Раздел содержит произведения двадцати пяти лучших по мнению его составителя, известного поэта, главного редактора журнала «Новая Немига литературная» Анатолия Аврутина русских поэтов Белоруссии. Авторские разделы Антологии формировались и публиковались на сайте на протяжении года, после чего составление было завершено и Антология теперь ожидает издания массовым тиражом.
Произведения Анатолия Аврутина, лауреата многих литературных премий, с 2006—2007 учебного года включены в программу средних школ Беларуси. И вполне заслуженно. Некоторые его стихотворения достойны того, чтобы их выучить наизусть.
Когда читаешь Валентину Поликанину, виден зрелый мастер русского слова. В ее строках глубокий смысл и высокие чувства.
Это добрая лирика философа, каким становится только сильный духом человек, познавший сердцем всю горькую правду жизни, и не переставший любить эту жизнь.
Юрий Михайлович Сапожков, несмотря на то, что уже полвека живет в Белоруссии -- поэт, безусловно, русский. Прежде всего -- по поэтической традиции. В так называемой "поэзии мысли", когда глубина осознания явления сочетается с виртуозностью авторского письма, ему трудно сыскать равных. А еще Юрий Сапожков -- вдумчивый и глубокий критик, большой знаток и ценитель поэзии, что подтверждается таким удивительным примером.
А Россия? Устройство России космическое, и взрыв Добра, как и взрыв Зла, могут возникнуть совершенно всеобъемлющие и стихийно. Слишком многогранен русский человек.
Вениамин Блаженный (из документального фильма «Вениамин Блаженный – последняя беседа»).
"Больной считает себя поэтом..." (Очерк Анатолия Аврутина о творчестве Вениамина Блаженного)
Завершающим аккордом его потрясающе мучительной жизни, как и у любого другого человека, стала Смерть. Но именно Смерть с большой буквы, слово, которое поэт всегда, наравне со словом Бог, писал именно так.
Когда молодой поэт Андрей Скоринкин, издав несколько первых сборников, подал документы на вступление в Союз белорусских писателей, его на приеме с треском «прокатили». Более того, разразился скандал. Мол, как же так? Отец работает в аппарате Союза писателей, пишет, разумеется, на «мове», а за сыном, избравшим для творчества язык Пушкина и Толстого, недоглядел… Так или иначе, но Скоринкину-старшему вскоре в должности было отказано...
Поэтическая карьера молодой поэтессы Светланы Евсеевой начиналась блистательно -- в Москве ее творчество заметили и оценили очень быстро, а после публикации в пользовавшемся громадной популярностью журнале «Юность» большой поэтической подборки С.Евсеевой ее имя тут же обрело широкую известность, поставив Светлану Георгиевну в один ряд с другими популярнейшими поэтами-шестидесятниками: Новеллой Матвеевой, Риммой Казаковой, Беллой Ахмадулиной, Андреем Вознесенским, Евгением Евтушенко… Не заставил себя ждать и выход первого поэтического сборника…
Есть поэты разные - хорошие и не очень. Некоторые смолоду куют свое счастье, не брезгуя выбором металла для своего успеха. Они идут к славе как шоумены. Если надо - поменяют родной язык на более выгодный, или станут кандидатами в президенты - вдруг Нобелевская премия за такой кульбит выгорит? Но мы не о них – это не наши герои.
Стихи Елены надо читать вслух. Отключить телевизор, сотовый телефон и прочие «необходимости» – остановить сошедшее с ума время. И читать. И тогда неожиданно начинает литься волшебная русская речь, и с удивлением начинаешь ощущать, что голос становится иным, а интонации сами выстраиваются в ровную мелодию нашей природы, ее воздуха и нашей души.
У меня на стене висит передаренная писателем Николаем Козловым по случаю давнего юбилея картина Алексея Жданова «Колыма». Нескончаемая вереница унылых надгробных камней среди мертвенной природы. Посреди --три такого же мертвенного цвета холма. Одно это способно навести жуть. Но полотно написано с зашифрованным секретом, доступным лишь посвященным -- если долго всматриваться в изображение центрального холма, в его очертаниях постепенно начинает проступать… голова лежащего в мавзолее Ленина…Такая, как на известнейшей фотографии в «Правде».
В комментариях под статьей о съезде белорусских писателей одним из посетителей было высказано заявление, что «западнорусская литература не состоялась» . На что другие участники дискуссии убедительно доказали, что западнорусская литература, как часть общерусской, всегда была и есть начиная с Симеона Полоцкого, Конисского, Гоголя и многих и многих других русских писателей - выходцев из Малороссии и Белой Руси. Публикациями русских поэтов Белоруссии проект «Западная Русь» подтверждает факт о том, что современная русская литература Белоруссии не только жива, но и развивается, и являет собой жизненность идей западнорусизма о культурном и духовном единстве трех ветвей русского народа – русских-великороссах, русских-белорусах и русских малоросах-украинцах.
Несколько лет назад известный московский критик Лариса Баранова-Гонченко выпустила в свет составленную ею и выдержавшую два издания антологию «Любимые дети Державы. Русская поэзия на рубеже веков», куда включила стихи авторов, которых посчитала «столпами» современной русской поэзии. Одной из самых примечательных фигур антологии стал Владислав Артемов, на тот момент пытавшийся в очередной раз найти свое место в рушащемся литературном процессе и взявшийся за написание серии коммерческих романов.
Став автором первого своего поэтического сборника «Луны печали» еще в пятнадцать (!) лет, М.Малиновская сразу же обратила на себя внимание специалистов не по годам взрослой интонаций, создавалось впечатление, что некоторые стихи тогдашней школьницы написала женщина бальзаковского возраста. И при этом в стихах Марии уже тогда не чувствовалось ни малейшего манерничанья или натяжки.