Вопрос об автокефалии Польской православной церкви в контексте холодной войны

Автор: Анна Вишиванюк

Кафедральный собор святой равноап. Марии Магдалины, ВаршаваНачальный период холодной войны был во многом связан с планами Сталина по советизации стран Восточной Европы, среди которых Польша занимала особое место. К череде действий, направленных на советизацию Польши, можно также отнести провозглашение Московской патриархией автокефалии Польской православной церкви в 1948 г.

Конструирование национальной идентичности в социалистической Югославии и македонский церковный вопрос

Автор: Таисия Белякова

Кафедральный собор святителя Климента Охридского в Скопье  Македонской православной церкови — Охридской архиепископии  (неканоническая православная церковь, действующая на территории Республики Македонии, а также в македонской диаспоре).В национальной политике социалистической Югославии имело место принципиальное расхождение между лежащей в основе правовой базы государства социалистической марксистской доктриной о нациях и религии, заимствованными из СССР и реальной ситуацией в стране.

Болгария: невидимая церковь

Автор: Тони Николов

Храм-памятник Святого Александра Невского в Софии - кафедральный патриарший собор Болгарской Православной Церкви. Автор проекта — русский архитектор Александр Померанцев. Воздвигнут храм-памятник в честь освобождения Болгарии и посвящен  русскому святому Александру Невскому На протяжении веков православная церковь играла важную роль во всех драматических эпизодах болгарской истории. Национальное возрождение началось в середине XIX века с попытки восстановления независимой Болгарской церкви.

Сербская церковь и национальная идея

Автор: Мария Фалина

Храм Святого Саввы в Белграде. Один из самых крупных православных храмов в мире. Образцом построенного храма послужил собор Святой Софии в Константинополе.Сербская православная церковь выступает как активный субъект политической и общественной жизни и одновременно с этим является объектом политических схем светских политиков и общественных деятелей.

Социальные изменения и кризисы общества как причина возникновения новых религиозных движений

Автор: Владимир Мартинович

762
Среди всего множества тем теоретического сектоведения особое место занимает проблема возникновения и массового распространения в современном обществе новых религиозных движений.

Православная Церковь на территориях Царства Польского (Польского королевства) в 1839 – 1918 гг

Автор: Антон Миронович

Позитивные результаты ликвидации унии в Белоруссии в 1839 г., январское восстание, увеличение антиправославных и антирусских настроений среди польского населения западных губерний Российской империи ускорило решение царскими и церковными властями вопроса о привлечении униатов в Православие на территории бывшего Польского королевства (Царства Польского в составе Российской империи). Реализация этой политики была нелегкой, так как религиозная ситуация на территории Польского королевства и белорусских землях была различна.

Православная традиция в Польше: история и современность

Автор: Елена Федюкина

Кафедральный собор святой равноап. Марии Магдалины, Варшава
Для обыденного сознания словосочетание «православная Польша» представляется чуть ли не нонсенсом. Тем не менее ростки этой традиции, преодолев толщу тысячелетий, дают о себе знать не только в качестве археологических артефактов и древних письменных свидетельств, но и в виде православных богослужений с развивающейся гимнографической традицией, в различных жизненных проявлениях у современных носителей православия, равно как и в научно-исследовательской и издательской деятельности.

Русская Зарубежная Церковь и автокефалия Польской Церкви

Автор: Андрей Кострюков

Александро-Невский собор в Варшаве  в 1910 году (снесен в 1924 года)События, последовавшие после Первой мировой войны, стали причиной не только геополитических преобразований, но и значительных изменений в жизни Поместных Церквей. Православная Российская Церковь более всех почувствовала на себе горечь этих перемен. Новые государства, образовавшиеся на месте российских губерний, стремились к политическому размежеванию с бывшей империей. Это размежевание национальные правительства переносили и на церковную жизнь, добиваясь независимости местных православных епархий от Всероссийского Патриарха.

Крещение Болгарии

Автор: Алексий Хотеев

Крещение двух стран — Великой Моравии и Болгарии — оказало огромное влияние на развитие славянской культуры не только благодаря принятию христианской веры, но и созданию славянской азбуки, юбилей которой отмечается в этом году. И если Великая Моравия очень скоро после своего обращения распалась, и ученики первых славянских просветителей Кирилла и Мефодия были вынуждены бежать из этой страны, то Болгария стала для них как бы новым отечеством, а Болгарская Церковь — матерью других славянских Церквей, в том числе, и Русской. В связи с этим, Крещение Болгарии достаточно традиционно рассматривается не изолированно, но в широком контексте христианской миссии на славянских землях. Хотелось бы обратиться теперь к этому событию, столь счастливо вместе с миссией свв. Мефодия и Кирилла послужившему делу христианского просвещения славян.

Современная христианизация мусульман. Часть вторая.

Автор: Зоран Милошевич

| Часть первая. | Часть вторая |

Что делают православные?

В России  статистика показывает постоянный характер перехода мусульман в православие, о чем свидетельствуют статистические данные, которые подтверждает Русская Православная Церковь и муфтий России.  Переходу мусульман в православие способствуют смешанные браки  мусульманина и православной, где дети теряют свою самоидентификацию,   называют себя русскими именами и становятся  православными.

Соборность или демократия: Сербская Православная Церковь и неолиберальная демократия

Автор: Зоран Милошевич

Свод купола в церкви Святого императора Константина и императрицы Елены в Белграде.Отношение всякой религии (церкви) с иными социальными институтами – важный аспект социологических и политологических исследований. Все земные культуры и цивилизации имеют печать веры, т.е. возникают на основе религии, которая создает систему ценностей личности, задает культуре оригинальность и самобытность. В период социальных трансформаций такое понимание роли религии в культуре порождает проблему возможности (или невозможности) модернизации светских, в том числе политических институтов вне зависимости от модернизации самой церкви.