28 июня в сербском календаре.

Автор: Евгений Колосков

vidovdan28 июня в Сербии отмечают главный национальный праздник Видовдан.
Видовдан или Видов день — это день памяти общехристианского святого Вита, почитаемого как католиками, так и православными. Но у сербов Видовдан, помимо своего религиозного значения, наполнен политическими и государствообразующими смыслами, и является своеобразной точкой сбора национальных сил.

Сибирские поляки в современном польском медиадискурсе

Автор: Рафал Чахор / Татьяна Гончарова

151В связи с современными процессами миграции, политической и экономической интеграции, диаспоры играют все большую роль в общественной жизни стран мира. Они зачастую играют роль звена, связывающего старую и новую родину. В общественном сознании Польши, как и в практике функционирования учреждений, занимающихся делами Полонии, особое место занимает польская диаспора, проживающая на территории бывшего СССР. 

Вопреки стереотипам

Автор: Юзеф Бахуж

KostelВ воспоминаниях польских ссыльных зачастую встречаются суждения о России, которые отличаются от мнения, преобладавшего о ней в польской литературе XIX в..  Нередко они отличалась от того образа Сибири, известных  из польской поэзии великого романтизма, образа, в котором преобладает апофеоз мученичества и искупительной жертвы. В воспоминаниях и письмах ссыльных есть и другая правда о России.

Польские крестоносцы и немецкий "Дранг нах Остен"

Автор: Владислав Гулевич

rycerz rysunek flБорьба поляков с немецкими крестоносцами является одним из обязательных элементов польской исторической памяти. При  массированном акценте на факт сопротивления поляков немецкой экспансии остаётся малоизвестным факт существование польских крестоносцев.

Земля голода, бедности и террора

Автор: Болеслав Рудский

Rus Podkarpacka mapa 1930Публикацией статьи о положении в Подкарпатской Руси в 1939 году продолжаем размещать материалы из польской межвоенной прессы по украинскому вопросу, который тогда стал одним из самых острых во внутренней и внешней политике Второй Речи Посполитой. Цикл этих статей был начат заметкой «Русины или украинцы» из газеты «Pobudka» от 15 апреля 1939 года.

Русины или украинцы?

Автор: Ст. Ястршебский

rusiniО том, что не все ладно с «украинцами» польские политики и общественные деятеля поняли сразу после образования Второй Речи Посполитой, в которую также вошли западно-украинские и западно-белорусские земли после Перовой мировой войны, и по итогам Польско-украинской (1918-1919) и Советско-польской (1919-1921) войн.

Балты в миграциях великого переселения народов

Автор: Илья Тарасов

lietuvaBaltsBlr 23На рубеже эр балтские археологические культуры раскинулись от юговосточной Прибалтики до междуречья Оки и Волги и верховий Десны и Сейма. Им отводится так называемый «четвёртый» мир античной Европы в классификации отечественного археолога М.Б. Щукина. Среди них основные - это культура западнобалтских курганов, культура штрихованной керамики, милоградская, днепро-двинская.

Люблинская уния как источник многовекового польско-российского конфликта в свете польской историографии

Автор: Кшиштоф Петкевич

50e590В статье польский историк Кшиштоф Петкевич анализирует различные взгляды на изменения в геополитической ситуации в Восточной Европе после присоединения к Польше южнорусских земель (Украины). Также рассматриваются споры польских историков о последствиях многовекового польско-российского конфликта, который закончился победой России и разрушением Речи Посполитой.

«Восприятие Сербии в мире как “Малой России” во многом определяет нашу судьбу». М. Белаяц

Автор: Миле Белаяц

1599 serbyАвторитетный специалист по югославской военной проблематике директор Института новейшей истории Сербии Миле Белаяц рассуждает о том, как те или иные сюжеты сербской истории сегодня у него на родине воспринимаются широкими общественными кругами и профессиональными историками.