Notice: Undefined index: componentType in /home/z/zapadrussu/public_html/templates/zr_11_09_17_ltf/component.php on line 12
Об иконе «Свщм. Архидиакона Никифора, Патриаршаго Экзарха – Поборника Православия» (из частного собрания М. М. Джеги)

Об иконе «Свщм. Архидиакона Никифора, Патриаршаго Экзарха – Поборника Православия» (из частного собрания М. М. Джеги)

Автор: Михаил Джега

00221

Свщм. Арх. Никифор Канатакузин,попирающий сторонников унии Ипатия Поцея и Кирилла Терлецкого (из частного собрания М. М. Джега. Польша, 2018 г.)

В Варшаве несколько лет назад вышла книга молодого православного историка Михаила Джеги с интригующим названием «Защитник нежеланной веры», которая ввиду последних общеизвестных событий приобретает ныне особое звучание. Ее героем стал непреклонный борец против Брестской унии (1596), экзарх Вселенского патриарха в Молдавии и Речи Посполитой, архидиакон Никифор (Парасхес-Кантакузин). Польский исследователь отмечает, что в истории Брестской унии это наиболее загадочная личность, которую либо оговаривают, либо предают забвению. Автор показывает архидиакона Никифора на фоне непростой международной обстановки того времени, и в частности в Константинопольском патриархате периода турецкого владычества. Судьба Никифора оказалась трагичной. Экзарх не пожалел жизни для защиты Православия и принял мученический венец в подземельях бывшего замка крестоносцев – Мариенбурге (Мальборке), располагавшегося на польских землях. Эпиграфом для книги послужили слова свмч. Киприана Карфагенского «Вот поприще веры нашей, которою мы побораем и которою венчаемся».

Своеобразным итогом книги стало создание иконописного изображения экзарха Никифора, прославленного как местночтимый святой Украинской и Белорусской Православными Церквями (в 2001 и в 2002 гг.). Имя его было внесено в Собор Белорусских Святых. Ниже приводится историческая справка автора о создании иконы.

Переводчик - Федюкина Елена Владимировна,
кандидат культурологии, доцент кафедры славянских языков и культур 
Московского университета дизайна и технологии.

***

Ilustracje 01

1. Свщм. архидиакон Никифор (Кантакузен) – икона – автор Сергей Коркотадзе, Белоруссия (после 2000 г.)

В то время, когда шла работа над переводом нашей книги о жизни священномученика Архидиакона Никифора (Кантакузина-Парасхиса)[1], нам пришла мысль создать икону, которая станет своего рода каноном для изображения этого великого Угодника. К этому времени были созданы несколько икон Архидикона Никифора. Среди них отметим иконы, выполненные Сергием Коркотадзе из Белоруссии (после 2000 г.) (ил. 1), и Марией Глебовой из Москвы (ПСТГУ 1996 г.) (ил. 2)[2]. Как автору монографии о личности Архидиакона Никифора, мне хотелось увидеть в моей домашней церкви, икону, на которой будет запечатлена Его главная побед из побед – проведение Брестского Православного Собора 1596 г.

Ilustracje 02

2. Свщм. архидиакон Никифор (Кантакузен) – икона – автор Мария Глебова (ПСТГУ 1996 г.)

Не случайно свою книгу об Архидиаконе Никифоре мы начинаем со слов священномученика Киприана Карфагенского: «Вот поприще веры нашей, которою мы побораем и которою венчаемся»[3]. Вся жизнь Архидиакона Никифора была одна борьба, увенчанная венцом победы на небесех.

Мы, конечно, осознавали что иконописание не является оружием пропаганды или чьих-то эмоций, как это  произошло с Западным христианским искусством. О строгости в ортодоксальном искусстве прекрасно поучает преподобный Иоанн Дамаскин: «В деле, касающемся изображений, должно отыскивать как истину, так и цель тех, кто их создает. И если она истинна и права и если изображения делаются для славы Божией и Его святых, и для соревнования добродетели, и избежания порока, и спасения душ, то должно принимать их с радостью и почитать, как образы и подражания, и подобия, и книги для неграмотных, и поклоняться, и целовать, и приветствовать глазами и устами, и сердцем, как подобие Воплотившегося Бога и его Матери, или святых, соучастников страданий и славы Христа, и победителей, и истребителей диавола и демонов, и заблуждения их. Если же кто-либо осмелится сделать изображение Божества – невещественного и бестелесного, то мы отвергаем от себя, как ложное. И если кто-либо осмелится сделать изображение для славы и чести, и поклонения диаволу или демонам, то оказываем презрение и истребляем огнем» (Третье слово в защиту святых икон, гл. 9).

Создание новых композиций или просто канона для изображения новопрославленных Угодников или церковных событий, не всегда завершается успехом. Очень справедливо сказал об это в своем слове, произнесенном на открытии Общества ревнителей русской православной иконы в Сан-Франциско 26 января 1965 г. святитель Архиепископ Иоанн (Максимович),  поставивший такие задачи перед современной православной иконописью: «Бывают иконы, написанные правильно в смысле исполнения. Можно писать очень правильно теоретически, но в то же время плохо практически. Но это не значит, что в самом принципе иконописи такие иконы плохи. Обратно, бывает, что можно красиво написать, но совершенно не считаясь с правилами иконописи. И одно и другое будет вредно. Нужно стараться писать иконы так, чтобы они были хороши и по принципу, и по методу, и по исполнению»[4].

Мы долго искали иконописца, способного взяться за столь ответственное дело, каким является создание иконы Угодника, изображающей Его победу на врагами Св. Церкви. Божий Промысел направил нам в помощь выпускницу Криворожской иконописной школы Андрея Рублева – Марину  Александровну Фесенко (Стеблину), которая согласилась выполнить эту непростую задачу. Марина Александровна широко известна своим талантом благодаря созданию иконы «Собора святых из рода Рюриковичей», на которой представлены 38 святых рода Рюриковичей.

Ilustracje 03

3. Книгопечатник диакон Иван Фёодоров – современная старообрядческая икона (2009 г.)

Мы долго не могли решить, как именно изобразить Архидиакона Никифора, но здесь нам неожиданно помогли ревнители старых обрядов, которые прославив у себя книгопечатника диакона Ивана Фёодора, сумели создать его иконическое изображение очень успешно (ил. 3). Однако, для изображения Архидиакона Никифора нужны были ещё какие-то атрибуты.

Этими атрибутами стали: Крест в руках как оружие победы и почетное знамение каждого истинного христианина, Апостол, раскрытый на словах Апостола Павла: «Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся» (Тит.3:10) как символ заботы Архидиакона о чистоте Православной Веры (слова, отнесенные Архидиаконом Никифором ко владыкам-апостатам), наперсный Крест, которым в Греческой, Румынской и Грузинской Церквях награждаются только заслуженные (присваивают его также ставрофорным диаконам). 

Как было  сказано выше, на иконе должна быть отображена самая большая победа Архидиаконом Никифором – одоление врагов Св. Церкви Христовой. Этой победой и стал проведенный под Его председательством Поместный Церковный Собор Киевской-Митрополии в октябре 1596 г.

Наша икона изображет Архидиакона Никифора во время Брестского Православного Собора, точнее, тогда когда Он по настоянию Собора встав на возвышении и держа в правой руке «всехвальное и животворящее древо св. креста», в левой же «божественное и святое Евангелие», произнес декрет о низложении митрополита и ему подобных. Владыки-апостаты изображены на иконе как побежденные Архидиаконом Никифором.

Ilustracje 04

4. Сошествие Христа во ад – современная греческая фреска

Христианская иконография изначально заимствовала из античного мира изображение древнего ритуала calcatio colli (τραχηλισμός), которым демонстрировалось полное подчинение поверженного врага. Пленник должен был лежать на земле, а триумфатор символически наступал ему ногой на шею[5]. Мотив попирания врага также часто встречается на страницах Ветхого Завета, в частности, в Книге Псалмов, где говорится о положении врагов в подножие ног Победителя (см. Пс. 8;7, 17; 39-40, 46;4, 90:13, 109:1).

Ilustracje 05

5. Сошествие Христа во ад – фрагмент алтарного образа («Маэста») – автор Дуччо ди Буонинсенья (Италия, 1308–1311 )

В христианской иконографии осталось до наших времен довольно много известных примеров попирания врагов. Самый  известный это икона Сошествия Христа во ад, где Христос попирает сатану и сокрушает врата адова (ил. 4). Такую композицию встречаем во всем христианском мире, начиная с древней Англии, а впоследствии в Италии (ил. 5), Греции, на Горе Синай, на Руси и Каппадокии).

Ilustracje 06

6. «Архегос» - Иисус Христос в образе римского легионера. Архиепископская Часовня, мозаика (Равенна, ок. 494–520)

Образ Христа как «Архегоса», т. е. Вождя и Подвигоположника в борьбе со злом[6], в образе римского легионера либо императора в часовне в Равенне (ок. 494-520) (ил. 6) вдохновил христианский мир. Подобным образом можем встретить в изображениях ап. Петра, попирающего Симона Мага, миниатюре Хлудовской псалтыри IX в. (ил. 7), и там же свт. Никифора Исповедника, попирающего еретика-иконоборца Иоанна Грамматика (ил. 7).

Ilustracje 07

7. Ап. Петр, попирающий Симона Мага – миниатюра Хлудовской псалтыри (IX в.); свт. Никифор Исповедник, попирающий еретика-иконоборца Иоанна Грамматика – миниатюра Хлудовской псалтыри (IX в.)

Ilustracje 08

8. Св. вмч. Фанурий Родосский, попирающий дракона – критская икона XV века (автор Ангелос Акотантос)

Ilustracje 09

9. Свт. Спиридон, еп. Тримифунтский, попирающий еретика-арианина – фрагмент греческой иконы «Успение cв. Спиридона Тримифунского со сценами жития» (автор Эммануил Тзанфурнарис, 1595 г.). Местонахождение: Собрание Музея икон. Венеция.

В поствизантийской иконописи встречаются такие же изображения, как например, св. вмч. Фанурия Родосского, попирающего дракона на критской иконе Ангелоса Акотантоса (ил. 8); свт. Спиридона, еп. Тримифунтского, попирающего еретика-ариниаина (ил. 9); св. вмч. Геогрия Победеносцева, попирающего дракона (ил. 10) и свщм. Серафима, архиеп. Фанарийского (ил. 11), попирающего cатану. Уместно также привести известную русскую икону Симона Ушакова с 1676 г. на которой Архистратиг Михаил в воинственном ополчении попирает дьявола (ил. 12).

 Ilustracje 10

10. Св. вмч. Георгий Победеносец на троне, попирающий дракона – греческая икона (20 в.)

Ilustracje 11
11. Свщм. Серафим, архиеп. Фанарийский попирающий cатану – греческая икона (автор Иеромонах Христофор, 1848)

Ilustracje 12

12. Архистратиг Михаил, попирающий дьявола – икона (автор Симон Ушаков, 1676 г.)

Ilustracje 13

13. Свт. Марк Эффеский, попирающий папу римского – фреска алтарной части  Успенского храма кельи преп. Акакия Нового, основателя Кавсокалитского скита. Гора Афон (1759)

Довольно известной является также фреска XVIII в. свт. Марка Эффеского попирающего папу римского, притом еще обнаженного (ил. 13). Думается, что эта афонская фреска, подобно иконе прославленного Русской Зарубежной Церквей в 1981 г. священномученика Иосифа (Петровых), митр. Петроградского, попирающего сотрудничавшего с большевиками митр. Сергия (ил. 14), написаны слишком эмоционально, и тем самым искажают суть борьбы обоих Святителей за чистоту Православной Веры. Для почитателей святителей Марка и Иосифа, известным является тот факт, что оба Они были благоразумными Архипастырями стада Христова, руководствовавшимися не эмоциями, но проявлявшими в своей борьбе благоразумие и достоинство.

Ilustracje 14

14. Свмч. Иосиф (Петровых), митр. Петроградский, попирающий лже-патриарха – современная русская икона (Санкт-Петербург, 2005 г.)

По нашему мнению, свт. Марк должен попирать текст Папской буллы 1439 г., а свщм. Иосиф текст Декларации 1927 г. Поэтому в нашем случае нам показалось более уместным сделать акцент на документе самой Унии – папской булле «Magnus Dominus», ставшей камнем преткновения для отступников. Посему Архидиакон Никифор попирает текст Папской буллы, который держит в руках владыка-апостат Кирилл Терлецкий. В своем выборе мы руководствовались портативной икона с XVIII в. святителя Марка Ефесского из собрания Национального исторического музея Греции (ил. 15), на которой в правом нижнем углу изображен побежденный стойкостью Веры Святителя сам папа Евгений IV. Согласно источникам, когда папе с торжеством представили Акт унии, подписанный греческими представителями, он спросил: «А подписал ли Марк?», и узнав о том, что подписи Марка нет, с горечью воскликнул: «Итак, мы ничего не сделали!». Эта икона из афниского музея именуется – Свтятитель Марк Евгеник – поборник Православия на Ферраро-Флорентийском Соборе.

Ilustracje 15

15. Свят. Марк Ефесский – икона (XVIII в.), местонахождение: Национальный исторический музей Греции

Ilustracje 16

16. Седьмой Вселенский Собор – прорись миниатюры из Минология Василия II. 976–1025 гг. (Местонахождение: Vat. gr. 1613. Fol. 108)

Здесь уместно заметить, что ритуал попирания врага нашел место также в иконографии Вселенских Соборов уже в поствизантийский период, преимущественно на Горе Афон. Согласно этому ритуалу в центре изображения помещался побежденный еретик, который символизировал определенную ересь осужденную данным Вселенским Собором[7] (ил. 16). Очень ярким примером использования ритуала попирания врага является рисунок Первого Вселенского Собора из изданного в 1652 г. в Тырговиште (Tîrgoyişte, в совр. Румынии) труда «Исправление закона», на которым подножием для сидящего Царя Константин явлается сам еретик Арий (ил. 17).

Ilustracje 17

17. Первый Вселенский Собор – рисунок из книги «Исправление закона» (1652 г., Тырговиште, Румыния)

Если речь идет об Архидиаконе Никифоре, этими врагами являются владыки-апостаты Кирилл (Терлецкий) и Ипатий (Поцей), которые в декабре 1595 г. в Риме втайне от Западно-Русской Паствы подписали Унию с Папой Римским, закрепленную папской буллой папы Климента VIII от 23 декабря 1595 г., первые слова которые написаны на нашей иконе «Magnus Dominus et laudabilis nimis».

Следущим вызовом для нас стало правильное изображение владык-апостатов – Терлецкого и Поцея. Поэтому мы начали поиски изображения епископов того времени. Лица владыков-апостатов для нашей иконы, заимствованы нами из сохранившихся доныне их прижизненных портретов.

Божьим Промыслом, мы обнаружили прекрасную семейную икону свт. Арсения, архиепископа Димоника и Элассона, этнического грека (причем лишенного городского эллинизма) который в конце стал даже Архипастырем Русской Церкви в городе Суздале. Святитель особенно почитал русские иконы, именно Он рассылал их по всему Православному Востоке. Сейчас многие из них можно увидеть не только в континетальной Греции, на Горе Афон или Венеции, но даже в Египте или на горе Синай[8].

На интересующей нас иконе, датированной 1592 годом, из монастыря в мест. Мегалон-Пилон (Μεγάλων Πυλῶν; совр. Пили) в Фессалии, изображена Богоматерь на престоле, с предстоящими (ил. 18). Все они Архипастыри из семьи Святителя Арсения: кроме самого 1) свт. Арсения; 2) его дядя – Неофит II, митр. Ларисский; 3) его племянник – свт. Виссарион II Ларисский и старший брат – Иоасаф, еп. Стагонский[9].

Ilustracje 18

18. Богоматерь на престоле, с предстоящими – русская икона из монастыря в Фессалии (Мегалон-Пилон; 1592), Местонахождение: Византийский музей (Афины)

В ходе работы над иконой Марина Александровна затронула также важный вопрос, как подписать владык-апостатов. Здесь достаточно напомнить, что согласно определениям Брестского Православного Собора 1596 г., все владыки-апостаты, включая самого митрополита киевского Михаила Рагозу, были низложены Святой Православной Кафолической Восточной Церковью, что и было затем подтверждено Местоблюстителем Патриаршего Константинопольского Престола – свт. Мелетием Пигасом, патр. Александрийским. Поэтому согласно церковному законодательству владыки-апостаты считаются не священными[10] (ανίερους) и праздными (αργός, σχολάζων) во всем, что делали после своего низвержения, как преступившие священные и божественные правила Православной Кафолической Церкви. Мы эту мысль заимствовали из определения антиуниатского Поместного Собора в Иерусалиме 1443 г,  который всех греческих епископов, уклонившихся в Флорентийскую Унию с Римом в 1439 г., считал «быть им с сегодняшнего дня праздными и несвященными (ανίερους) в отношении всякого священнослужения и церковного состояния, покуда не будет общим и вселенским образом исследовано их благочестие»[11].

Поэтому на вопрос Марины, изображать ли архиерейские жезлы у владык-апостатов, мы предложили что да, но лишь сломанными, подчеркивая тем самым  низвержение самих владык-апостатов. Мы предложили также изобразить их в архиерейских мантиях,  надписав только их имена и фамилии без архиерейской титулатуры.

Кроме того Марина Александровна изобразила на иконе две змеи как символ коварства, свирепости и зла, исходящих от владык-апостатов, поскольку они обманом пытались вовлечь в унию миллионы православных русинов, подданных Речи Посполитой, в чем наш Архидиакон Никифор им успешно помешал.

В левом верхнем углу иконы, в небесной сфере (облаке) помещено поясное изображение Иисуса Христа, благословляющего свщм. Никифора на духовный подвиг. Христос, как мы выше сказали, является «Архегосом», т. е. Вождем и Подвигоположником всем воинам и борцам Христовым на духовном поприще. Именно в этом заключается необычность подвига христианских святых — в нем участвует непосредственно сам Христос.

В этом твердо убежден святитель Иоанн Златоусть: «У нас борьба – не в рукопашных схватках, но в любомудрии души и доблести разума. И Судья состязаний поступает иначе: Он не берет подвижника, не обводит его и не говорит: "Не обвиняет ли кто его?", но восклицает: "Хотя бы собрались все люди, хотя бы бесы с диаволом обвиняли его в крайних и невыразимых ужасах, Я не отвергаю его и не отвращаюсь, но, избавляя его от обвинителей и освобождая от пороков, веду на подвиги". И это вполне естественно, потому что там судья состязаний ничем не помогает состязающимся за победу, но стоит посередине, а здесь Судья состязаний становится соратником и помощником в подвигах благочестия, содействуя подвижникам в борьбе против диавола» (Ad illuminandos catechesis 2, 12)[12] . «В нашем же [сражении] с диаволом Христос стоит не посередине, но полностью за нас. И то, что Он не посередине, но полностью с нами, смотри отсюда. Нас, приступающих к состязанию, Он помазал, а его сковал. Нас Он помазал маслом веселия, его сковал несокрушимыми оковами, чтобы воспрепятствовать его ухищрениям. И если мне случится споткнуться, Он протягивает руку, упавшего поднимает и снова побуждает наступать» (Sermo ad neophytos, 9)[13] .

Такое убеждение выражает также преп. Иоанн Дамаскин: «Братие! Христианин оценивается по степени его веры. Поэтому приходящий с верою получит обильную пользу; сумняйся же уподобися волнению морскому, ветры возметаему и развеваему (Иак. 1:6), он не получит ничего. Ибо все святые благоугодили Богу посредством веры» (Третье слово в защиту святых икон, гл. 41).

Таким образом, мы показали, что совместная работа иконописца с церковным историком  может принести для современного православного иконописца много пользы.

Изображенный на нашей иконе Архидиакон Никифор, приоблекшийся во «всеоружие Божье», прекрасно воплощает собой суть Апостольского призыва борьбы за Веру: «Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злой и, всё преодолев, устоять. Итак, станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие» (Еф. 6:13-17).

Священномучениче Архидиаконе Никифоре, моли Бога о нас!

Михаил Джега

29 мая / 11 июня  2018 г.

Память Перваго Вселенскаго собора (325).

 -------------------------------

[1] M. Dżega, Obrońca wiary niechcianej. Życie i działalność egzarchy tronu patriarszego Konstantynopola arcydiakona Nikifora Paraschesa-Kantakuzena (1537-1599), Warszawa 2014, s. 302. Над переводом работает Елена Федюкина.

[2] Всем им еще раз приношу свою большую благодарность за предоставление репродукции этих икон.

[3] Письмо 8. К мученикам и исповедникам. // Жизнь и творения священномученика Киприана, Пер. Д.А. Подгурского, Киев 1879. Ч. 1, C. 43.

[4] Его. Слово об иконописании. // «Православная Русь». 1994. № 4. С. 1-3, 15.

[5] См.: M. McCormick, Eternal Victory: Triumphal Rulership in Late Antiquity, Byzantium, and the Early Medieval West, Cambridge University Press, 1986, pp. 57-58.

[6] См. Деян. 3:15; 5:31; Евр. 12:2.

[7]   Ch. Walter, Heretics in Byzantine Art. // «Eastern Churches Review», 3 (1970), 40-49; его же, L'iconographie des conciles dans la tradition byzantine, Paris: Institut Francais d'Etudes Byzantines, 1970.

[8] P. L. Vocotopoulos, Encore deux icones envoyées de Russie par Arsène d'Elassone. // Δελτίον τῆς Χριστιανικῆς ̓Αρχαιολογικῆς ῾Εταιρείας. 1992. περ. Δ´. τ. ΙΣΤ´. 1991-1992. σ. 167-170. О других иконах Русских на Православном Востоке, см. S. Kissas, A Russian Icon from Tatarna Monastery in Eurytania. // «Cyrillomethodianum», vol.  8-9 (1984-1985), p. 261-281.

[9] Эта икона хранится ныне в Византийском Музее в Афинах, её единственная цветная копия была реподукована в: Ιστορία του Ελληνικού Έθνους. Ο ελληνισμός υπό ξένηκυριαρχία (περίοδος 1453-1669), vol. I'. Τουρκοκρατία-Λατινοκρατία, Αθήνα 1974, p. 111. Приношу благодарность В. Ефименкову за помощь в получении этой репродуцкии.

[10] См. Полный церковно-славянский словарь. Сост. свящ. магистръ Григорій Дьяченко. М.1900. С. 350: Несвѧштенъ, несвяштен – мирянин не имеющий священного сана.

[11]   А. И. Плигузов. От Флорентийской унии к автокефалии Русской Церкви. // Harvard Ukrainian Studies. 1995. Vol. XIX, p. 527-529, Прил. I; А. В. Занемонец. В чем значение Иерусалимского собора 1443 г.? // Византийский временник, №68 (2009). С. 165-169

[12] Святитель Иоанн Златоуст. Огласительные гомилии. Сост., введ, пер. с древнегреч., комм. и библиогр. И. В. Пролыгина. Тверь, 2006. С. 74.

[13] Там же. С. 133-134.