Notice: Undefined index: componentType in /home/z/zapadrussu/public_html/templates/zr_11_09_17_ltf/component.php on line 12
Конфессиональная проблематика в работах Е.Ф. Орловского

Конфессиональная проблематика в работах Е.Ф. Орловского

Автор: Виктор Линкевич

Церковь оборонного типа Рождества Пресвятой Богородицы в Мурованке (Щучинский район, Гродненская область)Конфессиональная история Белоруссии привлекала к себе внимание многих исследователей. На протяжении XIX – начала XX века вышли в свет многочисленные труды отечественных историков и краеведов, в которых получили освещение различные её аспекты: конфессиональная политика властей, положение вероисповеданий, храмостроительная, миссионерская, благотворительная и культурно-просветительская деятельность церквей, развитие духовного образования, деятельность церковных братств, межконфессиональные отношения и т.д.

В основном их авторами являлись выходцы из среды православного духовенства, для которых изучение истории Белоруссии органически сочеталось с борьбой за утверждение православия. К таковым принадлежал и Е.Ф. Орловский.

Евстафий Филаретович Орловский (1863 – 1913) родился в селе Словенск Ошмянского уезда Виленской губернии (ныне Минская область) в семье священника. Как и многие его коллеги, начальное образование он получил в духовном училище в Вильно, затем прошёл курс обучения в Литовской духовной семинарии и, наконец, высшее образование получил в Петербуржском историко-филологическом институте. По его окончании в 1885 г. был назначен учителем греческого языка и истории в Гродненскую гимназию, которой и посвятил всю свою педагогическую деятельность.

Одновременно он активно занимался общественной и краеведческой работой, являясь членом Гродненского Софийского православного братства и сотрудником Северо-Западного отдела Русского географического общества и Гродненского церковно-археологического комитета.

 Вопросы истории конфессий в крае нашли широкое отражение в фундаментальной работе Е. Орловского “Гродненская старина” (Гродно, 1910), а также в специальном труде  “Судьбы православия в связи с историей латинства и унии в Гродненской губерниии в XIX столетии (1794 – 1900)” (Гродно, 1903), других работах [3] и публикациях [4]. В них учёный освятил отдельные аспекты истории православия на Гродненщине, а также показал непростые отношения между православной церковью и католическим костёлом. При это, Орловский, как и другие церковные историки и краеведы (М. Коялович, П. Жукович, С. Рункевич, Л. Паевский и др.) являлся активным сторонником укрепления в Белоруссии русского начала и православия и противником полонизации края и католицизма. Исходя из таких позиций он давал характеристику конфессиональной обстановке на Гродненщине.

Церковь-крепость в Сынковичах (Зельвенский район, Гродненская область)В своих трудах Орловский положительно оценивал возврат Белоруссии в лоно российской государственности (тогда Российской империи). Это по его мнению, обеспечило экономическое и культурное региона, содействовало возвращению её жителей к традиционной религии – православию. В этом отношении наиболее значимым событием стало воссоединение униатов с православной церковью, что привело к заметному укреплению православного влияния в тогдашнем Северо-Западном крае, о чём свидетельствовал рост численности православных верующих, духовенства, церквей и монастырей.

Однако, Орловский не обошел вниманием и те проблемы, которые вставали на пути возрождения православия. Прежде всего это тяжёлое материальное положение церквей и православного населения. На это неоднакротно указывал в своих обращениях к светским и вышестоящим духовным властям литовский митрополит Иосиф (Семашко). Так, в сообщении в Синод от 10 февраля 1857 г. отмечалось, что “…православное население края,  состоит исключительно из крестьян, не могущих поддерживать свои церкви – отчасти по бедности, а от части – по крепостной зависимости от помещиков, принадлежащих к другому, римско-католическому исповеданию, к которому принадлежат также управители имений” [5, с. 199]. Такая ситуация способствовала тому, что некоторая часть православных крестьян под влиянием пропоганды католического духовенства перешла в католицизм. Ярким примером того было так называемое “Порозовское дело” [5, с. 207 – 208].

Значительное место в работе Орловского “Судьбы православия…” отедено характеристике конфессиональной ситуации на Гродненщине накануне и в период польского восстания 1863 года. Здесь он обратил внимание на различное отношение к событию православного и католического клира.  Католическое духовенство, по его мнению , выступило одной из главных движущих сил восстания. “Польско-католическая партия, - отмечает Орловский, - окрыляемая молчаливым потворством генерал-губернатора Назимова, подняла голову и подготовляла, почти открыто, мятеж 1863 г. Римско-католические костёлы во время этого движения играли далеко не пассивную роль… Повсюду устраивались торжественные богослужения, крестные ходы, пение в костёлах польских патриотических гимнов и собирание “офяр” (пожертвований деньгами и вещами) на дело мятежа (в Гродно демонстрациями выделился Фарный костёл) [5, с. 240].

Что касается православного клира, то он следовал в духе особого секретного “предписания” литовского митрополита Иосифа, которое он направил своему духовенству ещё в декабре 1861 г. В нём осуждались “смуты”, возбуждаемые “польской партией” и содержался призыв сохранять лояльность к властям.

Церковь Рождества Богородицы (д. Свеча)Действовать в таком духе православным пастырям было крайне сложно. Так как на них оказывалось давление со стороны  польских помещиков и повстанцев. “Положение православного духовенства было весьма тяжёлое. “Поляки-помещики, - от которых духовенство зависело в материальном отношении, - отмечает Орловский, - оказывали нравственное давление на православных священников, заставляя оказывать содействие польской революционной пропоганде. Крестьяне, равно их руководители – православные священники, подвергались подговорам, обольщениям, угрозам, даже физическому насилию со стороны польских агитаторов” [5, с. 254].

Свои утверждения он подкрепляет и фактическим материалом, взятым из православной периодики и труда церковного историка Г. Киприановича [1]. В своё время сведения о насилиях в отношении священников в период восстания были опубликованы в “Литовских епархиальных ведомостях за 1863” год в специальном разделе “Страдания православного духовенства Литовской епархии от польских мятежников”. Нанесение оскорблений,  проведение грабежей, избиений и даже убийств настоятелей церквей Гродненской губернии, имевшие место в это время, описывает в своей работе Орловский. Так, в частности, он показывает то, как жертвой “мятежников” стал священник Суражской церкви Белостокского уезда Константин Прокопович, который был жестоко избит, а затем повешен. Также “подвергся издевательствам и глумлениям” и был убит священник с. Котра Пружанского уезда Роман Рапацкий [5, с. 262].

После подавления восстания 1863 г. в тогдашнем Северо-Западном крае происходило укрепление позиций православия. Что было связано в первую очередь с проведением политики деполонизации, а также деятельностью виленского генерал-губернатора М.Муравьева, который предложил и начал проводить в жизнь целую программу мер по поддержке “господствующего” вероисповедания. Этно-конфессиональная политика властей и лично Муравьева достаточно высоко оценивалась и Е. Орловским, который посвятил начальнику Северо-Западного края отдельный труд [см. 2].

В своём же основном труде “Судьбы православия…” при рассмотрении конфессиональной ситуации на Гродненщине после восстания 1863 г. Орловский основное внимание уделяет вопросам  храмостроительной и просветительской деятельности православной церкви, материальному обеспечению духовенства. В частности, он касается истории Александро-Невской церкви г. Гродно, решение о строительстве которой было принято в 1866 году. Православный храм строился на средства прихожан. Однако пожертвования на это благое дело, отмечает Орловский, внесли также служащие государственных учреждений, помещики, православное и католическое духовенство, городские и сельские общества. Свои подарки также прислали императрица и члены царской семьи, офицеры Ямбургского уланского полка, один московский купец, а евреи м. Лунно пожертвовали образ Господний [6, с. 4 – 5].

Покровская церковь середины XIX века (д. Мартиново)Значительное внимание Орловский уделил характеристике межконфессиональных отношений в регионе. Борьба католического и православного духовенства за паству приводила к переходам из одного христианского вероисповедания в другое и сопровождалась зачастую спорами, раздорами, конфликтами, которые иногда затягивались на десятилетия. В качестве такого яркого примера он приводит “Порозовское дело”, когда перешедшие в православие затем обратно вернулись в католичество. Это дело не было до конца разрешено вплоть до начала XX века. “Порозовская смута и в настоящее время не прекратилась. – указывает Орловский. – Ещё  в 1900 г. уклонились от исповеди и св. причастия в православной церкви 167 человек” [3, с. 48]. При этом главным виновником сложившейся ситуации он считал католическое духовенство, которое стремилось “совратить” верующих из православия, не замечая, что многие противоречия были обусловлены противоречивостью и непоследовательностью политики властей в религиозной сфере, в том числе отсутствием свободы вероисповедания.

Таким образом, следует отметить, что конфессиональная проблематика заняла в трудах Е. Орловского значительное место. Работы ученого носят преимущественно описательный характер и в методологическом отношении с позиций сегодняшнего дня они могут быть подвергнуты критике. Однако, в них содержится богатый фактический материал, использование которого позволяет составить более целостное представление об истории конфессий на Гродненщине, в Белоруссии в целом. И это придает работам Орловского важность и значимость для современной исторической науки.

 

Список источников и литературы

 

1. Киприанович Г.Я. Исторический очерк православия, католичества и унии в Белоруссии и Литве с древнейшего до нашего времени / Г.Я. Киприанович. – Вильно, 1895.

2. Орловский, Е.Ф. Граф М.Н. Муравьев как деятель над укреплением прав русской народности / Е.Ф. Орловский. – Гродно, 1898.

3. Орловский Е.Ф. Красностокский монастырь (Исторический очерк) /Е.Ф. Орловский. – Вильно, 1905.

4. Орловский, Е.Ф. Симеоновская церковь города Гродно / Е.Ф. Орловский.  // Гродненские губернские ведомости (далее ГГВ). – 1981. - № 1.

5. Орловский, Е. Ф. Судьбы православия в связи с историей латинства и унии в Гродненской губернии в XIX столетии (1794 – 1900 гг.) / Е.Ф. Орловский. // Гродненские епархиальные ведомости за 1901 год. – Гродно, 1901.

6. Орловский, Е. Ф. Судьбы православия в связи с историей латинства и унии в Гродненской губернии в XIX столетии (1794 – 1900 гг.) / Е.Ф. Орловский. // Гродненские епархиальные ведомости за 1902 год. – Гродно, 1902.

Виктор Линкевич

Использованы фотографии с форума abw.by