Notice: Undefined index: componentType in /home/z/zapadrussu/public_html/templates/zr_11_09_17_ltf/component.php on line 12
Деятельность представителей православной церкви от губерний Северо-Западного края в III Государственной думе Российской империи

Деятельность представителей православной церкви от губерний Северо-Западного края в III Государственной думе Российской империи

Автор: Дмитрий Лавринович

Священник Александр Сергеевич Вераксин -    депутат 3-й Государственной думы Российской империи от Виленской губернии. Новомученик и исповедник Русской Православной Церкви XX века, повешен большевиками на вотрорах собственного дома в 1918 г.Учреждение Государственной думы в начале XX в. открыло возможность легальной политической и законотворческой деятельности представителям православной церкви. Третий созыв “народного представительства” в 1907-1912 гг. смог продемонстрировать положительный опыт конструктивной работы по решению многих актуальных задач, стоявших тогда перед российской властью. III Дума просуществовала весь отведенный ей законом срок, подав пример движения, хотя и едва заметного, по пути прогресса. Важную роль в этом, впервые в истории российского парламентаризма, сыграло и православное духовенство.

В III Государственной думе представительство священников было наибольшим за всю дореволюционную историю. В рядах депутатов было 49 священнослужителей, из них 7 православных священников и 1 епископ происходили из губерний Северо-Западного края. Для сравнения: в I Государственной думе среди депутатов не было ни одного православного священника - представителя белорусских земель, во II Думе - таких представителей было всего 2, а в IV составе нижней законодательной палаты - 5 [1, с. 37-40].

По итогам избирательной кампании осенью 1907 г. депутатами Государственной думы стали священники: от Виленской губернии - А.С. Вераксин, от Витебской губернии - Ф.И. Никонович, от Гродненской губернии - В.М. Кузьминский, от Минской губернии - С.И. Соловьевич, В.А. Якубович, от Могилевской губернии - В.Ф. Голынец. Членом “народного представительства” стал также епископ Гомельский Митрофан. В сентябре 1908 г. в Минске на дополнительных выборах депутатом был избран священник А.Д. Юрашкевич, заменивший исключенного из Думы лидера местных октябристов Г.К. Шмидта.

В.А. Якубович был избран в нижнюю палату уже во второй раз (до этого был депутатом II Государственной думы от Минской губернии).

Принадлежавшие к священническому званию депутаты отличались происхождением, уровнем образования, стажем и родом церковной деятельности, имущественным положением. Трое из них достигли уже пожилого возраста (старше 50 лет - В.Ф. Голынец, Ф.И. Никонович, А.Д. Юрашкевич), остальные находились на средине жизненного пути. Самым молодым (в 1907 г. - 35 лет) и деятельным был А.С. Вераксин. Все священнослужители окончили духовные семинарии, 2-е - духовные академии (Митрофан и А.Д. Юрашкевич). На момент избрания депутатом А.С. Вераксин был священником Березвечского женского одноклассного общежительного монастыря, Ф.И. Никонович - благочинным Лю-цинского округа и настоятелем городского собора, В.М. Кузьминский - прото-иреем в Слониме, С.И. Соловьевич - приходским священником в Новогрудском уезде, В.А. Якубович - благочинным 2-го округа Минской губернии, настоятелем Николаевской церкви в Петрикове, В.Ф. Голынец - настоятелем Георгиевской церкви в с. Болоново-С-едлец Быховского уезда, А.Д. Юрашкевич - ректором Минской духовной семинарии. Источником дохода для священнослужителей были церковные земли и жалование, получаемое за преподавательскую или иную деятельность. Так, С.И. Соловьевич жил на годовое жалование в 400 руб., B. Ф. Голынец имел 92 десятины церковной земли и получал жалования 500 руб. в год, В.М. Кузьминский зарабатывал 600 руб. в год. В.А. Якубович имел собственный дом, 62 десятины церковной земли и жалования 2,5 тыс. руб. в год, но ему приходилось содержать семерых детей. А.С. Вераксин владел 300 десятин церковной земли и как заведующий женской учительской школой получал 1260 руб. годового жалования. Ф.И. Никонович распоряжался 66 десятинами земли, но как законоучитель городского училища в Люцине получал 1800 руб. в год. А.Д. Юрашкевич как ректором духовной семинарии получал годового жалования 2150 руб. [2].

Православные священнослужители, представлявшие белорусские губернии в Государственной думе, вошли и в многочисленные комиссии, как постоянные, так и временные. С.И. Соловьевич, Ф.И. Никонович и А.Д. Юрашкевич были активными членами комиссии по делам православной церкви. Кроме того C. И. Соловьевич и А.Д. Юрашкевич входили в комиссию по вероисповедальным вопросам. В комиссии по народному образованию работал А.Д. Юрашкевич, а также А.С. Вераксин, в чиншевой комиссии - С.И. Соловьевич и Ф.И. Никонович. А.С. Вераксин дополнительно входил в комиссии по местному самоуправлению и распорядительную, А.Д. Юрашкевич - в библиотечную комиссию и комиссию о гимназиях и подготовительных училищах, Ф.И. Никонович - в комиссию по городским делам. В.М. Кузьминский числился в земельной комиссии, В.А. Якубович - в комиссии по переселенческому делу, и оба вместе -в комиссии по разбору корреспонденции. Епископ Митрофан возглавлял комиссию о мерах борьбы с пьянством [2].

Депутаты-священнослужители активно участвовали в законотворческой работе Думы, особенно когда обсуждались вопросы, связанные с деятельностью православной церкви, народным образованием или проблемы, затрагивавшие население Северо-Западного края. Используя Государственную думу, они попытались улучшить положение простых людей. Особое внимание было обращено на чиншевой вопрос. Чиншевики - вечные и потомственные арендаторы помещичьих, церковных и государственных земель, платившие владельцу земли условленную арендную плату - чинш. После отмены крепостного права с чинше-виками, как правило, были заключены краткосрочные письменные договоры об аренде земель, оставшихся у их прежних собственников. Подобные договоры позволяли последним регулярно поднимать арендную плату и закабалять чин-шевиков, как в сельской местности, так и местечках и городах, где многие дома и церкви были построены на частных землях. По инициативе белорусских депутатов 4 декабря 1907 г. в III Государственную думу был внесен законопроект “Об упразднении в Белоруссии последних остатков чиншевого владения и чиншевого права и выродившегося из него городского и местечкового домового арендного владения”. Среди 35 подписей под законопроектом стояли подписи

A. С. Вераксина, В.М. Кузьминского и Ф.И. Никоновича [3, с. 95]. Предполагалась полная отмена чиншевого права. Арендуемые чиншевиками земли должны были выкупаться государством у владельцев и предоставляться в собственность арендаторам. Последние обязаны были в течение 30 лет возместить правительству затраченные на выкуп денежные средства. Законопроект более трех лет находился на рассмотрении думской комиссии по упразднению чиншевого права. Только 4 июня 1911 г. он получил одобрение общего собрания депутатов, но из-за позиции Государственного совета, к сожалению, законом так и не стал [3, с. 96].

Священнослужители поддержали и приняли участие в лоббировании ряда законопроектов, направленных на улучшение положения крестьянского населения: А.С. Вераксин - “Об улучшении и увеличении крестьянского землевладения и землепользования”, “О выдаче пособий крестьянам при переселении на отрубные участки”; Ф.И. Никонович - “Об изменении закона о взимании и отправлении земельных и натуральных повинностей крестьян” и др.

B. М. Кузьминский был одним из инициаторов законопроекта, предусматривавшего введение пенсий учителям церковно-приходских училищ. В дискуссии по вопросу о судьбе церковно-приходской школы деятельное участие принимали А.С. Вераксин, Ф.И. Никонович, А.Д. Юрашкевич и епископ Митрофан.

По своим политическим воззрениям все депутаты-священнослужители от Северо-Западного края были консерваторами. Так, епископ Митрофан, A. С. Вераксин, Ф.И. Никонович и А.Д. Юрашкевич вошли во фракцию правых, B. Ф. Голынец, С.И. Соловьевич и В.А. Якубович стали членами фракции умеренно-правых, В.Ф. Голынец примкнул к группе беспартийных. В.М. Кузьминский вошел в русскую национальную фракцию, в которую затем перешли C. И. Соловьевич и В.А. Якубович.

Наиболее активную политическую деятельность осуществлял А.С. Вераксин. Он был председателем Глубокского отдела Союза русского народа, автором черносотенной газеты “Русское знамя”, членом “Русского собрания”, некоторое время сотрудничал с Русским народным союзом имени Михаила Архангела. В 1910 г. Вераксина избрали кандидатом в члены Главного совета Союза русского народа, в 1912 г. он участвовал в работе IV съезда союза и V съезда русских людей.

Ф.И. Никонович являлся активным членом ряда правых партий и общественных организаций: “Русского собрания”, Русского народного союза имени Михаила Архангела, Русского окраинного союза, Славянского благотворительного общества, Русского национального клуба, Общества религиозно-нравственного просвещения в память об Иоанне Кронштадском. Ф.И. Никонович, впервые оказавшийся в горниле “большой политики”, решил описывать думскую жизнь в своем дневнике. День за днем он вел подробную запись событий, очевидцем которых являлся. Причем священник не просто фиксировал происходившее, но и анализировал его, давал свою оценку. Дневниковые записи регулярно печатались в “Полоцких епархиальных ведомостях”, а впоследствии в 1912 г. были изданы отдельной книгой [4].

Ф.И. Никонович подробно описывает деятельность тех объединений, в которые он сам входил - пастырской группы и фракции правых. Последний выбор он объясняет тем, что фракция правых: “...ставит девизом - православие, царское самодержавие и русскую народность. Интересы православной церкви и духовенства, церковной школы и всего того, что близко и дорого духовенству, понимаются и защищаются в этой фракции так, как понимать и защищать их может и должно только само духовенство” [4, с. 88]. В дневнике показывается численность, организация, особенности программы и тактики правых в III Государственной думе. Кроме того имеются сведения об образовании фракции русских националистов и умеренно-правых. Витебский депутат приводит сведения и о т. н. “черном блоке” правых депутатов Думы и членов Государственного совета. К сожалению, осветить до конца деятельность III Государственной думы и связанных с ней политических партий и общественных организаций витебский депутат не смог. 14 февраля 1911 г. он умер от рака желудка после операции в клинике Юрьевского университета. Был похоронен в Люцине [2, с. 431].

А.Д. Юрашкевич входил в Минский отдел “Союза 17 октября”, был активным членом минских православных братств, борцом с “польским засильем” и католической церковью, публицистом и значительным церковным полемическим писателем. Он являлся автором таких работ как “Общий взгляд на западно-русскую униатскую церковь до и во время воссоединения униатов с православной церковью в 1839 году”, “Пространство папских притязаний: (Ответ на вопрос: обязан ли католик папист повиноваться государственным законам?)”, “Отказалось ли папство от инквизиции?” и др.

Епископ Митрофан был одним из создателей Союза русских людей при Могилевском Богоявленском братстве в 1905 г., почетным членом Союза русского народа, кандидатом в члены его Главного совета, членом “Русского собрания”. Уже будучи депутатом, он стал одним из учредителей созданного в 1908 г. Русского окраинного общества.

Ярким проявлением монархических позиций депутатов-священнослужителей стало их участие в кампании за расширение “русского” представительства в Государственном совете от губерний Северо-Западного края. Почин ей дал Витебский русский предвыборный комитет, который непосредственно после выборов в III Государственную думу возбудил соответствующее ходатайство [4, с. 99]. Затем с подобной же идеей выступил Минский отдел Русского окраинного общества (РОО), который также потребовал разделения на национальные курии (русскую, польскую и еврейскую) на выборах органов городского самоуправления [5, с. 15-16]. Один из руководителей РОО, член Государственного совета Д.И. Пихно написал записку на имя Николая II об организации выборов членов Госсовета на основе пропорционального представительства от русских (православных) и польских землевладельцев в Северо-Западном и Юго-Западном краях. Записку подписали 32 члена Государственного совета [6, с. 2].

В марте 1909 г. в Санкт-Петербурге в клубе умеренно-правых общественных деятелей (позднее Всероссийский национальный клуб. - Д.Л.) состоялось совещание по данному вопросу, собранное по инициативе Д.И. Пихно и себежского уездного предводителя дворянства Я.Н. Офросимова. Последний составил особую записку, в которой на основании цифровых данных пытался доказать несостоятельность избирательного закона в Государственный совет, т. к. по нему от Северо-Западного края в верхнюю палату проходили преимущественно польские помещики [7]. Собрание постановило учредить в Санкт-Петербурге Союз русских общественных деятелей западных губерний для обсуждения мер к изменению избирательного закона в Государственный совет. В союз вошли и депутаты-священнослужители от белорусских губерний, входившие в правые фракции Думы [4, с. 96].

В апреле того же года соответствующий законопроект был внесен в Государственную думу. Тогда же во Всероссийском национальном клубе состоялась встреча представителей губерний Северо-Западного края с правыми и консервативными депутатами нижней палаты. На собрании председательствовал виленский православный архиепископ Никандр. Было решено составить на местах петиции о том, чтобы законопроект об изменении выборов в Государственный совет был рассмотрен в законодательных учреждениях в текущую сессию. Собравшиеся указали на необходимость введения в верхнюю палату хотя бы по 1 русскому представителю от каждой западной губернии. Также было решено, чтобы от каждой белорусской губернии было избрано по 3-4 уполномоченных от русского населения, готовых по первому призыву прибыть в Санкт-Петербург для дальнейших ходатайств по возбужденному вопросу [4, с. 100].

26 апреля 1909 г. уполномоченные от Северо-Западного края прибыли в столицу. Делегация состояла наполовину из духовных лиц: Виленского архиепископа Никандра, гродненского епископа Михаила, настоятеля гродненского кафедрального собора протоирея Д. Корчинского, минского епархиального наблюдателя священника Д. Павского, 3-х священников из Ковенской и Виленской епархий. Светскими уполномоченными от Витебской губернии были националисты Я.Н. Офросимов, барон А.Ф. Розен, октябристы А.Е. Жуковсвкий и В.К. Стукалич [4, с. 110], от Минской губернии в состав делегации входили 2 генерал-лейтенанта - Н.А. Кованько и С.Н. Мезенцев, П.М. Якимович [8]. Делегаты имели полномочия на выражение Николаю II верноподданнических чувств, благодарности за изменение 3 июня 1907 г. избирательного закона в Государственную думу и передачу ходатайства об изменении порядка выборов в Государственный совет [4, с. 110]. В Санкт-Петербурге к ним присоединились депутаты-монархисты III Думы от Северо-Западного края. На собраниях во Всероссийском национальном клубе были выработаны тексты петиции к Николаю II и речи архиепископа Никандра, который должен был от лица делегации обратиться к императору. В их редактировании принимал участие известный консервативный публицист М.О. Меньшиков [4, с. 114]. Там же был составлен окончательный список делегатов, включивший в себя, кроме губернских уполномоченных, также депутатов Государственной думы.

1 мая 1909 г. националисты получили разрешение на аудиенцию и на следующий день, после молебна в Казанском соборе, делегация выехала в Царское Село. Ф.И. Никонович, участник представления царю, описал прием в своем дневнике. Аудиенция состоялась в комнате-библиотеке, расположенной рядом с кабинетом Николая II. Делегатов расставили по губерниям квадратом вдоль стен. Всего присутствовало 37 человек. В половине третьего пополудни к ним вышел император. Архиепископ Никандр обратился к нему с речью, а затем преподнес особую петицию от имени депутации. Обойдя уполномоченных и членов Государственной думы, Николай II получил благословение у епископов, обменявшись с каждым из них несколькими словами, причем более продолжительный разговор состоялся с Никандром. В заключение царь поблагодарил делегацию и русское население Северо-Западного края за выражение верноподданнических чувств и пообещал, что “справедливое желание русского представительства в Государственном совете будет удовлетворено в полной мере” [4, с. 118].

В 4 часа пополудни депутация вернулась в Санкт-Петербург и направилась к П.А. Столыпину. Архиепископ Никандр в общих чертах доложил председателю Совета министров о результатах аудиенции у Николая II. Затем состоялся обмен мнениями относительно “неудовлетворительного для русского населения Северо-Западного края закона по выборам в Государственный совет” [4, с. 119].

В результате предпринятых мер в июне 1909 г. был издан закон об избрании в 1909 г. членов Государственного совета от губерний Северо-Западного и Юго-Западного краев сроком на 1 год. Предполагалось, что затем, после введения выборных земств, польские помещики в верхней палате будут заменены русскими землевладельцами.

Активное участие депутаты-священнослужители приняли в работе съездов западнорусских православных братств. Первый съезд состоялся в Минске в помещении Свято-Духовского монастыря 29-31 августа 1908 г. На него прибыло около 150 делегатов из всех губерний Северо-Западного края. Активную роль в подготовке и проведении съезда играли минские октябристы Д.В. Скрынченко, А.Н. Беляев, С.А. Некрасов, Г.К. Шмидт, а также А.Д. Юрашкевич [9]. Главной составляющей их выступлений были призывы к борьбе с католической пропагандой и ополячиванием белорусов. Именно на этом съезде Д.В. Скрынченко предложил программу борьбы с “польским засильем” в крае, изданную впоследствии отдельной брошюрой под названием “Трагедия белорусского народа” [10]. Со 2 по 5 августа 1909 г. в Вильно прошел второй братский съезд [11]. В виду разгоревшихся накануне в законодательных палатах дебатов о судьбе церковноприходских школ (предполагалось передать их из-под контроля Синода в систему Министерства народного просвещения), делегаты постановили ходатайствовать перед Николаем II об изъятии из ведения Государственной думы и Государственного совета вероисповедальных вопросов. Д.В. Скрынченко предложил создать Западно-Русское противокатолическое общество. Делегаты одобрили идею минчанина, но отложили детальное обсуждение данного проекта на будущее. Тогда, по инициативе Д.В. Скрынченко, съезд постановил обратиться с ходатайством в Синод об установлении однодневного сбора по всей России на дело развития православной миссионерской деятельности в Северо-Западном крае для противодействия костелу и ополячиванию белорусов [12].

Заключение

Таким образом, депутаты-священнослужители от губерний Северо-Западного края принимали активное участие в политической и законотворческой деятельности, оказывая влияние на развитие общественно-политической и социально-экономической ситуации, как на территории Беларуси, так и в целом Российской империи. Несмотря на то, что среди депутатов-священнослужителей было не много высших иерархов, и, в основном, они представляли средние церковные круги, благодаря их поддержке был изменен порядок формирования представительства в Государственный совет, активизировались православные братства, были приняты меры по улучшению положения православной церкви, развитию школьного дела, разработаны законопроекты, направленные на улучшение положения крестьянского населения.

Доктор исторических наук Дмитрий Сергеевич Лавринович.
Вестник Могилевского государственного университета им. Кулешова. 2014. Стр. 4-10.

 

Список использованных источников

1.    Демин, В.А. Государственная Дума России: механизм функционирования / В.А. Демин. - М. : РОССПЭН, 1996. - 216 с.
2.    Сводные сведения по: Государственная дума России. Энциклопедия в 2 томах. -М., 2006. - Т. 1 : Государственная дума Российской империи. 1906 - 1917 / отв. ред.: В.В. Шелохаев; А.Н. Аринин, В.В. Журавлев, Н.И. Канитцева. - М. : РОССПЭН, 2006. - 768 с.
3.    Законотворчество думских фракций. 1906-1917 гг. : документы и материалы / под ред. П.А. Пожигайло. - М. : РОССПЭН, 2006. - 768 с.
4.    Никонович, Ф.И. Из дневника члена Государственной Думы от Витебской губернии протоирея о. Федора Никоновича / Ф.И. Никонович. - Витебск, 1912. - 272 с.
5.    Обзор деятельности Русского окраинного общества за 1908 г. (Первый год существования). - СПб. : Тип. Импер. Академии наук, 1909. - 54 с.
6.    Обзор деятельности Русского окраинного общества за 1909 г. (Второй год существования). - СПб. : Тип. Импер. Академии наук, 1910. - 52 с.
7.    [Офросимов Я.Н.] VI Съезд уполномоченных объединенных дворянских обществ. Записка о дворянских выборах и представительстве в Государственном Совете западно-русского дворянства 9-ти губерний Западного Края. - б.м., б.г. - 8 с.
8.    Колмаков, В. “Поставить на своем знамени мирное преобразование отечества” (Политическая деятельность Д.В. Скрынченко в Минске в период 1905-1912 гг. Глава из книги... / В. Колмаков // Русская линия. Информационно-аналитическое агентство [Электронный ресурс]. - 2007. - Режим доступа  http://ruskline.ru/ analitika/2007/07/06/postavit_na_svoem_znameni_mimoe_preobrazovanie_otechestva -Дата доступа : 12.05.2008.
9.    Труды первого съезда представителей западно-русских православных братств в г. Минске, 29-31 августа 1908 г. // Минские епархиальные ведомости. - 1908. -1 октября. - С. 594-713.
10.   Скрынченко, Д.В. Трагедия белорусского народа / Д.В. Скрынченко. - Минск : Тип. С,А. Некрасова, 1908. - 18 с.
11. О съезде представителей западно-русских православных братств в г. Вильно // Российский государственный исторический архив. - Фонд 1284. - Оп. 187. -1909 г. - Д. 118.
12. 2-й Братский съезд в Вильне, его значение и недостатки // Минские епархиальные ведомости. - 1909. - 15 августа. - С. 217-371.