Славянская «взаимность» по обе стороны Буга.

Автор: Игорь Зеленковский

Петр Дурак (Piotr Durak)Польский журналист, писатель и путешественник Петр Дурак (Piotr Durak), на протяжении многих лет работал над созданием галереи фотографий оставленных и забытых православных и греко-католических церквей в Малопольском, Подкарпатском и Любленском воеводствах юго-восточной Польши.  На самом деле территория этих воеводств является самой западной частью Исторической России - землями древнерусского Галицко-Волынского княжества или Червоной Руси, которые еще 70 лет назад назывались Холмской Русью, Подляшьем и Лемковщиной с ее нынешней словацкой часть Пряшевской Русью, где испокон веков проживали русины (одна из ветвей русского народа).

В июне прошлого года в интервью «Польскому Радио» Петр Дурак рассказал, что сейчас им собрано уже более тысячи фотографий 57 церквей, которые, вероятно, уже никто не помнит. После событий массовой депортации русинов в 1947 году, когда в ходе операции «Висла» были насильно выселены сотни тысяч человек, затух древнейший очаг русской культуры. Русинские села либо исчезали, либо застраивались польскими переселенцами, а православные и греко-католические храмы приходили в негодность и разрушались. Некоторым повезло быть переделанными в католические и прослужить еще некоторое время, пока им на смену были построены костелы. Другие стоят так, как их оставили много лет назад. Некоторые годами служили складами, народными домами, курятниками, сараями или... общественными туалетами.  

К словам Петра Дурака можно добавить, что искоренение определенной группы населения всегда ведет к уничтожению следов ее культуры, выразительными признаками которой являются сакральные памятники. Утрата древних русинских церквей тем более трагична, что с исчезновением построившего их народа была окончательно прервана древнейшая христианская традиция у славян. Ведь эти земли получили крещение и письменность намного раньше, чем остальная Русь и непосредственно от святых равноапостольных Кирилла и Мефодия во время их миссии в Великую Моравию, в состав которой тогда входили земли будущей Подкарпатской Руси. Тогда в 9 веке в ходе моравской миссии Солунских братьев получили крещение по православному обряду чехи словаки и поляки, но затем под давлением Священной Римской империи они перешли в католицизм. Как раз тогда произошла величайшая трагедия славянского мира - он был разделен по конфессиональному признаку, что стало причиной наполнения западнославянских языков латинизмами и германизмами, трансформацией всей культурной традиции и взаимного удаления, но главное - между братскими народами начались беспрерывные войны. И только русины сохраняли Кирилло-Мефодиевское крещение. Подробнее об исторической судьбе Холмщины, Подляшья и Лемковщины можно познакомиться в наших многочисленных предыдущих публикациях по этой и этой ссылкам.

Сегодня мы можем констатировать, что за последние сто лет в результате революционных потрясений разрушивших Российскую империю и большевистских социальных экспериментов Русский мир навсегда потерял свою самую древнюю и самую западную историческую область, и в наше время исчез народ, который в тяжелейших условиях национального и конфессионального гнета тысячу лет хранил русскую традицию.  Сегодня нам остается смотреть на постепенно исчезающие руины древних русинских храмов. Ведь даже восстановить их нет никакой возможности поскольку там где они стоят уже не людей, которым они нужны.

 

Фотографии заброшенных русинских церквей можно посмотреть в фотоальбомах  Петра Дурака в его Фейсбуке по этой и этой ссылкам.

***

Говоря о разрушающихся русинских церквях, следует отметить, что на Украине взаимно пренебрежительно отнеслись к историческим польским костелам в местах, где до 1946 года компактно проживало польское население, и которое была переселено в западные воеводства Польши, отошедшие к ней по итогам Второй мировой войны.

Лукаш Вольский (Łukasz Wolski) разметил свои исследования о состоянии костелов на Западной Украине и особенно в местах, где произошла «Волынская резня» на сайте польской общественной организации «Студия Восток» (Studio Wschód), которая с 2011 года проводит акцию "Могилы дедов спасти от забвения".

Вот что Лукаш Вольский пишет:

Польские костелы на Украине. В каком они состоянии? Какая судьба ждет их? Есть сотни, а может быть, даже тысячи. Некоторые из них простаивают, угасают навсегда в отдаленном районе, из других сделали амбары и склады, а другие превратились в церкви. Но есть те, которые служат католической общине, они были восстановлены и выполняют важную функцию центров польскости. Судьба польских костелов на Украине? Сколько из них уничтожены навсегда? Есть ли шанс, чтобы спасти по крайней мере некоторых?

Мы рассматриваем историю и статус только дюжины польских костелов, которые находятся в пределах нынешней Украины. Тем не менее, они показывают, какие разные судьбы храмов, которые десятками, а иногда и сотни лет служили польской общины.  

Католические костелов на Украине могут быть тысячи. Но определить их точное число не представляется возможным, если только кто-то возьмется исходить всю страну наших восточных соседей и посмотрел в каждой деревне. Многие из храмов находится в плачевном состоянии. Годы пренебрежения, неиспользования и подверженность эрозии вызвало массовые разрушения. Разрушающейся потолок, упавшие крыши, разрушены стены. Одним словом - разорение. Некоторые из объектов попали в частные руки или правительства, а затем превратилась в амбары, склады, зернохранилища. Сегодня, вместо того, чтобы в них находились верующие, там по-прежнему стоят животные. Есть также случаи, что церкви снесли, так как хорошо сохранившийся польский кирпич на Украине в цене.

Не все костелы сохранились. Многие из них сожжены во время нападений и убийств украинских националистов во время Второй мировой войны (например костел Niepokalanek женского монастыря в Niżniowie ), или позже это сделали Советы, которым не казалось обоснованным  сохранять эти объекты. Также нерешенным является правовой статус многих костелов. Мы знаем случаи, когда костелы были преобразованы в церкви. Но бывают ситуации, когда польская община города пытается восстановить костел, или передать его греко-католикам. Некоторые из храмов удалось сохранить и сегодня они служат католическому населению, выполняя возложенные на них функции, а также являются гордостью отдельных городов и сел.

Полностью статью можно прочитать на польском на сайте Studio Wschód

 ***

Эта разрушительная и кровавая «взаимность» по обе стороны Буга длится уже на протяжении тысячи лет - с тех пор как произошло навязанное извне конфессиональное разделение славян.

Когда это закончится?

В декабре 2015 и январе 2016 в фотографическом филиале областного краеведческого музея в Мелец - "Jadernówce"   состоялась выставка "По обе стороны Буга" (Po obu stronach Bugu), где Петр Дурак представил фотографии, заброшенных русинских и польских храмов  (фотографии с экспозиции на сайте музея в Мелец).

В экспозицию вошло свыше 60 фотографий, сделанных Петром во время его путешествий по восточным воеводствам Польши и Западным областям Украины. Возможно, если чаше будут проходить подобные выставки в Польше, в Белоруссии и на Украине, то по обе стороны Буга сложится более дружественная славянская взаимность.   

Игорь Зеленковский

 

 

Уважаемые посетители!
На сайте закрыта возможность регистрации пользователей и комментирования статей.
Но чтобы были видны комментарии под статьями прошлых лет оставлен модуль, отвечающий за функцию комментирования. Поскольку модуль сохранен, то Вы видите это сообщение.