Notice: Undefined index: componentType in /home/z/zapadrussu/public_html/templates/zr_11_09_17_ltf/component.php on line 12
Общество Карпаторусскихъ Православныхъ Студентовъ «Проломъ»

Общество Карпаторусскихъ Православныхъ Студентовъ «Проломъ»

  Карпаторусский календарьПервая мировая война принесла Карпатской Руси освобождение от австро-мадьярского ига, но не сняла с повестки дня проблему единения карпато-русского народа с большой Россией, и вопрос духовно-политической ориентации населения Карпатской Руси, оказавшейся на недолгий период в составе Чехословакии. Карпато-русская интеллигенция, вживаясь в реалии чехословацкой государственности, организовывала свои клубы, общества и комитеты патриотической направленности. Одним из таких сообществ было Общество Карпаторусскихъ Православныхъ Студентовъ «Проломъ» в Праге.

Представляем читателям «Западной Руси» архивный материал о деятельности «Пролома» (автор – председатель «Пролома» Иван Шлепецкий).

 

 

«Карпатская Русь после окончания мировой войны стала процветать во всех отношениях. Со временем укрепился под Карпатами и национально-патриотический дух, так что те карпатороссы, решительно распрощались австро-венгерским режимом и моментально, не под влияние мазепинцев, вступили на путь возрождения – «путь Добрянского, Духновича, Сильвая, Павловича и других карпаторусских культурно-национальных деятелей.

Тысячелетнее австро-венгерское владычество принесло Карпатской Руси множество чужих, даже и вредных элементов. Даже и местная интеллигенция эволюцией чуждалась простонародия, и отклонилась от него, так что крестьянство, видя в «своих» предводителях неблагожелательных людей, начало самостоятельно искать пути освобождения. Оно решительно встало в защиту своих прав, встало в защиту русскости, в защиту веры праотцев, веры Кирилла и Мефодия, веры русской православной. Мараморош-Сиготский процесс является полным доказательством того, что карпаторусское простонародие, хотя и осталось без защиты – без интеллигенции, было всегда верно заветам русской идеи, и, несмотря на преследования, никто не оказался изменником русского дела. Православная вера оказалась защитницей крестьянства, так что она, особенно после переворота, стала верой «хлопской», и иныя веры «панскими».

Освобождённая из-под австро-венгерского владычества Карпатская Русь стала убежищем для всяких изгнанников мира. Тут поселились и враги русского народа, которые, в отмену за гостеприимство, нанесли среди карпаторусского населения ссоры и раздоры. , Итак, Карпатская Русь волей-неволей очутилась в крайнем хаотическом положении. Это посеянное зло дало повод к тому, что молодая карпаторусская интеллигенция категорически восстала против всяческих чужих, вредных стремлений; она поставила себе целью бороться за русский облик Карпатской Руси, бороться за то сокровище, с которым русские родятся, живут и умирают. В защиту этого в крапаторусской печати появляется открытое письмо, потом меморандум изменникам русской святыни, дабы исправили свой путь.

Однако старая, в мадьярофильстве воспитанная интеллигенция, не сочла нужным реагировать на голос молодых своих сынов. Это игнорирование дало повод к тому, что молодое карпаторусское поколение решило неотлагательно открыть бой внутренним врагам русского дела.  Оно со временем проломило ту скалу, которой оно было отдавлено от основного корня великого русского народа.

Итак, 28 августа 1933 г. последовал первый решительный шаг молодой карпаторусской интеллигенции – шаг присоединения к простонародью – шаг массового присоединения к прадедной православной вере. Этим шагом была сложена присяга верности простонародию, от которого отцы так далеко отклонились.

Систематическая работа, в особенности национальных карпаторусских студентов, увенчалась желательным успехом: 29 ноября 1933 г. уже сорганизовалось в Праге Общество Карпаторусских Православных Студентов «Пролом», которое поставило себе за цель объединять карпаторусское православное студенчество, защищать его интересы, поддерживать материально бедных своих действительных членов  и этим самым, приспеть к укреплению русского убеждения и прадедной православной веры  среди своих собратьев. Для этой цели оно решило создать такой фонд, из процентов которого уделялись бы поддержки нуждающимся православным студентам.

Следовательно, общество решило заниматься теми вопросами, без которых не может укрепиться малейшее народное движение. Карпатская Русь может дать кадр здоровых и бодрых культурно-национальных работников только улучшением социального положения карпаторусского студенчества. Эту тяжёлую задачу взяло на себя О-во «Пролом».

О-во «Пролом» является организацией , постановленной на крепкой русской  самостоятельной, неполитической платформе. Оно поддерживает мнение тех, которые всецело защищают интересы русскости без компромисса. Оно не ставит себе целью разъединять русские силы, а наоборот, оно является подкреплением национального духа не только в Праге среди крапаторусского студенчества, но и на Родине – Карпатской Руси. Каждый «проломец» может быть только бодрым националистом, и в нём никто не может сомневаться, что он не русский телом и душой. Прогрессивное движение морально обязывает каждого «проломца» поддерживать под Карпатами только русский дух. Каждый «проломец» должен содействовать только в той патриотической работе, которой Карпатская Русь очистилась бы от чужих и ненужных ей элементов. «Проломцы» сложили присягу верности карпаторусскому простонародию, и пойдут совместно только в защиту его интересов.

О-во «Пролом» является той организацией, которая должна принять живое участие в возрождении карпаторусского населения. Прогрессивная карпаторусская молодёжь, где бы она ни была, должна стремиться к тому. Чтобы она могла являться действительными членами о-ва «Пролом».

Справочная информация о людях на фото:

Степан Анталовский (1907-1992) – врачи и карпато-русский общественник

Иван Шлепецкий (1907-1976) – уроженец Словакии, выпускник ужгородской русской гимназии, дядя Андрея Шлепецкого, чехословацкого филолога карпато-русских взглядов. И. Шлепецкий помогал антифашистскому подполью, до самой смерти занимал активную общественную позицию в карпато-русском деле. Похоронен на православном участке Ольшанского кладбища.

Степан Добош (1912-1978) – основатель и первый ректор Ужгородского университета. В годы обучения многие из его преподавателей были российскими белоэмигрантами и местными угрорусскими патриотами. В 1937 г. окончил философский факультет Карлова университета (Прага). Некоторое время работал в Береговской гимназии, где большинство преподавателей стояли на украинофильских позициях. Позже преподавал в Сваляве.

Был под подозрением у венгерских властей. В 1944 – партизанский связной. Сразу после освобождения Мукачево от венгерских оккупантов был избран горожанами в органы местной власти.  С 1945 г. регулярно вызывался на допросы в «СМЕРШ», что побудил С. Добоша уехать в Чехословакию, где он преподавал в Кошицах, Прешове, Братиславе и др. городах. Написал монографии о жизни и творчестве угрорусских писателей-патриотов Адольфа Добрянского и Юлия Ставровского-Попрадова.

Иван Ковач (1912-2002) – выпускник русской Мукачевской гимназии, обучение продолжал в Польше, Чехословакии и Венгрии.  Был одним из руководителей «Союза русской молодёжи карпатской Руси». Насильно был призван в венгерскую армию, где был арестован и обвинён в пособничестве дезертирам. В дальнейшем – переводчик в штабе 2-го Украинского фронта, уполномоченный венгерского Красного креста по делам бывших узников нацистских лагерей при международной миссии Красного креста в Праге.

Был арестован чехословацкими спецслужбами, и выдан СССР, где его приговорили к 10 годам лагерей. В 1956 г. освободился, вернулся в Чехословакию, и снова попал под арест (на 1 год).

И. Ковача на протяжении  25 лет избирали председателем «Русского клуба». Преподавал русский язык в Кошице, до последних дней выступая против украинизации Закарпатья.

Иван Керча (1914-1951) – выпускник русской реальной гимназии в Мукачево и философского фак-та Карлова университета в Праге. Председатель Общества карпаторусских студентов «Возрождение» (1935—1936), заместитель председателя Общества карпаторусских православных студентов «Пролом» (1936—1938), секретарь «Центрального Союза Подкарпаторусских студентов» (1937—1938), замредактора журнала «Наши стремления» (1933—1935), член правления «Русской Национально-Автономной Партии» (1935—1937). В годы Великой Отечественной войны оказывал содействие советским партизанам. Скончался при загадочных обстоятельствах.

Материалы подготовлены Владиславом Гулевичем