Notice: Undefined index: componentType in /home/z/zapadrussu/public_html/templates/zr_11_09_17_ltf/component.php on line 12
«О светло-светлая и красно украшенная…»

«О светло-светлая и красно украшенная…»

Автор: Эдуард Загорульский

Русь. Борис ОльшанскийЭпоха Древней Руси, общей родины белорусов, русских и украинцев и колыбели  их государственности – одна из интереснейших страниц в нашей истории. Величие Руси ясно осознавалось современниками.  «Русь слышима во все концы земля», - говорил живший в XI веке знаменитый киевский митрополит Илларион. В исторической памяти людей этот период сохранился как время богатырей и былинных героев.

Страна занимала громадную территорию и оставила великую культуру. Органической частью Руси были и земли современной Беларуси, которые развивались в общем русле древнерусской истории. Население Руси составлял особый народ, предшественник современных русских, белорусов и украинцев, который называл себя «рускими людьми», реже – «русичами» и «русинами». Чтобы отличать его от современных русских, в науке его называют древнерусской народностью. О том, что это был единый народ с единым языком, культурой и этническим самосознанием свидетельствуют все доступные нам источники. История формирования его породила серию концепций. Непросто было объяснить, как могла сложиться единая народность на столь обширных пространствах, где до славян проживали другие этносы. Большая территория и сложный этнический фон, как правило, ведут не к консолидации этноса, а к его разделению. Как же можно объяснить этот исторический феномен?  Ответ следует искать в истории формирования и особенностях расселения славян.

Славяне как  народ  сформировались в центре Европы, между Эльбой и Вислой. Здесь они оставались до середины I тысячелетия н.э., когда  приняли участие в «великом переселении народов» и, выйдя за пределы своей прародины,  заселили  Балканский полуостров, Южную Белоруссию и Северную Украину. Значительно увеличив территорию своего обитания и смешавшись с местными народами, единый до этого славянский народ в силу известных законов этногенеза (народообразования)  к концу I тысячелетия  разделился на три ветви: южных, западных и восточных славян. Южная Белоруссия и Северная Украина стали прародиной восточных славян. Дальнейшее расселение уже восточных славян в Восточной Европе имело место, как теперь выясняется,  в  конце IX и X веках, когда у них возникло государство Киевская Русь. Славяне довольно быстро освоили новую территорию и вышли  на севере к Белому морю, на юге – к Азовскому и Черному морям, а на востоке – к Волге. Киевская Русь возникла как  многоэтничное государство. Помимо славян, в ней  проживали балтские (территория Белоруссии и Смоленщина), финно-угорские (северные и восточные области) и остатки ираноязычных народов (на юге).  Славяне не только смогли во много раз увеличить свою территорию, но и славянизировать местные народы, распространить свой язык, культуру и славянское этническое самосознание. Эта  естественная  ассимиляция в основном совершилась  относительно быстро. Составитель «Повести временных лет» (начало XII века)  уже практически не помнил об этом.

Как же и почему восточные славяне смогли одержать этническую победу и не раствориться в иноязычной среде и даже не распасться на отдельные группы, а напротив, сохранить единое этническое самосознание и передать его вместе со своим именем другим народам?  Наиболее вероятным нам представляется такое объяснение. Восточные славяне  в период своего почти полутысячелетнего пребывания в Южной Белоруссии и Северной Украине смогли создать очень мощное,  однородное и жизнестойкое ядро, которое и определило единство древнерусской народности в будущем. Этому также содействовало несколько важных факторов. Принято считать, что при тесных взаимодействиях различных этносов победу, как правило, одерживает тот, который лучше организован и обладает более высокой культурой, включающей и экономический уровень. У славян было развитое пашенное земледелие, оснащенное самыми совершенными по тем временам пахотными орудиями и орудиями уборки и обработки урожая. Со славянами связано появление и распространение городов, служивших мощными политическими, военными, культурно-религиозными и экономическими   центрами. Летопись называет на Руси около 300 городов. Энергично развивались ремесло и торговля, что вело к установлению  более тесных связей внутри страны. Политическая и социальная структура феодального общества (система соподчиненности,  своеобразие организации вооруженных сил, участие князей и феодалов в совместных походах) формировала элиту древнерусского общества и государственную идеологию.

Среди признаков народности особое значене имеет этническая идентификация, как и кем  осознает себя этнос. Общепризнано, что до тех пор, пока не утвердится этничекое самосознание, процесс формирования этноса не может считаться завершенным. Этническое самосознание на Руси было единым и прочным. Большую роль в его становлении сыграла церковь.  Приняв в 988 г. христианство, славяне стали распространителями новой,  религии среди местного неславянского населения, которое до этого было язычниками. Общая религия духовно объединяла людей. Одна из замечательных особенностей Руси состояла в том, что церковная служба в стране велась на славянском языке, на котором также писалась и переписывалась духовная и светская литература. Вместе с христианством  распространялись славянский (древнерусский) язык и грамотность. Сейчас хорошо известно, что по уровню грамотности Русь занимала одно из самых высоких мест в тогдашней Европе, а грамотных в стране было в несколько раз больше, чем в России времен «просвещенного абсолютизма» при Екатерине II. Прекрасной иллюстрацией этому являются находки бытовых писем, написанных на обработанной березовой коре (берестяные грамоты). Их найдено уже около тысячи. Найдены они и на территории Белоруссии (Витебск, Мстиславль). Очень часты находки металлических писал, использовавшихся в качестве «авторучек». В монастырях и при соборах писались летописи,  в которых год за годом записывались наиболее важные события, перемежающиеся  с личными размышлениями летописцев на различные темы (исторические, религиозно-философские, бытовые и пр.).

В сознании людей религиозная принадлежность переплеталась с этнической идентификацией и нередко заменяла ее. Это очень способствовало утверждению единого этнического самосознания среди всех жителей Руси, что проявляет себя в самоназвании этноса, в названии своей страны, своего языка. По имени страны население  стало называть себя и свой язык «рускими». Позже и православную веру нередко называли «руской». В период Великого княжес-тва Литовского, а позже – Речи Посполитой славянские земли бывшей Руси и в быту, и в официальных документах назывались русскими. Так называло себя и население Белоруссии.

В конце древнерусской эпохи, когда страна распалась на несколько феодальных княжеств, народ продолжал считать себя одним этносом, а свои земли – одной общей родиной. Яркое подтверждение этого мы находим в «Слове о погибели Русской земли» (середина XIII в.): «О светло-светлая и красно украшенная земля Русская! Многими красотами ты нас дивишь:  городами великими, селами чудными, садами монастырскими, храмами церковными и князьями грозными…  Всего ты исполнена, земля Русская, о правоверная вера христианская! Отсюда до венгров, до ляхов и чехов; от чехов до ятвягов, от ятвягов до литвы и до немцев (шведов); от немцев до корелы; от корелы до Устюга… и за Дышучим (Белым) морем; от моря до (волжских) болгар; от болгар до мордвы; от мордвы до мери; —все то покорил бог народу христианскому, все страны… Мономаху, которым половцы детей своих пугали в колыбели, а литва из болота на свет не показывалась, а венгры каменные города крепили железными воротами, чтобы на них великий Володимир не наехал. А немцы радовались, далеко будучи за синим морем». Высокий патриотизм, гордость за свою Родину – это тоже один из мощнейших факторов утверждения и сохранения этнического самосознания. И было чем гордиться. Воспоминание о том времени и едином народе сохранилось и в самоназвании белорусов, и в имени нашего государства Беларуси.

Эдуард Загорульский