ЗАПАДНАЯ РУСЬ

Рубеж Святой Руси в прошлом, настоящем и будущем

Волынь. Исторические судьбы Юго-Западного края. - Н.И.Петров (издатель П.Н.Батюшков)

Петров Николай Иванович (1840-1921) - профессор всеобщей литературы Киевской духовной академии, автор множества работ по истории русской и украинской литератур, обзоров собраний рукописей и церковных древностей «Волынь. Исторические судьбы Юго-Западного края» является вторая книгой, подготовленной профессором Киевской духовной академии Н.И. Петровым, в цикле публикаций по истории русского Запада, предпринятых издателем П.Н. Батюшковым в 1887-1890 гг. Ранее на сайте была размещена первая книга цикла, посвященная Холмской Руси. Холмская Русь на время написания книги входила в Царство Польское. В начале 20 века по ходатайству Столыпина Холмскую Русь планировалось включить в состав Российской империи, но не успели из-за Первой мировой войны и последующих трагических событий. На сегодня Холмская Русь, вошедшая в состав Польши полностью потеряла свой былой русский облик. По мнению автора, важность данной книга о Волыни в том, что: «В настоящее время к числу важнейших задач русского государства и общества в отношении к Волыни относится и та, чтобы представить в ясном свете коренные начала русской народности и православия, развивавшиеся на Волыни в первый период ее истории, обозначить сторонние и наружные наслоения на коренной пласт местного русского населения, наложенные на него литовским и особенно польским владычеством, и ослабить их действие , и, наконец, провести в сознание различных слоев местного населения мысль о необходимости и неизбежности полнейшего объединения этой окраины России с другими коренными ее частями». Выпуск издания был приурочен к девятисотлетию Крещения Руси. Посвящая свой труд этому событию Н.И. Петров, сообщает читателям, что «в книге излагаются только такие события из жизни Волыни, которые содействовали или препятствовали развитию русской народности и православия, и опускаются события, не имеющие отношения к этой цели». 

Книгу «Волынь. Исторические судьбы Юго-Западного края» мы размещаем в формате PDF, а также приводим в текстовом формате предисловие издателя (Батюшкова) и введение. Также для более удобной ориентации размещаем в тексте подробное оглавление книги.

 




 

Открыть книгу в формате PDF

 

ВОЛЫНЬ

ИСТОРИЧЕСКІЯ СУДЬБЫ


ЮГО-ЗАПАДНАГО КРАЯ.


съ ВЫСОЧАЙШАГО соизволенія

ИЗДАНО ПРИ МИНИСТЕРСТВѢ ВНУТРЕННИХЪ ДѢЛЪ
П. Н. Батюшковымъ.


Съ'2-мя хромолитографіями и 69-ю гравюрами.


С.-ПЕТЕРБУРГЪ.

Типографія Товарищества «Общественная Польза», Большая Подъяческая,

1883.

 

 

 

 




 

 

ОТ ИЗДАТЕЛЯ.

Вслед за появлением изданного в 1887 году, с Высочайшего соизволения, сочинения „Холмская Русь “, было признано необходимым приступить к изданию исторического описания судеб остальных западных окраин наших, бывших в течении нескольких столетий под иноверным и иноплеменным владычеством. По всеподданнейшему об этом докладу г. министра внутренних дел, президента Императорской академии наук, графа Д. А. Толстого, Государь Император Всемилостивейше соизволил разрешить составление и издание отдельными выпусками исторических описаний Волыни и Белоруссии с Литвой.

Предлагаемая книга имеет своим предметом описание первой из этих областей согласно той программе, какая очерчена в предпосланном книге введении.

Появление в свет настоящего выпуска совпадает с всероссийским юбилейным торжеством крещения Руси, совершенного 9 веков тому назад в Киеве, при равноапостольном князе Владимире. Просветительная деятельность крестителя русского народа не ограничивалась одним Киевом, но проявлялась одинаково и по отношению к Волынскому краю. Здесь вслед за Киевом более всего выражались мудрые государственные стремления равноапостольного; здесь же им сооружались величественные храмы для укрепления насажденной им веры Христовой. Большая часть этих храмов не сохранилась, но уцелевшие развалины некоторых из них неопровержимо свидетельствуют о том, что Волынская земля — издревле православная. В то же время величавые остатки этих памятников, как и церковных сооружений периода удельных русских и литовско-русских князей, служат подтверждением страшного гонения на православие, которое на Волыни и в других русских западных областях систематически преследовалось и беспощадно искоренялось в позднейшую эпоху польско-латинского владычества. На страницах настоящего издания читатель встретит последовательное изложение этой печальной эпохи, поясненное изображением древних памятников православия; независимо от сего, в особом объяснении к изображению Житомирского кафедрального собора, в общих чертах, указаны стремления латино-польских фанатиков, направленные к разрушению и уничтожению православных храмов, равно как и деятельная заботливость августейших членов Царской Семьи, правительства и русского общества о восстановлении наших древних святынь.

Труд составления исторического описания судеб Волыни принадлежит профессору Киевской духовной академии Н. И. Петрову, при содействии профессора той же академии И. И. Малышевского.    

Иллюстрирование книги, предназначенной для широкого распространения по западным окраинам, значительно облегчилось весьма обязательным содействием, оказанным издателю: высокопреосвященным Палладием, архиепископом волынским и житомирским и, священно-архимандритом Почаевской лавры, обязательно доставившим несколько изображений волынских древностей; Церковно-археологическим обществом при Киевской духовной академии, открывшим свои богатые коллекции для воспроизведения некоторых из них в настоящей книге; волынским губернатором В. В. фон-Валем, который доставил издателю свое обширное собрание фотографий церквей, монастырей, замков и т. п.; наместником Почаевской лавры, архимандритом Модестом, доставившим несколько фотографий лавры; кроме того было оказано содействие изданию исследователем древне-русских монет гр. И. И. Толстым; известным знатоком и собирателем портретов и гравюр, сенатором Д. А. Ровинским; председателем Виленской археологической комиссии Я. Ф. Головацким и помощником директора Императорской публичной библиотеки Л. Н.Майковым. Издатель считает долгом выразить этим лицам свою искреннюю и живую признательность за их просвещенное Содействие Редакция издания, наблюдение за воспроизведением иллюстраций и составление объяснительного текста рисунков, приложенного в конце книги, принадлежат М. И. Городецкому, который, по просьбе издателя, для ближайшего ознакомления с художественными и другими материалами,. совершил поездку в Киев, где пользовался содействием составителя Очерка, блюстителя музея при Киевской духовной академии Н. И. Петрова, Иллюстрации исполнены в Петербурге лучшими художниками и граверами: хромолитографии—Ш т а д л е р о м  и П а т т и н о т о м , гравюры на дереве—ксилографами В. В. Матэ, А. И. Зубчаниновым, К. П. Вейерманом, В. Ф. Адтом и К. Рихтером; фотоцинкографии Корнфельдом. Вся книга отпечатана в типографии «Товарищества, Общественной Пользы», под наблюдением директора Товарищества В.И.Вишнякова.

Апрель, 1888 г.

 



 

Введение.

Название и пределы страны; славяно-русские племена, ее населявшие, исторические судьбы их. —Периоды истории страны: І) древне-русский до начала. XIV века; 2) литовско-русский до 1569 года; 3) Польско-русский до 1793 года, и 4) русский с 1793 года. — Отражение их в нынешнем населении Волыни.—Задача настоящего времени и цель книги.

ЗЕМЛЯ ВОЛЬІНСКАЯ получила свое название от города, Волыня, бывшего главным городом славяно- русского племени дулебов, бужан или волынян, и находившегося в 20 верстах к северу от нынешнего Владимира-Волынскаго. Это племя находилось в соседстве и перемешивалось с другими родственными славяно-русскими племенами, а именно—хорватами на юго-западе, тиверцами на юге, полянами на востоке, древлянами и дреговичами на северо-востоке и севере, и не имело строго определенных границ. Судя по известиям начальной русской летописи, волыняне заселяли нынешние уезды Волынской губернии: Владимирский, Луцкий, Кременецкий, Дубенский и соседние части других уездов Волынской губернии, а также Галиции и Люблинской губернии. В XII веке в состав Волынского княжества вошли земли по течению реки Горыни и земли, но среднему течению реки Буга и по средним же левым притокам Немана, с главными городами Берестьем и Дрогичиным. Высшего могущества княжество достигло при Данииле Романовиче Галицком я его ближайших преемниках. Но уже с XIV века оно начинает падать; от него отделяется Берестейская земля, и к концу этого столетия оно дробится на мелкие, княжества, теряет свою самостоятельность и подчиняется Литве, под владычеством Литвы, Волынская земля ограничивалась небольшою юго-западною полосою, нынешней Галиции, нынешними уездами Волынской губернии — Владимирским, Луцким, Кременецвым, Острожским, Дубенским. Ковальским, Староконетантиновским, Заславским, Ровснским и частью Новградволынскаго уезда.

После второго и третьего разделов Польши, к 1798 и 1795 годах, Волынское воеводство почти в целом своем составе включено было в пределы нынешней Волынской губерниям к ней присоединены также, от бывшего Киевского воеводства, уезды Вручский, Житомирский и часть Новградволынскаго, заселенные в, древности племенами древлян и полян В этих позднейших пределах мы и будем изображать Волынь в ее историческом развитии.

Соответственно важнейшим государственным переменам, какие испытывала Волынь в разные времена своего существования, историю ее можно разделить на следующие четыре периода: 1) период первый  от начала исторического существования Волыни и до прекращения линии самостоятельных русских князей из Рюрикова дома в начале XIV века; .2) второй период—период господства Литвы над Волынью, или литовско-русский, с начала XIV века и до окончательного соединения Литвы с Польшей в 1569 году; 3) третий период—польского преобладания и владычества в крае, или польско-русский, с 1569 года и до второго раздела Польши в 1793 году, и 4) четвертый период —воссоединения Волыни с Россией с 1793 года, или период восстановления русской народности и православия в крае, продолжающийся до настоящего времени.

Во всех этих периодах коренною почвою, на которой созидалась история Волыни, служили родственные племена одного и того же русского народа; но в различные периоды эти племена находились в различных положениях. В первом периоде русский народ на Волыни находился под верховною властью русских князей, которые распространяют и поддерживают на Волыни православную веру, защищают страну от иноплеменных и иноверных врагов и вообще содействуют самостоятельному, народному ее развитию. Второй период истории Волыни, литовско-русский, представляет собою переходное время или переходную ступень от самостоятельного развития русского народа на Волыни к подчинению его чуждому латино-польскому господству и влиянию. В это время Волынь, с соседними русскими землями, хотя и подчиняется власти великих князей литовских, перенимавших польские порядки и гражданственность и старавшихся водворить их и в своем государстве, но, не смотря на то, еще пользуется защитою и покровительством удельных и служилых литовско-русских князей, и вельмож на Волыни, пока, наконец, и они не начинают мало по малу увлекаться польскими порядками и совращаться в католичество. Третий период истории Волыни есть время ополячивания н окатоличивания, если не всей страны, то по крайней мере высших сословий, время введения вероисповедной унии, как переходной ступени для простого народа, к совращению в польское католичество, и упорной и продолжительной борьбы русской народности и православия с польско-католиками за свою целость и неприкосновенность. Этот период заканчивается наружным совращением почти всего русского населения Волыни в унию и разделами Польши между соседними государствами. Четвертый и последний период история Волыни—есть период восстановления первобытных, основных начал русской народности и православия в крае, — восстановления, совершающегося медленно и до настоящего времени еще не закончившегося, вследствие упругости чуждых, враждебных влияний, долго тяготевших над страной и пустивших в ней довольно глубокие корни.

В настоящее время к числу важнейших задач русского государства и общества по отношению к Волыни относится и та, чтобы представить в ясном свете коренные начала русской народности и православия, развивавшиеся на Волыни в первый период ее истории, обозначить различные сторонние и наружные наслоения на коренной пласт местного русского населения, наложенные на него литовским и особенно польским владычеством, и ослабить их действие, и, наконец, провести в сознание различных слоев местного населения мысль о необходимости и неизбежности полнейшего объединения этой окраины России с другими коренными ее частями. Творцом исторической жизни русского народа, положившим твердое основание нынешнему его величию был святой равноапостольный князь киевский Владимир. Он озарил и сплотил всю Русскую землю православною верою и сделал русский народ причастным христианскому просвещению, без которого он никогда, может быть, и не пришел бы к сознанию своей народности и погиб бы в борьбе за существование с другими сильными и просвещенными народами: А после Киева, св. Владимир более, всего оставил следов своей государственной и христианско-просветительной деятельности на Волыни. Поэтому, в настоящее время, когда празднуется девятисотлетие крещения Русской земли св. Владимиром,—всего уместнее и своевременнее связать, историю христианского просвещения Волыни с нынешним всероссийским празднеством и проследить, каким образом русская народность и православие в крае, несмотря на все препятствия со стороны враждебных им иноплеменников и иноверцев, развивались и укреплялись здесь от времен св. Владимира и до наших дней и в общем, итоге содействовали возрастанию могущества и славы общего нашего отечества, России.!

Такова цель настоящей книги. Соответственно эти цели в книге излагаются, по готовым исследованиям и пособиям, только такие события из жизни Волыни, которые содействовали или препятствовали развитию русской народности и православия, и опускаются события, не имеющий отношения к этой цели.

 




 

 

ОГЛАВЛЕНІЕ

От издателя.

Название и пределы страны; славяно-русские племена, ее населявшие, и исторические судьбы их. —Периоды истории страны: 1) древнерусский до начала ХIѴ века; 2) литовско-русский до 1669 года; 3) польско-русский до 1793 года, и 4) русский с 1793 года. —Отражение их в нынешнем населении Волыни. — Задача настоящего времени и цель книги....... 1

ГЛАВА ПЕРВАЯ. Волынь под властью русских князей.

Природа страны и племена, ее населявшие. — Подчинение их власти русских князей, начало гражданственности, развитие городов, управление областями и внутреннее объединение православною верою.—Начатки христианства до св. Владимира.— Св. Владимир, поход его на Корсунь и принятие православной веры; крещение киевлян; крещение всей Русской земли и раздача уделов сыновьям.—Древнейшие храмы и святыни на Волыни.—Успехи православия на Волыни после св. Владимира: умножение храмов, епархий, школ, книгохранилищ, просвещения и славянской письменности............5

ГЛАВА ВТОРАЯ. Судьбы южной Руси после св. Владимира до литовского владычества.

Влияние православия на государственный строй древней Руси после св. Владимира. —Разделение Руси на уделы и стремление к объединению уделов в княжествах Киевском, Волынском и Галицком. —Важнейшие князья и события в истории этих княжеств. —Объединение южной Руси под властью галицко-волынских князей. — Романа Мстиславича и Даниила Романовича. — Татарское нашествие и разорение южной Руси и Волыни. —Потребность полного объединения Руси после татарского нашествия. — Перенесение Киевской митрополии на север России и усиление его. —Стремления галицко-волынских князей, после Даниила Романовича, к обособлению; попытки образования Галицкой митрополии; разделение Галицко-Волынского княжества на уделы, ослабление его и падение. —Залог жизненности и будущего возрождения южной Руси......30

ГЛАВА ТРЕТЬЯ. Волынь под литовским владычеством.

Литовские племена, их расселение, начатки обрусения и государственное объединение. — Миндовг, Воишелк и Гедимин и отношения их к Галицко-волынским князьям. —Любарт Гедиминович луцкий, как первый литовский князь на Волыни.—Общий характер литовского господства и отражение его на Волыни; первоначальное господство и памятники православия и русской народности на Волыни; позднейшие слабые попытки ополячивания и окатоличивания Волыни.—Борьба литовско-русских князей с Польшей за галицко-волынское наследство и объединение Любартом Волыни—Ольгерд Гедиминович и присоединение к Литве Киева, с Житомиром и Овручем, и Подолии; удельные князья киевский и волынский; попытка учредить особую Литовскую митрополию. Ягайло и уния Литвы с Польшей 1886 г.; восстания против него и назначение Ягайло на литовский престол сначала Скиргайла, а потом Витовта. —Предприятия Витовта и общее направление его деятельности; восстание Свидригайла, и поддержка ему на Волыни; городельская уния 1413 года и опасность для  православия; попытка учреждения особой Литовской митрополии и введения унии; съезд государей в Луцке. —Свидригайло, его особые отношения к Волыни и Киеву, и соперник его Сигизмунд Кейстутьевич. — Избрание Казимира Ягайловича на литовский престол.................. 53

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. Дальнейшие политические судьбы Волыни до перехода ее под владычество Польши.

Характер правления Казимира Ягайловича; восстановление уделов Луцкого и Киевского; внутреннее управление; восшествие на польский престол; споры между Литвой и Польшей из-за областей и границ уничтожение Луцкого и Киевского уделов; татарские набеги на Волынь; флорентийская уния, состояние православия на Волыни и учреждение особой Литовской митрополии.—Александр Казимирович; отношение его к Москве; возобновление унии Литвы с Польшей; внутреннее управление и отношение к православию.—Сигизмунд I; попытка Глинского присоединить Киевскую землю к Москве; состояние православия; возобновление войны с Москвой. —Назначение Сигизмунда-Августа великим князем литовскими внутреннее развитие Литвы; захват поляками литовско-русских должностей и земель на Волыни; Сигизмунд II Август в Литве; протестантство в Литве и на Волыни; восшествие Сигизмунда П на польский престол; война с Иоанном Грозным; Люблинская уния Литвы с Польшей в 1569 году; переход Волынской и Киевской земель под власть Польши…….87

ГЛАВА ПЯТАЯ. Волынь под владычеством Польши, и борьба православия с католичеством и унией.

Последствия государственной Люблинской унии 1569 года. — Усиление влияния Польши и рознь между полноправными: и бесправными сословиями и классами южнорусского народа. — Введение , иезуитов, совращение высших классов русского общества в католичество и распространение католичества на Волыни.—Церковная уния, брестский собор 1596 года и разделение между православными и униатами; гонение на православных; Кирилл Терлецкий, Ипатий Поцей и их действия на Волыни.—Слабые успехи унии,—Преданность православной вере многих русских вельмож и дворян, духовенства, мещан и казаков.— Защита православия представителями высших классов южнорусского общества и особенно князем К. К. Острожским. — Церковные братства и учреждение их ‘ на Волыни. — Появление и развитие казачества и действия его на Волыни........................116

ГЛАВД ШЕСТАЯ. Восстановление православной иерархии и положение Волыни перед воссоединением ее с Россией. 

Восстановление южнорусской православной иерархии иерусалимским патриархом Феофаном в 1620 году; православные епископы владимиро-волынский Иезекииль Курцевич луцкий. Исаакий Борискович и положение православия на Волыни. — Смерть Сигизмунда III; действия православных и Петра Могилы; успокоение православия в 1632 г. при избрании Владислава ІУ на престол; избрание новых иерархов; луцкий православный епископ Афанасий Пузына и состояние при нем православия на Волыни. — Угнетение поляками казачества и православия. —Восстание Богдана Хмельницкого и действия казаков на Волыни; смерть Владислава ІV и избрание Яна Казимира на престол; зборовский договор 1649 г. и ограничение его сеймом 1650 г.; возобновление войны, поражение казаков. под Берестечком и белоцерковский мир 1651 г.—Разорение. Волыни и переселение жителей в Слободскую Украину. —Воссоединение Малороссии с Россией, и кончина Богдана Хмельницкого .......................151

ГЛАВА СЕДЬМАЯ. Переходное состояние Волыни по смерти Богдана Хмельницкого. —Угнетение православия.

Значение воссоединения Малороссии с Россией при Богдане Хмельницком для усиления и объединения России. —Разделение Малороссии, по смерти Богдана Хмельницкого, на части послабление ее. — Судьба Волыни под владычеством Польши и управлением западно-украинских гетманов Выговского, Юрия Хмельницкого, Тетери, Дорошенко и Ханенка; фастовский полковник Семен Палий и прекращение гетманства в западной Украине.—Упадок русской народности и православия на Волыни: ополячивание и окатоличевание волынской шляхты, ее воздействие на народ; усилия к совращению православных в унию в XVII веке и к окатоличеванию униатов в XVIII веке.— Последние особые православные митрополиты в западной и Украине: Дионисий Балабан, Иосиф Нелюбович-Тукальский и Антоний Винницкий. —Львовский епископ Иосиф Шумлянский; притеснения православию; тайное совращение Шумлянскаго с сообщниками в унию и действия его; удаление луцкого епископа Гедеона Святополка-Четвертянского в Киев и поставление в сан киевского митрополита; захват Луцкой епархии Шумлянскими.—Угнетение православия открытыми униатами, католическим духовенством и дворянами и усиленное распространение унии; слабое противодействие ей со стороны православных.— Избрание православными Дионисия Жабокрицкаго в луцкие епископы, совращение его в унию и ссылка в Сибирь; последний луцкий православный епископ Кирилл Шумлянский.—Остатки православия на Волыни до половины XVIII в……..178

ГЛАВА ВОСЬМАЯ. Сближение унии с католичеством и падение Польши.

Замыслы об окатоличивании униатов, —Замостьский собор 1720 года и сближение унии с «католичеством. —Партии в унии: монашеская— базилианская и светская, —Сближение базилиан с католиками и их действия на Волыни. —Остатки православия у белого духовенства и мирян; преследование и унижение белого духовенства. —Проекты совращения униатов в католичество, посртройка новых костелов и кляшторов, насильственные меры к совращению униатов в католичество. — Заступничество Екатерины II 8а православных; в Польше: стремление волынских. униатов к православию; омуты в окраине и на Волыни. —Второй и третий разделы Полыни и воссоединение Волыни с Россией…….209

ГЛАВА ДЕВЯТАЯ. Воссоединение Волыни с Россией.

Образование Изяславской губернии после второго раздела Польши и восстание Костюшки; образование Волынской губернии после третьего раздела Польши и введение русского управления.— Епархиальное управление православной, католической и униатской церквей, Минский архиепископ Виктор и его послание с призывом униатов к православию; первые деятели по воссоединению униатов на Волыни и препятствия этому делу со стороны униатских властей и польско-католиков; воссоединение волынских униатов в 1794 и 1796 годах; учреждение Житомирского викариатства и Волынской семинарии,—Павел I, его покровительство польско-католикам и отношение к униатам; униатские беспорядки и взгляд Павла I на униатов, подчинение их католикам; сближение униатов с католичеством и совращение в него униатов и даже православных; состояние православия на Волыни при Павле I и учреждение самостоятельной Волынской епархии,—Александр I и состояние при нем православной церкви на Волыни.—Покровительство Александра I полякам и их неблагодарность.— Адам Чарторыйский и устройство польских школ; Чацкий, польские школы на Волыни и Еременецкий лицей; привлечение католического духовенства к делу польского образования; совращение униатов в латинство; попытка преобразовать базилианский орден в воспитательный; противодействие униатского митрополита Дисовокого окатоличеванию униатов и преобразованию базилианского ордена в воспитательный; преемники Лисовского, борьба белого униатского духовенства с базилианами и перевес над ними.............231

ГЛАВА ДЕСЯТАЯ. Воссоединение униатов и восстановление православия и русской народности на Волыни.

Отношение императора Николая I к унии и поддержка белому униатскому духовенству против католиков и баштан.— Униатский протоиерей, Иосиф Семашко, его планы об очищении унии от католичества и сближении с православием и осуществление их правительством; назначение Иосифа Семашко епископом; козни польско-католиков и базилиан; польский мятеж 1880 и 1881 гг. на Волыни; усмирение мятежа, закрытие польских школ и некоторых католических монастырей и передача Почаевского монастыря православным; меры , против ополячения и окатоличения края, ускорение униатского дела и воссоединение униатов с православною церковью, в 1889 году; состояние православной церкви на Волыни при Николае I.—Александр II, освобождение крестьян от крепостной зависимости в 1861 году и польский мятеж 1863 года; пробуждение русского самосознания и духа на Волыни; правительственные и общественные меры в обрусению края и поднятию русской народности и православия.—Нынешний состав населения Волынской губернии. —Заключение. ………272

Примечания ......................... 1

Объяснения, к рисункам..................... 27

Указатель личных имен......................115

 

РИСУНКИ И ГРАВЮРЫ.


А. Священные изображения.
1.    Почаевская икона Божией Матери.........…. 61
2.    Икона Божией Матери из Успенского Мстиславова собора в г.' Владимире-Волынском................125
3.    Дубенская икона (Божией Матери. ..............173
4.    Св. равноапостольный князь Владимир (хромолитография на отдельном листе) ...................... 14
5.    Св. Петр, митрополит всея Руси............... 89

Б. Портреты и изображения исторических лиц.
6.    Семейство великого князя Святослава Ярославича (хромолитография на отдельном листе) .............. 18
7.    Строители древнего Почаевского храма Домашевские.... 73
8.    Киевский удельный князь Александр (Олелько) Владимирович....... 137
9.    Князь Константин Констанович Острожский........140.
10.    Князь Иван (Януш) Константинович Острожский. . .. 147
11.    Униатский митрополит Ипатий Поцей. . ...........153
12.    Константинопольский патриарх Иеремия II..........180
13.    Киевский митрополит Петр Могила......... 185
14.    Иерусалимский патриарх Феофан...............189
15.    Киевский воевода Адам Кисель............195
16.    Киевский митрополит Дионисий Балабан..........211
17.    Киевский митрополит Гедеон, князь Святополк-Четвертинский.................217
18.    Могилевский архиепископ Георгий Кониский. . .. .. . . .223
19.    Архимандрит Мелхиседек Значко - Яворский. .......227
20.    Граф Михаил Никитич Кречетников..........233
21.    Тимофей Иванович Тутолмин................243
22.    Николай Михайлович Карамзин...... .249
23.    Униатский митрополит Ираклий Лисовский..........253
24.    Император Николай I Павлович..............259
25.    Литовский греко-униатский епископ Иосиф Семашко, в послед. литовский православный митрополит....... ... 265
26—27. Граф Дмитрий Николаевич Блудов и графиня Антонина Дмитриевна Блудова..................277

В. Виды местностей и зданий.
28. «Ольгина купальня» близь местечка Искорости, Овручского уезда. .......................... 7
29. Место, где, по преданию, погребен князь Олег Святославич (близ г. Овруча) .......... ......... 11
30. Аскольдова могила (церковь св. Николая в Киеве) ….    21
31. Памятник - часовня в честь крещения Руси. … 25
32—34. Церковь Рождества пресвятой богородицы или Десятинная в г. Киеве........ 28
35.  Обыденная церковь св. Василия в г. Владимире-Волынском. ……33
36—38. Два храма Успения пресвятой Богородицы в г. Владимире-Волынском («Старая катедра» и Мстиславский).    37 и 41
39. Церкви Успения пресвятой Богородицы и св. Василия в селе Зимном, Владимиро-Волынского уезда, и остатки терема, по преданию, принадлежащего св. Владимиру ...    45
40. Развалины храма св. Василия Великого в г. Овруче. ...    49
41—42. Развалины Крестовоздвиженской церкви в г. Луцке. 54 и 57 43- 45. Почаевская лавра и изображение Почаевской стопы. 67, 77 и 81
46, Гробница Ярослава I (Юрия) Владимировича......... 85
47—48. Замки князя Любарта (Дмитрия) Гедиминовича в г. Луцке……… 93 и 99
49—53. Развалины Богоявленской церкви, остатки замка князей Острожских и древние башни на Красной и Судовой горах, в г. Остроге.    ......... 104, 105 и 109
54.    Межиричский Свято-Троицкий монастырь, Острожского уезда. …..113
55.    Дерманский Свято-Троицкий монастырь, Дубенского уезда. …...117
56.    Грот с часовнею св. Николая, в с. Гульче, Острожского уезда .......... 121

57 Креховский монастырь Преображения Господня, близ г. Львова ...........201
58. Памятник Богдану Хмельницкому в Киеве ...... 205
59—60. Преображенный кафедральный собор в г. Житомире…… 269
61.    Кирилло-Мефодиевская церковь Острожского братства . . . 285

Г. Разные гравюры.
62.    Монеты великих князей киевских св. Владимира и Ярослава (литография на отдельном листе) ..... 16
63.    Страница из рукописного евангелия (XIV в.) Спасского Красносельского монастыря, близ г. Луцка…129
64.    Страница из рукописного Каменец-Стромиловского евангелия XV века ..................133
65—69. Пять образцов Острожской первопечати «Новый завет с псалтирию» и «Острожская библия». 157, 161, 165 и 169 70—71. «Медаль в память присоединения в России южнорусских областей. . ............... 236 и 237
72. Двадцать две гравюры заставок и инициалов из древних рукописей и первопечати. 1, 5, 30, 53, 87, 116,151, 178, 208, 231 и 272

 

 

Добавить комментарий

Внимание! Комментарии принимаются только в корректной форме по существу и по теме статьи.


Защитный код
Обновить

Сейчас на сайте

Сейчас 64 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте