Быт и нравы Константинопольских владык во второй половине XIX столетия

Автор: Вадим Венедиктов

Фанар(греч. Φανάρι) — исторический район в Константинополе, на южной стороне Золотого Рога, где во времена Визвнтии стоял маяк (фанар, а после ее падения расположена резиденция константинопольского патриархаСразу после падения Царьграда в 1453 г., Константинопольский патриарх был назначен представителем всех христиан Турецкой империи, без различия народностей. В его руки и в руки греческой иерархии перешла не только церковная, но и гражданская, и судебная власть над всем христианским населением Империи.

Косовский миф и его хронология.

Автор: Матвей Ломоносов

 «Бой на Косове» Картина Адама Стефановича 1870В основном под «косовским мифом» понимают сербский национальный миф, переживший расцвет в ходе движения «национального возрождения» на Балканах в XIX -начале XX в. Его лейтмотивом была проповедь борьбы за создание независимого сербского государства и присоединение Косова.

Возрожденная Дардания: история новопровозглашенного государства в экспозиции музея Косово.

Автор: Матвей Ломоносов

Музей Косово. Приштина.Современные косовары считают себя потомками древнего иллирийского племени дарданцев, а свою страну преемником сильного Дарданского королевства, якобы существовавшего на территории Косово в IV-I вв. до н.э.

Иллирийский миф: интерпретации славянских интеллектуалов Западных Балкан (XV-XXI вв.)

Автор: Матвей Ломоносов

Иллириец в бою с македонянином  IV веке до н. э.Сегодня хорошо известно, что мифология не является исключительно пережитком давних времён. В современном обществе она принимает формы социальных, политических и националистических идеологем. Учёные предлагают разделять все мифы на архаические (первичные, классические) и современные, хотя и тем и другим свойственно много общих черт.

Польша или Речь Посполитая?

Автор: Антон Крутиков

Конституция 3 мая 1791 года. Ян Матейко 1891.На протяжении многовековой истории Польша не раз переживала периоды подъёма и упадка своей государственности. И всякий раз, когда полякам приходилось заново приступать к возрождению собственной страны, перед ними вставал вопрос о выборе между двумя вечно противоборствующими направлениями польской политики - "политикой Пястов" и "политикой Ягеллонов".

Псковские кривичи

Автор: Максим Жих

Один из длинных курганов Псковщины. Фото А. Почерникова.История кривичей является одной из наиболее дискуссионных в изучении славянского расселения в Восточной Европе. Важной составной частью «кривичской проблемы» является вопрос о «псковских» кривичах.

О соотношении летописных «кривичей» и «полочан»

Автор: Максим Жих

Кривичская женщина 30-35 лет. XI в. Домжерицы, Лепельский район, Витебская область. Реконструкция
Согласно ряду летописных известий регион верховьев Западной Двины с городом Полоцком входил составной частью в обширный ареал славянского этнополитического объединения кривичей.

«Польский вопрос» накануне Отечественной войны 1812 г.

Автор: Владимир Гладышев

«Польский вопрос» в отношениях между Россией и Францией встал на повестку дня в соответствии с условиями Тильзитского договора 1807 г., когда из польских земель, присоединенных Пруссией в результате разделов Речи Посполитой 1772, 1793 и 1795 гг., было образовано Великое герцогство Варшавское под властью саксонского короля.

Радимичи (локализация, происхождение, социально-политическая история).

Автор: Максим Жих

Рис. 1. Реконструкция облика радимичанки 25-30 лет из д. Каласы (Рогачевский р-н Гомельской обл.), XI-XII вв. Головной убор с семилучевыми височными кольцами

Восточнославянскому этнополитическому объединению радимичей в исторической традиции не повезло. Древнерусские книжники дали им резко-негативные, либо насмешливо-пренеб-режительные характеристики. Если, однако, внимательно вглядеться в посвящённые радимичам скупые летописные строки, легко убедиться сколь легковесны подобные нигилистические суждения.