Михаил (Мануил) Козачинский в истории Сербии и Белоруссии

Автор: Иван Чарота

SluckКогда речь заходит о белорусском городе Слуцке, люди осведомленные вспоминают, что его называли твердыней Православия и что краеугольный камень этой твердыни заложила праведная княгиня София Слуцкая, причисленная к лику святых Божиих. Однако мы не смеем забывать и других православных подвижников, чьи имена связаны со Слуцком.

Влияние Сербии на становление русской культуры (исторический обзор)

Автор: Виталий Даренский

rosserbВлияние Сербии на становление русской культуры чрезвычайно важно. Более того, это влияние относится к периоду самого зарождения русской культуры в XIV-XVвеках. Его можно проследить и позднее, вплоть до нашего времени.

«Дом польского православия»: современное состояние лингвокультурной среды православной Польши

Автор: Елена Федюкина

Cerkiew ZwiastowaniЯзык носителей православия в Польше не является чем-то однородным, но представляет живую колеблющуюся стихию от расчлененных на постепенно выходящие из употребления отдельные этнические диалекты (этнолекты) языков потомков Западной Руси, до обычного польского языка в его «православном варианте».

Славянская «взаимность» по обе стороны Буга.

Автор: Игорь Зеленковский


Польский журналист, писатель и путешественник Петр Дурак (Piotr Durak), на протяжении многих лет работал над созданием галереи фотографий оставленных и забытых православных и греко-католических церквей в Малопольском, Подкарпатском и Любленском воеводствах юго-восточной Польши.

Будь сербомъ, пиши кириллицей!

Автор: Михаил Тейкин

Плакат в Белграде, пропагандирующая кириллицу. Сейчас в Сербии одновременно используется и кириллица, и латиница, однако постепенно латинский алфавит вытесняет традиционную кириллицу. Молодые сербы почти поголовно пишут только латиницейМы являемся свидѣтелями опаснѣйшаго явленія, происходящаго на Балканахъ, а точнѣе — на территоріи бывшей Югославіи, населённой сербами. Причёмъ явленіе это куда опаснѣе военнаго пораженія и утраты національнаго суверенитета въ періодъ завоеванія Балканъ Османской Имперіей. Въ Сербіи и Черногоріи идетъ сознательное внѣдреніе поборниками евроинтеграціи латиницы и вытеснение кириллицы.

В польском Перемышле хотят назвать улицу в честь священника карпаторосса

Автор: Владислав Гулевич

Православная церковь в Перемышле (дата постройки – 1880 г.)

 9 сентября 2013 г. в Перемышле инициативной группой граждан, объединённых в Общество самоуправления долины Сана (Wspólnota Samorządowa Doliny Sanu) начат сбор подписей за переименование улицы Иосафата Коцыловского в честь греко-католического священника Василия Масцюха.

Состоялся вечер памяти болгарского и российского просветителя Фёдора Минкова

Автор: Administrator

 4 января 2013 г. в рамках духовно-просветительской выставки «Рождество Христово»  состоялся вечер, посвященный памяти великого болгарского и российского просветителя Федора (Тодора) Николаевича Минкова, организованный научно-просветительским проектом «Западная Русь». Мероприятие было посвящено сенсационной находке могилы Федора Минкова в городе Дрогичин Брестской области Вячеславом Бондаренко и приурочено ко дню рождения Ф.Н. Минкова 2 января 1830 года.

Канонические тексты Православной Церкви в музыке славянских композиторов: Р. Твардовский

Автор: Лариса Густова

Ромуальд ТвардовскийРомуальд Твардовский – один из немногих современных польских композиторов, который обращается к тысячелетнему наследию Православной Церкви – ее каноническим богослужебным текстам. И эта грань его творчества являет нам процесс преображения человеческого сознания.
Композитор начал свою творческую деятельность в г. Вильно (Вильнюсе) – крупном древнем культурном центре. На мышление будущего композитора оказывала влияние и католическая, и православная церковная культура. Р.Твардовский родился в католической семье; каждое утро юный музыкант просыпался под звон колоколов Св.-Духова монастыря, который находился поблизости.

Национальная литургическая символика в современном храме

Автор: Густова Л.А.

Минский Дом Милосердия

Памятники церковного искусства XI–XVII вв. характеризуют искусство современного им времени в целом,  что обуславливается религиозным характером древней культуры. Проблемам литургической символики посвящено большое количество исследований. Это, пожалуй, самая популярная тема в кругу тех исследователей, которые изучают церковное искусство.