Позитивные результаты ликвидации унии в Белоруссии в 1839 г., январское восстание, увеличение антиправославных и антирусских настроений среди польского населения западных губерний Российской империи ускорило решение царскими и церковными властями вопроса о привлечении униатов в Православие на территории бывшего Польского королевства (Царства Польского в составе Российской империи). Реализация этой политики была нелегкой, так как религиозная ситуация на территории Польского королевства и белорусских землях была различна.

События, последовавшие после Первой мировой войны, стали причиной не только геополитических преобразований, но и значительных изменений в жизни Поместных Церквей. Православная Российская Церковь более всех почувствовала на себе горечь этих перемен. Новые государства, образовавшиеся на месте российских губерний, стремились к политическому размежеванию с бывшей империей. Это размежевание национальные правительства переносили и на церковную жизнь, добиваясь независимости местных православных епархий от Всероссийского Патриарха.
Крещение двух стран — Великой Моравии и Болгарии — оказало огромное влияние на развитие славянской культуры не только благодаря принятию христианской веры, но и созданию славянской азбуки, юбилей которой отмечается в этом году. И если Великая Моравия очень скоро после своего обращения распалась, и ученики первых славянских просветителей Кирилла и Мефодия были вынуждены бежать из этой страны, то Болгария стала для них как бы новым отечеством, а Болгарская Церковь — матерью других славянских Церквей, в том числе, и Русской. В связи с этим, Крещение Болгарии достаточно традиционно рассматривается не изолированно, но в широком контексте христианской миссии на славянских землях. Хотелось бы обратиться теперь к этому событию, столь счастливо вместе с миссией свв. Мефодия и Кирилла послужившему делу христианского просвещения славян.
|
Отношение всякой религии (церкви) с иными социальными институтами – важный аспект социологических и политологических исследований. Все земные культуры и цивилизации имеют печать веры, т.е. возникают на основе религии, которая создает систему ценностей личности, задает культуре оригинальность и самобытность. В период социальных трансформаций такое понимание роли религии в культуре порождает проблему возможности (или невозможности) модернизации светских, в том числе политических институтов вне зависимости от модернизации самой церкви.
Зоран Милошевич, доктор наук, старший научный сотрудник Института политических исследований. Белград. 