ЗАПАДНАЯ РУСЬ

Рубеж Святой Руси в прошлом, настоящем и будущем

История и Философия

ПОБЕДА под Грюнвальдом: слава и рубеж нашей истории

Статья в виде интервью с главным редактором журнала "Белорусская Думка"  Вадимом Гигиным о Грюнвальдской битве, и её значения  для последующей истории белорусов и всего Русского Мира.

Грюнвальдская битва. Тадеуш Попела и Зигмунд Розвадовский

15 июля исполнилось 600 лет одному из крупнейших сражений в истории Средневековья — Грюнвальдской битве, в результате которой на длительное время была остановлена германская захватническая политика «Натиска на Восток» («Drang nach Osten») в отношении славян. Какое историческое значение имеет Грюнвальдская битва? Об этом наша беседа с известным белорусским историком, главным редактором журнала «Беларуская думка» Вадимом Францевичем ГИГИНЫМ.

— Грюнвальдская битва относится к числу наиболее значительных сражений той эпохи как по количеству участников, так и по влиянию, оказанному на дальнейший ход истории. В настоящее время трудно точно определить количество войск, принимавших участие в сражении. Средневековые авторы называют буквально фантастические цифры во многие сотни тысяч человек. В действительности речь, по-видимому, может идти о десятках тысяч воинов. Не вызывает сомнений и тот факт, что польско-литовское войско превосходило по численности тевтонское. При этом в армии Ордена были не только немцы. В крестовых походах против славян в XIII и XIV веках принимали участие рыцари со всей Европы. Поэтому в составе Тевтонского ордена, помимо немецких рыцарей, были и так называемые рыцари-гости. Последние полагали, что, участвуя в жестоких кровавых набегах на литовцев‑язычников и православных славян, которых они именовали схизматиками, они совершают некое благое и богоугодное дело. Причем военные походы против славян полностью одобрялись в западноевропейском обществе, также как и крестовые походы против сарацин-мусульман. Грюнвальдская же битва положила предел этим бесконечным кровавым походам рыцарей-крестоносцев на славянские и литовские земли. И в этом ее огромное историческое значение.

Грюнвальд - 600 лет.

600 лет назад 15 июля 1410 года состоялось решающее сражение "Великой войны" - Грюнвальдская битва, в котором объединенные войска Польши и Великого Княжества Литовского и Русского (ВКЛ) разгромили Тевтонский орден.

"Великая война" 1409-1411 гг. возникла в результате захватнической политики Тевтонского ордена, притязавшего на пограничные польские и русско- литовские земли.

"Великой войне" предшествовало заключение между Литвой и Польшей Кревской унии (союза) (1385, возобновлена в 1401) в целях организации отпора ордену.

6 августа 1409 г. великий магистр Тевтонского ордена Ульрих фон Юнгинген объявил войну Польскому королевству. Отряды тевтонских рыцарей вторглись в его пределы. Польский король Владислав II Ягелло (Ягайло) начал создавать "всеобщее ополчение" в стране, договорился с великим князем  Витовтом о совместных действиях.
Зимой 1409-1410 гг. обе стороны готовились к решительной борьбе. Орден получил большую помощь от "Священной Римской империи" и других католических государств, его союзником стал венгерский король Сигизмунд I Люксембургский. К лету 1410 г. орденом было создано хорошо вооруженное и организованное войско (до 60 тысяч человек), состоявшее в основном из тяжеловооруженной конницы и пехоты.

В составе войск ВКЛ и Польши находились полки русских городов, а также чешские наемники и татарская конница. Общая численность войск – свыше 60 тысяч человек. Основу союзных войск составляла легкая пехота. Обе воюющие стороны имели артиллерию, стрелявшую каменными ядрами. Союзные войска, соединившись в районе Червеня, 9 июля 1410 г. перешли границу владений ордена и двинулись к его столице и главной крепости – Мариенбургу (Мальборк). Маневрируя с целью занять выгодные позиции для сражения, войска обеих сторон к вечеру 14 июля расположились в районе деревень Грюнвальд и Танненберг, где 15 июля произошла Грюнвальдская битва.

Исторические предпосылки этнического кризиса в сербской области Косово и Метохия.

Современная международная обстановка характеризуется чрезвычайно большим количеством проблем на этнической основе: проблема курдов в Турции и смежных с ней регионах, межнациональная резня на Кавказе, вопросы национальных меньшинств в Испании и ряда других стран Европы и т.д. Не последнюю роль в формировании нынешней мировой политической системы играют различного рода проблемы связанные с Балканским полуостровом, которые уже не одно десятилетие не позволяют сформировать мир в южной Европе.

Разразившийся в 1990-х годах этно-конфессиональный конфликт на Балканах, имеющий в настоящее время широкий международный резонанс, содержит в своей предыстории не только результаты политики руководства коммунистических партий стран региона, но и конкретные исторические предпосылки, изучение которых должно способствовать недопущению  этнических конфликтов на территории современной Беларуси.

Похождения русского гусита в Чехии и Словакии

Польский король Владислав II Ягелло получил тревожную весть: русский князь Фридрих Острожский идет с чешским вооруженным отрядом тайным походом из Моравии в Польшу. Эти лихие головы стремились захватить возвышенность вблизи замка Корчин и совершать оттуда нападения на словацкие области Венгерского королевства и Польшу. В Страстную пятницу 24 марта 1434 года, несмотря на ненастье и распутицу, король призвал своих придворных рыцарей, которые вытеснили Острожского с польской территории. Но князь Фридрих не отказался от своего замысла. В первой половине апреля он захватил стратегически важный город Ружомберок в северной Словакии и начал его укреплять, ожидая подкрепления от гарнизона гуситов в Топольчанах, чтобы продолжить поход. По сохранившимся свидетельствам, появление русского кондотьера вызвало в Словакии сильный переполох. 12 апреля 1434 года братиславский капитан Юрай из Розганевиц в письме к магистрату Прессбурга (Братислава) бил тревогу и сообщал о том, что гуситы уже проникли в богатые спишские города на северо-востоке Словакии. Жупан Мармарошской и Спишской столиц требовал от города Кремнице срочно послать войско против окаянного князя Фридриха. Не осталась безучастной и находившаяся в Братиславе королева Барбара, супруга венгерского короля и императора Священной Римской империи Сигизмунда Люксембургского. 30 апреля 1434 года она потребовала от магистрата Кремнице собрать войско и двигаться к Ружомбероку, поскольку "еретики" вконец распоясались. В конечном итоге королевские войска блокировали гуситский гарнизон в Топольчанах, а Фридрих Острожский был вытеснен из северной Словакии.

Поляки и русские: народы разных времён и разных пространств

Трения между поляками и русскими, обострившиеся в последнее время, нередко вызывают недоумение. Мол, непонятно, что же эти народы не поделили. При этом их же представители с трудом могут объяснить, в чём причина этих трений. Русские, сталкиваясь с польской озлобленностью, обыкновенно ссылаются на старый образ из крыловской басни про собачку Моську, которая, «знать, сильна, что лает на слона!». Поляки же пускаются в рассуждения о «ценностной пропасти» между двумя культурами и объясняют озабоченность русским вопросом некой «российской угрозой», которая постоянно нависает над их страной. При этом ценностями русской культуры называют то, что в самой русской культуре имеет, обыкновенно, выраженно негативное восприятие. Оба объяснения слабы, так как представляют односторонний взгляд, притом ещё и оскорбительный для другой стороны. Глубинная же причина ситуации ими никак не затрагивается: они описывают не основания для конфликта, а лишь выводы из него.

Сейчас на сайте

Сейчас 125 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте