28 июня в сербском календаре.

Автор: Евгений Колосков

28 июня в Сербии отмечают главный национальный праздник Видовдан.
Видовдан или Видов день — это день памяти общехристианского святого Вита, почитаемого как католиками, так и православными. Но у балканских славян и особенно в восточных областях Сербии и западной части Болгарии этот день имеет особое значение и широко отмечается как народный праздник, уходящий корнями в глубокую древность в дохристианские верования и обычаи, связанные с летним солнцестоянием, небесными явлениями грома и града и разведением священного огня «Крийес». Подобные обычаи у восточных славян, и особенно у белорусов, приходятся на Ивана Купалу, только отмечаемого на несколько дней раньше 24 июня на христианский праздник Рождества Иоанна Предтечи.

И если у болгар и у русских этот древний сакральный день солнцестояния, остается только в народной традиции, церковь же вынужденно его привязала к почитанию христианских святых, а государством, за исключением Республики Беларусь, он нисколько не поддерживается, то у сербов Видовдан, помимо своего религиозного значения, наполнен политическими и государствообразующими смыслами, и является своеобразной точкой сбора национальных сил.

В статьи кандидата исторических наук Евгения Андреевича Колоскова как раз анализируется процесс формирования современного прочтения Видовданской традиции в Сербии с 1985 по 1991 г. в период разложения централизованной власти в Югославии. Процесс перекодирования новой национальной мифологии, вызванный дезинтеграционными процессами в СФРЮ после смерти Тито, исследуется на основе политического и общественного дискурса в Сербии. В итоге исследования становится очевидно, что сложившаяся традиция ежегодного празднования годовщины Косовской битвы в качестве государственного праздника напрямую связана с интересами конкретных политических сил в Сербии.

Редакция "ЗР"

 

vidovdan

 

28 июня в Сербии — это не только день легендарной битвы на Косовском поле в 1389 г., но и День св. Вита (Видовдан). С этой датой связано множество исторических событий сербской национальной истории. Неудивительно, что в период реинкарнации сербской национальной мифологии Белградом в 1986-1991 г. данная дата была также «мобилизована» с целью увеличения политического капитала1.

Процесс создания государственного праздника всегда непрост, и изобретение традиции празднования становится определенным испытанием для государственной идеологии. В рамках нашего исследования постараемся показать процесс развития мобилизационного потенциала этой даты сербского календаря для политических сил в Югославии (в первую очередь в Социалистической Республике Сербии (СРС, СР Сербии)). Помимо знаменитого празднования 600-летней годовщины Косовской битвы в 1989 г.2, обратим внимание на другие эпизоды использования Дня св. Вита как правительственными, так и оппозиционными силами в период складывания парламентаризма в СРС, основываясь на политическом и общественном дискурсе — используя публичные выступления и публикации ведущих политических и общественных деятелей, находящиеся в открытом доступе, например Меморандум Сербской академии наук и искусств (далее — САНИ), и опубликованные в трех наиболее популярных газетах в СР Сербии: «Борба» («Борьба»), «Политике!» («Политика») и «Вечерње новости» («Вечерние новости») — и двух основных газетах Автономного края (далее — АК) Косово: «Rilindja» («Возрождение» ) и «Је-динство» («Единство»),

Для начала необходимо вспомнить о 28 июня и его месте в сербской истории нового и новейшего времени. Итак, 28 июня

  • 1876 г. Сербией была объявлена война Османской империи;
  • 1881 г. в Белграде была подписана секретная австро-сербская конвенция;
  • 1914 г. состоялось покушение Гаврилы Принципа;
  • 1915 г. произошел ввод сербско-черногорских войск в Албанию;
  • 1921 г. принята первая конституция Королевства сербов, хорватов и словенцев (СХС);
  • 1937 г. открыт памятник освободителям города Ниш;
  • 1948 г. принята резолюция Коминформа;
  • 1950 г. в Югославии пущена дорога «Братство — единство»;
  • 1960 г. открыт университет в Нови Саде;
  • 1992 г. состоялся Видовданский сабор оппозиции;
  • 2001 г. С. Милошевич предан Международному трибуналу по бывшей Югославии (МТБЮ);
  • 2006 г. Черногория стала 192-ым членом ООН;
  • 2015 г. баскетболистки Сербии обыграли сборную Франции в финале чемпионата Европы.

Не стоит также забывать, что в канун Видовдана в 1941 г. в воюющей Югославии был образован Главный штаб Народно-освободительных партизанских отрядов. Кроме того, 27 июня 1991 г. части Югославской народной армии начали операцию по возвращению контроля над границей в Словении.

Сложно сказать, когда впервые появляется идея отпраздновать 600-летнюю годовщину Косовской битвы 1389 г., но, очевидно, что сама идея целого ряда мероприятий, включая организацию Съезда историков в 1987 г. в Приштине, подчеркивает осознание важности коммеморации данного события республиканскими и федеральными властями. В Косово формирование «Календаря юбилейных основных исторических событий и [годовщин дней рождения] выдающихся личностей народов и народностей Косово на 1986 [позднее 1987] — 2000 гг.» под контролем Центрального комитета Союза коммунистов Автономного края Косово начинается в 1985 г. Пояснение к празднованию интересующего нас юбилея звучит следующим образом:

28 июня 1389 г. на Косовском поле произошла битва между христианским войском во главе с князем Лазарем Хребеляновичем и османским войском во главе с султаном Мурадом I. Христианское войско потерпело поражение. Однако погиб и султан Мурад I3.

Интересно, что под 28 июня фигурирует и другая памятная дата:

По инициативе Областного комитета Косова и Метохии [коммунистическая] партийная организация Приштины организовала саботирование празднования 550-летней годовщины Косовской битвы, коммунисты и прогрессивная молодежь Приштины преуспели в превращении этого саботажа в демонстрацию против правящего режима4.

Впоследствии, впрочем, предлагалось эту дату удалить5, но конечный результат наверняка не известен.

Интересно, что имеет место быть максимальная денационализация двух этим событий: в обоих текстах не назван ни один этноним. Более того было явно проигнорировано предложение указать убийцу турецкого султана6. Очевидно, что концепция празднования в вйдении краевых властей, безусловно, должно было соответствовать принципу братства и единства и, конечно, дистанцироваться от празднования юбилея в королевской Югославии.

Традиционно начало широкого обращения исследователей и политиков к тематике Косовской битвы 1389 г., роли и значению края связывают с четырьмя событиями в общественно-политической жизни посттитовской Югославии. Первое из них — студенческие волнения в Приштине 1981 г., их жестокое подавление и квалификация официальным Белградом как контрреволюционное выступление и всплеск албанского национализма и ирредентизма. Следующим событием становится публикация 24-25 сентября 1986 г. знаменитого Меморандума Сербской академии наук и искусств. И хотя значение этой первой публикации Меморандума (второй раз был опубликован в июне 1989 г.) часто преувеличивают, учитывая, что от него поспешно открестились большинство академиков, тем не менее сам факт подготовки данного документа подтверждает обеспокоенность сербской научной элиты ситуацией в Косово. Отметим также, что Косово в Меморандуме упоминается 34 раза7. В газете «Вечерње новости», например, Меморандум был назван «Новым призывом к братоубийству и новому пролитию крови»8.

Интересно также, что XIII Съезд Союза коммунистов Югославии (СКЮ), проходящий с 25 по 28 июня 1986 г., в освещении официальных СМИ часто сравнивался с битвой9. Конечно, мы не можем с уверенностью говорить о подобном определении, равно как и о переносе съездов СКЮ на июнь как о коммеморационной практике, тем не менее необходимо отметить, что XII (1982) и XIII съезды прошли с 26 по 29 и с 25 по 28 июня соответственно, и лишь два съезда до этого проходили в июне: II (20-25 июня 1920 г.) и XI (20-23 июня 1978 г.).

Большинство исследователей начального этапа Югославского кризиса связывают события апреля 1987 г. с резким ростом авторитета С. Милошевича, началом его триумфального восхождения к вершине политической власти после посещения Косово и популяризации его легендарной фразы: «Никто не смеет вас бить». Кроме того, Милошевич сказал следующее:

Вы должны оставаться здесь. Это ваша земля. Ваши дома, луга и сады. Ваша память. Вы не должны покидать ваши земли лишь потому, что жить здесь трудно <...>. Сдаваться перед лицом трудностей, опускать руки как раз в то время, когда нужно начать бороться — никогда не было чертой сербского и черногорского характера. Вы должны оставаться здесь ради ваших предков и ваших потомков10.

Очевидно, что два выступления, о которых говорит, в частности М. Шолевич, отличались, и второй был более спонтанным11, но тем не менее очевидно, что сама идея использования косовского мифа уже витала в воздухе. Основные газеты в июне 1987 г. пестрели заголовками, обличающими национализм, албанский ирредентизм, бюрократизм и выселение сербов и черногорцев из Косова12.

В 1988 г. ожидание 600-летней годовщины давало о себе знать и в СМИ стали появляться статьи, посвященные празднованию. Учитывая нарастания споров о будущем Югославии, политизация ко-совоской проблемы и общий рост националистической риторики не выглядел чем-то удивительным. «Борба» —официальная газета Коммунистической партии Югославии (КПЮ), начиная с 26 июня, опубликовала ряд заметок Б. Милошевича, посвященных Косовской битве и ее празднованию в 1889 и 1939 гг.13 Отметим, что в целом описание косовского мифа в этих статьях достаточно критическое. В частности, в статье «Косовский миф и видовданская религия» автор упоминает языческие мотивы косовского мифа и значение мифа для королевской династии и сербской государственности в конце XIX — начале XX в.14. Необходимо уточнить, что Б. Милошевич, бывший министр культуры СРС, был политическим противником С. Милошевича и последовательно выступал против последнего начиная с мая 1987 г.15 Также необходимо упомянуть, что с 1988 г. на страницах официальной прессы фигурирует термин «албанский сепаратизм» вместо привычного «албанский ирредентизм» и оживление Сербской православной церкви (СПЦ) в этот период, которая самым активным образом включилось в глорификацию косовского мифа.

Юбилейный 1989 г. интересует нас прежде всего организацией праздника и его подготовкой в СМИ. Фактически именно юбилейный год должен был заложить основы новой календарной традиции празднования Дня св. Вита. В газетах подготовке праздника уделялось большое внимание. В первую очередь обозначалась важность праздника. Так, в «Борбе» публиковался ряд заметок, посвященных празднованию 500-летнего юбилея16, и акцентировалось значение праздника посредством упоминания празднования в Великобритании (так называемый Косовский день в период Первой мировой войны)17.

Большое внимание преддверию праздника уделяла академическая наука18: публиковались краткие выжимки исследований, например, превозносилась публикация трилогии Р. Михальчича19, и приводились отчеты прошедших научных конференции, посвященных юбилею20. Разумеется, наибольший интерес для СМИ вызывали опубликованные высказывания исследователей, которые повышали значимость битвы 1389 г., как, например, «Сербия была защитником Европы» или «Сербия защитник европейской цивилизации и культуры», опубликованные в газете «Политика»21. К юбилею открывались тематические экспозиций в историческом музеи Приштины22, этнографическом музее Белграда и других институциях23, что активно освещалось прессой.

Особо отмечалось символическое значение Косовской битвы в истории и культуре24. Активно освещались театральные постановки25 и фильмы в честь юбилея битвы. Особенно отметим анонс художественного фильма как в рамках традиционных объявлений26, так и отдельных статей, предвкушавших27 и освещавших премьеру28. Косовский миф ретранслировался в СМИ в рамках подготовки празднования. Отметим циклы: «Милош Обилия: миф, легенда и реальность», опубликованный в газете «Вечерње новости-»29, «Косовская битва — легенда и реальность» — в «Јединство»30, в албаноязычном «Rilindja» статьи по косовской тематике появлялись под официальным логотипом грядущего юбилея с 13 июня31. Отметим и обратные тенденции: в «Политике» с 23 июня публиковался цикл статей белградского профессора М. Спремича «Вук Бранкович и Косовская битва»32, которые определенно нельзя отнести к канонической интерпретации косовского мифа.

В СМИ большое внимание уделялось процессу подготовки празднования: население информировалось об этапах подготовки, количестве автобусов, времени отправления и способах, которыми можно добраться до места грядущего торжества33. Интересно, что ожидаемое количество участников разнилось в зависимости от СМИ. Так, «Бор-ба» ожидала 1 млн человек, а «Вечерње новости» — 2 млн34. Отмечалась подготовка к празднованию в регионах, в частности в Хорватии35 и Словении36, а также восстановлению традиции празднования Видов-дана37.

Любопытно появление различных коммерческих предложений накануне праздника. Например, в конце мая в косовской газете «Јединство» появилась реклама ювелирных изделий, выпущенных к юбилею битвы: ювелирный дом «Майданпек» предлагал две серии украшений — «Гибель царства» и «Христианский крест»38. Кроме того, ряд производителей керамической посуды предложил ассортимент своей продукции в стиле эпохи сражения и с изображением косовских мотивов. Среди нх: «Кристал» (Зайчара), «Елка» (Аранжеловца), «Домачна радост» (Сурдулице) и другие39. Также можно вспомнить рекламу алкогольной продукции, например, в газете «Политика»: юбилейный виньяк «600» производителя «Рубин», продаваемый под брендом «1389» в 1989 г.40. Впоследствии бренд стал использоваться регулярно, а помимо пищевой продукции оказалась задействована еще сувенирная атрибутика и многое другое. Также необходимо отметить рекламу «официального организатора туристической программы и соорганизатора праздника» агентства «Путник», которое предлагало туры от одного до пяти дней с посещением «сербских средневековых монастырей»41.

Любопытно отношение официальных СМИ к участию церкви в подготовке празднования42. Встречи Милошевича с патриархом Германом упоминаются на первых страницах изданий «Вечерње новости» и «Политика» без особых комментариев и предельно кратко43.

Официальная эмблема юбилея использовалась не всеми официальными СМИ и не одновременно. Так, косовское «Јединство» с 1 июня и до конца празднования использовало свой логотип «Путь Видовдана», маркируя страницы посвященные юбилейной тематике44; в албаноязычной газете «Rilindja» официальный символ юбилея появляется 13 июня45, в «Вечерње новости» — 26 июня46, в «Борба» — Т1 июня47, в «Политика» — 28 июня48.

Отметим и откровенно провокационные пассажи накануне празднования. Так, не имея возможности обойти религиозную и этническую тему автономного края, газета «Вечерње новости» в рамках цикла «Косово — корень веков: сербские культурные памятники — доказательство непрерывности», начатого 9 июня и продолжающегося до 22 июня, акцентировала внимание на массовости посещения православных святых сербами накануне празднования и весьма нелестно отзывалась об албанцах и, в частности, объясняя, почему за границей Косово считается населенным преимущественно албанцами, писала об их самоназвании «косовар»49. Также отметим статью цикла под названием «Из купола — минареты», в которой, помимо заявленной темы, приводилась критика происхождения албанцев от иллиров50. Нельзя не сказать и об уже вышеупомянутом обращении к публикации Меморандума САНИ51. Газета «Политика» поместила ответ 3. Зайнели на публикацию в «Борбе» статьи исключенного из СКЮ В. Суройа «Истина о Косово — одна», в котором автор, обвиняя оппонента в оправдании сепаратизма, клеймил «югославский запад» и, вспоминая события 1981 г., указывал на угрозу югославскому суверенитету со стороны «албанских сепаратистов»52. Также отметим среди рекламы книг, посвященных юбилею, труд Р. Савича «Арбанаси на сербской земле»53, информацию о случаях межэтнических столкновений в Косово54 и за его пределами55 и планах переименований улиц в Приштине в честь героев косовского цикла56.

Само представление праздника в СМИ можно разделить на следующие основные темы: глорификация масштабности празднования в интервью участников и фотографиях; культ Милошевича; его выступления и фотографии; значение Косово для объединения сербов и сербской истории; миф и традиции празднования 1939 г.; стихи и изображения; «битва за мир», или общеюгославский посыл, посредством интервью и статей. Нас, в свою очередь, больше интересует программа празднования и ключевые элементы, которые стали основой для дальнейшего празднования Дня св. Вита.

Для этого необходимо привести программы празднования, опубликованные в газетах «Вечерње новости» и «Јединство». Их различия незначительны и, по всей видимости, связаны с датой публикации (26 и 28 июня соответственно). Ниже предлагаем свой перевод:

1. «Вечерње новости»

Программа празднования на Газиместане и в Грачанице

27 июня в 17 ч. СПЦ отслужит литургию в монастыре Грачаница.

В ночь с 27 на 28 июня — бдение у мощей князя Лазаря в монастыре Грачаница.

28 июня с 7 ч. до 10 ч. 30 мин. СПЦ отслужит заутреню в монастыре Грачаница.

В 12 ч. церковный обед в монастыре Грачаница.

28 июня на железнодорожный вокзал в Косово Поле прибывает специальный поезд с важными гостями.

Центральное празднование 600-летия Косовской битвы начнется на Газиместане в 13 ч.

До начала праздничных мероприятий будет играть музыка и [будет организован] поэтический концерт.

Празднование начнется в 13 ч. гимном «Гей, славяне».

После исполнения гимна будет политическое выступление. (Имейте в виду, что [речь] может длиться около получаса.)

После выступления будет исполнена лучшая часть из «Страстей святого князя Лазаря» (имеется в виду музыкально-симфоническое произведение Райко Максимовича — Е.К.).

Около 15 ч. СПЦ отслужит литургию (поминальную службу —Е.К.) по погибшим воинам на Газиместане.

После литургии официальная часть празднования заканчивается58.

2. «Jединство»

Расписание главного празднования 

27 июня:

всенощное бдение в Грачанице (17 ч.). 57 58

28 июня:

первая ночная литургия в Грачанице (24 ч.);

патриарх Герман отслужит торжественную архиерейскую литургию в Грачанице (7 ч.);

торжественный митинг на Газиместане, на котором, как ожидается, выступит с речью председатель президиума СР Сербии Слободан Милошевич (13 ч.);

исполнение отдельных частей из «Страстей святого князя Лазаря» (после речи);

исполнение патриотических, художественных песен и песен косовского цикла под соответствующую музыку;

патриарх Герман отслужит заупокойную косовским героям на Газиместане (16 ч.)59.

Как мы видим из программы празднования, предложенных карт празднования60 и фотоотчетов, вполне очевидно желание организаторов построить программу и само празднование, максимально приближенными к мифу. Это подтверждает, во-первых, значительная религиозная составляющая: в программе и фотографиях, опубликованных в газетах, подчеркнуто религиозное значение празднования.

Во-вторых, сама организация и массовая доставка участников. Широко освещалась и превозносилась в СМИ организация быта и снабжения61, взаимовыручка гостей62 и гостеприимство принимающей стороны63, широкое представительство со всей федерации и зарубежья64. Отдельное внимание уделяется тем, кто прибыл пешком65 или даже на коне66. На фотографиях в основном изображены люди разных возрастов, участникам с ограниченными физическими возможностями и в национальных костюмах67.

В-третьих, определенные трудности и даже опасности, которым подвергались участники празднования: это задержки и сложности, связанные с передвижением автобусов68, погодные условия69, и кроме того, сообщалось о «злодеяниях неприятеля». На страницах «Вечерње новости» упомянуто несколько инцидентов: автобусы с участниками забрасывались камнями70, а на пути следования автобусов (по трассе Приштина — Печ) было заблаговременно обнаружено препятствие (достаточно крупные металлические элементы машин размером до двух метров выложенные поперек дороги)71. «Борба» писала о десятках случаев, когда «албанские националисты и сепаратисты» забрасывали камнями автобусы72. Интересно, что во всех случаях присутствует сомнение в случайности инцидентов и содержатся намеки на некий заговор.

В-четвертых, знаменитое выступление Милошевича, запланированное на 13 ч. как кульминация празднования и дальнейший концерт. Отметим, что подчеркивалась его роль как защитника Косово в прошлом73.

Все это, очевидно, должно было создать атмосферу тревожности, сопричастности и одновременно коммеморации сражения, прошедшего 600 лет назад. Зрители, потомки павших героев (зачастую они буквально так и преподносилось в отдельных СМИ)74, уподоблялись воинам, откликнувшимся на зов своего лидера и прибывшим со всей страны и всех сторон света, дабы «избежать проклятия истории», а лидер обращался к ним, подобно князю Лазарю, с речью обещающей новый рассвет и новое единство.

Празднование 1990 г. было значительно скромнее и прошло практически без внимания СМИ. Во многом это было связано со спорами об изменении конституции страны, во многом — с растущей оппозицией Милошевичу. (Конечно, не стоит забывать и об успехах сборной Югославии на Чемпионате мира по футболу в Италии: 26 июня югославы обыграли в 1/8 финала испанцев в Вероне и готовились к матчу с Аргентиной 30 июня.)

Лишь «Политике!» подробно осветила подготовку75 и празднование 601-й годовщины сражения76. В публикациях описывалась организация, программа проведения праздника, которая во многом совпадала с прошлогодним торжеством77, быт участников и их всеюгославский и международный состав78. Нововведениями стали организованные художественные конкурсы, более обширная развлекательная программа для участников и явная коммеморация прошлогоднего праздника: помимо постоянных отсылок, фотографии 1989 г. использовались в качестве иллюстративного материала праздника 1990 г.79 Интересно и стремление привязать юбилей и к другому трагическому эпизоду сербской истории, а именно к Великому переселению сербов 1690 г.80 Отметим, что упоминание церкви появилось лишь в разделе рекламы. Туристическое агентство СПЦ «Доброчинство» помимо прочего рекламировало автобусный тур «Задужбина Неманичей в Косово и Метохии» на 28/30 июня81.

28 июня 1991 г. еще меньше ассоциировалось с днем Косовской битвы — уже шла война в Словении, о чем и пестрели газетные заголовки82. О празднике сообщили все ведущие газеты, но далеко не как о важнейшем событии83 . Он стал значительно скромнее, даже по сравнению с предыдущим годом. Центр празднования переместился в Крушевац, где были проведены разные культурные мероприятия и творческие конкурсы84. На Газиместане собралось более тысячи человек, религиозные действа прошли, как обычно, в Грачанице, правительственная делегация ограничилась возложением венков к могилам сербских героев85. В целом, заметно, что ключевая роль в организации и проведении мероприятия перешла в руки церкви, которая через свое туристическое агентство организовало тур «Видовдан в Косово»86. Отметим новую традицию: поздравление «сербского народа» с праздником от «Карич-банка» (первого частного банка в Югославии)87.

Кроме того, оппозиция Милошевичу начала активно использовать косовский миф: несколько ее лидеров 17 июля 1991 г. принесли клятву сербскому патриарху Павлу, подобно клятве сербских вельмож князю Лазарю накануне битвы88.

В следующем, 1992 г., Видовдан ассоциировался в первую очередь с так называемым Видовданским набором оппозиции — крупным митингом различных политических (от принца Александра Карагеоргиевича до В. Коштуници) сил, выступавших против политики Милошевича, начавшимся 28 июня и продолжавшимся до 5 июля 1992 г. Проправительственные медиа, в частности «Вечерње новости», накануне 28 июня отметились критикой оппозиционеров89 и одиозной статьей про славянского бога Вида90. В День св. Вита и последующие дни опять же основные сюжеты посвящены набору91 и его «героям»92. Кратко и с явным неудовольствием отмечались лишь отдельные, связанные с Видовданской традицией, церковные мероприятия93 и действия королевской фамилии94.

Оппозиция всячески подчеркивала «видовданскость» своей акции и участия патриарха. В частности, служение видовданской литургия в храме св. Саввы в Белграде использовалось как еще один аргумент в пользу поддержки демонстрантов со стороны церкви95.

Резюмируя, мы можем с определенной уверенностью сказать, что появление сложившейся традиции ежегодного празднования годовщины Косовской битвы в качестве государственного праздника в большей степени связано с интересами конкретных политических сил в первую очередь в СР Сербия. При этом как оппозиция, так и правительство могли в зависимости от обстоятельств переходить от критики косовского мифа к его коммеморации. Отдельно отметим, что церковь и бизнес оставались в рамках коммеморативных практик на протяжении всего рассматриваемого нами периода.

Праздник 1989 г. стал своего рода недостижимым эталоном: с одной стороны, он задал программу максимум, которую так и не удалось воплотить позднее ни власти, ни оппозиции в Белграде в 1992 г., но, с другой стороны, программа, основные места церемоний, главные действующие лица остаются до сегодняшнего дня практически неизменными.

Безусловно, после 1999 г. ситуация изменилась и паломничество в Косово стало более регулярным, воспринимающимся в качестве гораздо более рискованного мероприятия, фактически религиозного и гражданского подвига, однако торжества 28 июня по-прежнему проводятся с присущим им пафосом во всех тех же священных для всех сербов и черногорцев местах и при участии высших церковных иерархов и высших государственных лиц.

Евгений Андреевич Колосков

кандидат исторических наук, доцент кафедры теории и истории
международных отношений факультета политологии
Санкт-Петербургского государственного университета.

 Центральноевропейские исследования 2019

 

Список сокращений

АК — Автономный край Косово КПЮ — Коммунистическая партия Югославии МТБЮ — Международный трибунал по бывшей Югославии САНИ — Сербская академия наук и искусств

СРС, СР Сербия — Социалистическая республика Сербия СХС — Королевство сербов, хорватов и словенцев AiK — Arkivi i Kosovčs

 

Литература

  • Колосков 2016 Колосков Е. А. Косовский миф в современной сербской и албанской историографии: этапы и основные тенденции // Studia Slavica et Balcanica Petropolitana. 2016. №2 (20). C. 152-168.
  • Колосков 2017 — Колосков E.A. Косовский миф как элемент сербо-албанских противоречий в 1989-2003 гг. // Вынужденное соседство — добровольное приспособление в дипломатических и межнациональных отношениях в Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европе XVIII-XXI вв. / редколл.: М. Ю. Дронов, А. А. Леонтьева, О. В. Хаванова (отв. ред.). М.; СПб.: Нестор-История, 2017. С. 107-116.
  • Колосков 2017 — Колосков Е.А. Косовский миф в сербском политическом дискурсе (1986-1991) // Славянский мир: общность и многообразие. Тезисы молодежной научной конференции в рамках Дней славянской письменности и культуры / отв. ред. Е. С. Узенёва, О. В. Хаванова. 2018. С. 124-128. DOI 10.31168/2619-0869.2018.1.9.1.
  • Ломоносов 2009 — Ломоносов М.Ю. Национальные мифы в государственном управлении (сербский опыт XX в.) // ARS ADMINISTRANDI: сб. науч, статей. Пермь: Пермский гос. ун-т, Администрация губернатора Пермского края, 2009. С. 138-144.
  • Ломоносов 2011 — Ломоносов М.Ю. Албано-славянские контакты: конфликты, исторические мифы и производство кризисов // Вестник Пермского университета. Серия: История. 2011. №1 (15). С. 156-162.
  • Ломоносов, Колобов 2007 — Ломоносов М. Ю., Колобов А. В. Косовский миф и его хронология // Исторический вестник университетов Любляны и Перми (Любляна — Пермь). Пермь: Пермский гос. ун-т., 2007. С. 110-111.
  • Bieber F. Nationalist mobilization and stories of Serb suffering: The Kosovo myth from the 600th anniversary of the present // Rethinking History. 2002. Vol. 6. №1.P. 95-110.
  • Greenawalt A. Kosovo Myths: Karadžić, Njegoš and the transformation of Serb memory // Spaces of identity. 2001. №3. P. 49-65.
  • Comic E. Nacionalne mobilizacije i politički mitovi u ratovima u bivšoj Jugoslaviji // Politički mitovi. Zagreb: TIM press, 2012. S. 80-92.

------------------

1- Greenawalt 2001: 49-65; Čamić 2012: 80-92; Ломоносов, Колобов 2007: 110-111.

См.: Колосков 2017: 107-116.

AiK. Fondi Arkivor Komiteti krahinor I LK Гё K< >s< >\<;s — Komisioni рёг historin e LK Гё Kosoves. Kalendar godišnjica istaknutih istorijskih dogadjaja i ličnosti Kosova (1987-2000). Pristina, 1986.

Ibid. S. 2.

AiK. Beleška sa sastanka radne grupe na kojoj je razmatran Kalendar godišnjica istaknutih istorijskih do gadjaja i ličnosti Kosova (1987-2000). S. 2.

Ibidem.

Memorandum 1986 //Trepca.net. URL: http://www.trepca.net/english/2006/ser-bian_memorandum_1986/serbia_memorandum_ 1986.html (дата обращения: 15.07.2018).

Ђукановић А. Предложение безысходности // Вечерњи новости. 1986. 24 IX. С. 2.

Добићемо и ову велику битку // Политика. 1986. 26 VI. С. 1.

10 Нико нема правда да бије народ // Политика. 1989. 28 VI. С. 5.

11 15 Intervju: Miroslav Šolevič // Vreme. Broj 454. 1999. 18 IX. URL: https://www. vreme.com/arhiva_html/454/ll.html (дата обращения: 15.07.2018).

12 Савез коммуниста полаже један од најтежких испита у историја // Политика. 1987. 27 VI. С. 1; Историја нам неће опростити оклевање // Борба. 1987. 27-28 VI. С. 1.

13 Milosevic В. Velike kosovske godišnjice (I): Kosovo — symbol propasti i obnove // Borba. Broj 177-178. 1988. 25-26 VI. S. 8.

14 Милошевић В. Велике косовске годишњице: како je прослављено 500 и 550 година од Косовске битке (VII): Косовски мит и видовданск религија// Борба. 1988. 2 VII. С. 7-8.

15 Preminuo novinar Branislav Milosevic //Nuns press: Nezavisno udruženje novinara Srbije. 2005 18 I. URL: http://www.nuns.org.rs/info/news/2707/preminuo-novinar-branislav-milosevic.html (дата обращения: 15.07.2018).

16 Дражић Д. Наше племе погинути неће: Беседа др. Фрање Рачког на 500-го-дишњицу Косовске битке // Борба. 1989. 24-25 VI. С. 6-7.

17 15 Миленчевић В. За слободу и хришћанство: обележавање Косовског дана у Енг-леској у I Светском рату //Борба. 1989. 24-25 VI. С. 1, 6.

18 Колосков 2016: 152-168; Колосков 2018: 124-128; Ломоносов 2009: 138-144.

19 90 Рајковић М. Јунаци косовске легенде: трилогија Бој на Косову проф. др. Радета Михаљчића допринос српске историографије обележавању шестстоте годишњице Косовске битке // Борба. 1989. 24-25 VI. С. 1'Ређеп Ј. Празник српске историографије // Политика. 1989. 17 VII. С. 15.

20 91 Јелећ С., ЂурђевићД. Крвави печат српске историје: штаје све показао троеднев-ни научни скупу САНУ: Косовскабитка — историјаи традиција// Борба. 1989. 26 VI. С. 11; Вез народних жеља: синоћ у Етографском музеју отворена изложба поводом 600 година од Косовске битке // Вечерње новости. 1989. 22 VI. С. 21; Научни скуп о косовском боју //Јединство. 1989. 28 VI. С. 12; Дурић М. Научни скуп о Косовском боју у понедељак, у Академија наука и уметности БиХ // Политика. 1989. 17 VI. С. 17.

21 99 Padoeuti М. Србијаје било на бранику Европи // Политика. 19. јун 1989. С. 11. Козећ Г. Србијаје стајана на бранику европске цивилизације и културе // Политика. 1989. 22 VI. С. 10.

22 99 Hapet ekspozita рёт betejfn // Relindija. 1989. 26 VI. F. 8.

23 94 Најстарији уметнички предмет са мотивима косовског боја // Политика. 1989.21 VLC.il.

24 95 Hecmopoeuti М. Роматични амблеми народне свести: мотиви Косовског боја у српском сликарству XIX века // Борба. 1989 26 VI. С. 11; Он же. Буна у нацио-налном разуму: мотиви Косовског боја у српском сликарству XIX века (2) // Борба. 1989.27 VI.'С.'11.

25 96 Путник Р. Вредност духовног наслеђа//Политика. 1989. 20 VI. С. 11.

26 97 Вечерње новости. 1989. 20 VI. С. 25.

27 99 Из смрти у легенду // Вечерње новости. 1989. 21 VI. С. 11.

28 99 Кодемо М. По мере // Вечерње новости. 1989. 22 VI. С. 27.

29 Гверо М„ Николић Н. Заклетва српских витезова // Вечерње новости. 1989. 23 VI. С. 23.

30 МарићД. Печат страдању — заваскрас //Јединство. 1989. 30 V. С. 13.

31 33 Milosh Obiliq — realiteti, pbrrallat dhe mitet: emri u pbrjetesua shumbrish // Relindija. 1989. 13 VI. F. 8.

32 Спремић M. Издаја без правых доказа// Политика. 1989. 23. VI. С. 19.

33 Очекује се 6.000 аутобуса // Вечерње новости. 1989. 24 VI. С. 29; Кад и како ау-тобисима и аутомобилима // Вечерње новости. 1989. 26 VI. С. 31; Спремо Л. Бесплатне услуге градског саобраћаја //Јединство. 1989. 27 VI. С. И; Павлович Р. До Приштине и Косова Поља најбоље железницом и аутобусима // Политика. 1989. 17 VI. С. 9; Десет аутобуса из Бока Которске // Политика. 1989. 21 VI. С. И; N6 Graganie — qendra informative рёт vizitorbt е huaj // Rilinija. 1989. 26 VI. F. 8.

34 Вуклшровић С. Позивници за два милиона гостију // Вечерње новости. 1989. 7 VI. С. 5.

35 Централна прослава у Книну // Политика. 1989. 24 VI. С. 7.

36 Воје И. Писмо из Љубљане: Видовдан мора остати симбол нашег јединства // Ibid. 1989. 24 VI. С. 12.

37 33 Заборављене Видовданске феште на Превлаци // Политика. 1989. 24 VI. С. 9.

38 Јединство. 1989. 20-21 V. С. 17.

39 Сталетовић Љ. Кнежева амфора за нашу трапезу //Јединство. 1989. 16 VI. С. 10.

40 Политика. Број 27200. 1989 28 VI. С. 9.

41 43 Вечерње новости. 1989. 8 VI. С. 21.

42 Ломоносов 2011: 158.

43 Милошевић примио Германа // Вечерње новости. 1989. 24 VI. С. 1; Слободан Милошевић примио Германа // Политика. 1989. 24 VI. С. 1; Милошевић примио Германа //Јединство. 1989. 24 VI. С. 1.

44 Јединство. 1989. 1 VI. С. 8.

45 Qiriq S. Nga legjenda drejt sg vgrtetes // Relindija. 1989. 13.VI. F. 8.

46 Вечерње новости. 1989. 26 VI. С. 17.

47 Борба. 1989. 27 VI. С. 1.

48 Политика. 1989. 28 VI. С. 1.

49 Павловић П. Свети белези — постанка // Вечерње новости. 1989. 9 VI. С. 29.

50 Он же. Из кубета — минарети // Вечерње новости. 1989. 10 VI. С. 31.

51 5- Лазукнћ Б. Лекције из «меморандума» // Вечерње новости. 1989. 23 VI. С. 20.

52 Зејнели 3. Истина о Косову јеједна // Политика. 1989. 20 VI. С. 9.

53 Јединство. 1989. 24-25 VI. С. 19.

54 Очекује се више од милион људи // Политика. 1989. 21 VI. С. 11; Зејнели 3., ВујновићМ. Симбол непристајањанапоразегубитке//Политика. 1989. 25 VI. С. 14.

55 Трупа наоружаних албанских националиста упала у југославенски клуб у Ахену//Политика. 1989. 21 VI. С. 14.

56 Улицама имена из косовске епопеје // Политика. 1989. 22 VI. С. 10.

57 Програм прославе на Газиместану и у Грачаници // Вечерње новости.

58 1989.26 VI. С. 17.

59 Сатница централне прославе // Јединство. 1989. 28 VI. С. 1.

60 См., например: Вечерње новости. 1989. 26 VI.

61 Доволно хлеба // Вечерње новости. 1989. 28 VI. С. 4; Продавнице раде нон-стоп // Вечерње новости. 1989. 28 VI. С. 4; Ручак // Вечерње новости. 1989. 28 VI. С. 4.

62 69 Чолић Л. Безрезервна људскост и топлина // Вечерње новости. 1989. 28 VI. С. 5.

63 Дочекани хлебом и сољу //Јединство. 1989. 28 VI. С. 5.

64 Пешице на свечаност //Јединство. 1989. 29 VI. С. 4; Утисци за незаборав и па-мћење // Тединство. 1989. 29 VI. С. 5; Литурппа косовским мученицима // Вечерње новости. 1989. 28 VI. С. 4.

65 Пешице на прославу //Јединство. 1989. 28 VI. С. 4; Пешке стазом историје // Вечерње новости. 1989. 28 VI: 5.

66 Косовске битке досојанствено и свечано //Јединство. 1989. 29 VI. С. 3.

67 У Грачаници и на Газиместану шест веков после // Јединство. 1989. 28 VI. С. 2.

68 6,3 Наличје закашњења// Вечерње новости. 1989. 30 VI. С. 5.

69 У Грачаници и на Газиместану шест веков после // Јединство. 1989. 28 VI. С. 2; Овако је било на Газиместану и Грачанице 28. јуна //Јединство. 1989. 30 VI. С. 7.

70 Провокације // Вечерње новости. 1989. 30 VI. С. 5; Каменовани аутобуси // Вечерње новости. 1989. 30 VI. С. 5.

71 «Децане знају» // Вечерње новости. 1989. 30 VI. С. 7.

72 73 Ponovo u — istoriju // Borba. 1989. 30 VI. S. 4.

73 Нико нема правда да бије народ // Политика. 1989. 28 VI. С. 5.

74 Брајовић Г., Благоевић М. Време новихЈунака// Вечерње новости. 1989.27 VI. С. 4.

75 ByjoeutiM. Централна прослава на Гази Местану //Политика. 1990. 27 VI. С. 17.

76 Косово je душасрпског народа // Политика. 1989. 28 VI. С. 1, 10-11.

77 ByjoeutiM. Центрачна прослава на Гази Местану. С. 17; Косово je душа српског народа // Политика. 1990. 28 VI. С. 1; Зејнели 3. Очекује се око двеста хиљадаљуди // Политика. 1990. 28 VI. С. 11.

78 75 Зејнели 3. Очекује се око двеста хиљада људи // Политика. 1990. 28 VI. С. 11.

79 Политика. 1990. 28 VI. С. 1.

80 50 ByjoeutiM. Централна прослава на Гази Местану. С. 17.

81 Доброчинство//Политика. 1990. 27 VI. С. 18.

82 88 Тенкови руши блокаде на путевима// Политика. 1991. 28 VI. С. 1; Ratne varnice u Sloveniji // Borba. 1991. 28 VI. S. 1; Војска преотела границу // Вечерње новости.

83 1991. 28 VI. С. 1.

84 88 Pucmoeuti М. У славу Видовдана // Вечерње новости. 1991. 29 VI. С. 7; Aumiiti Х.Д. Данае je Видовдан // Политика. 1991. 28 VI. С. 13; Srbija če nači put // Borba. 1991.29 VI. S. 9.

85 54 Pucmoeiiti М. У славу Видовдана. С. 7.55 Дамјановић Д. Заштита свих срба // Вечерње новости. 1991. 29 VI. С. 7.

86 Borba. 1991. 28 VI. S. 26.

87 Ibid. S. 25; Политика. 1991. 28 VI. С. 21.

88 Bieber 2002: 103.

89 Сабор може да почне // Вечерње новости. 1992. 27 VI. С. 8.

90 Павловић П. Join едай Видовдан // Вечерње новости. 1992. 27 VI. С. 8.

91 Опозиција збија редове// Вечерње новости. 1992. 28 VI. С. 1, 4; Протест под шаторима // Вечерње новости. 1992. 29 VI. С. 1-3, 8.

92 98 Хероји су уморни // Вечерње новости. 1992. 30 VI. С. 1.

93 98 Литургијау свим храмовина// Вечерње новости. 1992. 28 VI. С. 4; Парастос ју-нацима // Вечерње новости. 29 VI. С. 4.

94 Краљевић на Косову// Вечерње новости. 1992. 28 VI. С. 4.

95 Политика. 1992. 29 VI. С. 1.