Notice: Undefined index: componentType in /home/z/zapadrussu/public_html/templates/zr_11_09_17_ltf/component.php on line 12
Белоруссия и Литва. Исторические судьбы Северо-Западного края.

Белоруссия и Литва. Исторические судьбы Северо-Западного края.

«Белоруссия и Литва» завершает цикл из трех книг об истории Западной Руси, созданный издателем П.Н. Батюшковым по указанию Александра III. 

Эти книги были адресованы, по замыслу государства, в первую очередь самим жителям северо- и юго-западных окраин страны — исконно русских земель, которые в ходе исторических процессов были отторгнуты от России и оказались под властью Польши и Униатской церкви. 

Ко времени, когда Русский запад вновь оказался в границах Российской империи, по словам издателя «...ни в одном центральном учреждении Империи не имелось точных сведений по статистике и этнографии западных губерний России. Русская историческая литература и периодическая печать того времени верили на слово источникам польского происхождения, иногда апокрифическим, часто измышленным и всегда тенденциозным. Извращая бытовые данные и тем отрицая самобытность древних элементов Западной Руси, польская печать, а за нею и русская, в известной ее части, не признавали неоспоримых народных прав России на западные ее окраины». 

Интерес к изучению Западной Руси у российского столичного общества пробудился во второй половине 19 века после работ историка Михаила Кояловича, а также после польского мятежа 1863 года, в ходе которого открылось, что Западная Русь вовсе не польский край, а там проживает угнетаемый польскими помещиками русский народ – молчаливый, но верный Православию и Русскому Царю. И тогда в рамках предпринятой Министерством внутренних дел программы исторических исследований ученые объездили все уголки Западного края. Они находили и документировали руины древних православных храмов, по крупицам собирали документы, свидетельствующие «...о былом процветании русских народных начал в Западном крае при удельных русских и литовских князьях, о деятельности знаменитых православных братств и поборников русской культуры» 

Книга заключает в себе исторический очерк «стран, разнородных по племени и языку, но сходных между собой по верованиям, обычаям и одинаковому тяготению к великому отечеству нашему» 

В этом цикле читайте также: 
Петров Николай Иванович.Холмская Русь. Исторические судьбы русского Забужья. СПб., 1887 
Петров Николай Иванович. Волынь. Исторические судьбы Юго-Западного края. СПб., 1888

Можно сказать, что этот цикл, охватывающий период до 1865 года, на сегодня является наиболее полным и фундаментальным из достоверных источников по истории Западной Руси, выходивших до революции. В дальнейшем, вплоть до наших дней, история Западной Руси – Украины и Белоруссии   была разделена на «национальные квартиры» и многократно искажалась, как коммунистами, так и националистами, в соответствии с их политическими интересами.

Книгу «Белоруссия и Литва. Исторические судьбы Северо-Западного края» мы размещаем в файле PDF, а также приводим в текстовом формате предисловие издателя и введение. Также для более удобной ориентации размещаем подробное оглавление книги.

 



 

 

Окрыть книгу в формате PDF

БѢЛОРУССІЯ И ЛИТВА

ИСТОРИЧЕСКІЯ СУДЬБЫ

СѢВЕРО-ЗАПАДНАГО КРАЯ.

 

съ ВЫСОЧАЙШАГО соизволенія

ИЗДАНО ПРИ МИНИСТЕРСТВѢ ВНУТРЕННИХЪ ДѢЛЪ

П. Н. Батюшковымъ.

 

Съ одной хромолитографіей, 99 гравюрами и картой.


С.-ПЕТЕРБУРГЪ.

Типографія Товарищества „Общественная Польза", Болып. Подьяческая, 6, 39.

1890.

 

 


 

ОТ ИЗДАТЕЛЯ.

 С выходом в свет настоящей книги, в министерстве внутренних дел заканчивается труд, возложенный Высочайшею волею на издателя в отношении составления исторических очерков, касающихся судеб наших северо- и юго-западных окраин, за исключением Подолии и Бессарабии, ожидающих еще своего описания.

На основании данных, которые вошли в прежние издания министерства, и по новейшим изысканиям составлен ныне очерк исторических судеб Белоруссии и Литвы и описание русских древностей этого края, — по такой же программе, какая была положена в основание изданных в 1887—1888 гг. книг: „Холмская Русь" и „Волынь". Но прежде, чем говорить о вновь вышедшей книге, издатель считает нужным и своевременным предпослать несколько слов для объяснения причин, побудивших министерство внутренних дел обратить внимание на историю западных окраин и приступить к исследованию и изданию их древностей.

В конце 50-х годов ни в одном центральном учреждении Империи не имелось точных сведений по статистике и этнографии западных губерний России. Русская историческая литература и периодическая печать того времени верили на слово источникам польского происхождения, иногда апокрифическим, часто измышленным и всегда тенденциозным. Извращая бытовые данные и тем отрицая самобытность древних элементов западной Руси, польская печать, а за нею и русская, в известной ее части, не признавали неоспоримых народных прав России на западные ее окраины. Этот взгляд до того был распространен и усвоен у нас, что даже многие находившиеся на службе по разным ведомствам лица подчинялись бессознательно влиянию польских идей, действуя в районе возложенных на них обязанностей, во вред государственным интересам.

В это тяжелое для русского чувства время, служившее предвестником возгоревшегося затем польского мятежа, в Бозе почившему Государю Императору Александру II благоугодно было обратить внимание на прискорбное состояние православных церквей в имениях польских помещиков и высочайше повелеть безотлагательно приступить к их поддержке и возобновлению, на суммы государственного казначейства, отстранив при этом помещиков-иноверцев от всякого участия.

Для осуществления такой Монаршей воли, вверенной к исполнению, пишущему эти строки, было предпринято предварительное обозрение церковных построек и точное определение числа прихожан по каждому приходу отдельно.

С этою целью, министерство внутренних дел, в котором было сосредоточено производство этого рода дел, командировало, по сношению с военным министром, в каждую из губерний Западного края, по одному штаб-офицеру генерального штаба и поручило им собрать и доставить верные и подробные сведения о народонаселении по вероисповеданиям. По получении собранных на месте данных, министерство поручило их разработку полковнику Риттиху, который, проверив полученный статистический материал по сведениям канцелярии обер-прокурора Св. Синода, департамента духовных дел иностранных исповеданий и центрального статистического комитета, приступил к составлению специального „Атласа населения девяти губерний Западного края по вероисповеданиям и национальностям". Атлас этот, с объяснительным текстом на русском и французском языках, был издан в 1863 году, в самый разгар польского мятежа.

Здесь не место распространяться о значении этого издания; не можем, однако, умолчать, что по общему выводу племенной градации, по картам и таблицам атласа оказалось между прочим, что на все население Западного края. приходится менее 9% поляков и что, за исключением Ковенской губернии и некоторых местностей Виленской и Гродненской, господствующая в населении вера — православие.

Атлас был повергнут министром внутренних дел на Высочайшее воззрение Государя Императора, а затем издателем был представлен государственному канцлеру, князю А. М. Горчакову, до опубликования еще им знаменитых нот по польскому вопросу.

При исполнении командированными министерством лицами поручения касательно собирания сведений о приходах, один из них, полковник Эртель, донес, что при объездах вверенного ему района он встречал на пути своего следования по Волыни развалины православных храмов, из которых многие принадлежат глубокой древности и указывают на былое процветание русских народных начал в Западном крае, во времена св. Владимира равноапостольного, удельных русских и литовских князей, на деятельность знаменитых церковных братств и ревнителей и поборников исконной в крае православной веры,— князей Острожских, Сапег, Сангушков, Ходкевичей, Четвертинских и мн. др., совращенных впоследствии в латинство. Развалины этих храмов, вмещавших в себе усыпальницы удельных князей, строителей братств и местных владык, находились в самом жалком виде и разрушались не столько от действия времени, сколько от святотатственной руки пришлого люда, враждебного православию и народности русской. Остатки этих русских святынь стояли одиноко, без всякого за ними надзора со стороны местной администрации и беспрепятственно расхищались на хозяйственные постройки жителями близлежащих городов и местечек.

По распоряжению министерства, были сняты фотографии с этих немых, но красноречивых свидетелей великих бедствий далёкого прошлого, к которым равнодушно относились те, кому следовало бы чтить и оберегать эти святыни. О присланных фотографий воспроизведены были акварели и по ним хромолитографические рисунки, которые составили целую серию изображений русских древностей и исторических местностей, свидетельствующих о русской жизни в этом крае. Такие изображения были изданы под названием „Памятников русской старины в западных губерниях (в числе 8-ми выпусков), с приложением текста, состоящего из исторических очерков, составленных по народным преданиям и документам местных книгохранилищ и монастырских архивов, из описания зданий русского древнего зодчества и старинной церковной утвари, из палеографических и старопечатных снимков на местном русском языке; из жизнеописаний лиц, оставивших по себе историческое имя на западном рубеже России, с портретами важнейших из них, уцелевшими в православных монастырях западных епархий и униатских в Галиции, равно у частных лиц, от общего истребления в крае поляками и папистами , всего того, что напоминало ненавистную им Россию.

Исследование русских древностей коснулось и древнего Русского Забужья, той многострадальной Холмской Руси, которая до последнего времени слыла страною польскою и ныне входит в состав Варшавского генерал-губернаторства. Здесь каждый приход говорил о славном прошлом, напоминая время княжения благоверных галицких князей, носивших высоко русское знамя, и память о которых жива в народе до ныне.

Но роскошное издание „Памятники русской старины в западных губерниях не могло сделаться общедоступным, а потому, с Высочайшего соизволения, министерство приступило к другому, более дешевому изданию, предназначенному преимущественно для руководства учителям народных школ и вообще для широкого распространения на западе России.

В то же время было издано министерством, в числе 10 т. экземпляров, хромолитографическое изображение Холмской иконы Божией Матери, чтимой не только в Забужье, но и в других краях, населенных русским племенем. По народному преданию, она писана рукою св. евангелиста Луки и принесена в Холм св. равноапостольным князем Владимиром. С Высочайшего соизволения издание было предоставлено Холмскому православному Свято-Вогородицвому братству, имеющему счастье состоять под Высочайшим покровительством Его Величества.

В 1887—1889 гг., как сказано выше, появилось издание двух популярных книг —„Холмская Русь" и „Волынь", и по одинаковой с ними программе издана ныне книга „Белоруссия и Литва".

Книга эта состоит из двух отделов.

Первый заключает в себе исторический очерк обеих смежных стран, — разнородных по племени и языку, но сходных между собою по верованиям, обычаям и одинаковому тяготению к великому отечеству нашему — России. С ХІV в. они слились в одно государство — Литовско-Русское, которое во второй половине ХVІ в. было поглощено Польшей и оставалось во власти ее до окончательного воссоединения с Империей в 1772—1795 годов. Этот очерк принадлежит талантливому перу профессора Киевской духовной академии Н.И. Петрова, при сотрудничестве профессора той же академии И. И. Малышевскаго.

Профессор Петров, по просьбе издателя, посетил многие города, монастыри и храмы Северо-Западного края, и внес ныне не маловажный вклад в историческую науку, представив в живом и сжатом рассказе, на основании документальных данных и личных исследований и наблюдений, бытописание исследованной им страны. Его сотрудник по историческому очерку Белоруссии и Литвы, И. И. Малышевский, составил, кроме того, некоторые из помещенных в книге монографий, а именно: „Богдан-Феодор Вильгельмович Стеткевич-Заверский", „Иасон Юнбша Смогоржевский" и „Развалины Новогрудского замка".

Остальные монографии, составляющие второй отдел книги, — почтенный труд М.И. Городецкого, который вместе с тем заведовал редакционною частью издания и наблюдал за печатанием книги и воспроизведением помещенных в ней иллюстраций.

Рисунки, гравюры и карта Белоруссии и Литвы воспроизведены в Петербурге лучшими художниками; хромолитография— Дитадлером и Паттинотом, гравюры на дереве—ксилографами художником В.В. Матэ, А.И. Зубчаниновым, К. П. Вейерманом и К. Рихтером; фотоцинкографии — Корн-фельдом и Полем; карта — картографическим заведением A.    А. Ильина. Книга напечатана в типографии товарищества „Общественная Польза", под наблюдением директора товарищества В. И. Вишнякова.

Издатель считает нравственною своею обязанностью и сердечным долгом принести глубокую признательность за обязательное содействие, оказанное всем означенным изданиям: высокопреосвященным митрополитам киевскому и галицкому Платону и московскому и коломенскому Иоанникию; архиепископам: холмско-варшавскому, члену Св. Синода Леоптию, литовскому и виленскому— Алексию, бывшему волынскому и житомирскому Палладию, бывшему холмскому викарию, ныне епископу волынскому и житомирскому Модесту, минскому и Туровскому Варлааму и полоцкому и витебскому Маркеллу; архимандритам: наместнику Почаевской лавры Модесту; хранителю Патриаршей ризницы Владимиру; ректору Литовской духовной семинарии Иосифу; протоиерею Виленского Пречистенского Митронолитального собора И. А. Котовичу; Церковноархеологическому обществу при Киевской духовной академии; директору главного архива министерства иностранных дел, барону Ѳ. А. Бюлеру; директору Императорской публичной библиотеки, академику А. Ѳ. Бычкову; сенатору Д. А. Ровинскому, герольдмейстеру Е. Е.Рейтерну; Гг. начальникам губерний: Минской князю Н. Н. Трубецкому, Могилевской — А. С. Дембовецкому, Волынской (ныне Курской) —B.    В. фон-Валю, Витебской — князю В. М. Долгорукову; попечителю Виленского учебного округа Н. А. Сергиевскому и заведующему Общим Архивом министерства Императорского Двора Г. В. Есипову. Равным образом издатель приносит свою благодарность консерватору Виленской публичной библиотеки Ф. И. Добрянскому, составителю сборника „Витебская Старина" А. П. Сапунову, директору Полоцкой учительской семинарии Е. И. Смирнову, редактору Витебских губернских ведомостей В. С. Сафонову и художнику В. В: Грязнову за доставление некоторых научных и художественных материалов для настоящего издания.    

В заключение издатель считает нужным приложить к настоящему выпуску, в алфавитном порядке, общий список сотрудников, внесших свой научный или художественный вклад в те его издания, которые появились под приведенными выше заглавиями.

Декабрь, 1889 г.

 

АЛФАВИТНЫЙ СПИСОК

лиц, участвовавших в изданиях: а) «Атлас. народонаселения Западно-Русского края по исповеданиям»; б) «Памятники русской старины в западных губерниях» (8 выпусков); в) «Холмская Русь»; г) «Волынь» и д) «Белоруссия и Литва».

1)    Акимов, штаб-офицер генерального штаба.
2)    Баранович, штаб-офицер генерального штаба.
3)    Б е г р о в , А., художник.
4)    Будилович, А. С., Холмский священник.
5)    Васильевский, В. Г., профессор Петербургского университета.
6)    Вашкевич, В. В., действительный статский советник
7)    В е й е р м а н , К. П., ксилограф.
8)    Висковатов, штаб-офицер генерального штаба.
9)    Вишняков, В. И., директор товарищества «Общественная Польза».
10)    Ген. штаб-офицер генерального штаба.
11)    Г и л ь т е и б р, а н д т, П. А., член Археографической комиссии.
12)    Головацкий, Я. Ѳ., председатель Виленск. Археографическ. комиссии.
13)    Г о р о д е ц к и й, М. И., действительный статский советник.
14)    Г о ш о в с к и й, I., протоиерей Холмского кафедрального собора.
15)    Грязнов, В. В., художник.
16)    Д е л и в р о н, штаб-офицер генерального штаба.
17)    Демьянович, А., протоиерей Холмского кафедрального собора.
18)    Елеонский.
19)    Заусцинский, К. Ю., доцент Варшавского университета.
20)    Зеленский, штаб-офицер генерального штаба.
21)    3 у б ч, а н и н о в, А. И., ксилограф.
22)    Иловайский, Д. И., профессор Московского университета.
23)    Ильин, А А., генерал-лейтенант, картограф.
24)    Корнфельд, цинкограф.
25)    Коялович, М. О., профессор С.-Петербургской духовной академии.
26)    Крохин, А. Д., художник.
27)    Кудрявцев, художник.
28)    Кулин, В.П., директор Высших женских курсов в Петербурге.
29)    Л е в и ц к и й, О И., преподаватель в Киевских учебных заведениях
30)    Лонгинов, А В., председатель Люблинского окружного суда.
31)    Малышевски И.И, профессор Киевской духовной академии.
32)    Матэ, В. В., художник-гравер.
33)    Модест, архиепископ нижегородский.
34)    Павлов, А. С., профессор Московского университета.
35)    Патти нот, литограф.
36)    П а е в с к и й, Лев, священник Виленской епархии.
37)    Петров, Н. И., профессор Киевской духовной академии.
38)    Поль, цинкограф.
39)    Риттих, А. Ф., штаб-офицер генерального штаба.
40)    С и д о р с к и й, I. С., помощник попечителя Варшавского учебного округа.
41)    Солнцев, профессор Академии художеств.
42)    С т а н в е в и ч, А., служащий в архиве М. И. Д в Москве.
43)    С т ра ш к е в и ч, Н. И., протоиерей Холмского кафедрального собора.
44)    Т р а ч , Т., священник Холмско-Варшавской епархии.
45)    Трутнев, И. II. художник, академик.
46)    Хрусцевич, Г. К., преподаватель Холмского духовного училища.
47)    Ч е м Гд а н о в , Д. И., художник
48)     Й о л к о в и ч, С. В., член Виленской археографической комиссии
49)    Ш т, а д л е р, литограф.
50)    Э р т е л ь, штаб-офицер генерального штаба.

 




 

Введение.

Местоположение Белоруссии и Литвы их соседство, близость между собою и общие исторические судьбы; периоды развитии исторической жизни и характеристика этих периодов.

В настоящее время под Белоруссией в тесном смысле известны две нынешние губернии Могилевская и Витебская, за исключением трех уездов последней Динабургского, Люцинского и Режицкого. Но белоруссы живут также в губерниях Минской и Гродненской, за исключением южных уездов их, занятых малороссами, в большей части Виленской губернии, за исключением северо-западного угла ее, и в Смоленской губернии.

Литовское племя ныне населяет почти всю Ковенскую губернию, северо-западную часть Виленской, большую часть Сувалкской губернии п некоторые местности Гродненской губернии2).

Таким образом, белоруссы и литвины в настоящее время населяют почти весь Северо-Западный край России, в иных случаях переступая за его пределы, а в других—не достигая их. Поэтому история Белоруссии и Литвы может быть отождествлена с историей Северо-Западного края России. По крайней мере, здесь, в пределах этого края, завязывались почти все главнейшие исторические нити обоих соседних племен, белорусского и литовского, определившие их взаимные отношения между собою.

Из всех народов европейской семьи славяне и литовцы находились в ближайшем между собою родстве по языку, вере и обычаям. У литовцев было то же поклонение верховному богу громовнику Перуну, который по-литовски произносился Перкунас. Это было божество огня. Солнце, как источник света и тепла, чтилось под именем Сотвароса, соответствующего славянскому Сварогу. Литовский бои света или мудрости Корос прямо напоминает славянского бога Хорса, также выражающего свет. В числе литовских божеств встречаются славянские Лель и Ладо, означавшие также солнечного или светлого бога. Земное или собственно подземное царство принадлежало Поклусу, который соответствовал славянскому Пекло). Литовские праздники довольно похожи на древние славянские. Весенний праздник Сутинкау праздновался в первых днях апреля или в конце марта, т. е. в начале первого литовского месяца. Праздновалась встреча весны. Девицы с первыми лучами солнца выбегали на улицу, пробегали с песнями и хлопаньем в ладоши до конца деревни и таким же порядком возвращались назад и заходили в дома, в которых молодые люди устраивали им пиршество. Праздник Расса, т. е. росы, был совершенно похож на древнерусский праздник Купалы. Были также праздники начала и конца жатвы, праздник дедов осенью в память умерших, наконец праздник Коляды, совершенно сходный с древнерусским праздником Коляды4). Обыденные народные обычаи, поверья и обряды частной домашней жизни, доселе сохраняющиеся в Литве и на Руси, во многих случаях так сходны между собою или даже одинаковы, что литовцы и русские являются как бы одним народом, или же родными, не смотря даже на то, что Литве и Жмуди теперь много навязано поляками чужого и враждебного Руси, во время их владычества над здешним краем).

Ее первоначальному, исконному родству славян с литовцами присоединились близкое соседство и исторические связи литвинов с нынешними белоруссами. Литва и Русь, поселившись рядом одна возле другой, вступили в тесные связи между собою, которые повели оба племени к взаимному влиянию друг на друга в языке, вере, просвещении и промышленности и к совместной самозащите от внешних врагов, при чем преобладающее значение долгое время оставалось на стороне русского племени.

В общих чертах, исторические отношения между Литвой и Русью можно представить в следующем виде. Сначала юго-западные и западные русские племена, сильные своим единением с остальными частями Руси, постепенно берут верх над литовскими племенами, проникают в их пределы, поселяются между ними и мало-помалу подчиняют их своей власти и гражданственности. Но с конца XII и особенно в XIII веке литовские племена, теснимые с севера и северо-запада пришлыми немецкими орденами Ливонским и Тевтонским, с юга поляками и юго-востока русскими славянами, начинают сплачиваться в одно государство и подчинять своей власти соседние славяно-русские племена, ослабленные к тому времени разделением русского государства на уделы и татарским нашествием на Русь. Таким образом, к началу XIV века в пределах нынешнего Северо-Западного края России образовалось из литовских и русских племен могущественное Литовско-Русское государство, в котором однако же русский язык и русская гражданственность получали все более и более видное значение. Но окончательному, естественному слиянию литовских н славяно-русских племен в один народ помешал противоестественный союз русевшей и склонявшейся к православию Литвы с католической Польшей, вызванный главным образом угрожавшею обоим государствам опасностью от немцев и возобновлявшийся несколько раз. В первый раз соединение Литовско-Русского государства с Польшей провозглашено было в 1386 году, а закончилось полным, насильственным слиянием Литовско-Русского государства с Польшей в 1569 году. В этом промежуток времени польская гражданственность и польское католичество проникают не только в Литву, по и в русские ее области, и производят внутренний разлад между важнейшими составными частями населения Литовско-Русского государства. Русское население его обнаруживает естественное тяготение к единоплеменному и единоверному государству Московскому, которое начинает теперь вмешиваться в дела Литвы и Польши и пытается отторгать от. Литвы русские ее области. В виду обнаружившейся глубокой розни в самом составе населения и угрожавшей опасности от Московского государства,—польско-литовские государи, вельможи, шляхта и польско-католическое духовенство пытаются, с конца XVI столетия, превратить православное население Литовского государства, в польско-католическое, чтобы искусственно создать из разнородных составных частей один народ с одною верою; но все меры к тому, отличавшиеся насильственным характером, привели к совершенно противоположным последствиям. Оскорбляемое и насилуемое в самых высших духовных потребностях и стремлениях своих, православное население Польско-Литовского государства сильнее прежнего стало склоняться своим сочувствием к единоверному Московскому государству и затем к Российской империи, которая наконец в 1772 и 1793 годах окончательно присоединила к себе русско-литовские области Польско-Литовского государства. С того времени Северо-Западный край остается под владычеством России, постепенно очищаясь от позднейших исторических наслоений, наложенных на него польско-католическим ярмом.

Сообразно с главнейшими течениями жизни Белоруссии и Литвы, историю их можно разделить на следующие периоды: 1) первый период преобладания западно-русских племен над Литвой, приблизительно до нашествия татар на Россию, в первой половине XIII века; 2) второй  период—развития и усиления Литовско-Русского государства и подчинения ему западно-русских областей, до конца XIV века или до первого соединения Литвы с Польшей в 1386 году; 3) третий период постепенного усиления влияния Польши и католичества на Литовско-Русское государство до окончательного соединения Литвы с Польшей в 1569 году; 4) четвертый период преобладания полонизма и католичества с унией в Литовско-Русском государстве с 1569 года до первого разделения Польско-Литовского государства между соседними державами в 1772 году; 5) пятый период восстановления русского господства в крае со времени воссоединения его с Россией в 1772 году и до настоящего времени. В первые два периода русская народность, сначала господствующая, а потом подчиненная Литве, постепенно возрастает и развивается в пределах северо-западной Руси; во втором и третьем она подавляется насильственным воздействием и влиянием на нее польской гражданственности и католичества й ищет опоры и защиты для себя у Московского государства; в пятом, последнем периоде она переходит, вместе с остатками литовского племени, под власть России и получает все условия и способы к освобождению себя от чуждых давлений и влияний и к самостоятельному развитию.

 


 

ОГЛАВЛЕНИЕ.

От издателя.........   XV

Алфавитный список сотрудников.........ХХПІ

Введение.
Местоположение Белоруссии и Литвы, их соседство, близость между собою и общие исторические судьбы; периоды развития исторической жизни и характеристика этих периодов.

ГЛАВА ПЕРВАЯ. Северо-западная Русь под властью русских князей.

Население страны. —Кривичи с частью северян и радимичей; дреговичи с древлянами, пределы их расселения и города. — Соединение русских племен под властью князей; подчинение полочан, древлян, -северян, радимичей и дреговичей Русскому государству.—Восстание древлян и усмирение их; стремление Полоцкой земли с Туровской к независимости и покорение их Владимиром.—Поход Владимира на ятвягов, крещение им Руси и раздача уделов.—Уделы Полоцкий, Туровский и Древлянский; епископства и первые храмы и монастыри в Полоцкой и Туровской областях; устав св. Владимира.—Ярослав I: утверждение единодержавия; походы на чудь, ятвягов и литву; внутреннее устройство земли и христианское просвещение; храмы при Ярославе и памятники письменности. — Разделение Руси на уделы после Ярослава и порядок престолонаследия. — Изяславичи полоцкие и Ярославичи киевские и борьба их между собою; изгнание в Грецию и возвращение оттуда; построение храмов и монастырей, полоцкие епископы, преп. Евфросиния и святыни полоцкие; раздробление Полоцкой земли на уделы и упадок ее.—Ярославичи киевские в северо-западной Руси.—Турово-Пинское княжество под властью великих князей киевских, туровские епископы, монастыри и храмы; обособление княжества, раздробление его на уделы.—Княжество Городенское и Берестовская земля.—Вывод из предыдущего....... 6

ГЛАВА ВТОРАЯ. Литва, образование Литовско-Русского государства и развитие его до первого соединения с Польшей в 1386 году.

Литовское племя, первоначальное расселение его ветвей, соседство с русскими и поляками, и историческая связь с ними и зависимость от них. —Причины и начатки образования и усиления Литовско-Русского государства. — Миндовг, как основатель государственного единства Литвы; внутренние восстания; отношения к Галицко-волынским князьям, Ливонскому ордену и Жмуди. —Смерть Миндовга от заговорщиков и распри между ними за великокняжеский престол; Вошлелк и Шварн; неурядицы по смерти их.— Князь Тройден.— Основание Гедиминова дома: Лютувер, сыновья его Витен и Гедимин.—Покровительство Гедимина русской народности и родственные связи с домом св. Владимира; присоединение к Литве русских областей; границы государства при Гедимине; веротерпимость его, основание Вильны и обрусение ее; столкновения с Ливонским и Тевтонским орденами; смерть Гедимина.—Сыновья его и разделение государства на уделы; Ольгерд и Кейстут и вокняжениѳ Ольгерда; борьба их с крестоносцами и подвиги Кейстута.—Восточные дела Ольгерда и. отношения его к Руси: приобретение русских земель; покровительство русской народности и вере, построение православных храмов и монастырей, виленские мученики; православие детей и родственников Ольгерда; попытка его основать особую Литовскую Митрополию; кончина Ольгерда.—Общее православно-русское направление жизни в государстве; поворот Ягайла в другую сторону..........47

ГЛАВА ТРЕТЬЯ. Государственное соединение Литвы с Польшей под властью одного рода, но с особыми государями и с особым внутренним управлением.

Сыновья Ольгерда.—Ягайло—великий князь: брак его с Ядвигой; первое соединение Литвы с Польшей и последствия его.—Назначение Скиргайла великим князем литовским; соперничество с ним Витовта.—Могущество и новые замыслы Витовта; взятие Смоленска; татарские дела; договор с Польшей 1401 года; столкновения с Новгородом и Москвой; поражение рыцарей под Грюнвальдом 1410 года; возобновление соединения Литвы с Польшей в 1413 году; крещение Жмуди в католичество; отношения Витовта к православным: восстание Свидригайла и исход его; луцкий съезд государей 1429 года и смерть Витовта.—Избрание Свидригайла на великокняжеский престол; Сигизмунд Кейстутьевич; смерть Сигизмунда..............82

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. Стремление к сближению Литвы с Польшей со времени царствования Казимира IV Ягайловича и до Люблинской унии 1569 года.

Общее направление деятельности Казимира IV, Александра и Сигизмундов I и II к соединению и слиянию Литвы с Польшей.—Казимир IV; утверждение на престоле; избрание в польские короли; внешние и внутренние дела; отношение к православию.—Отпадение русско-литовских князей от Литвы.—Александр Казимирович: общий характер его деятельности; война с Иоанном III, брак с Еленой; столкновения с Иоанном IIІ; новая попытка ввести церковную унию; вступление на польский престол и возобновление союза с Польшей; успехи православной церкви в Литве.—Сигизмунд I: война о Василием ІII Глинский; двукратное возобновление войны с Москвой; перемирие; положение православной церкви; назначение сына Сигизмунда Августа литовским князем: сближение Литвы с Польшей; королева Бона.—Сигизмунд II Август: управление Литвой, издание Статута; переселение Сигизмунда-Августа в Литву, начало свободомыслия и разномыслия в вере; восшествие на польский престол; упадок католичества; состояние православной церкви; поворот к католичеству и и сближению Литвы о Польшей; ливонская война; Люблинская уния 1669 года; непрочность ее.................121

ГЛАВА ПЯТАЯ.. Полное, окончательное соединение Литвы с Польшей в 1569 году и подчинение Литвы польско-католическому влиянию.

Польское господство и влияние в Литве и противодействие ему литовско-русского населения.—Распространение католичества и введение унии при помощи иезуитов: ослабление сдерживающего влияния Москвы на Литву при Батории и Сигизмунде ІII; покровительство Батория иезуитам и мысль о церковной унии; осуществление ее при Сигизмунде III.—Главные деятели унии и поддержка ее Сигизмундом III; Ипатий Поцей; Иосиф Вельямин-Рутский, основание и распространение базилианского ордена, попытки преобразовать светский. униатский клир: униатские епископы из базилиан, Иосафат Кунцевич, действия его против православных, насильственная смерть его и гонение на православных.—Положение западно-русской православной церкви: оскудение иерархии; покровительство вельмож и дворян православию; церковные братства и их деятельность; казаки, восстановление православной иерархии, полоцкий православный архиепископ Мелетий Смотрицкий, ходатайство казаков за православную церковь перед сеймом в 1625 году и посольство в Москву с предложением подданства, усмирение казаков. — Внутреннее обновление и укрепление западнорусской православной церкви при Сигизмунде III и объединение сил православного населения. …177

ГЛАВА ШЕСТАЯ. Оживление народного русского самосознания и борьба с польско-католиками и униатами при Владиславе IV и Яне-Казимире.

Смерть Сигизмунда III ; дружные усилия православных добиться себе прав при восшествии Владислава ІУ на престол; дарование православным прав, восстановление иерархии и оживление православной церкви, особое значение киевского митрополита Петра Могилы.—Протесты католиков и униатов против дарования православной церкви прав и ограничение и нарушение этих прав.—Восстание Богдана Хмельницкого против Польши и сочувствие ему в Белоруссии; Зборовский ,    договор Хмельницкого о Яном-Казимиром; ограничение ого сеймом и недовольство этим договором; возобновление войны с поляками, поражение Хмельницкого и подданство его царю Алексею Михайловичу.—Война России с Польшей; походы царя Алексее Михайловича в Белоруссию и Литву в 1654 и 1655 годах и завоевание их; восстановление в них православия; война с Швецией, перемирие с поляками и возобновление войны с ними; утомление войною и Андрусовское перемирие 1667 года.—Земельные, духовно-нравственные и умственные приобретения России и перевес ее над Польшей………. 228

ГЛАВА СЕДЬМАЯ. Религиозные отношения и смуты в Польше с половины XVII века, влияние России и разделы Польши.

Борьба католичества и православия. —Усиление католичества и унии: размножение костелов и кляшторов, окатоличевание унии и особенно базилианского ордена, Замостьский собор 1720 года, латинские нововведения в унии, размножение базилианских монастырей. —Преследование православия: польские узаконения и правительственные постановления против православия; развитие и применение их к делу, с целью насильственного совращения православных в унию; недовольство унией совращенных в нее. Сохранение православной веры в Польше и причины его—стойкость народа и заступничество России.—Состояние православия в конце ХѴИ века.—Условия договора 1686 г. о православной вере и особое значение его с XVIII века; вмешательство России в дела Польши и ходатайство за единоверцев, восстановление и сохранение Белорусской епархии, заступничество Петра I за православных, ослабление влияния России при его преемниках и усиление при Елизавете Петровне; Георгий Конисский, Екатерина П, Слуцкая конфедерация 1767 года, сейм и договор с Россией в 1768 году в пользу православных, барская конфедерация в первый раздел Польши 1772 года, договор 1775 года, ухудшение участи православных в Польше, назначение им в . епископы Виктора Садковского, обвинение его и арест, пинская православная конгрегация, четырехлетний сейм 1788—1791 гг., второй раздел Польши, восстание Костюшки и третий раздел Польши,—Справедливость и законность воссоединения Северо-Западного края с Россией................265

ГЛАВА ВОСЬМАЯ. Внутреннее объединение Северо-Западного края с Россией.

Главные препятствия к внутреннему объединению Северо-Западного края с Россией и медленность его.— Отношение Екатерины И к Северо-Западному краю: введение русского управления, землевладения и законодательства; улучшение положения православия; католическая церковь в России и стремление униатов к православию.—Павел I: восстановление им польских прав; благосклонность к католичеству; взгляд Павла I на униатов; положение православной церкви при Павле 1.— Александр I: сближение с Чарторыйским, восстановление польского самоуправления; учебно-воспитательная система Чарторыйского; иезуитские школы; образование Наполеоном I герцогства Варшавского и участие поляков в наполеоновских войнах с Россией; восстановление Александром I царства Польского, польские общества и заговоры, увольнение Чарторыйского и охлаждение императора к полякам,—Отношение Александра I к католичеству и унии: изгнание иезуитов; освобождение униатов ив-под власти латинян; стремление некоторых униатских владык к очищению русской обрядности и борьба их белого униатского духовенства с  базилианами; окончание борьбы в пользу светского клира . . 214

ГЛАВА ДЕВЯТАЯ. Воссоединение униатов и восстановление православия и русской народности.

Николай I: новое поколение униатского духовенства и главный представитель его Иосиф Семашко, его записка о положении униатской церкви и подготовительные меры к воссоединению ее с православною; происки латино-польской и базилианской партий; польский мятеж 1831 года и правительственные меры по поводу мятежа; униатский собор 1834 года, введение православного устройства в униатские церкви, подписки униатских священников о присоединении к православию, тревога латинян и волнения; общее воссоединение униатов с православною церковью в 1839 году; народное и государственное значение этого события, введение русского законодательства, инвентари, обеспечение духовенства, постройка и починка церквей, противодействие со стороны латино-польской партии и новые политические замыслы поляков.—Александр И: мысль об освобождении крестьян и^ меры примирения с поляками; церковно-строительное дело с 1858 г.; польский мятеж и надежды поляков на иностранное вмешательство; усмирение мятежа и деятельность М. Н. Муравьева к умирению и благоустроению края; принятие католиками православия; преемники Муравьева; новое примирительное отношение к полякам.—Численность народонаселения Северо-Западного края.

Заключение.......,............

Примечания.................. 1

Объяснения к рисункам.............39

Указатель личных имен, упоминаемых в тексте.    .167

 

РИСУНКИ И ГРАВЮРЫ.

А. Священные изображения.

1.    Крест преподобной Евфросинии 1161 года (хромолитография на отдельном листе) …. 24
2.    Крест, которым преподобный Сергий благословил князя Димитрия Донского на борьбу с Мамаем ….    .119
3.    Корсунская или Ефесская икона Божией Матери    ....    31
4.    Минская икона Божией Матери.........31
5.    Жировицкая икона Божией Матери ........31
6.    Виленская икона Одигитрии (Путеводительницы).    95
7.    Виленская Остревратская или Остробрамская икона Божией Матери................145
8.    Сугирасльская икона Божией Матери........173
9.    Коложская икона Божией Матери.........173
10.    Сурдегская икона Божией Матери.........173
11.    Рака преподобной Евфросинии в Киево-Печерской лавре    .    27
12.    Рака и пещерная церковь Виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия, в Виленском монастыре Св. Духа. 77
13.    Св. Димитрий, митрополит ростовский и ярославский. 267
14.    Икона преподобномученика Афанасия (Филипповича), игумена брестского...............241

Б. Портреты и изображения исторических лиц.

15.    Великий князь литовский Ольгерд (Александр) Гедиминович    55
16.    Великий князь литовский Свидригайло Ольгердович.    .115
17.    Гетман литовский Григорий Александрович Ходкевич.    187
18.    Литовский православный митрополит Иосиф Солтан.    .191
19.    Московский царь Иоанн IV Васильевич Грозный ....    207
30.    Униатский митрополит Иосиф Вельямин-Рутский.    209
21.    Слуцкий князь Юрий Юрьевич Олелькович…213
22.    Богдан Феодор Вильгельмович Стеткевич-Заверский.    221
23.    Полоцкий архиепископ Мелетий Смотрицкий......229
24.    Богдан Хмельницкий............245
25.    Иеромонах Игнатий Оксенович-Старушич….249
26.    Московский царь Алексей Михайлович.......253
27.    Симеон Емельянович Петровский-Ситнянович (Полоцкий).    257
28.    Униатский митрополит Лев Кишка........261
29.    Император Петр I Алексеевич.........273
30.    Полоцкий униатский архиепископ, впоследствии митрополит Флориан Гребницкий............277
31.    Императрица Елизавета Петровна........283
32.    Литовский генерал-губернатор, генерал-фельдмаршал, князь Николай Васильевич Репнин.......295
33.    Белорусский генерал-губернатор, генерал-фельдмаршал, граф Захарий Григорьевич Чернышев......301
34.    Архиепископ минский (впослед. черниговский) Виктор Садковский................305
35.    Митрополит всех римско-католических церквей в России Станислав Богуш-Сестренцевич.......311
36.    Полоцкий униатский архиепископ, впоследствии митрополит, Иасон Юнеша-Смогоржевский.........317
37.    Униатский митрополит Иосафат Булгак......321
38.    Министр народного просвещения и президент Российской академии, Александр Семенович Шишков…327
39—44. Деятели воссоединения западнорусских униатов с православною церковью: литовский митрополит Иосиф С е м а ш к о; минский архиепископ Антоний Зубко; брестский епископ Игнатий Железовский; полоцкий архиепископ, член св. синода, Василий Лужинский; минский архиепископ Михаил Голубович; протопресвитер Виленского кафедрального собора Антоний Тупальский. 333
45.    Император Николай I Павлович........337
46.    Митрополит киевский и галицкий Платон......341
47.    Виленский генерал-губернатор, генерал-от-инфантерии, граф Михаил Николаевич Муравьев …365

В. Виды местностей и зданий.

48.    Развалины Тройскаго замка..........9
40. Церковь Полоцкого Спасо-Евфросиниевского женского монастыря................20
50—52. Развалины Коложской Борисоглебской церкви:
                       с северо-восточной стороны........40
                       со стороны Немана...........41
                       внутренняя часть с юго-западной стороны .    .    .    . 45
53 и 54. Виленская церковь в честь перенесения мощей св. Николая чудотворца (до 1864 года и в настоящее время). 51
55.    Развалины литовского замка в г. Вовне......59
56..    Благовещенская церковь в г. Витебске......65
57—59. Церковь св. Параскевы в Вильне (Пятницкая): 1, в 1807 году; 2, в настоящее время; 3, до 1865 года…. 71
60.    Развалины дворца и замка великих князей литовских в Вильне................85
61.    Свято-Троицкий монастырь в Вильне. ..:.... 89 62—65. Виленский Успенский собор, называемый Пречистенским и Митрополитальным: 1, в 1601 году; 2, до 1810 года; 3, в 1864 году и 4, в настоящее время.    100 и 101
66.    Развалины Лидского замка...........125
67.    Маломожейковская церковь, Лидского уезда, Виленской губернии ................129
68.    Сынковичская церковь, Слонимского уезда, Гродненской губернии................135
69.    Древняя церковь ев. Николая в Бресте-Литовском, Гродненской губернии (заглавный лист визитационной книги XVIII века) ...............141
70.    Развалины Новогрудского замка (Минской    губернии).    149
71.    Ильинская церковь в г. Витебске........153
72.    Жировицкий мужской Успенский монастырь Слонимского уезда, Минской губернии..........157
73—76. Супрасльский Благовещенский монастырь, Белостокского уезда, Гродненской губернии:
                   церковь Супрасльскаго монастыря.......165
                  фресковое изображение Спасителя........168
                  две фрески с изображениями св. Антония и Улиты. 169
77.    Сурдегский Свято - Духовский монастырь, Вилькомирского уезда, Ковенской губернии..........183
78.    Виленский Свято-Духовский монастырь.......225
79.    Древняя церковь Кутеинского мужского монастыря в г. Орше, Могилевской губернии.     233
80.    Витебский Марков Свято-Троицкий монастырь.    237
81 и 82. Виленская публичная библиотека:
                      читальный зал............353
                     музей древностей. ........359
83.    Александровская часовня в г. Вильне на Георгиевской площади ................371
84.    Георгиевская часовня на Виленском кладбище    ....    371

Г. Разные изображения.

85.    Туровское рукописное евангелие XI века......11
86.    Двинские камни князя Бориса Всеславича......15
87.    Камень князя Василия (Рогвольда) Борисовича, в Могилевской губернии..............35
88.    Мстижское рукописное евангелие XIV вера......107
89.    Оршанское рукописное евангелие XIV века......111
90.    Западнорусская рукописная четьи 1489 года…161
91.    Супрасльский помянник или синодик. Рукопись 1631 года. 179
92.    Виленское издание апостольских посланий 1,525 года. Выходной лист....... 195
93.    Виленское евангелие 1575 года. Изображение евангелиста. 200
94.    Виленское евангелие 1575 года. Первая глава евангелия от Иоанна     201
95.    Литовский Статут..... 203
96.    Гробница Софии Юрьевны Олельковны, по мужу Радивил, нетленно почивающей в Слуцком Троицком монастыре. 217
97.    Письмо св. Дмитрия, митрополита ростовского и ярославского, к М. Г. Грохольскому…. 269
98.  Современное аллегорическое изображение раздела Польши. 289 99 и 100. Медаль в память воссоединения западнорусских униатов с православною церковью…. 344 и 345 Двадцать заставок и инициалов из древних рукописей и первопечати на стр. 1, 6, 47, 82, 121, 177, 228, 265, 314, 351.