Notice: Undefined index: componentType in /home/z/zapadrussu/public_html/templates/zr_11_09_17_ltf/component.php on line 12
Белорусский вопрос в 1917-1918 гг.: от проектов национальной автономии к советской государственности

Белорусский вопрос в 1917-1918 гг.: от проектов национальной автономии к советской государственности

Автор: Дмитрий Лавринович

Theatre 1917 1

Делегаты Первого съезда депутатов армий и тыла Западного фронта возле здания Минского городского театра, 1917 г.

В среде белорусских общественных организаций и групп к 1914 г. сформировалось два основных варианта видения национального развития белорусского народа, которые предусматривали определенную систему политических, социально-экономических и культурных мероприятий. Первый проект отстаивали общественные деятели, объединившиеся вокруг издания в Вильно газеты «Наша Ніва» (1906-1915): братья И. И. и А. И. Луцкевичи, В. У. Ластовский, А. Н. Власов и другие. Многие авторы газеты были активными деятелями Белорусской социалистической громады (БСГ), формально самораспустившейся в 1907 г., но фактически продолжившей свою деятельность. Руководящее ядро «Нашей Нівы» добивалось равноправия всех наций, снятия конфессиональных ограничений, сводного употребления местных языков в делопроизводстве и системе образования, реализации права наций на самоопределение. Будущее белорусского народа представлялось в виде национальной автономии в составе демократической федеративной Российской республики1 .

После оккупации Западных губерний Российской империи германскими войсками, оставшиеся в Вильно «нашенивцы» пытались обосновать необходимость создания конфедеративного государства белорусов, литовцев и поляков, в рамках которого хотели достигнуть независимости от России. Осенью 1915 г. И. И. и А. И. Луцкевичи на занятой немцами территории создали Белорусскую социально-демократическую рабочую группу в качестве филиала БСГ.2 Они выдвинули лозунг «политической независимости Литвы и Беларуси в ее последней исторической форме Великого княжества Литовского». Чуть позже была основана «Конфедерация Великого княжества Литовского», а 19 декабря 1915 г. появился универсал «конфедерации» о создании на литовских и белорусских землях независимого государства..3 Однако эта идея не встретила сочувствия у большинства литовских и польских политиков, взявших курс на создание национальных государств. С проектом создания независимого белорусского государства в конце 1915 г. выступил В. У. Ластовский. В конечном итоге его поддержала вся белорусская «нашенивская» политическая элита, оказавшаяся на оккупированной территории. Идея о необходимости самостоятельности для Беларуси была объявлена белорусской делегацией на конференциях народов России в Стокгольме и Лозанне в 1916 г. 4 .

По иному видели будущее белорусов представители «Белорусского общества», существовавшего в Вильно в 1908-1915 гг. Свою задачу данная организация видела в том, чтобы сплотить воедино «слабые еще интеллигентные силы, какими располагает белорусская народность» для поиска путей улучшения положения народных масс. Лидеры общества Л. М. Солоневич и П. В. Коронкевич признавали единство белорусов православных и католиков, но считали их неотъемлемой частью большого русского народа, без единения с которым в рамках Российского государства белорусов ждало полное историческое забвение и утрата самоидентификации. В то же время идеологи «Белорусского общества» считали, что свои интересы на политической арене белорусы должны отстаивать сами. Платформа организации признавала существование особого белорусского языка, но в государственной и культурной жизни допускала использование преимущественно русского языка5. В соответствии со своими идеями «Белорусское общество» требовало предоставления Беларуси административно-хозяйственной автономии, а не национальной.

Большое внимание его идеологи уделяли польскому вопросу. Польские помещики и костел, проводившие полонизаторскую политику, выступали главными врагами белорусов. Для ослабления польского влияния «Белорусское общество» настаивало на проведении аграрных реформ. Его лидеры ратовали за открытие белорусского бессословного земельного банка, увеличение земельного фонда крестьян за счет государственных, удельных, церковных, части помещичьих земель. «Белорусское общество» поддерживало меры правительства П. А. Столыпина, направленные на организацию хуторских хозяйств. Особое значение придавалось реформам в сфере народного образования. Предполагалось расширить и сеть средних специальных учебных заведений, часть из них перенести в сельскую местность, чтобы сделать среднее и профессиональное образование доступней для основной массы простого народа. «Белорусское общество» обещало оказывать содействие белорусам и в получении высшего образования5-1

По социально-политическим вопросам «Белорусское общество выступало с позиций, близких сначала октябристам, а затем кадетам. «Белорусское общество» продолжало действовать до середины 1915 г., когда в ходе Первой мировой войны Вильно был занят германскими войсками. В феврале-марте 1917 г. в России произошла революция, свергнувшая царское правительство. В Минске на съезде белорусских общественных деятелей был образован Белорусский национальный комитет, реорганизованный летом 1917 г. в Центральную раду, а в октябре того же года - в Великую Белорусскую раду. Основу национальной платформы данных организаций составила программа Белорусской социалистической громады, формально восстановленной в
марте 1917 г., а также программы сотрудничавших с ней партий белорусских народных социалистов, автономистов и других. Лидеры громады добивались от Временного правительства полного самоуправления Беларуси, передачи власти в руки Краевой рады, которая должна была сформироваться на основе всеобщих выборов. Таким образом, несмотря на существенное изменение ситуации после свержения царского правительства, представители «нашенивского» направления в белорусском движении выступали за национально-территориальную автономию Беларуси в составе демократической России5-2

В мае 1917 г. было объявлено о создании партии Христианско-демократического объединения (позднее - Белорусская христианская демократия). Данная организация стремилась к усилению позиций католической церкви и духовенства в общественной и культурной жизни. Белорусский народ рассматривался как «безклассовый», на первый план ставилась задача предоставления Беларуси национально-территориальной автономии в составе Российской демократической республики5-3.

Данная идея была поддержана и большинством делегатов I Всебелорусского съезда в декабре 1917 г. В итоговой резолюции отмечалась необходимость неотложного создания органа краевой власти, который должен был представлять Беларусь перед правительством в Петрограде до проведения Всебелорусского учредительного собрания. Характерно, что в резолюции не было слов об автономии, акцент делался на управление краем5-4.Только после оккупации основной части Беларуси германскими войсками в 1918 г. у национально-демократической элиты возобладала идея создания независимого от России национального государства - Белорусской народной республики. Но связав себя с Германией, деятели республики вместе с ней потерпели поражение.

Из общероссийских либеральных партий в указанное время наиболее влиятельной была Конституционно-демократическая партия (КДП). Действуя бок о бок с польскими, еврейскими, украинскими и другими национальными партиями, кадеты не могли игнорировать и белорусский вопрос. Выступая за равные права всех национальностей при сохранении единства российского государства, кадеты не рассматривали белорусов как особый народ, отличный от собственно русских, правда, некоторые особенности первых они не могли не замечать. Не допуская мысли о национальной автономии Беларуси, конституционные демократы готовы были признать особенности в областном устройстве края. Так, по мысли уполномоченного ЦК КДП В. И. Самойло местная организация конституционных демократов в Минской губернии должна была выступать с краевых позиций, т. е. быть тесно связанной с жизнью города, уезда, губернии и вообще Беларуси5-5Выступая на восьмом кадетском съезде 9-12 мая 1917 г. по поводу доклада Ф. Ф. Кокошкина «Автономия и национальный вопрос» , В. И. Самойло предложил дополнить тезисы докладчика, предполагавшего ввести обязательное начальное обучение на родном языке, пунктом о получении на родном языке среднего образования. Минский делегат не исключал возможности открытия в будущем и белорусского университета. Также, по его мнению, следовало уделить внимание развитию литературы на национальных языках. В перспективе Самойло видел Россию разделенную на области-края, образованные на национальной основе. «Может быть, действительно в национальном
духе найдутся те новые родники эмоциональной энергии, которые создадут великую Россию», - полагал он6

С другой стороны кадеты резко критиковали белорусские национальные организации за их стремление к автономии Беларуси в составе России. Так, председатель Горецкого отдела КДП С. Г. Цитович считал, что белорусское движение - это явление временное, вызванное революционными событиями 1917 г. О белорусских деятелях он, в частности, писал: «Белорусы же они только потому, что теперь это модно»7. По его мнению, у большинства населения Беларуси не было желания обособиться от России8. Также Цитович отрицал наличие самого белорусского языка и литературы9.

С иных позиций выступала Российская радикально-демократическая партия (РРДП), созданная 11 марта 1917 г. в Петрограде. В белорусских губерниях инициаторами создания отделов РРДП были представители либеральной интеллигенции, служащих, офицерских и торгово-промышленных кругов, деятели земств и городских дум. Многие из них в прошлом были членами Конституционно-демократической партии, порвавшие с ней по разным причинам. В течение лета 1917 г. организации РРДП сформировались в Минске, Слуцке, Игумне, Бобруйске, Могилеве, Рогачеве, Витебске10. В области национальных отношений, радикалы-демократы обещали бороться за права национальных меньшинств Российской империи, в том числе они признавали право на самоопределение белорусской народности11.

Однако из-за своей малочисленности РРДП в Беларуси действовала весьма пассивно. Только партийные организации Минской губернии смогли выставить собственный избирательный список на выборах в Учредительное собрание. Но выборы РРДП проиграла. К концу 1917 г. отделы радикально-демократической партии в белорусских губерниях прекратили свое существование.

Помимо общероссийских партий с либеральных позиций пытались решить белорусский вопрос и местные политические организации, идеологической платформой которых была доктрина запад-норусизма, рассматривавшая белорусов в качестве части единого большого русского народа и тесно увязывавшая судьбу Беларуси с будущим России.

В мае-июне 1917 г. под руководством П. В. Коронкевича, эвакуировавшегося из Вильно, создается Союз белорусской демократии (СБД) в Гомеле. Его программа представляла собой, по сути, модернизированный вариант платформы «Белорусского общества». Возрождение белорусов по-прежнему связывалось с русской культурой и языком. В сфере государственного управления СБД отстаивал целостность территории Беларуси с Вильно, как главным ее культурным центром, добивался самоуправления края в рамках России12. Для поднятия авторитета Союза белорусской демократии его лидеры сумели заручиться поддержкой академика Е. Ф. Карского13.

Летом 1917 г. СБД активно участвовал в общественно-политической жизни. За это время состоялось около 20 заседаний его комитета. 25 июня делегаты союза Д. Г. Гулевич и Ф. В. Шишко участвовали в совещании белорусских организаций в Витебске, а 4-6 июля П. В. Коронкевич и Ф. В. Шишко присутствовали на белорусской конференции в Петрограде. Гласному городской думы В. А. Миха-ленку удалось открыть отдел СБД в Молодечно14.

15 апреля 1917 г. завершилось оформление Могилевского белорусского комитета. В его управу вошли по преимуществу люди либерального и народнического мировоззрения. Самую заметную роль играл преподаватель реального училища М. С. Кахонович. Общая численность членов комитета составила несколько сот человек15.

Могилевский белорусский комитет поставил себе задачей объединить все белорусское население Могилевской губернии в целях оказания поддержки Временному правительству в борьбе с Германией и ее союзниками, преобразовании России в демократическую республику, организации выборов в Учредительное собрание и разработке вопросов, подлежащих разрешению Учредительного собрания в согласии с национальными стремлениями белорусского народа, а также содействия экономическому и культурному развитию Беларуси16. В воззвании, написанном видным белорусским историком Д. И. Довгяло, отмечалось: «Такая громадная страна, как Белоруссия, с таким огромным населением, имеет свои особые, местные, национальные нужды. О них, в видах общегосударственных и местных интересов, уже пришла пора заявлять громко, во всеуслышание. Правительство самое благожелательное не в состоянии будет принести нам пользу, если не будет слышать нашего голоса»17.

Белорусский комитет действовал, однако, в довольно сложных условиях. Будучи преимущественно либеральной по своей сути организацией, он не нашел взаимопонимания с местными кадетами, которые считали белорусское движение искусственным. Правда, М. С. Кахонович вступил в Российскую радикально-демократическую партию, признававшую право белорусов на самоопределение18.  Слева Белорусскому комитету приходилось выдерживать натиск социалистических партий, особенно эсеров. На выборах в городскую думу 13 августа 1917 г. представители белорусского комитета завоевали всего шесть мест из 64, уступив и кадетам, и блоку социалистов19. Являясь интеллигентской организацией, белорусский комитет активнее действовал в учительской среде. 19 сентября 1917 г. в Могилеве состоялось совещание преподавателей средних учебных заведений западных губерний Российской империи. Под влиянием комитета, и особенно М. С. Кахоновича, совещание постановило допустить белорусский язык в преподавание в начальной школе и ввести его в качестве необязательного предмета, наряду с историей, этнографией и географией Беларуси, в учебный план средней школы20.

По своей платформе и тактике к могилевской организации белорусов был близок Белорусский народный комитет в Орше, созданный в июле 1917 г. военным чиновником Н. Ю. Левковичем, преподавательницей женской учительской семинарии М. А. Васильевой, военным контролером В. М. Романовичем и другими. Филиалы организации возникли в Копыле, Горках, Толочине. Комитет поставил своей целью добиваться участия белорусов в органах местного самоуправления, в выборах и работе Учредительного собрания. Предполагалось преобразование России в федеративное государство, в котором Беларусь получила бы автономию и собственный представительный орган - Белорусский народный совет, избранный путем всеобщего голосования. Социально-экономическая часть программы оршанского комитета была близка российским социалистическим партиям: национализация земли, 8-часовой рабочий день, бесплатное образование и медицинская помощь и т. п. Отношение к белорусскому языку было вполне в духе западнорусизма: он признавался весьма архаичным и только после научной обработки, по желанию населения, допускалось его внедрение в школу21.

Наибольшее значение белорусские организации придавали выборам в Учредительное собрание. Сознавая малочисленность Союза белорусской демократии, его лидеры решили блокироваться с другими организациями: оршанским Белорусским народным комитетом, могилевским Белорусским национальным комитетом, московской Белоруской народной громадой. В избирательный список белорусских организаций Могилевской губернии вошло 15 кандидатов, 4 из них представляли СБД (П. В. Коронкевич, Д. Г. Гулевич, В. А. Михаленок, К. М. Загоровский), 5 - могилевский комитет (М. С. Кахонович, Д. И. Довгяло, П. А Сченсновский, Е. С. Олехнович, А. К. Ляхтанович), 3 - оршанский комитет (Н. Ю. Левкович, В. М. Романович, Г. А. Ер-машкевич), 2 - Москву (А. И. ІДвйкевйч, Ф. Ф. Турук)22. Результаты выборов оказались неудачными для белорусских организаций, победу одержали общероссийские партии - эсеры, большевики и другие.

После установления советской власти в конце 1917 г. деятельность Союза белорусской демократии прекращается. Могилевский и оршанский комитеты эволюционируют влево, в сторону сближения с БСГ. В конечном итоге М. С. Кахонович и его сторонники в 1918 г. поддержали идею создания Белорусской народной республики, с которой была связана их последующая деятельность.

По иному складывалась и действовала белорусская организация в Витебске. Бывшие руководители местного отдела «Союза 17 октября» в апреле-мае 1917 г. создают Белорусский народный союз (БНС). Первоначально в организации участвовала и демократически настроенная белорусская молодежь во главе с прапорщиком М. Мелешко. Роль идеолога БНС досталась краеведу и филологу В. К. Сту-каличу. Анализ содержания программы показывает, что Белорусский народный союз задумывался как либеральная организация. Будущее Беларуси виделось его лидерам в широком областном самоуправлении при тесном единении с Россией. В «большой политике» БНС ориентировался на Временное правительство23.

На практике Белорусский народный союз превратился в организацию клерикального толка, сосредоточившую свои усилия на отстаивании, прежде всего, интересов православной части населения и особенно православной церкви. На выборах в Учредительное собрание БНС выступал в блоке с союзом православных и единоверческих приходов Витебской губернии24. Получив сравнительно не плохой результат в губернском центре, общие выборы БНС и его союзники проиграли. Руководство Белорусского народного союза отрицательно отнеслось к установлению советской власти. К весне 1918 г. деятельность БНС фактически прекратилась.

Таким образом, в среде белорусских общественных организаций в 1917 г. сформировалось несколько вариантов видения национального развития белорусского народа. Первый проект предполагал национальную автономию в составе федеративной Российской республики, затем возобладала идея создания независимого государства -Белорусской народной республики. Представителей западнорусизма объединяла борьба за областную автономию белорусских губерний при сохранении тесных связей с Россией. Но наибольшие шансы на реализацию получил проект создания белорусской советской государственности, который и был осуществлен.

Лавринович Дмитрий Сергеевич,
 канд. ист. наук, доцент, декан фак. иностранных языков
Могилевского  государственного  университета  имени  А. А. Кулешова

Научный сборник: Столетие Революции 1917 года в России :  / отв. ред. И. И. Тучков. –
Москва : РДП, 2018. – Ч. 1.– С. 580–588

---------------

1 Сташкевіч М. С. Перадумовы і працэс стварэння палітычных партый на Беларусі (канецХІХст.-люты 1917 г.) // Беларускі гістарычны часопіс. 1999. №4. С. 14-17.

2 Там же. С. 18.

3 Там же. С. 19.

4 Платформа «Белорусского О-ва» // Белорусская жизнь. 1909. 9 февраля. С. 3.

5 Устав Белорусского общества. Вильно, 1909. С. 2.

5-1 Гісторыя беларускай дзяржаўнасці ў канцы XVIII - пачатку XXI ст. У 2 кн. Мінск,

5-2. Кн. 1 / А. А. Каваленя [і інін.]; рэдкал.: А. А. Каваленя [іінш.];НАНБеларусі, Ин-т гісторыі. С. 319.

5-3 Там же. С. 325.

5-4 Там же. С. 347.

5-5  Провинциальный отдел. Минск / / Вестник Партии народной свободы. 1917.

6 Съезды и конференции конституционно-демократической партии: В 3 т. Т. 3. Кн. 1. М., 2000. Съезды и конференции конституционно-демократической партии в 1915-1917 гг. С. 597.

7 Цитович С. Выступление белорусов // Горецкий вестник. 1917. 29 сентября. С. 1.

8 Ц. [Цитович С. Г.]. На учительском делегатском съезде 22 октября // Горецкий вестник. 1917. 24 октября. С. 2.

9 Могилевская жизнь. 1917.1 ноября. С. 1-2.

10 Собрание русской демократической партии // Вестник Минского губернского комиссариата. 1917.15 июля. С. 3; Политические партии России. Конец XIX - первая треть XX века. Энциклопедия / Отв. ред. В. В. Шелохаев. М., 1996. С. 516.

11 Российская радикально-демократическая партия. Резолюция об организации партии и проект программы (1915-1916 гг.). - Дом Плеханова Российской Национальной библиотеки. Ф. 657. On. 1. Д. 392. Л. 2.

12 Коронкевич П. В. Белорусы (Исторический очерк с обзором деятельности «Союза Белорусской Демократии», этнографической картой белорусского племени и отзывом академика и профессора Е. Ф. Карского о программе Союза). Гомель, 1917. С. 10-11.

13 Там же. С. 11-12.

14 Там же. С. 8-9.

15 Рудовіч С. У пошуках нацыянальнай ідэнтычнасці: беларуская патрыятычная арга-нізацыя ў Магілёве ў 1917-1918 гг. // Мінулая і сучасная гісторыя Магілева: збор-нік навуковых прац / Уклад. I. А. Пушкін. Магілеў, 2001. С. 204.

16 Воззвание и устав могилевского Белорусского организационного комитета. Могилев, 1917. С. 7.

17 Д. [ДовгялоД. И.]~И моменту. Белорусы! Объединяйтесь! // Могилевский вестник. 1917. 14 апреля. С. 3.

18 Местная жизнь // Могилевская жизнь. 1917. 6 августа. С. 3.

19 Рудовіч С. У пошуках нацыянальнай ідэнтычнасці: беларуская патрыятычная арга-нізацыя ў Магілёве ў 1917-1918 гг. С. 206-207.

20 Пушкін I. А. Сход магілёўцаў вітаў незалежнасць Беларусі (Жыццёвы лес Міхаіла Кахановіча) // Гістарычнае і сацыякультурнае развіцце Магілева: зборнік навук. прац / Уклад. I. А. Пушкін, В. В. Юдзін. Магілеў, 2007. С. 166.

21 Рудовіч С. Час выбару: Праблема самавызначэння Беларусі ў 1917 годзе. Мнинск, 2001. С. 104-105.

22 Белорусский список (№ 8) // Горецкий вестник. 1917. 3 ноября. С. 2.

23 Уголовное дело № 2715-п по обвинению Стукалина Владимира Каземировича в контрреволюционной деятельности за октябрь-декабрь 1918 г. - Государственный архив Витебской области. Ф. 967. Оп. 2. Д. 1. Л. 78-81.

24 Витебск. Накануне выборов в Учредительное собрание // Витебский листок. 1917.14 октября. С. 2