Notice: Undefined index: componentType in /home/z/zapadrussu/public_html/templates/zr_11_09_17_ltf/component.php on line 12
Аграрный вопрос и проблема народного образования в воззрениях и тактике общества “Крестьянин”

Аграрный вопрос и проблема народного образования в воззрениях и тактике общества “Крестьянин”

Автор: Елена Головач

Белорусские крестьяне, начало XX  в. .Фото: balto-slavica.comПолитические партии и организации, существовавшие в Российской империи в начале XX в., в своих программных установках одной из основных проблем выделяли социальные вопросы. Среди политических организаций особое место занимало общество “Крестьянин”, которое в качестве приоритетных задач своей деятельности ставило решение наиболее актуальных вопросов социальной сферы в той интерпретации, которая удовлетворяла бы интересам основной массы населения Российской империи.

Общество “Крестьянин” возникло на рубеже 1905 - 1906 гг. в Вильно. В него принимали лиц крестьянского происхождения, а также людей других сословий, которые являлись христианами и сочувствовали “проведению в жизнь основных начал Манифеста 17 октября 1905 г.” [1, с. 78]. Численность организации колебалась в пределах нескольких тысяч. Ее лидерами были известные виленские монархисты С. Ковалюк, А. Вруцевич, П. Каранкевич, А. Пщелка. Для управления обществом был создан Центральный комитет, который находился в г. Вильно. Этот комитет состоял из председателя, двух его товарищей, казначея, секретаря, трех его товарищей и двенадцати членов [2, л. 4 об.].

В начале 1906 г. общество “Крестьянин” начало издавать еженедельный журнал с тем же названием. Журнал призывал крестьян укреплять основы самодержавия, поддерживал столыпинскую аграрную реформу, выступал против революционного движения, не признавал самостоятельности белорусского языка [3, с. 260]. В журнале акцентировалось внимание на том, что в крае “действительно многое неладно, что положение крестьянина безотрадное, но что все это исправить нужно не революцией, а мирным путем, постепенно, тем более, что правительство так охотно идет навстречу этому” [4, с. 2-3].

 Для сотрудничества в журнале приглашались все грамотные крестьяне. На его страницах обсуждались не только вопросы, выдвинутые крестьянской жизнью, но и печатались произведения народного творчества. Цена журнала составляла 1 рубль в год. Члены общества заботились о том, чтобы журнал был доступным для всех слоев населения. Для этого предусматривалось высылать журнал по удешевленной цене или же совсем бесплатно [2, л. 5].

Следует сказать несколько слов о председателе общества С.А. Ковалюке. Этот человек являлся редактором журнала “Крестьянин” и одновременно организатором детского педагогического журнала “Зорька”. Под его руководством обществом был открыт писчебумажный магазин “Русский мир”. Кроме того, по инициативе С.А. Ковалюка в Вильно была создана типография “Русский Почин” (он являлся пайщиком этого предприятия и его управляющим) [5, с. 3].

В уставе “Крестьянина” отмечалось, что общество “имеет целью путем устного и печатного слова содействовать умственному и нравственному развитию крестьян Северо-Западного края” [6, с. 225]. Среди социальных вопросов наибольшее внимание общество уделяло аграрному вопросу и проблеме народного образования.

Члены общества отмечали, что крестьяне часто жалуются на то, что у них мало земли. Но проблема, по их мнению, заключалась не в нехватке земли, а в недостатке знаний. “Наш крестьянин копается в земле совсем бессознательно, как крот, по тому образцу, как это делалось его прадедами лет 400 или 500 тому назад. И эта наука передается преемственно из поколения в поколение...” [7, с. 452]. Для решения этой проблемы, по мнению общества “Крестьянин”, необходимо создавать сельскохозяйственные школы с опытными полями.

 Сотрудник журнала Кудерский приводил пример сельскохозяйственной школы, которая существовала в начале XX в. в имении княгини А.М. Дондуковой-Корсаковой в Псковской губернии Порховского уезда. Эта школа возникла и работала при содействии княгини и управляющего имением Сибирцева. Данная школа знакомила крестьян с правильным ведением сельского хозяйства, а также в ней преподавались общеобразовательные предметы [7, с. 452-453]. В этот же период времени такие школы существовали и в Северо-Западном крае: в Марьиной Горке Минской губернии, в Горках Могилевской губернии, в имении Зачернее Витебской губернии. Однако этих школ было недостаточно для Беларуси.

По мнению членов общества “Крестьянин”, такая школа должна быть организована в каждом уезде и поэтому предлагалось до открытия таких специальных сельскохозяйственных школ устраивать весной при народных училищах сельскохозяйственные курсы. Из средних учебных заведений в Северо-Западном крае было только одно - в Горках Могилевской губернии [7, с. 453]. По мнению общества, “для блага народа необходимо улучшить его материальное положение, меньше брать с него разных поборов и дать ему просвещение” [8, с. 1]. Общество призывало крестьян разных вероисповеданий не враждовать между собой, а больше заботиться о просвещении и об улучшении своей жизни [8, с, 2].

Социальные вопросы занимали важное место на съездах и собраниях общества. 13 октября 1907 г. в обществе “Крестьянин” обсуждались нужды крестьян Северо-Западного края. В результате собрание пришло к следующим заключениям: 1) часть земель крупных владельцев необходимо передать крестьянам; 2) ликвидировать сервитуты; 3) уравнять натуральные и государственные повинности для крестьян и помещиков; 4) ввести всеобщее бесплатное начальное образование без всяких сословных привилегий в учебных заведениях; 5) организовать мелкий кредит для крестьян и ссудо-сберегательные товарищества. Следует отметить, что отдельным пунктом было вынесено пожелание, что евреи не должны допускаться в деревни, так как они не имеют ничего общего с земледелием.

Данное постановление было отправлено в Государственную думу депутатам от Беларуси, чтобы они могли использовать его при рассмотрении аграрного вопроса [9, с. 735].

3-5 августа 1908 г. состоялось общее собрание членов общества “Крестьянин” с участием народных учителей, прибывших из разных мест Северо-Западного края для обсуждения вопросов, касающихся нужд деревни. Народных учителей было на съезде 35 человек, а также присутствовали и члены Государственной думы Г.Г. Замысловский и В.К. Тычинин [10, с. 3]. Перед началом собрания был совершен молебен, а затем с речью выступил С.А. Ковалюк (председатель собрания), в которой он обратил внимание на еще недостаточную работу общества в этом направлении: “...к сожалению, - сказал он, - деятельность нашего общества слаба, потому что нас мало, что мы очень заняты нашими служебными обязанностями. Более или менее свободных рук у нас нет. Не судите поэтому нас строго, но помогите нам...” [11, с. 484].

При обсуждении вопроса о языке преподавания в народной школе Северо-Западного края прения были непродолжительны, так как почти все оказались одного мнения по данной проблеме. Только один человек – учитель из Минской губернии Пинского уезда г. Протасеня, вопреки общему мнению, высказался за необходимость преподавания в народной школе белорусского языка, как отдельного предмета. Однако потом, после сделанных ему возражений, он высказался за необходимость белорусского языка в школе только как вспомогательного средства при обучении, при объяснении отдельных слов [12, с. 581]. Г-ну Протасене были высказаны следующие возражения, что при введении в школе обучения белорусскому языку в крае будет сделан шаг навстречу полонизму, так как этот язык является в сущности только наречием русского языка и по неустойчивости своих форм (чуть ли не в каждой деревне со значительными особенностями) легко поддается влиянию польского языка [12, с. 581].

После обмена мнениями о языке преподавания в народной школе края собрание единогласно поставило: “В правительственных школах Северо-Западного края языком преподавания должен быть, безусловно, только язык общегосударственный - русский. В местностях же со сплошным литовским населением, где оказалось бы, что учащиеся не понимают русской речи, литовский язык допустим в первый год обучения только как вспомогательный и для преподавания религии” [12, с. 581-582].

 Что же касается языка польского, то собрание пришло к выводу, что этот язык чужд белорусскому населению края, а так как поляков здесь весьма незначительное количество, да и те почти все, как более состоятельные, посылают своих детей не в народные школы, а в средние учебные заведения, где обучение ведется на русском языке.

 Некоторые выступающие выразили желание, чтобы народная школа давала подготовку к средним учебным заведениям. Иные находили, что и теперь дети, хорошо окончившие народную школу, легко поступают в гимназии и реальные училища [12, с. 580].

27-30 декабря 1908 г. в Вильно состоялся съезд членов общества “Крестьянин”, на котором собрались представители деревни: священники, учителя, волостные писари и крестьяне Северо-Западного края. Съезд проходил в зале 1-й гимназии, и число его участников составляло более 300 человек [13, с. 25]. В самом начале с речью выступил председатель общества “Крестьянин” С.А. Ковалюк, которой был избран и председателем съезда. В своей речи он просил всех высказаться о своих нуждах и предложить возможные средства для их устранения. Товарищами председателя были избраны Вруцевич, протоиерей о. Маркевич и народный учитель Становский [13, с. 25]. В съезде принимали участие депутаты 11 Государственной думы, которые представляли почти все губернии Северо-Западного края: И.П. Созонович - Могилевской, А.П. Сапунов, о. Кононович - Витебской, И.Я. Павлович - Минской, В.К. Тычинин -Гродненской, Г.Г. Замысловский, о. Вераксин - Виленской [13, с. 25]. В то же время на съезде, который должен был обсуждать крестьянские нужды, оказалось всего около 20 крестьян [14, с. 22].

Программа съезда включала экономические вопросы и вопросы, связанные с улучшением просвещения: 1) показательные поля и необходимость перехода на хуторские хозяйства; 2) ссудо-сберегательные кассы, потребительные общества и сельскохозяйственные склады; 3) внешкольное образование крестьян, распространение в деревне полезных газет, книг и брошюр, устройство чтений и собеседований, ознакомление крестьян с историей края; 4) правовое положение учителей народных школ и образовательные курсы для них [15, с. 717-718].

Главное место на съезде занимал вопрос о правовом положении учителей народных училищ и образовательных курсов для них. Учителя высказывали жалобы на свою нелегкую жизнь и работу, просили оказать им помощь. Так, учитель Становский в своей речи “в мрачных красках изобразил печальное положение учителя как в материальном, так и правовом отношении; указал на зависимость его от священника, от волостного писаря и от крестьян, что вызывает ослабление его авторитета” [13, с. 25].

По этому поводу с речью выступил секретарь Думы, правый депутат И.П. Созонович. Он отметил, что не понимает, зачем учителя просят прибавки к пенсии. Ведь, по его мнению, тех 20 рублей, которые они получают в месяц вполне достаточно. Также И.П. Созонович заявил, что не считает нужным повышать и уровень образования учителей [14, с. 22].

В свою очередь протоиерей о. Маркевич высказал мысль, что крестьяне должны уважать учителя, а священник и учитель должны поддерживать друг друга, так как это сделает их просветительную деятельность более успешной.

28 декабря оживленные прения вызвало обсуждение вопроса “о внешкольном образовании крестьян, распространении в деревне полезных газет, книг и брошюр, устройстве чтений и собеседований, ознакомлении крестьян с историей края”. В ответ на это И.П. Созонович подчеркнул, что, по его мнению, вопросами просвещения должно заниматься только правительство [14, с. 22].

14 ноября 1913 г. в Петербурге в Западно-Русском обществе проходило собрание, на которое были приглашены все члены Государственной думы и Государственного Совета из Беларуси. Общество “Крестьянин” решило выступить на этом собрании со своими заявлениями относительно нужд края. Еще 9 ноября на общем собрании оно постановило заявить там через своего уполномоченного члена о следующем: 1) учить сельское население ремеслам; 2) давать крестьянам низшее сельскохозяйственное образование; 3) поощрять кооперативные предприятия в деревне; 4) усилить медицинскую и ветеринарную помощь деревне; 5) открывать больше народных библиотек при училищах и не жалеть средств на распространение в крае периодических народных изданий [16, с. 11]. Таким образом, на этом собрании, как и на всех предыдущих, общество “Крестьянин” главное внимание уделило рассмотрению мер, необходимых для решения аграрного вопроса и проблемы народного образования.

Общество “Крестьянин” приостановило свою деятельность в связи с оккупацией части Беларуси кайзеровской Германией в 1915 г.

Подводя итоги, следует отметить, что деятели общества “Крестьянин” уделяли приоритетное внимание аграрному вопросу и проблеме народного образования, что находило отражение на страницах издаваемого ими журнала “Крестьянин”, в выступлениях на съездах и собраниях. При этом преобразования в области просвещения и аграрной сфере они стремились реализовать мирным реформистским путем при поддержке власти, не выходя за рамки официальной политики самодержавия.

 

Головач Елена Ивановна,
старший преподаватель кафедры истории Беларуси и восточных славян
МГУ имени А.А. Кулешова.

Вестник МГУ имени А.А. Кулешова..
Серия А. Гуманитарные науки. 2010. № 1. С. 45–50.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Бондаренко, К. М. Русские и белорусские монархисты в начале XX века / К.М. Бондаренко, Д.С. Лавринович. - Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2003. - 212 с.
2. Об утверждении проекта устава общества “Крестьянин” (в гор. Вильно) / /РГИА. - Фонд 1284. - Оп. 187. - Д. 68.
3. Забаўскі, М. “Крестьянин” / М. Забаўскі / / Энцыклапедыя гісторыі Беларусі: у 6 т. / гал. рэд. Г.П. Пашкоў. - Мінск, 1997. - Т. 4. - С. 260.
4. 22-го января / / "Крестьянин”. - 1909. - 6-го фев. - С. 2-3.
5. С.А. Ковалкж / / Северо-Западная жизнь. - 1912. - 1 апр. - С. 3.
6. Устав Общества “Крестьянин” / / Крестьянин. - 1906. - № 15-16. - С. 225.
7. Сельскохозяйственное образование / / Крестьянин. - 1906. - № 29. -С. 452-453.
8. От общества “Крестьянин” / / Крестьянин. - 1907. - 15-го янв. - С. 1-2.
9. В обществе “Крестьянин” / / Крестьянин. - 1907. - 3-го дек. - С. 735.
10. Областной отдел. Белорусский съезд / / Минское слово. - 1908. -17 авг. - С. 3.
11. Общее собрание общества “Крестьянин” / / Крестьянин. - 1908. -12-го авг. - С. 484.
12. В обществе “Крестьянин”. Общее собрание / / Крестьянин. - 1908. -23-го сент. - С. 580-582.
13. П. Б* Из Вильно. Съезд представителей деревни / П.Б. / / Окраины России. - 1909. - 10 янв. - С. 25.
14. Зъезд прэдставіцелёў вёскі “Северо-Западнаго Краю” / / Наша Ніва. - 9 (22) янв. - С. 22.
15. Съезд представителей деревни Северо-Западного края 27, 28, 29 и 30 декабря 1908 года / / Крестьянин. - 1908. - 18-го дек. - С. 717-718.
16. В обществе “Крестьянин” / / Крестьянин. - 1913. - 15-го нояб. - С. 11.