamanów? Polka szuka śladów zesłańców na Ałtaju, <http://www.dziennikzachodni.pl/arty-kul/3733034,kto-pamieta-dzis-o-polakach-w-krainie-szamanow-pol-ka-szuka-sladow-zeslancow-na-altaju,id,t.html>
  • Szymczyk T., Wierszyna - mała wioska na Syberii zamieszkana przez potomków Zagłębiaków, <http://dabrowagomicza.naszemiasto.pl/arty-kul/wierszyna-mala-wioska-na-syberii-zamieszkana-przez-potom-kow, 1338353, artgal,t, id, tm.html>
  • Tomsk i Polacy, <http://www.chatawlesie.pl/2012/ll/tomsk-i-polacy/>
  • W głąb Syberii, <http://www.starachowicka.pl/artykul/8443-w-glab-sybe-rii.html>
  • Wierszyna: nasza kolonia w azjatyckiej Rosji, <http://forsal.pl/artykuly/-686257,wierszyna-nasza-kolonia-w-azjatyckiej-rosji.html>
  • Wyniki Narodowego Spisu Powszechnego Ludności i Mieszkań 2011, <http://web.ar-chive.org/web/20130116214520/http://www.stat.gov.pl/cps/rde/xbcr/g us/PUBL_lu_nps201 l_wyniki_nsp2011 22032012.pdf>